В 2015 г. продажи новых устройств СТР снова упали — третий год подряд. В ушедшем году, на фоне заморозки программ инвестиций большинством типографий, нашлось около 25 смельчаков, решившихся на покупку нового СТР-устройства.
Руководитель типографии «Юлис» Сергей Иконников у новой линии Kodak Achieve T400 |
Одной из отважных типографий стала тамбовская «Юлис». Её приобретением оказался полуформатный Kodak Achieve T400 с автозагрузчиком пластин (опция AL), онлайн-пробивкой штифтовых отверстий. Система оснащена современной АСУ ТП Prinergy Connect 7 и сконфигурирована под беспроцессные пластины SonoraXP. Поставкой и запуском занимался ключевой дистрибьютор Kodak в России «НЦ Лоджистик». Особенность проекта — первая в нашей стране и одна из трёх первых в Европе инсталляция онлайн-пробивки для платформы Trendsetter/Achieve* (ранее эта возможность была для таких машин недоступна) и первая установка опции автоматизации системы обработки заказов RBA (Rules Based Automation**) в типографии такого масштаба.
Оборудование было запущено в декабре, решение о покупке принималось уже в условиях очевидного кризиса. Вот что рассказал руководитель «Юлис» Сергей Иконников.
Рождённые в бурю
«Год образования у нас — 1997-й, прямо перед кризисом 1998 г. Мы только-только начали работать, и первая волна кризиса нас накрыла», — рассказывает Сергей Евгеньевич. Краткосрочность того кризиса, правильные управленческие решения позволили пройти 1998 г. довольно легко.
В 2009 г. «Юлис» приобрела свою флагманскую пятикрасочную с лаковой секцией офсетную машину Ryobi 755L |
Начав с цеха шелкографии, «Юлис» в 2000 г. приобретает первую офсетную печатную машину Ryobi 520, в 2007 г. — Ryobi 524 GX, в 2008 г. — первое устройство CTP, в 2009 г. — офсетную машину Ryobi 755L, в 2010 г. — первую цифровую печатную машину Konica Minolta bizhub PRESS 6000, в 2012 г. — ЦПМ HP Indigo 5000r.
Приобретение в 2012 г. ЦПМ HP Indigo 5000r вывело возможности цифровой печати типографии на новый уровень |
Говоря о пройденном пути и, в частности, о кризисе 2008 г., Иконников подытоживает: «Кризис — это не только тяжёлое время, но и время возможностей. Мы на очень выгодных условиях в 2009 г. установили офсетную машину с секцией лакировки. Да, было очень сложно отдавать кредиты, тем не менее, мы всё пережили, и сейчас инвестиции оправдали себя. Я не побоюсь это сказать, что мы теперь занимаем в Черноземье одно из лидирующих мест как офсетная типография».
Что же отличало компанию «Юлис» от других соседних типографий? По мнению Иконникова: «Первое, наверное, это внутренняя энергия, которая позволяет двигаться вперед. Второе — мощный коллектив, костяк которого у нас работает более 15 лет. И третье — очень большой спектр продукции».
Как и многие региональные типографии, «Юлис» не имеет выраженной специализации. И эту особенность (в отличие от очень многих) она обратила в свое преимущество: «Мы — типография самого широкого профиля (печатаем этикетку, делаем вырубную упаковку, сувенирную продукцию, наружную рекламу, любую полиграфическую продукцию) — имеем самый широкий спектр оборудования. Это позволяет нам работать с комплексными заказами и часто создавать уникальный продукт на рынке полиграфии».
Надо ли инвестировать сегодня?
Текущая ситуация, по мнению «Юлис», характеризуется более затяжным и ожидаемым характером («мы этот кризис предвидели, о нём очень много говорили») и критичностью валютных позиций для формирования цен. Полиграфия здесь находится в одном из наименее выгодных положений. Компания пошла по пути анализа структуры своих затрат: «Мы научились экономно работать. Мы поняли, что в свое время довольно много ресурсов тратилось впустую», — объясняет Иконников.
Многие другие типографии вообще заморозили инвестиционную программу в этот период. В «Юлис» считают свои инвестиции в такое время оправданными и укладывающимися в общую цель — повышения эффективности и снижения себестоимости конечной продукции.
«У любого оборудования есть определённый срок, через который надо уже думать о его замене. И мы просто-напросто решили войти в кризис чётко и без слабых мест — с новым, надёжным оборудованием, чтобы пройти это сложное время стабильно и, надеемся, успешно. Были сформулированы требования. В плане СТР — это увеличение производительности, перспектива перехода на первый формат, а также увеличение автоматизации участка. Это удалось сделать в удачное в плане курсов валют время».
Обновление затронуло резальное оборудование и участок СТР.
Вопрос выбора: опять Kodak
На выбор марки СТР, по словам Иконникова, повлиял опыт эксплуатации первого устройства Kodak Magnus 400 II с 2008 г.: «Оно отработало на “пятерку”, мы были им абсолютно довольны. Опытный полиграфист, помимо цены и характеристик, всегда обращает внимание на сервис. И он нас точно устраивал».
Также в «Юлис» отметили дилера Kodak: «Сыграла роль активная позиция сотрудников “НЦ Лоджистик” (группа “НИССА”) при проведении переговоров. Это и вопрос квалификации. Если другие предложили один вариант, то в “НЦ Лоджистик” — четыре варианта разных комплектаций, и в итоге мы смогли вместе нащупать оптимальное для нас решение. Так получился Kodak. Единственное, что настораживало, — это беспроцессная технология в области пластин. Но на данный момент вроде бы она нас устраивает».
Эффект внедрения
Новое оборудование дало экономию на ФЗП, объясняет Иконников: «Если раньше у нас работало 4 человека на участке, то теперь работают двое, которые параллельно обслуживают и ЦПМ HP Indigo. Это стало возможным, потому что аппарат был куплен с автоматической подачей пластин. СТР и две ЦПМ нам удалось объединить в один цифровой участок, расположенный в одном помещении. И жизнь подтверждает верность такого решения».
Произошло большое обновление ПО. В «Юлис» работали с 2008 г. на младшей системе ПО Kodak Prinergy Evo. С новым СТР пришли новый сервер и система старшего уровня Prinegy Connect. Она обладает лучшим потенциалом автоматизации (особенно в сочетании с опцией RBA, где можно написать автоматические обработчики возникающих ситуаций — они будут запускаться сами, по факту возникновения события). Полностью этот потенциал типографии ещё предстоит раскрыть. Также система может быть дооснащена интерфейсом взаимодействия с заказчиками через интернет.
В «Юлис» решили сразу этого инструмента не приобретать: «Web-to-print– это то, куда сейчас все ринулись одновременно, но, наверное, не все понимают, что с этим теперь делать». Несмотря на эту моду, рынок к значительной роли интернета в формировании потока заказов оказался не готов: «Типографии-то готовы, не готовы клиенты. И пока что сайты не являются основным поставщиком заказов».
В будущее — с оптимизмом
Поведение одного из лидеров регионального рынка носит активный, просчитанный и прагматичный характер. Компания уже получила долгосрочный эффект от сделанного приобретения. Это уменьшение издержек за счёт автоматизации и снижение риска потерь от простоев (у нового оборудования Kodak этот риск сведён почти к 0). Завершение внедрения средств автоматизации позволит усилить этот эффект.
Возможности «Юлис» позволяют создавать уникальные изделия. Например, фотокниги |
Расширение рынков сбыта не ново для «Юлис». По словам Иконникова, уже почти 10 лет назад компания стала работать на рынке соседних областей, а в настоящий момент присутствует и на московском рынке, имеет московский офис. Собственный автопарк позволяет компании обеспечивать сверхкороткие сроки поставки офсетной продукции.
Ответом на демпинговое давление, как считают в «Юлис», должно быть не только повышение эффективности производства, но и внедрение уникальных предложений на рынке. В планах типографии — внедрение печати стохастическим растром.
Типография готовится и к большей роли интернета в экономике. В приобретённом ПО заложен потенциал развития в этой области. Сейчас у компании есть три сайта: один имиджевый (yulis.ru) и два (printelit.ru и fotobookru.ru) — для работы с клиентами, снабжённые калькуляторами.
Сергей Иконников отмечает, что в «Юлис» смотрят в будущее с оптимизмом: «Такое впечатление, что мы с оптимизмом родились, поэтому, наверное, из маленькой, с одним станочком, компании доросли до довольно серьёзного уровня. Оптимизм и внутренняя энергия — это хорошее дополнение к любому технологическому процессу».
Об авторе: Андрей Езерский — независимый автор.