101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Трогательная» выставка и полиграфия 4.0

  • 4 апреля 2016 г.
  • 3570
Организаторы Pre-drupa в Дюссельдорфе рассказали об основных отличиях выставки drupa 2016 от её предыдущих реинкарнаций. В первой статье по итогам мероприятия мы также расскажем о новинках в области допечатных процессов и программных инструментов для автоматизации, порой выходящих в своих возможностях за привычные для полиграфистов границы печатных массовых коммуникаций.

Организаторы Pre-drupa в Дюссельдорфе рассказали об основных отличиях выставки drupa 2016 от её предыдущих реинкарнаций. В первой статье по итогам мероприятия мы также расскажем о новинках в области допечатных процессов и программных инструментов для автоматизации, порой выходящих в своих возможностях за привычные для полиграфистов границы печатных массовых коммуникаций.

«Трогательная» выставка и полиграфия 4.0

Международная конференция для прессы, посвящённая drupa (так можно официально перевести полное название мероприятия), традиционно проходит примерно за три месяца до начала выставки в течение нескольких дней. Раньше она называлась Drupa Media Week, потому что продолжалась почти неделю. На этот раз она оказалась короче — 3 дня, начиная с 29 февраля, но организаторы сумели вместить в них 15 презентаций компаний-экспонентов, а также собственную. Послушать собрались почти 100 пишущих о полиграфии журналистов со всего мира.

Об особенностях drupa 2016 рассказали три человека, оказывающих наибольшее влияние на выставку: Вернер Матиас Дорншайдт — президент и генеральный директор Messe Dusseldorf, Клаус Больца-Шюнеманн — глава попечительского совета drupa и президент KBA, Сабина Гельдеманн — директор drupa 2016 и руководитель направления печатных технологий в Messe Dusseldorf.

Говоря о новом слогане выставки «Прикоснись к будущему» (Touch the Future), Дорншайдт отметил: «Перепозиционирование drupa 2016 отражает изменения вообще и в печатной индустрии в частности». Темп жизни изменился, что потребовало сокращения периодичности до одного раза в три года (следующая drupa намечена на 2019), а также длительности самой выставки с 14 до 11 дней. «Мы видели, что многие экспоненты через 10 дней оказываются просто полностью истощены», — объяснил это Вернер. Как на эти перемены отреагировала отрасль? Организаторы заверили, что реакцию индустрии можно выразить одним словом — фантастическая!

Премьера песни drupa, исполненной её автором Дитером Фольком и соул-певицей Бонитой Ниессен, взбодрила участников

Организаторы признали — выставка будет несколько меньше, чем предыдущая. Но количество экспонентов (сейчас — около 1650 из 50 стран, в 2012 г. было 1850) ещё не окончательное, поскольку часть из них находятся на объединённых стендах стран, и сколько там будет отдельных стендов компаний, до конца не ясно.

Далее слово взял Больца-Шюнеманн. Он отметил, что выставка будет фокусироваться на следующем поколении (видимо, речь идёт как о решениях, так и о людях — молодёжи, которую нужно как-то привлечь в теряющую привлекательность и стареющую отрасль), а наиболее яркими темами станут печать, производство упаковки, многоканальность, печать 3D, функциональная и зелёная.

Среди мегатенденций Клаус назвал «Печать 4.0»: «Речь о печати, которая позволяет реализовывать индивидуализацию и персонализацию с помощью цифровых технологий и сквозной автоматизации». Мотив «4.0» мы ещё не раз увидим в пресс-релизах и на стендах участников выставки. Отрасли нужны полностью цифровые производственные цепочки, внутри которых будет обеспечиваться беспроблемное взаимодействие машин и систем. А появление отдельной экспозиции, посвящённой 3D-печати, объясняется тем, что эта технология становится всё более важной для любого современного производства.

Выставка будет насыщена мероприятиями, посвящёнными технике и технологиям. Например, drupa innovation park (DIP) представит 130 участников (в основном — разработчики ПО), работающих в полутора десятках направлений — от web-to-print до кросс-медиа, 40% из которых — новички. Европейская ассоциация дизайна упаковки (epda) соберёт около 20 участников в специальной экспозиции «Прикоснись к упаковке» (Touchpoint packaging), разделённой на четыре темы для разных секторов упаковки.

Будет обильно представлена функциональная печать. Здесь будут задействованы лучшие силы ассоциаций PEPSO (решения и применения для печатной электроники), OE-A (органическая электроника), ESMA (Европейская ассоциация трафаретной, цифровой и флексографской печатных технологий), VDMA (крупнейшая европейская ассоциация промышленных компаний).

Но всех экспонентов, конечно, волнует прежде всего, придут ли люди на их стенды. Отвечая на вопрос об ожидаемом количестве посетителей, Гельдеманн ответила, что организаторы надеются за счёт новых направлений компенсировать тенденцию снижения количества «традиционных» посетителей. «300 тыс. и более можно будет считать успехом», — констатировала она (в 2012 г. было 314 тыс. посетителей, в 2008 г. — 390 тыс.).

«Традиционная» допечать

В начале 2000-х в авангарде развития допечатных процессов стояли устройства CTP и пластины для них. Последние несколько лет никаких революций в области офсетных CTP уже не происходит. Технологии стали настолько обыденными, что к выпуску устройств CTP с большим энтузиазмом приступили китайские производители, а полиграфисты даже на развитых рынках США и Европы (не говоря уже о России, где «китайцы» в 2015 г. заняли треть рынка) всё чаще прагматично выбирают эти более доступные аппараты. Тем не менее ведущие мировые производители продолжают обновлять свои модельные ряды, делая ставку на передовые, экологичные решения для офсетных и флексографских допечатных процессов. Более того, в российском представительстве Kodak уверены, что серьёзные типографии, заинтересованные в устойчивости своего бизнеса, будут продолжать ориентироваться на продукцию мировых брендов. Руководитель полиграфического направления Kodak в России Сергей Парамонов отметил: «Мы в Kodak всегда считали для себя приоритетом создание надёжных и качественных решений. А они не могут быть дешёвыми, даже если перевести часть их производства в Китай. Мы продолжаем инвестиции в разработки, в повышение надёжности и уровня автоматизации, чтобы всегда опережать продукты наших китайских коллег по уровню эффективности. Самое важное — чтобы допечатное решение обеспечивало непрерывный выпуск качественной полиграфической продукции. Тогда его более высокая цена обязательно окупится за счёт минимального брака, большей тиражестойкости пластин и других факторов. А это поможет нашим клиентам-полиграфистам добиваться устойчивого роста их бизнеса вместе с нами».

Руководители Kodak (слева направо): Д. О’Грейди (международные продажи), Крисс Пейн (упаковочное направление), Аллан Браун (Unified Workflow), Филипп Каллимор (цифровая печать)

Символично, что серию фирменных презентаций на конференции открыла компания Kodak, когда-то стоявшая в авангарде CTP-революции. С 1995 г. она установила по всему миру более 20 000 CTP. Её управляющий директор по международным продажам и вице-президент Джон О’Грейди напомнил, что в 2012 г. компания объявила на drupa десяток новых продуктов. «И все они были запущены в продажу в обещанные сроки», — подчеркнул он. Дальнейшие направления разработок определяются миссией Kodak — она заключается в том, чтобы типографии могли оставаться прибыльными и устойчивыми. За последние 12 месяцев сделаны существенные инвестиции в развитие производства в Коламбусе (США). Чтобы гарантировать поставку продукции для более 3000 клиентов, пользующихся беспроцессными пластинами Sonora, на заводе запущены 4-я и 5-я линии.

К выставке подготовлены новые решения. Компания собирается представить новую беспроцессную пластину. Эта пластина будет более устойчива в условиях УФ-печати. Других деталей пока не сообщили.

Новое семейство химии для печатного цеха Aqua-Image будет включать около 20 наименований смывок, жидкостей для очистки пластин и т. п. Они позволят поддерживать пиковую производительность типографий в самых сложных условиях.

Также на выставке представят ещё одну технологию пластин для высокопроизводительной печати, ориентированную на широкий диапазон применений и рынков. На стенде также можно будет ознакомиться с недавно выпущенными пластинами Electra Max и Libra VP для коммерческой и газетной печати. В режиме демонстраций покажут экспонирование пластин Sonora XP и Electra Max. Пластины Kodak будут использовать для печати на своих стендах Komori и Ryobi.

Разумеется, в Kodak не могли не подготовить новых аппаратных решений. Они сфокусированы на повышении автоматизации и производительности. Для линеек CTP Trendsetter и Achieve представят новые мультикассетный (MCU) и однокассетный (SCU) загрузчики, а также систему перфорирования в линию. Опции отличаются высокой функциональностью и компактностью. Для недавно выведенной на рынок доступной серии CTP Achieve подготовили новую систему охлаждения, сокращающую энергопотребление на 43%.

Кроме того, компания представит сверхпроизводительную модель CTP Trendsetter, которая будет способна изготавливать до 68 форм в час из пластин Sonora XP. Именно изготавливать, поскольку эти формы после вывода можно сразу устанавливать на печатную машину — никакая дополнительная обработка не требуется. В Kodak заявляют, что это — самая быстрая беспроцессная система в мире! В помощь оператору CTP и менеджерам типографий подготовили мобильное приложение, способное отслеживать состояние дел на допечатном участке. Это решение, а также сверхпроизводительный Trendsetter и MCU начнут поставляться в начале 2017 г.

Кроме офсета, в Kodak намерены активно развивать упаковочное направление, а точнее — допечатные решения для флексографии. Их представил генеральный директор упаковочного подразделения Kodak Крис Пейн. Он напомнил, что система Flexcel NX, предоставляющая офсетные возможности для флексоиндустрии, очень популярна в мире — установлено 450 систем, а объём продаж пластин для неё растёт на 20% ежегодно. Порядка 60–70% этого прироста обеспечивают узкорулонные типографии.

На drupa 2016 г. представят Flexcel NX System ‘16, созданную на базе технологии NX Advantage. Она обеспечивает оптимизацию краскопереноса с формы на запечатываемый материал. Новая система NX Tags позволит использовать на одной форме различные шаблоны, ещё более тонко оптимизируя краскоперенос в зависимости от сюжета. Технология растрирования Advanced Edge Definition улучшит воспроизведение контуров объектов. Типографиям также предложат программы поддержки и сертификации NX Implementation Services и NX Certification Program, облегчающие внедрение передовых технологий. Специальная версия Flexcel NX будет предложена для типографий, работающих с гофроупаковкой.

А прикоснуться к будущему флексопечати можно будет в комнате Ultra NX Experience. Там продемонстрируют пластины, обещающие двукратное повышение скорости изготовления форм, повышение их тиражестойкости и качества печати.

Kodak располагает одним из самых обширных наборов программных инструментов для автоматизации техпроцессов, объединённых в Unified Workflow. В компании считают их золотым стандартом для индустрии. На drupa 2016 впервые покажут облачные решения для Prinergy. Будут обновлены решения Insite (удалённый приём заданий и предварительная проверка), Preps (спуск полос), Colorflow (управление цветом), Pandora (размножение заданий на формах). Обещают новую аналитику для повышения качества принятия решений; простое масштабирование по мере роста. Расширенная поддержка оборудования для цифровой печати позволит проще внедрять гибридные техпроцессы. По этому направлению Kodak сотрудничает с Ricoh, Konica Minolta, Komori и Landa.

В рамках Unified Workflow реализован ряд функций, востребованных в упаковочной печати. Например, улучшен алгоритм растрирования Maxtone SC для триадной печати, а технология XMP Screening позволит использовать растры из других АСУТП.

Ещё один представитель большой тройки крупнейших мировых производителей пластин — Fujifilm. На drupa 2016 компания займёт стенд площадью 2020 м2, ещё один будет совместным с Heidelberg — для демонстрации струйной ЦПМ формата B1.

После реструктуризации в 2013 г. была образована Fujifilm Global Graphic Systems со штаб-квартирой в Токио, которая приступила к глобальному руководству полиграфическим бизнесом. Её президент Хисанори Макая сообщил, что с 2012 г. объём продаж компании вырос на 29%, прогноз на 2016 г. — более 300 млрд йен (2,64 млрд долл.). Для своей экспозиции на drupa компания выбрала лозунг «Ценность инноваций» (Value from Innovation), который появился в год её 80-летия — в 2014 г.

Fujifilm обещает показать комплексное допечатное решение Superia для офсетных типографий, все элементы которого идеально подогнаны друг к другу

Для офсетной печати на выставке в рамках концепции «Экономии ресурсов» представят комплексное решение Fujifilm Superia, позволяющее экономить материалы, затраты времени, энергии, воду и беречь окружающую среду. Подробностей о новых пластинах не сообщили, но продемонстрировали направление развития беспроцессных термальных пластин, начатое с Pro-T в 2006 г. В продаже сейчас — третье поколение пластин Brillia HD Pro-T3. В компании работают над повышением тиражестойкости в условиях УФ-печати, а также улучшением контраста. Также на стенде обещают представить недавно выпущенную водовымывную флексографскую пластину Flenex.

Что касается собственной АСУТП XMF, то обещали представить улучшенную версию, но детали объявят только на drupa. На стенде обещают продемонстрировать, как XMF и её Controller Module помогут интегрировать послепечатные устройства с системой АСУ типографии.

У Fujifilm есть и полная линейка CTP для офсета и флексографии, но о них в презентации компании на Pre-drupa не сказали ничего. Уже после окончания мероприятия мы запросили комментарий у российского офиса Fujifilm — представят ли на стенде аппаратные решения? Директор по продажам полиграфического направления Fujifilm Russia Дмитрий Эпштейн успокоил: «На протяжении последних лет Fujifilm является признанным лидером рынка решений для офсетной печати. Именно комплексный подход — подбор и разработка оптимально дополняющих друг друга продуктов, которые позволяют полиграфистам добиться максимальной эффективности и прибыльности печатного процесса в целом, стали отличительной чертой нашего подхода к бизнесу. Именно поэтому, в рамках drupa 2016, основной акцент ”Офсетной зоны” экспозиции будет сделан не на индивидуальных продуктах (таких как линейка систем CTP Luxel для коммерческой, упаковочной и газетной печати, спектр малохимических и беспроцессных пластин, работающих по технологиям Lo-Chem, линейке специализированных увлажнений и смывочных растворов, а также программному пакету XMF), а на решении Superia, объединяющем их все в рамках наиболее эффективной комбинации, в зависимости от конкретных задач типографии. Тех же полиграфистов, которые захотят узнать об особенностях и новых разработках Fujifilm, мы приглашаем на стенды A25–1–3 в зале 8b, где детально представим всю линейку продукции: CTP-системы от малоформатных до VLF, термальные и фиолетовые пластины (включая малохимические и беспроцессные решения), систему управления полиграфическим процессом XMF».

Автоматизация везде

HP Inc. удивила — компания, которая зарезервировала самый большой стенд площадью 6200 м2 на выставке в зале 17, пока представила не решения для цифровой печати, а облачную платформу PrintOS. Представлявший её бизнес-директор подразделения полиграфических решений HP Симон Льюис описал решение как «операционную систему промышленной печати для поставщиков услуг печати».

Любопытно, что в качестве одного из примеров приложений для PrintOS показали уже используемую некоторыми пользователями HP Indigo (в том числе и в России) аналитическую программу Print Beat

Пусть вас не обманывает название — речь всё-таки идёт не об операционной системе в привычном для ИТ-специалистов значении этого словосочетания, а о неком открытом «зонтичном» решении, позволяющем автоматизировать взаимодействие с печатным оборудованием и другими продуктами. В него войдут настольные, браузерные и мобильные приложения для дистанционного отслеживания состояния оборудования, аналитики, web-to-print и др. В качестве примеров приложений назвали два, разработанные британской компанией Oneflow. Первое — Box — упрощает подготовку заданий на печать, переданных по электронной почте или через файлообменные сервисы. Ещё одно приложение — Site Flow — представляет собой программу для размещения заказов через интернет, предварительной проверки и др. Первым приложением из категории web-to-print для интеграции в платформу названо PageFlex. Точный облик и состав PrintOS пока не ясен и самим создателям — они честно признались, что платформа ещё только формируется, но ряд новых приложений для неё будет объявлен ещё до drupa. В марте обещают сделать очень важный шаг — открыть сторонним разработчикам некоторые программные интерфейсы (API) для доступа к своему печатному оборудованию. В перспективе речь идёт о взаимодействии не только со всеми моделями промышленных линеек HP, но и об оборудовании других производителей и даже аналоговом, на которое PrintOS сможет отправлять задания на печать. Владельцы HP Indigo и PageWide Web Press смогут приступить к работе с приложениями PrintOS 31 мая 2016 г. Некоторые приложения будут доступны в рамках сервисных контрактов, а другие станут предоставляться по подписке либо с оплатой в зависимости от объёмов использования.

Конечно, это далеко не все новости HP — ряд новых моделей оборудования (на выставке планируется показать более 40 единиц) должен быть объявлен на мероприятии в Израиле ещё до конца марта.

Крупнейший стенд среди софтверных компаний на выставке займёт Hybrid Software (зал 7A, ст. F41). Она основана в 2007 г. выходцами из Artworks Systems. Сейчас в компании работает 70 человек, обслуживающих 500 заказчиков, использующих 13 инновационных продуктов. Среди её партнёров — Global Graphics / Harlequin, HP Indigo, Konica Minolta, OKI, Xeikon, Fujifilm, Kodak, GMG и др.

Среди возможностей Hybrid Software PackZ — редактирование термоусадочных этикеток с предварительным просмотром влияния изменений на внешний вид конечного продукта

«Выпуск в 2013 г. пакетов Cloudflow и PackZ стал поворотным моментом в развитии компании, трансформировав её продуктовую линейку и клиентскую базу, — объяснил глава совета директоров Гвидо Ван дер Шёрен. — Хотя мы по прежнему обеспечиваем интеграцию с продуктами сторонних фирм, потребности наших клиентов в инновациях в области допечатных процессов и АСУТП стали главным фокусом для Hybrid Software».

Среди наиболее интересных продуктов компании — Cloudflow. Это браузерное АСУТП, объединяющее несколько систем разного уровня. Оно может взаимодействовать с файл-серверами, АСУ и EPR, веб-порталами и передавать файлы в системы разными способами. На выставке будет впервые показано ПО Cloudflow Share — уникальный метод обмена данными между несколькими производственными площадками. Система основывается на PDF, она полностью открыта для подключения к другим продуктам. Также для Cloudflow представят Cloudflow RIP, специально разработанный для упаковочных и этикеточных рынков. Он базируется на 64-разрядном Host Renderer от Harlequin и является самый быстрым растровым процессором на рынке с возможность масштабирования.

Для печати переменных данных в упаковочных и этикеточных типографиях создан PrintPlanner. Он упрощает реализацию таких задач, как обновление штрихкодов в соответствии с датами выпуска.

Заботясь о доступности своих продуктов, в Hybrid Software представляют свой первый продукт, доступный по подписке (SasS), — MyCloudflow. Фактически речь идёт о предоставлении всех возможностей Clowdflow без необходимости покупки всего пакета.

Гвидо также напомнил о PackZ, впервые представленном на Labelexpo 2013. Это профессиональный PDF-редактор для упаковщиков и этикеточников, располагающий полным набором функций, востребованных в этом секторе. Для его пользователей подготовили PackZView — бесплатное приложение, обеспечивающее предварительный просмотр и инспекцию PDF-файлов.

Решения Pitney Bowes представили вице-президент по продуктовому маркетингу Грант Миллер (на переднем плане) и вице-президент по программным решениям Марк Хёрц

Известная в России в первую очередь своими конвертовальными системами американская Pitney Bowes с оборотом в 2015 г. около 3,6 млрд долл. представила очень необычное решение EngageOne Video для создания интерактивного видео взаимодействия с клиентами. Подобная система может быть важным дополнением многоканальной рекламной кампании. Поставщикам услуг печати следует как минимум знать о существовании таких решений и их возможностях.

Компания продолжает автоматизировать решения для прямой рассылки. АСУТП Clarity взаимодействует с системой DirectView, получающей информацию о работе печатного и конвертовального оборудования в режиме реального времени. Задача Clarity — бизнес-аналитика и выдача рекомендаций по оптимизации техпроцессов. В её составе — три модуля: Advisor, Optimizer и Scheduler. Их названия говорят сами за себя. Последний формирует и корректирует производственные планы.

Одним из важнейших анонсов к выставке в Ricoh считают TotalFlow Cloud Suite — набор из 10 облачных программных инструментов для построения полного техпроцесса. Летом будет доступно новое решение для цифровой книжной печати. Среди его основных возможностей — простая интеграция в электронную систему приёма заданий типографии, АСУ и АСУТП; возможности добавления штрихкодов и пользовательских отметок для автоматической настройки финишного оборудования; интегрированные допечатные функции (предварительная проверка, спуск полос и т. п.); интуитивные отчёты о ходе выполнения задач с настраиваемыми оповещениями; автоматизированная группировка заданий для сокращения макулатуры; поддержка ЦПМ Ricoh, а также печатного и финишного оборудования других производителей.

Ещё один новый инструмент — ПО /data.mill от Methis Software для автоматической проверки и «очистки» (исправления) баз данных, предназначенных для проведения персонализированных рекламных кампаний. ПО можно интегрировать в существующие CRM-системы. Его API можно использовать для проверки корректности ввода данных в экранные формы в браузере. Поставляется /data.mill как бесплатный дополнительный модуль к Microsoft Excel.

Также обещают показать Ricoh TotalFlow PrintServer с подключением к системам Prinergy и Agfa Apogee для создания гибридных техпроцессов. Изначально он разрабатывался для Heidelberg Prinect. Начало продаж — в августе 2016 г.

Konica Minolta покажет платформу для автоматизации маркетинга Markomi. Она позволит типографиям и их клиентам повысить отдачу от рекламных и маркетинговых кампаний. Будет представлена новая версия АСУТП JT 6.4. Теперь программные решения для промышленной печати будут объединены под новым зонтичным брендом AccurioPro и войдут в AccurioPro Software Suite.

Canon обещает показать Color Control Suite, который разработчики называют «исчерпывающим набором инструментов для управления цветом». Среди его возможностей — настройка стандартной цветопередачи для нескольких различных ЦПМ и производственных площадок, а также отслеживание аналитики, связанной со стабильностью цветов. Покажут и TrueProof v5 — современное цветопробное решение, обеспечивающее вывод печатных и отображение экранных цветопроб. В списке функций — имитация цветов при двусторонней печати, подгонка цветов под заранее отпечатанные цветные бланки, расчёт расхода чернил и тонера, а также суммарного красочного покрытия.

Сразу шесть специализированных систем, которые входят в Productivity Suite, обещает показать на выставке EFI: упаковочную, для гофроупаковки, издательскую и др. Они должны быть особенно интересны уже существующем пользователям систем автоматизации от EFI. Впрочем, в России их пока очень немного.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Требуются! Всё, что нужно знать о кадрах в 2024 году

В советское время таблички «Требуются!» висели при входе практически на любое предприятие. Отсутствием безработицы в стране гордились, а сейчас это настораживает. Кадровый вопрос в последнее время обсуждается на всех уровнях бизнеса и власти — от ипэшника до вице-премьера. Почему так происходит и можно ли избежать кадрового коллапса? Постараемся разобраться.

Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 26