Принтеры для высококачественной печати формата А3–А1.
В прошлый раз мы выпустили «Справочник покупателя» по фотопринтерам довольно давно — почти пять лет назад (Захаржевский Ю. «Струйники» для экстремальной фотопечати» // Publish № 6, 2011; http://www.publish.ru/articles/201106_18829280). Как и следовало ожидать, перемены за это время произошли серьёзные. Впрочем, круг компаний, выпускающих фотопринтеры в рассматриваемой категории, не изменился — их всего три: Canon, Epson, HP. Наверное, это объясняется не только определёнными техническими трудностями при производстве устройств с максимально возможным качеством печати, но и тем, что ниша таких принтеров не так уж велика и со временем вряд ли увеличится. С одной стороны, электронные носители продолжают «отъедать» куски от рынка фотопечати. С другой — люди всё чаще печатают не просто фотокарточки, а фотокниги. По крайней мере, так происходит в развитых странах, на которые и ориентируются производители печатной техники. Но фотокниги, как известно, печатаются либо на устройствах, работающих с серебросодержащими фотоматериалами, либо всё чаще на ЦПМ. Печатать фотокниги с помощью фотопринтеров оказывается дорого, долго и не всегда технологично: например, фотопринтеры не работают с некоторыми интересными материалами. А построенные на основе фотопринтеров т. н. «сухие» фотолабы так и не получили большого распространения на рынке. Поэтому основной сферой применения фотопринтеров остаётся высокохудожественная фотопечать — фотографии большого формата, репродукции картин и т.?п. Впрочем, фотопринтеры формата А1, А2 и реже А3 применяют также в качестве цветопробных устройств. Как следствие, основными покупателями таких устройств являются профессиональные фотографы и просто энтузиасты фотографии, художники, фотостудии и фотогалереи, а также препресс-бюро, типографии и рекламные агентства.
Новые модели
Новые чернила Lucia pro позволяют плотнее наносить пигмент на бумагу, а слой получает ровнее. Это обеспечивает более насыщенные цвета, чем в предыдущем поколении устройств. Цвет становится «богаче», повышая реалистичность отпечатков |
За прошедшие годы ряд фотопринтеров, присутствующих на рынке, претерпел значительные изменения. Впрочем, как и ранее, мы будем говорить о струйных устройствах формата от А3 до А1+, работающих на водных чернилах (пигментных и на основе красителя), с минимальным размером капли, который уже давно опустился ниже порога различимости невооружённым глазом — 1–4 пл. Как правило, эти принтеры предлагаются в расширенных красочных конфигурациях — от 5 (минимум) до 12 цветов. Только такое сочетание возможностей позволяет добиваться бескомпромиссного качества фотопечати.
Изменились все модели фотопринтеров Canon, представленные в нашей таблице. При этом количество моделей осталось прежним: 4 — серии PIXMA и две — imagePROGRAF. Если первые — настольные устройства формата А3+, то ImagePROGRAF PRO-1000 и PRO-2000 — более серьёзные устройства с форматом соответственно А2+ и А1+.
Печатающая головка PF-10 для ImagePROGRAF PRO-1000 и PRO-2000 |
Старшие модели линейки — то есть imagePROGRAF PRO-1000 и imagePROGRAF PRO-2000 — оснащены новыми печатающими головками PF-10 шириной 1,28 дюйма: они позволили быстрее, по сравнению с предыдущими моделями (имевшими головки шириной 1,07 дюйма), производить качественную печать в 12 цветах. Общее количество сопел в головке — 18 432.
Оптимизатор цвета (Chroma Optimiser, в нашей таблице — СО) служит для дополнительного выравнивания поверхности отпечатка, при этом лучи света отражаются от отпечатка под одинаковым углом, что делает цвета значительно ярче, глубже и насыщеннее. В принтере ImagePROGRAF PRO-2000 используются чернильницы большой ёмкости — 700 мл — с возможностью «горячей замены» для безостановочной печати. Также важно отметить, что этот фотопринтер имеет объём памяти 3 Гбайт и встроенный жёсткий диск на 320 Гбайт в комплекте.
Кардинально поменялся и ряд фотопринтеров Epson. Вместо популярных Stylus Photo и Stylus Pro производитель поэтапно выпустил линейку SureColor. Если раньше пользователь мог выбирать из 8 моделей Stylus, то теперь на выбор имеется 6 моделей. Впрочем, они охватывают все необходимые варианты по ценам от вполне «бюджетной» до весьма солидной.
Что касается конструктивных новшеств линейки SureColor, то, в первую очередь, следует упомянуть новые печатающие головки — Precision Core TFP с двумя рядами дюз в шахматной конфигурации. На каждый цвет чернил приходится одна линия дюз. Плотность дюз на один дюйм у принтеров, попавших в нашу таблицу, по-прежнему равна 360, но производитель уверяет, что качество отпечатков повысилось за счёт улучшения формы капель и снижения вибрации печатающей головки. Достигнуто это благодаря прочной пластине, в которой проделаны отверстия дюз диаметром 20 мкм. Она изготовлена из кремния методом фотолитографии — уменьшилась вибрация печатающей головки, что обеспечивает более точное позиционирование капель. В свою очередь, за счёт идеально круглой формы каждой дюзы улучшилась форма капли.
Немалое внимание производителем было уделено продлению срока бесперебойной работы печатающих головок. Например, новая технология Nozzle Verification Technology (NVT) служит для проверки состояния дюз: при этом сам пьезоэлемент служит сенсором, с помощью которого проверяется состояние находящихся в головке чернил. По результатам измерений NVT определяет характер возникающих проблем: изменилась ли консистенция чернил или в них появились воздушные пузырьки. На тот случай, если проблемы всё же возникают, теперь имеется процедура прочистки Timer Cleaning (TCL). Она происходит нечасто: через 90 дней после запуска устройства и затем через каждые 150 дней. Но уж прочистка происходит основательная: она продолжается 33 мин, при этом расходуется почти по 6 г чернил каждого цвета.
Изменилась и конструкция корпуса — при этом изменения также были направлены на увеличение ресурса печатающей головки. Как известно, при нерегулярной работе головки чаще выходят из строя. Но при исследовании, которое предприняли разработчики Epson, выяснилось, что чистые чернила сами по себе редко служат источником проблем. Чаще всего первопричиной забивания дюз служит попадание в них пыли. Поэтому в новой линейке — как в настольных принтерах, так и в широкоформатных — были внесены конструктивные изменения, предупреждающие попадание пыли внутрь печатающего механизма. Уменьшен размер отверстий между корпусом и крышками. В системе подачи бумаги используется антистатическое покрытие. Производитель утверждает, что комплекс предпринятых мер значительно понижает вероятность засорения головок и продлевает их ресурс.
В линейке SureColor используются новые чернила Epson UltraChrome HDX, которые обеспечивают более высокие, по сравнению с предыдущим поколением чернил, плотность чёрного и динамический диапазон.
У НР в секторе фотопринтеров, как и прежде, имеются устройства единственного формата — А1. Но вместо трёх моделей осталось две, одна из которых новая — HP Designjet Z2600 PS. По-прежнему в строю Designjet Z3200ps, более не производятся НР Designjet 130 и Designjet Z2100. Очевидно, НР не уделяет большого внимания этой нише, бросив силы на развитие систем промышленной печати.
Если «ветеран» Designjet Z3200ps отличается большим количеством цветов (12 картриджей), то Designjet Z2600 PS — высокой максимальной скоростью: до 43 м2/ч. Очевидно, для цветопробы или других целей, когда требуется максимально точное воспроизведение цвета, лучше всего использовать Designjet Z3200ps, а в тех случаях, когда важнее производительность, — новую модель.
Модель Designjet Z3200ps, несмотря на солидный «возраст», по-прежнему обладает высокими техническими параметрами: широкий цветовой охват, высокая точность цветопередачи, плотность сопел — 1200 на дюйм.
HP DesignJet Z2600 PS— пример обеспечения баланса между достаточным качеством печати для большинства графических и фоторабот и в то же время простотой использования и широким спектром применения.
Благодаря пигментным чернилам HP Vivid Photo с хроматическим красным цветом этот принтер позволяет получить в т.?ч. и фотографии с насыщенными цветами, а автоматическое управление цветом и простые и эффективные средства отправки файлов на печать позволят получить результат максимального качества как можно большему количеству пользователей.
Цветопроба: то, что интересно полиграфистам
Для полиграфистов фотопринтеры интересны, разумеется, не только с целью печати фотокарточек. Одно из главных направлений их применения — цветопробная печать. 15–20 лет назад цветопроба, сделанная на «обычном» фотопринтере, считалась не совсем полноценной. Для этого существовали специализированные, чрезвычайно дорогостоящие устройства: как струйные, так и основанные на технологии переноса пигмента со специальных «донорских» цветных плёнок на запечатываемый материал. С тех пор, однако, ситуация коренным образом изменилась. Совершенствовались как фотопринтеры ведущих производителей, так и ПО для цветопробы. В результате специализированное «железо» было вытеснено из этого сектора и практически исчезло.
Одним из путей развития принтеров, благодаря которому они стали более адекватно воспроизводить результаты офсетной и флексографской печати, было увеличение цветности. Теперь на фотопринтере может быть и 8, и 10, и 11 цветов чернил, в том числе зелёный, ярко-синий, оранжевый, фиолетовый… С их помощью воспроизводится результат печати не только триадными красками, но и смесевыми, что особенно важно при производстве этикетки и упаковки.
Необходимо отметить, что почти вся линейка Epson SureColor делится на две части и каждый принтер выпускается в двух вариантах: в одном используются фиолетовые чернила (эти модели обозначены литерой V), в другом — «светло-светло-чёрные» (в таблице обозначены как LLk). Вариант с фиолетовыми чернилами имеет более широкий цветовой охват (около 99% цветов шкалы Pantone). Принтеры с LLk чернилами более интересны для печати фотопродукции, поскольку обеспечивают более плавные градиенты, особенно на монохромных (или имитирующих монохромные) изображениях.
Исключение одно — широкоформатный Epson SureColor SC P20000, который не имеет «фиолетового «варианта», но в нашей таблице он отсутствует из-за большего формата. Очевидно, интереса к цветопробе такого размера среди потребителей не наблюдается.
Совсем недавно Epson представила на российском рынке SureColor SC-P5000: последнюю модель в новой линейке. Очевидно, что в ближайшие годы это будет самый популярный цветопробный принтер в России. Как мы уже отмечали, на нашем рынке Epson занимает господствующее положение в секторе принтеров для печати цветопробы. Если в других странах Canon и HP ещё пытаются бороться, то в России они, похоже, давно смирились со сложившейся ситуацией.
Подробнее о преимуществах SureColor SC-P5000V для печати цветопробы можно прочесть в прошлом номере (Захаржевский Ю. Современная цветопроба: используйте преимущества // Publish № 3, 2017). Там же можно узнать и об особенностях новых стандартов для цветопробы и о различном ПО, применяемом в этом секторе.
Экономный вариант
Заправка чернильных ёмкостей в принтерах Epson «Фабрика печати» |
Внимательный читатель уже, конечно, обратил внимание, что в нашей таблице среди принтеров Epson, кроме моделей линейки SureColor, имеется ещё и L1800 — самый бюджетный вариант среди фотопринтеров этого производителя. Линейке моделей, к которой относится этот принтер, производитель дал наименование «Фабрика печати». Главное их отличие — отсутствие привычных чернильных картриджей. Очевидно, японской компании надоело наблюдать, как сторонние производители делают СНПЧ для её принтеров. «Если не можешь остановить движение — возглавь его»: для принтеров «Фабрика печати» чернила выпускаются в обычных пластиковых бутылочках, которые переливаются пользователем во встроенные ёмкости. В модели L1800 их объём составляет по 70 мл.
Цветовой охват у этого принтера, конечно, не сравнится с таковым у многокрасочных моделей: всего шесть цветов, включая триаду и «лайты» С и М. Но довольно часто этого бывает достаточно.
В качестве примера коммерческого применения этой бюджетной линейки можно привести московскую сеть фотосалонов «Мультифото», которая пользуется фотопринтерами из линейки «Фабрика печати». Благодаря этому удалось существенно снизить себестоимость печати.
Чернила
Иллюстрация демонстрирует, как «работают» чёрные матовые чернила Epson: в них больше пигмента, а его частицы располагаются ближе к поверхности, что делает печать на неровной поверхности «плотнее». Почему бы не печатать такими чернилами и на глянцевых материалах? К сожалению, при этом отпечаток будет менее устойчив к истиранию |
Надо помнить, что количество картриджей у многих из представленных в таблице принтеров превышает количество цветов, которые используются непосредственно при печати. В первую очередь, во многих принтерах имеются специальные чёрные чернила для печати на матовых носителях (в таблице они обозначены как Mk). При этом заменять картриджи не требуется: и тот и другой постоянно установлены в принтере, а какой из них использовать, принтер «решает» в зависимости от того, что записано в профиле печати.
Чтобы обеспечить плавные градиенты, особенно при монохромной печати, применяются серые (Gr) или «светло-чёрные» (Lk) чернила. Как уже упомянуто выше, Epson предлагает даже «светло-светло-чёрные» чернила (LLk), но их нельзя использовать на принтере с фиолетовыми чернилами. Выбор надо делать при покупке.
Можно предположить, что «серые» чернила — то же, что «светло-чёрные». Но мы в таблице предпочли оставить названия, данные производителями — тем более что стандартизации чернил, как в офсете, в «цифре» пока не предвидится.
У Epson SureColor SC-P400 и НР Designjet Z3200ps имеется «усилитель глянца». Конечно, вряд ли его эффект сравнится с результатом УФ-лакирования, но и функция у него — не «навести глянец», а сглаживать зернистость, если она проявится при печати.
Рентабельность и производительность
Обычно себестоимость печати вызывает немалый интерес у потенциальных покупателей. К сожалению, поставщики фотопринтеров охотно делятся информацией о цене оборудования, но дружно воздержались от предоставления официальных цен на чернила. Впрочем, возможно, в данном секторе стоимость чернил действительно не так уж критична. Например, в случае с изготовлением цветопроб доля чернил цветопробного принтера в общей стоимости тиража будет совершенно незначительна. Хотя, конечно, фотографы и художники наверняка принимают в расчёт себестоимость печати при выборе фотопринтера.
Производительность фотопринтеров за прошедшие пять лет практически не выросла. Наверное, наращивать её на сжимающемся рынке не имеет особого смысла. А при использовании такого принтера для печати цветопроб ускорение процесса на несколько секунд или даже пару минут вряд ли будет замечено пользователями.
К сожалению, нам не удалось привести к единому знаменателю скорость всех приведённых в таблице принтеров. Не все они, например, имеют опцию рулонной печати. А перевести данные, приведённые для листовых принтеров, в квадратные метры не всегда возможно адекватно.
Заключение
Как видно из таблицы, изменения за годы, прошедшие с выпуска предыдущей статьи на эту тему, произошли серьёзные. Из старых моделей сохранилась только одна — НР Designjet Z3200ps.
Рассмотренные в данной статье принтеры могут представлять интерес для коммерческого использования в основном для изготовления цветопроб и для интерьерной фотопечати. Рынок принтеров для цветопробы постепенно сокращается, поскольку уменьшается количество типографий.
Что касается интерьерной печати, то стоит напомнить, что ко всем прочим преимуществам новой линейки фотопринтеров Epson можно добавить и то, что, начиная с модели SureColor SC-P800, они могут печатать на материалах толщиной до 1,5 мм, что особенно полезно при печати художественных репродукций на плотных материалах.
Впрочем, иногда фотопринтерам находят и другое применение: например, на них печатают обложки и суперобложки для фотокниг. В данном случае важен как размер печати, особенно у принтеров формата А1 и с возможностью рулонной печати, так и яркость отпечатка. Как известно, «по одёжке встречают», поэтому при изготовлении обложки можно забыть о более высокой (по сравнению с ЦПМ) себестоимости такой печати.