Печать по тканям — растущий рынок, вызывающий, однако, опасения и приверженцев традиционной полиграфии. К счастью, поставщики охотно делятся информацией о том, как эффективно организовать этот бизнес. Наиболее доступный старт в этот сектор обеспечивает использование сублимационной технологии.
26 июля 2018 г. в Москве представительство Epson и компания «Текстиль и технологии» провели семинар, посвящённый сублимационной печати на тканях. Менеджер по работе с партнёрами Epson Юлия Сидорова рассказала, что в последнее время продажи принтеров её компании для печати по сублимационной бумаге растут весьма заметно. Основными покупателями являются специализированные компании, занимающиеся производством изделий из ткани. Полиграфисты же относятся к печати по ткани в большинстве своём настороженно. В первую очередь — из-за необходимости работы с новыми клиентами и организации производства готовых изделий из материи.
Но даже решившись выйти в новый сектор рынка, очень важно правильно подобрать оборудование и материалы — иначе можно встретиться со множеством незнакомых полиграфистам проблем и особенностей. О них рассказали директор «Текстиль и технологии» Юрий Ефремов и руководитель технологического отдела компании Григорий Суменков.
Лондонский дизайнер Ричард Квин сотрудничает с европейским Epson и для своих эксклюзивых платьев использует ткань, запечатанную на принтере этого производителя. На фото — Джордж и Амаль Клуни (в платье от Квина). Фото предоставлено Epson
|
Подводные камни сублимационной печати
Напомним принцип сублимационной печати на синтетической ткани. Он заключается в том, что сначала чернила наносятся на бумагу со специальным покрытием, а затем она накладывается на ткань, и этот сэндвич пропускается через нагретый каландровый или плоский термопресс. Чернила, минуя жидкую фазу, переходят в газообразное состояние и переносятся на полиэфирную ткань, которую часто называют полиэстеровой.
Суменков напомнил, что к выбору материала, который предстоит запечатывать, надо подходить внимательно и даже придирчиво. Для некоторых клиентов (то есть тех, кто в итоге купит запечатанную ткань или готовое изделие), очень важны тактильные ощущения.
И, разумеется, только на «правильной» ткани получаются яркие цвета, достигается хорошая детализация изображения, не происходит проникновения цветов друг в друга. Очень важно, чтобы памятные цвета на ткани выглядели естественно.
Конечно, проверить качество каждого рулона ткани невозможно. Поэтому так важно доверять поставщику. Недобросовестный продавец под видом полиэфирной ткани может продать полиамидную или ткань с добавлением полиэтилена, которые трудно отличить по внешнему виду от полиэфирной. Стоят они дешевле, но проблема заключается в том, что плавятся они уже при +150оС, в то время как перенос краски в стандартной технологии происходит при температуре +190оС и выше. Иногда вместо полиэфирной могут предложить и вискозную ткань, которая также не годится для этой технологии. Вискозу также продают под различными названиями, например, могут назвать её поливискозой, «бамбуковым полотном» и т. д.
Бумага
Запечатываемым материалом при работе по сублимационной технологии является не сама ткань, а специальная бумага. Зачем нужен промежуточный этап? Не проще ли и не дешевле ли пользоваться технологией прямой печати по ткани? К сожалению, не всё так просто: каждая технология имеет свои преимущества и недостатки. Различные способы прямой печати могут иметь такие недостатки, как недостаточная яркость изображения, невысокая скорость или, с другой стороны, огромная стоимость комплекса оборудования для печати. Технологически процесс прямой печати сложен, потому что при высокой скорости работы капли, падая на волокна, разбрызгиваются и растекаются.
Чтобы уменьшить эти проблемы, ткань для прямой печати необходимо пропитывать специальными химикатами, а этот процесс требует специального оборудования, весьма недешёвого, наличия опыта и специальных знаний.
С другой стороны, при прямой печати по ткани расход чернил на 30–50% больше, чем при печати по сублимационной бумаге.
Разумеется, бумага для сублимационной печати имеет сложную структуру: она должна воспринять достаточное количество чернил, а затем передать их ткани. Хороший материал не может быть дешёвым, но эти расходы оправдывают себя: например, на качественной бумаге эффект разбрызгивания капли намного меньше.
Яркие цвета и устойчивость готовых изделий к стирке, поту, сухому и мокрому трению служат причиной того, что именно сублимационная технология печати часто применяется для изготовления различных предметов одежды, в том числе спортивной. Невозможно добиться таких же параметров, используя натуральную ткань. По этим причинам профессиональная спортивная форма и форма для спецподразделений обычно является полностью синтетической. Фото предоставлено Epson |
Ефремов отметил, что в европейских компаниях, которые занимаются печатью по ткани, ради экономии могут экспериментировать с чернилами, но не с бумагой. Да и в России количество клиентов, печатающих «на чём попало», уменьшается: всё больше конечных заказчиков готовы заплатить чуть дороже, но получить более высокое качество. По его мнению, производитель бумаги должен иметь у себя полный цикл: от изготовления целлюлозы до покрытия бумаги специальными полимерными составами и порезки на рулоны необходимого диаметра и длины. В противном случае стабильности качества ожидать не приходится: рано или поздно возникнут проблемы.
«Текстиль и технологии» предлагает своим клиентам бумагу Transjet компании Cham Paper (Швейцария), которая является частью холдинга Sappi. Итальянская фабрика, на которой непосредственно делается сублимационная бумага, существует уже 140 лет. Но оборудование на ней — современное, автоматы точно дозируют 24 ингредиента для изготовления основы из секретного списка, а затем в лаборатории измеряется более двадцати параметров качества продукции.
«Текстиль и технологии» предлагает и сублимационную бумагу Epson. Ефремов отдал должное её качеству, пожалев о высокой стоимости. Впрочем, некоторые компании, несмотря на цену, предпочитают именно её, когда речь идёт об изготовлении сверхмаржинального продукта.
Приобретая столь дорогие и качественные материалы, не стоит забывать об условиях их хранения. Например, в помещении, где хранится сублимационная бумага, изменения влажности не должны быть более 5% за сутки. Также нельзя подвергать эту бумагу длительному охлаждению.
Где взять ткань?
К сожалению, ткани российского производства на рынке мало. Приобрести качественный материал можно, например, в Textus-Group. Её генеральный директор Фёдор Радулов, выступая на семинаре, обратил внимание слушателей на высокое качество поставляемой компанией продукции. В качестве производителя выступает крупный турецкий холдинг Akbaslar, который делает самые разнообразные ткани: натуральные, смесевые, так называемые «сэндвичи», у которых ткань с разных сторон имеет разные свойства. Последние пользуются особой популярностью.
Гостям мероприятия были представлены многочисленные образцы тканей, которые можно заказать в Textus-Group.
В России, заметил Радулов, существует, как ни странно, проблема с принтами — то есть с рисунками, которые надо нанести на ткань. В Textus-Group работает своя команда дизайнеров, в то время как другие компании — поставщики ткани — зачастую пользуются готовыми изображениями, которые предоставляют турецкие производители.
Вот уже десять лет, как признался Федор, его занимает идея освоить, наконец, печать по ткани в России. Первый этап уже близится к реализации: Textus-Group приобрела итальянское оборудование для печати в компании «Текстиль и технологии». Печать будет возможна как на синтетических, так и на натуральных тканях.
Каландры
После того как изображение напечатано на сублимационной бумаге, его надо перенести на ткань. Для этого используются специальные каландры, в которых бумага не только под давлением прижимается к ткани, но ещё и нагревается. Конструкция и надёжность каландра — немаловажная составляющая успеха при печати на тканях.
«Текстиль и технологии» предлагает каландры итальянской Monti Antonio с маслонаполненным греющим цилиндром.
Ефремов обратил внимание, что на рынке каландров имеются бренды, не имеющие собственного производства. Приобретая их технику, можно рискнуть и получить неплохое оборудование по умеренной цене. Но, по опыту российских клиентов, шанс получить изделие весьма низкого качества также достаточно велик.
Ю. Ефремов подробно и наглядно объяснил, какие преимущества имеет конструкция каландров Monti Antonio |
Между тем результат процесса переноса краски на ткань зависит от изменения температуры и давления, которые могут показаться совершенно незначительными: разнотон получится уже при изменении температуры на полтора-два градуса.
Собственный завод позволяет Monti Antonio не только делать качественные механизмы, которые служат клиентам десятки лет, но и лучше соответствовать потребностям клиентов, делая для них кастомизированные машины: например, можно сделать каландр со столом, который будет иметь опцию программируемой моторизованной подачи эластичных материалов с намоткой без втулки (такие материалы часто попадают в Россию из Китая: наматывать ткань без втулки дешевле). Кстати, такая опция появилась в линейке каландров Monti Antonio по просьбе российских клиентов.
Интересно, что в России каландр Monti Antonio обходится покупателю даже дешевле, чем в Италии, — за счёт возврата итальянского НДС при вывозе из ЕС и освобождении от уплаты НДС в России.
Принтеры
Принтер — один из важнейших элементов сублимационной технологической цепочки. Epson предлагает две модели: SureColor SC-F7200 и SC-F9300, работу которых продемонстрировали гостям семинара в московском демозале компании. Демонстрационную печать готовил и проводил инженер «Текстиль и технологии» Никита Новиков. С помощью смартфона и проектора он демонстрировал аудитории интересные узлы принтеров.
Ефремов считает, что эти модели — лучший вариант среди оборудования такого класса (промышленные сублимационные модели Epson не выпускает). Он подробно рассказал о технических моментах, которые обеспечивают им преимущество: высокое физическое разрешение печати, надёжность печатающих головок новейшего поколения, которые Epson пока не поставляет сторонним производителям оборудования. В отличие от некоторых принтеров конкурентов, аппараты Epson работают не с картриджами, из которых чернила самотёком опускаются вниз, а с СНПЧ, в которой насосы поднимают чернила вверх. При такой конструкции головки меньше засоряются.
Шестерёнки на принтерах Epson имеют зубья эвольвентной формы, что придаёт работе механизма плавность и понижает уровень шума. При работе принтера, как убедились гости семинара, слышен, по большей части, только шум вентиляторов на вакуумном столе.
Ефремов посетовал, что нельзя устроить «дуэль» с конкурирующими моделями: нет желающих соперничать с Epson в этом секторе. Впрочем, отсутствие соперника в физическом виде отчасти было скомпенсировано показом видео, которое продемонстрировало, как ведёт себя тяжёлый рулон на моторизованной размотке принтера Epson и у конкурирующей модели, у которой мотора на размотке нет и, в результате, бумага подаётся рывками. Это может, в частности, привести к образованию складок, особенно на тонкой бумаге.
Отличия от конкурентов есть не только в механической части. Удобная панель управления с интуитивно понятным интерфейсом — казалось бы, давно известное новшество, но среди этих принтеров имеется не у всех, не говоря о русифицированном меню, о котором позаботилась Epson.
Благодаря всем этим особенностям опытному оператору, который уже поработал на других принтерах, очень легко перейти на Epson, а неопытному легче научиться. Надёжность и эргономичность SC-F7200 и SC-F9300 таковы, что некоторые клиенты оставляют их работать на ночь без операторов.
Разумеется, было рассказано о разнице между SC-F7200 и SC-F9300. Первый из них — четырёхкрасочный, а второй работает по схеме 2×CMYK, поэтому у него гораздо выше производительность. Есть и другие отличия: SC-F9300 — новая модель, появившаяся в этом году, и конструкторы внесли в неё немало изменений. В частности, изменён механизм чистки сопел: для этого используется модуль автоматической очистки зоны дюз печатной головки безворсовой тканью, пропитанной специальной жидкостью. Имеются экономные режимы промывки головки. Это одна из причин того, что на сублимационных принтерах Epson расход чернил меньше по сравнению с конкурирующими моделями. Для производителей одежды будет интересно то обстоятельство, что «родные» чернила этого производителя Epson UltraChrome DS имеют сертификат OEKO-TEX — это значит, что они подходят для печати одежды для детей с первого месяца жизни.
Стол сушки у SC-F9300 стал съёмным, что важно при доставке и установке принтера в помещениях с узкими дверями или коридорами. Правда, Ефремов выразил сомнение, актуальна ли в действительности такая возможность, но гости дружно заверили его, что это действительно так: работать нашим предпринимателям приходится в самых разных помещениях.
В тракт подачи бумаги внесены изменения (больше диаметр подающего вала, сильнее прижим роликов и т. д.), благодаря которым SC-F9300 может работать с бумагой плотностью от 40 до 140 г/м2.
В целом можно констатировать, что SC-F7200 — очень надёжный, стабильный аппарат, особенно для начала бизнеса. Но благодаря новшествам, применённым в SC-F9300, 80% продаж приходится на последнюю модель.
Для работы в любом секторе рынка необходимо не только «железо», но и своё, специфическое программное обеспечение. «Текстиль и технологии» предлагает ПО neo Stampa компании inedit (Испания). Оно имеет дружественный, понятный оператору интерфейс, к тому же всегда можно получить квалифицированную консультацию в Барселоне. RIP neo Stampa даёт профессионалу много возможностей, в частности — позволяет работать с тонкими оттенками цвета. Что же касается начинающих, то им вполне подойдёт бесплатное, полностью русифицированное ПО Epson Edge, в котором уже имеются предустановки для многих видов бумаги.
Гостям семинара не понравился сюжет с цветочками, печать которого им собирались продемонстрировать. Они потребовали напечатать плашку светлых тонов — именно на таких сюжетах проблемы печати заметнее всего. Оба принтера справились с задачей достойно, хотя старшая (то есть более новая) модель и показала чуть лучший результат
|
Тканевая диверсификация для типографий и РПК
Сектор рынка по печати на тканях активно растёт — заметно больше многих других привычных полиграфистам направлений. Поэтому его можно считать перспективным для диверсификации традиционного полиграфического или рекламно-производственного бизнеса. Да, он имеет немало подводных камней (и многих это пугает), но, как показал семинар, поставщики готовы делиться накопленным опытом и оказывать техническую и технологическую поддержку на любых этапах.