101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Зарабатываем на «металлах»

  • Юрий Захаржевский
  • 8 ноября 2018 г.
  • 7378
Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

Специальный обзор решений для цифрового нанесения фольги.

«Офсетчики» уже давно пришли к выводу, что на одной лишь печати толком не заработаешь: главный способ заработка — это послепечатные, а в особенности — отделочные операции. Ведь покупают у типографий не отпечатки, а конечный продукт. И чем он привлекательнее и уникальнее, тем дороже за него готовы платить. В цифровой же печати, к сожалению, довольно долго длился период, когда отделка цифровых отпечатков производилась аналоговыми устройствами, поскольку цифровых машин для таких операций просто не было. Но постепенно положение менялось: появились устройства для цифровой резки, биговки, лакирования и, наконец, фольгирования.

В этот раз мы рассмотрим, как можно делать цифровое фольгирование. Конечно, кроме традиционного горячего и холодного тиснения фольгой, возможны и другие способы отделки, создающие металлизированные эффекты: например, уже существуют металлизированные тонеры у ЦПМ HP Indigo и Xerox и чернила на широкоформатных принтерах Epson, Roland и др. Но результаты их работы пока что не идут в сравнение с результатами нанесения фольги. Правда, в своё время в Landa Digital Printing разработали принципиально новый процесс металлизации, который был назван Nano-Metallography. На сформированный цифровым или традиционным способом клейкий «шаблон» наносится слой металлизированных хлопьев NanoFlakes толщиной 50 нм, создавая эффект, по блеску сравнимый с тиснением фольгой. Но о практическом применении этой технологии до сих пор ничего не слышно.

Сейчас на выбор у полиграфистов, в том числе российских, имеются совершенно разные устройства: как по технологиям работы, так и по цене оборудования. Соответственно, выбирать их надо как по технологическим возможностям, так и по объёмам загрузки.

Струйные решения высшего класса

HP Indigo GEM

В первую очередь упомянем о серьёзных (как по цене, так и по производительности) агрегатах, технология работы которых подобна холодному тиснению, применяемому в аналоговой печати. Сначала на поверхность обрабатываемого материала наносится клейкая субстанция — например, праймер или УФ-лак. Это делается через струйные печатающие головки. А затем к материалу прижимается, как и в случае с аналоговым холодным тиснением, фольга.

MGI JETvarnish 3D Evolution & iFoil L

По такой схеме работают устройства, производимые HP, MGI, Scodix, Steinemann (последний в России не представлен). Среди них есть как рулонные (HP Indigo GEM, MGI), так и листовые (MGI, Scodix, Steinemann). Подробнее о них можно прочесть в Publish № 6, 2018 (Захаржевский Ю. Кратчайший путь к шикарному оттиску).

Scodix Ultra Pro with Foil

Разумеется, все эти устройства могут производить не только фольгирование, но и лакирование — было бы странно со стороны производителей не использовать эту возможность, если уж в машине применяется струйная технология. К тому же без лака нанесение фольги в таких устройствах просто невозможно.

Применяемые в такой технологии вещества имеют хорошую адгезию ко многим материалам: бумаге, картону и т. п.

Несколько особняком стоит представленное на drupa 2016 Kurz специализированное решение со встроенной секцией УФ-печати изображения для последующей металлизации — DM-Liner UV Ink, способное переносить фольгу Digital-Metal на бумагу и пластик. К сожалению, оно тоже скорее находится в категории цены устройств высшего класса. Ценник на все подобные устройства — шестизначный в евро или долларах. К тому же эти устройства достаточно производительны (тысячи листов в час), так что на целый регион может хватить всего одной или двух машин: остальные типографии будут переразмещать заказы с фольгированием у счастливого обладателя такой техники.

Доступные струйные альтернативы

К сожалению, перечисленные выше устройства довольно дороги — тем более что это обычно большие машины второго, а то и первого формата. И пользователи, естественно, стремятся найти альтернативные варианты цифрового тиснения. И некоторые производители не против помочь им в этом.

Например, Mimaki предлагает метод «тиснения» с помощью сувенирного планшетного принтера и ламинатора с ревайндером, на который собирается отработанная фольга. Изображение, которое надо металлизировать, сначала наносится праймером через струйную головку принтера, а УФ-сушка слегка его «подсушивает», не отверждая до конца. На получившееся липкое изображение можно в ламинаторе накатать фольгу (Терентьев И. Эффектная «цифра» // Publish № 9, 2016). Однако в России этот способ фольгирования вряд ли найдёт широкое применение, поскольку вариант принтера с праймером у нас не популярен, а переделать аппарат после покупки уже нельзя.

Похожую систему на drupa 2016 предложила другая южнокорейская фирма — Durafos. Система Durager-VF600 тоже состоит из двух частей: планшетного УФ-принтера и модуля фольгирования. Если при покупке выбрать принтер с белыми чернилами, то можно, нанося фольгу на рельефное белое изображение, получить тиснение фольгой с тем же рельефом. Интересно, что конструкция данного принтера предоставляет пользователю возможность заменять модуль печати: кроме УФ-чернил, можно использовать сольвентные или чернила для печати по текстилю. К сожалению, в России эти системы не представлены.

Возможно, кто-то из полиграфистов попытается воспроизвести альтернативный вариант струйного фольгирования имеющимися средствами — было бы интересно узнать о таком опыте.

Тонерные решения

Принципиально иное решение применяется в устройстве, которое предлагает Kurz — известный немецкий производитель фольги для тиснения. Подробнее о машине Kurz DM-Liner (его цена — около 100 000 евро) можно прочесть в статье «Цифровое тиснение фольгой: когда тираж не имеет значения» (Publish № 4, 2015). Вкратце напомним, что на первом этапе на те места отпечатка, которые должны быть покрыты фольгой, должен быть нанесён чёрный тонер. Делается это на отдельной ЦПМ — как печатающей по технологии с сухим тонером, так и на машинах HP Indigo с жидким тонером. На втором этапе тиснения отпечаток пропускается через машину DM-Liner, где давление нагретого вала переносит металлизированный слой фольги на чёрный тонер. В целом данная технология включает в себя три компонента: саму машину DM-Liner, специальное ПО и фольгу Kurz Digital-Metal DT-H.

В центре приложений Ricoh в Телфорде (Великобритания) установлена Kurz DM-liner, которую активно используют при изготовлении демонстрационных образцов в сочетании с цветной электрографической печатью

По информации поставщика — ГК «Дубль В» — такие устройства (как в листовом, так и в рулонном варианте) успешно продаются в странах Европы. Потенциальные клиенты в России проявляют к ним интерес, но инсталляций у нас пока нет.

Московская компания «Фольгиратор» предлагает настольное устройство Foil Fuser FT-10 (США). Принцип его работы такой же, как у Kurz DM-liner, но масштаб — гораздо меньше: ширина материала — до 320 мм, плёнки — до 305 мм. Цена устройства — около 178 тыс. руб.

По похожей технологии работает и электрографическая ЦПМ MGI Meteor Color+: она имеет модуль для фольгирования, который припрессовывает фольгу к запечатанным тонером участкам листа. Фактически устройство включает две машины: электрографическую цветную ЦПМ и систему фольгирования с модулем автоматической приводки. Представленные на drupa 2016 образцы впечатляли, но нам пока не известно об инсталляциях этой машины в России.

Альтернатива: тонер + ламинатор

Технология, описанная выше, является, по сути, доведённым до промышленного уровня вариантом способа фольгирования «на коленке»: большинству полиграфистов наверняка известны способы «тиснения» с помощью принтера и ламинатора. Производители ламинаторов, естественно, не оставили без внимания эту потребность клиентов: достаточно приобрести модель с ревайндером, чтобы процесс фольгирования вышел на совсем другой уровень производительности. Вероятно, это самый доступный способ цифрового фольгирования, особенно в случае, если типография уже располагает подходящей моделью ламинатора и любой тонерной ЦПМ — фактически, вам потребуется только специальная плёнка с фольгой.

В этом секторе наиболее известны решения южнокорейской GMP, которая, кроме ламинаторов, предлагает подходящую фольгу разнообразных цветов: в числе прочего, можно получить не только цветные или голографические изображения, но и прозрачные, которые выглядят, как выборочное лакирование.

На международных выставках большую активность в демонстрации различных способов нанесения фольги с помощью ламинаторов проявляет английская Vivid Laminating Technologies.

В 2018 г. одним из обладателей престижной премии ассоциации Полиграфическая промышленность Америки (PIA) InterTech Award 2018 была названа компания Nobelus за четырёхступенчатый процесс облагораживания с использованием ламинатора 4-Step Sleeking. Компания разработала технологию фольгирования и имитации выборочного лакирования цифровых отпечатков, в основном с машин HP Indigo. Недавнее новшество заключается в том, что после ламинирования запечатанного оттиска на нём можно ещё раз напечатать и выполнить фольгирование, создавая интересные эффекты. Поверх серебряной фольги можно даже напечатать в цвете, имитируя цветную фольгу. «Это открывает для типографий доступную возможность печати переменной информации и персонализации фольгой», — заключили судьи.

Стоит отметить, что рабочий процесс с ламинатором хорош уже тем, что ламинатор нужен в большинстве типографий и пока что обычная ламинация требуется гораздо чаще, чем цифровая отделка.

Решения с термопереносом

Теперь рассмотрим самый распространённый вид цифровых фольгираторов: настольные устройства с термальными головками. В настольном исполнении стоимость этих устройств — в диапазоне от единиц до десятков тысяч долларов. По сути, это имитация обычного горячего тиснения, только вместо штампа используется термальная головка, которая прижимает фольгу к обрабатываемому материалу в нужном месте и нагревает её. Фольга в этом случае требуется специализированная, и стоит она дороже, чем обычная фольга для горячего тиснения. На коротких тиражах, само собой, эта разница нивелируется благодаря тому, что не нужны время и деньги для изготовления штампа.

Такие машинки, обычно малоформатные, применяются на многих предприятиях: в типографиях, копировальных салонах, рекламных агентствах, а также в печатных отделах корпоративных клиентов. Данное решение позволяет производить отделку от единичного экземпляра до средних тиражей.

Ещё несколько лет назад в этом секторе российского рынка почти безраздельно господствовали азиатские производители. Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась: теперь львиная доля рынка занята отечественным производителем — компанией «Виршке» (г. Нижневартовск). Все разработки по проектированию, расчётам, разработкам ПО осуществляются силами наших российских специалистов. Одним из дистрибьюторов «Виршке» на территории РФ и стран ближнего зарубежья является «НИССА Дистрибуция» (Offitec). Этот поставщик предлагает на выбор несколько типов специализированной фольги, в том числе прозрачную, которая даёт эффект выборочного лакирования.

Мы расскажем об этом решении подробнее, поскольку ранее никогда о нём не писали. Александр Виршке — владелец, руководитель и один из разработчиков «Виршке» — пояснил отличия своей продукции от фольгираторов конкурентов. Единственная выпускаемая модель этой компании сейчас — FoilPrint 106 с длиной тиснения до 300 мм. Опционально можно заказать такой же фольгиратор с рабочей длиной 500 мм. Интересно, что в данной модели можно использовать рабочие головки шириной как 57, так и 106 мм. Замена осуществляется оператором и занимает всего несколько секунд. По словам Александра, каждый десятый покупатель приобретает сразу две головки.

Термальная головка — совместный проект «Виршке» с японской компанией. У китайских фольгираторов бывают головки шириной даже 210 мм, но разрешение у них — всего 203 dpi. Высота подъёма головки составляет 48 мм, что позволяет осуществлять обработку готовых изделий (блокноты, ежедневники, книги и т. п.). Рабочий стол имеет прорезиненную поверхность для фиксации материала. Формат файла печати — bmp. Разрешение термоголовки составляет 600 dpi, что значительно больше, чем у некоторых конкурентов.

Одним из недостатков устройств конкурентов, по словам пользователей, является то, что оператору трудно понять, на какое именно место обрабатываемого материала или предмета опустится термальная головка. В фольгираторе «Виршке» для удобства позиционирования материала по бокам головки установлены два лазерных указателя. Александр удивлён, почему столь очевидное решение до сих пор не скопировано конкурентами.

А. Виршке: «Проектируя FoilPrint 106, я специально общался с пользователями конкурирующих фольгираторов»

Ещё одно положительное отличие — цена: по словам Александра, российский фольгиратор стоит в разы дешевле американских или бельгийских, а китайские превосходит по качеству. Конечно, проблемы встречаются со всякой техникой. Но на этот случай у «Виршке» имеется оперативная техническая поддержка. Александр рассказал, что к нему неоднократно обращались владельцы зарубежной техники и одно время компания оказывала такую помощь, получая при этом возможность исследовать конкурирующую технику: «Был даже случай, когда при покупке нашего фольгиратора клиент подарил нам китайский, который так и не смог заставить заработать».

Конечно, всякий производитель расскажет о преимуществах своей техники и недостатках техники конкурента. Но в данном случае особо сомневаться не приходится: дело в том, что несколько лет назад мы тестировали фольгиратор азиатского происхождения для рубрики «Обзоры». К сожалению, подготовить статью нам не удалось. Фольгиратор был установлен у пользователя в типографии, и тот не нашёл по поводу устройства ни одного доброго слова. Казалось бы — не очень сложная конструкция, но при её воплощении было допущено множество обидных недоработок. Дефекты сборки видны невооружённым взглядом: соединение проводов даже выглядело неряшливо. И дело не только в эстетике: один из проводов внутри машины просто обломился. К счастью, в типографии сумели обнаружить и устранить неисправность своими силами. По части интерфейса система тоже оставляет желать лучшего. Например, в ней меняются показатели температуры, давления и скорости тиснения, но выражены все они в непонятных величинах. И это ещё не все проблемы. Самое печальное, что спектр материалов, годных для качественного фольгирования, оказался крайне узок.

Неудивительно, что оборудование «Виршке» имеет успех на нашем рынке. Правда, информацией о конкретном количестве инсталляций с нами не поделились — многие производители и поставщики не любят раскрывать такие данные. Но, согласно информации «Виршке», по результатам 2017 г. компания заняла 86% российского рынка фольгираторов этого типа, причём, по сравнению с 2016 г., прирост доли составил 10%. Откуда такие цифры? В России других производителей фольгираторов нет, а информацию по импорту фольгираторов «Виршке» предоставляет «Фонд поддержки экспорта Югры».

Интересно, что 14,6% проданных устройств ушло на экспорт. Нижневартовские фольгираторы успешно работают не только в России, но и в Азербайджане, Белоруссии (есть дилер), Германии (есть партнёр по продаже расходных материалов в ЕС), Израиле, Индии (дилер), Иране, Испании, Казахстане (дилер), Киргизии, Латвии, Норвегии, Румынии (дилер), Украине (дилер), Эстонии. Поэтому естественно, что в ПО для устройств «Виршке» появилась поддержка разных языков: кроме русского и английского, включены немецкий и французский, а также персидский, румынский и иврит. Чтобы получить поддержку других языков, достаточно сделать запрос в компанию-производитель.

А в скором времени «Виршке» планирует совершенно вытеснить с внутреннего рынка всех иностранных конкурентов благодаря появлению новой, ещё более совершенной модели: FoilPrint 315, старт продаж которой планируется на ноябрь 2018 г.

У предыдущей модели перемещение печатной головки с последующей фиксацией печатной строки осуществляется в ручном формате. В новой же модели происходит автоматический поперечный сдвиг термальной головки, что позволит сделать качественные фольгированные изображения размером до 450×316 мм — больше, чем у предыдущей модели. У конкурентов есть такие автоматические решения, но новая модель «Виршке» должна превзойти их по скорости работы и формату. Александр считает, что в сочетании с меньшей, чем у конкурентов, ценой, эта модель не даст им никаких шансов остаться на нашем рынке.

Ещё одно отличие новой модели — производитель увеличил давление прижима печатной головки в четыре раза, что позволит значительно расширить ассортимент печати на материалах. Для ускорения передачи и загрузки печатных файлов был изменен интерфейс — с USB на Ethernet.

 

Первый лазерный сувенирный

Roland LD-80 и результат тиснения лазером на пластиковом чехле для телефона. Специальные тиски облегчают установку запечатываемого объекта

На выставке «Реклама 2018» было впервые в России показано устройство DGSHAPE LD-80 (цена в РФ — 8300 евро), которое переносит «металл» на обрабатываемую поверхность с фольги с помощью лазера.

DGSHAPE — это дочерняя японская фирма Roland DG: компания решила выделить в отдельный бренд всё оборудование для производства 3D-продуктов, в том числе фрезерно-гравировальное.

Этот аппарат, который производитель называет декоратором, рассчитан на короткие тиражи и может наносить изображение лишь на предметы из пластика: акрила, поликарбоната, полипропилена, полистирола, абс-пластика. Он не работает со стеклом, кожей, алюминием, силиконом, деревом, резиной и, что особенно печально, с картоном и бумагой.

Соответственно, декорировать с его помощью можно ручки, брелки, чехлы для смартфонов и т. п. предметы. Макс. формат тиснения — 80×80 мм (рекомендуемый — 50×50 мм), а размер обрабатываемых предметов — до 100×200×20 мм. По уверению производителя, по сравнению с традиционным методом лазерной гравировки работа на LD-80 является менее сложным, более чистым и безопасным вариантом персонализации.

Таким образом, у нового устройства довольно небольшой формат и сектор применения, но зато оно может качественно наносить мелкие тексты и линии. Разумеется, в первую очередь оно подходит для тех, кто занимается «сувениркой», но может быть использовано и в организациях розничной торговли, предлагающих услуги персонализации.

Фольгу для устройства поставляет производитель, то есть компания Roland, но для работы годится и обычная фольга для горячего тиснения.

Для рабочего процесса требуются и другие расходные материалы. На фольгу пред работой накладывается специальная светопоглощающая плёнка, которая «превращает» свет лазера в тепло, и, таким образом, происходит нагрев фольги в нужной точке. В одной упаковке (220 евро) — 5 таких плёнок. Используются они многократно, но срок использования трудно предсказать: пока ещё нет опыта практической работы с этим устройством.

Между лазером и светопоглощающей плёнкой имеется ещё и специальная линза (срок её службы — 500 часов, розничная цена — около 350 евро).

В комплекте с LD-80 поставляется ПО от MetazaStudio.

 

Широкоформатный вариант с термоголовками

Технология печати с термальной головкой применяется не только в компактных настольных устройствах. Тот же самый способ нанесения изображения применяется в широкоформатных устройствах Summa DC (см. Захаржевский Ю. Широкие возможности в узкой нише // Publish № 9, 2012). Стоимость модели Summa DC5sx Printer Cutter шириной 76 см — около 15 000 долл., более широкая Summa DC5 Printer Cutter обойдётся в 25 000 долл. В сущности, это принтер/каттер, который печатает не чернилами, а термопереносом тонера со специальных лент. Среди прочих цветов, которыми располагают пользователи, есть и металлизированные. Правда, полноцветного изображения, как на обычном принтере, при этом не получается (за один проход наносится один цвет), но это устройство предназначено для специфического сектора рынка: оно печатает только на качественном рулонном виниле, зато позволяет получить на этом материале готовые этикетки и наклейки, автомобильную и оконную графику.

Разумеется, обрабатывать на таком принтере объёмные предметы невозможно.

Заключение

При использовании большинства технологий есть возможность после фольгирования запечатать лист ещё раз, в зависимости от того, о каком запечатанном материале или предмете идёт речь — на ЦПМ или УФ-принтере. Таким образом, можно получить изображения с разнообразными эффектами металлизации.

Всё вышеизложенное демонстрирует, что полиграфисты имеют довольно широкий выбор устройств, с помощью которых можно производить «тиснение» листовых или рулонных материалов либо готовой продукции. К сожалению, для ряда описанных решений нам не удалось получить для публикации ни цен на оборудование и материалы, ни данных по количеству инсталляций. Такова уж особенность нашего рынка. Но, разумеется, это не должно помешать полиграфистам выбрать подходящее для их целей устройство, поскольку цифровая отделка теперь применяется всё чаще и тем, кто ещё не приобрёл такое оборудование, придётся подтягиваться.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23