А есть ещё взаимоотношения с заказчиками, поставщиками оборудования, расходных материалов и логистических услуг, субподрядчиками и т. д. и т. п... И дело здесь не только в деньгах. Даже знаменитый Илон Маск, у которого не было проблем с инвестициями для воплощения самых передовых решений по автоматизации (а речь шла о производстве автомобилей с гораздо меньшими требованиями к гибкости, чем полиграфия), признал ошибкой чрезмерное увлечение автоматизацией. В 2018 г. он рассказал ведущему канала CBS о том, что большинство проблем с производством новой модели электрокара Tesla Model 3 были связаны с чрезмерной автоматизацией автомобильного завода. «У нас была эта сумасшедшая, сложная сеть конвейерных лент, и она не работала, поэтому мы избавились от всего этого», — сказал он.
В нашем традиционном опросе мы поинтересовались у полиграфистов, внедрение каких решений для автоматизации стало по их опыту самым эффективным для сокращения влияния человеческого фактора. Оказалось, что явный лидер — программные решения для автоматизации управления типографией, а за ними следует автоматизация приёма заказов и допечатных процессов. Объяснение первому факту кажется довольно простым — видимо, руководители считают самым важным понимание общей картины, которое даёт внедрение АСУ. Переход на работу с АСУ, если, конечно, он не узаконивает беспорядок, обычно обеспечивает столь необходимую прозрачность управления и становится надёжной основой для следующих шагов по автоматизации в любых направлениях. В свою очередь автоматизация приёма заказов часто оказывается, с одной стороны, «побочным эффектом» внедрения АСУ (если она обеспечивается входящим в неё стандартным программным модулем), а с другой — её внедрение заметно улучшает общее состояние дел, повышая загрузку производства. Что касается автоматизации допечатных процессов, нередко совпадающей с моментом перехода на CTP, то для многих типографий она становилась рубежной, определяющей их жизнь «до и после».
Именно поэтому в теме номера (стр. 20) мы взяли интервью у разработчиков и поставщиков программных решений для автоматизации разных уровней — от АСУ типографии для «маленьких» и крупных полиграфкомбинатов до разнообразных инструментов для автоматизации техпроцессов.
Но это не значит, что автоматизация «железа» не влияет на жизнь типографий. Современные печатные машины — не только цифровые, но и офсетные — изначально снабжены множеством автоматизированных функций, повышающих эффективность печати. И для полиграфистов автоматизация печати становится настолько привычной и обязательной, что они даже не считают нужным упоминать её в ответах на наш опрос.
Вероятно, сложнее всего дело обстоит с послепечатью. Да, крупные производства могут себе позволить высокоавтоматизированные поточные линии для выпуска книг и журналов, другой типовой продукции. Но для малых и средних типографий подобное оборудование, особенно в вариантах с быстрой переналадкой с тиража на тираж, остаётся недоступной роскошью. В этой ситуации будут особенно востребованы не столь производительные, но более доступные решения, способные самостоятельно считывать информацию из QR-кодов и автоматически настраиваться на новое задание. Они уже предлагаются в виде программно-аппаратных комплексов на базе универсальных послепечатных машин, а также систем цифровой резки.
Да, это будет «островная» автоматизация, которая не позволит полностью избавиться от влияния человеческого фактора. Но, как мы уже упоминали выше, эта цель для большинства типографий в обозримой перспективе недостижима. Зато можно успешно сочетать эффективные программные инструменты для управления типографией, приёмом заказов и техпроцессами с автоматизацией на базе программно-аппаратных комплексов самых проблемных участков производства. И это позволит типографии постоянно двигаться вперёд и чувствовать себя уверенно даже в самых сложных рыночных условиях. Не теряйте ориентиров!