Дождались! После двухлетней паузы выставки Printech и RosUpack прошли в назначенные сроки — с 15 по 18 июня 2021 г. В них приняли участие 412 компаний из 24 стран, в том числе из СНГ, Турции, Индии, Франции, Италии, Канады. Успех не был гарантирован: продолжающаяся пандемия и связанная с ней неопределённость едва не спутали все планы — за три дня до открытия было объявлено об ужесточении карантинных ограничений в Москве, а в первый день выставки всех напугал объявленный подмосковными властями запрет массовых мероприятий. К счастью, всё это не помешало провести выставку, а требования организаторов об обязательном ношении масок и перчаток для входа в павильоны воспринимались посетителями с пониманием.
В обзоре мы расскажем о наиболее интересных полиграфистам решениях для допечатных процессов, печати и послепечатной обработке, представленных на обеих выставках. Поскольку последняя полиграфическая выставка в России с большим количеством оборудования проходила ещё в 2019 г., многие из новинок Printech 2021 уже успели «примелькаться» — их поставки в Россию начались год, а то и полтора назад, а мы сделали обзоры этих устройств.
Допечатные процессы и автоматизация
В этом секторе мы практически не увидели решений для формных процессов, однако на выставке было представлено множество программных инструментов для автоматизации. Приятно, что это направление успешно осваивают отечественные разработчики.
«Армекс» представила решения для полиграфистов и издательств серии «1С», а также «Армекс: Сайт типографии» и приложение для CRM «Битрикс24». ТКС показала новую версию своей облачной системы web-to-print TCS — TIPPO Cloud Service.
На стенде Ricoh Rus дебютировала система управления полиграфическим бизнесом Hello Print, разработанная компанией EnjoyLab. Она уже успешно эксплуатируется в типографии «МДМпринт» и одноименной сети копировальных салонов. Ricoh Rus также впервые представила систему спуска полос Montax Imposer, предназначенную для цифровых и офсетных типографий. Она предлагается либо как дополнительный модуль к Adobe Acrobat, либо как автономное приложение.
В рамках деловой программы прошла сессия «Автоматизация на полиграфическом предприятии: от клиентского сервиса до производственных процессов», которую провёл генеральный директор AM Labs Арсен Манукян. Он представил обзор возможных решений по автоматизации типографии за пределами работы менеджера. На сессии своим опытом автоматизации поделились представители известных типографий — Юрий Долголенко («Фотоэксперт», Москва), Игорь Галыгин («Гуд Принт», Екатеринбург), Анри Мелуа («Четыре цвета», Санкт-Петербург), Алексей Гончаров («Профиль», Екатеринбург), Андрей Мартынов («Куранты», Казань).
Цифровая листовая печать: миграция «вниз» и спецтонеры
В выставке приняли участие почти все активные игроки российского рынка цифровой печати. Расскажем о новинках, расположив их бренды в алфавитном порядке. Среди самых заметных тенденций в этом секторе — миграция «вниз» технических решений, отлаженных на старших моделях, а также расширение ассортимента ЦПМ, способных печатать дополнительными тонерами, и опций модернизации для этого.
От младшей к старшей (слева направо): цветные электрографические ЦПМ Canon imagePRESS C170, C910 и C1010VP |
На стенде Canon показали значительную часть ассортимента компании в этом секторе, включая новую цветную ЦПМ в самой популярной сейчас категории начального уровня imagePRESS C170 со скоростью печати в цвете до 70 стр. А4/мин, способную печатать на листах длиной до 1300 мм и плотностью до 350 г/м2, продажи которой стартовали только в феврале 2021 г. Рядом можно было увидеть хорошо себя зарекомендовавшую 90-страничную цветную ЦПМ imagePRESS C910, а также флагманскую 100-страничную цветную imagePRESS C10010VP, первая инсталляция которой в России состоялась в конце 2020 г. в московской типографии Onebook.ru. Эта ЦПМ способна поддерживать постоянную скорость и производительность вне зависимости от плотности запечатываемых материалов в диапазоне от 60 до 400 г/м2.
В отсутствие HP и Riso, цветные струйные производительные устройства были показаны только на стенде Epson. Это уже хорошо известное 100-страничное МФУ WorkForce Enterprise WF-C21000 (см. Publish № 11, 2018) с однопроходным механизмом печати, которое впервые демонстрировали в линию с финишёром и мостом. Хотя подобные устройства позиционируются в первую очередь как офисные, им найдётся работа и в типографиях. Рядом можно было увидеть «младшего брата» — 75-страничную WorkForce Pro WF-C879RDTWF.
К специфической категории относится 6-цветная компактная струйная фотолаборатория Surelab SL-D800 для односторонней печати фотографий, открыток, флаеров и рекламных буклетов на глянцевой, люстер или матовой бумаге из рулона шириной 89–210 мм. Хотя это рулонное устройство, на выходе за счёт встроенного резака оно выдаёт готовые листовые отпечатки длиной 50–1000 мм. Скорость печати — 430 фотографий формата 10×15 см в час.
На стенде Konica Minolta можно было увидеть новую модель начального уровня AccurioPress С4080 со скоростью печати 81 стр./мин. Она пришла на смену бестселлеру компании — AccurioPress С3080 — и вобрала в себя некоторые технологии, впервые реализованные на более старших моделях. Подробнее об этой машине можно почитать в обзоре Publish № 6, 2021.
Intec ColorSplash CS3000 может быть интересен в первую очередь небольшим копировальным салонам |
Весной 2021 г. компания «Принтер-Плоттер.ру» стала российским дистрибьютором Intec (Великобритания). У этого производителя есть много интересных и доступных решений для оперативной полиграфии — от цифровой печати до отделки. Среди них — цветной принтер формата SRA3 ColorSpalsh CS3000, который впервые показали в России. Принтер печатает со скоростью до 50 стр./мин на широком спектре материалов плотностью от 55 до 450 г/м2 и на баннерах длиной до 1321 мм.
На стенде Ricoh Rus показывали Ricoh Pro C5300S. Выведенная на рынок в разгар пандемии цветная листовая ЦПМ, позиционируемая для малых и средних типографий, хорошо продаётся. Скорость печати — до 80 стр./мин, пиковая нагрузка — до 450 тыс. стр./мес. Подробнее об этой ЦПМ можно почитать в обзоре Publish (№ 9, 2020; ). Машина получила EDP Award 2021.
Рядом можно было увидеть уже хорошо знакомую Ricoh Pro C7200x, которая обрела новую жизнь за счёт выпуска дополнительных металлизированных тонеров — золотого и серебряного цветов. Их можно докупить и установить на уже работающие в типографиях машины этой серии.
Интересная «фишка» Sharp Polaris PRO 2 MX-8090NNE — возможность печати «в край» на листах формата А3 |
Выставка стала дебютом для марки Sharp. На стенде «Принтер-Плоттер.ру» показали две самые производительные лазерные модели: цветную Polaris PRO 2 MX-8090NNE со скоростью печати до 80 стр./мин и монохромную Hercules 2.5 MX–M1205 со скоростью до 120 стр./мин. Несколько ограничивает применение цветной машины для полиграфии отноcительно небольшой заявленный диапазон плотностей бумаги — от 55 до 300 г/м2. Зато в максимальной конфигурации в машину можно заправить до 13 500 листов.
Впервые показали компактный (занимает всего 1 квадратный метр) цветной специализированный принтер формата SRA3 с белым цветом Xerox Versalink C8000W. Скорость печати — 45 стр./мин. Макс. формат материала — 320×1320,8 мм. Диапазон плотностей — 64–300 г/м2. Белый тонер переносится на материал первым, поэтому его можно использовать как подложку. Наконец-то принтерам OKI с белым тонером появилась альтернатива… |
Практически полный модельный ряд цветных ЦПМ и принтеров для полиграфистов показали на стенде Xerox. И если 6-красочная промышленная ЦПМ Xerox Iridesse уже трудится во многих типографиях страны, то новые модели Versant 280 и 4100 только начали поставляться. Они стали результатом эволюционного развития моделей 180 и 3100 соответственно и впервые были представлены на международном онлайн-мероприятии Xerox «Распечатай мечту» в ноябре 2020 г. Versant 280 печатает на бумаге плотностью до 400 г/м2, а с опцией максимальной производительности на любых материалах (All Stocks at Rated Speed) делает это на полной скорости 80 стр./мин.
С таким обилием дополнительных тонеров ваши возможности ограничены только фантазией дизайнера! Для Versant 280 доступна отлаженная на моделях начального уровня Primelink C9070 опция Xerox Adaptive CMYK+ Kit, позволяющая заменять стандартный набор тонеров CMYK на два других, включающих белый, прозрачный, «золотой», «серебряный» или флуоресцентные цвета CMY. Кстати, эта опция предлагается и для модернизации уже работающих в типографиях Versant 180 (подробнее см. в Publish № 5, 2021) |
А для нового Versant 4100 со скоростью печати до 100 стр./мин, который теперь также печатает на материалах плотностью до 400 г/м2, предлагается система Xerox PredictPrint Media Manager, обеспечивающая автоматизацию работы с различными запечатываемыми материалами. Это существенно повышает общую производительность ЦПМ, ускоряя переходы с одного материала на другой.
Интересно, что в выставке впервые принял участие представитель Landa Digital Printing в лице генерального директора по региону EMEA Мануэля Шрутта. Он присутствовал на стенде компании «ВИП-Системы» и организовал доставку целой палеты с образцами печати на картоне с машины Landa S10. Образцы могли взять все желающие. Как сообщил нам Шрутт, Landa работает совместно с компанией «ВИП-Системы» над реализацией некоторых проектов. Формального соглашения о дистрибуции между компаниями пока нет.
Огонь, вода и золотые тубы…
Илья Базылёв демонстрирует отпечатки с золотым тонером для ЦПМ Ricoh Pro C7200x, который был впервые показан на Printech 2021 |
16 июня 2021 г. в рамках выставки Printech компания Ricoh Rus организовала дружеский вечер с коллегами в ресторане Shore House. Полиграфисты обменялись своими впечатлениями о том, как им удалось пережить сложнейший пандемийный период, а также оценили инновации Ricoh.
Небывалые испытания | Модератором встречи был Александр Амангельдыев («Курсив»). Он предложил присутствовавшим полиграфистам рассказать о том, как им удалось преодолеть очередные «огонь и воду» — пандемийный кризис, подобного которому мы ещё не видели.
Виктор Антонов (CMYK, Ярославль) отметил, что самым сложным за прошедший период была «зона неопределённости» — постоянно меняющиеся правила не позволяли что-то планировать. «Самое правильное в этих условиях было не принимать это близко к сердцу и выдохнуть», — отметил Виктор. Нашлись и позитивные вещи — он и его брат Андрей стали больше проводить время с семьёй. Да, вести бизнес было сложно, резко снизилась прибыль, но в таком положении оказались все. Андрей отметил: «Мы упали примерно на 7–10% по обороту, “проели” печатную машину, которую хотели покупать на drupa, зато никого не сократили, сохранив команду». В этом году показатели по обороту уже выше прошлогодних, но прибыль снизилась из-за повышения цен на расходные материалы и т. п.
Андрей Мартынов («Куранты», Казань) бодро заявил: «Шикарный был год!» Ему удалось полтора месяца отдохнуть, в типографии как следует протестировали собственное ПО в экстремальных условиях, запустили печатную машину формата А1. Чтобы получить оборотные средства, пришлось пойти на жертвы. «Мы потеряли 10 миллионов рублей, но я нисколько не жалею!» — резюмировал Андрей. К сентябрю его типография вернулась к нормальному режиму работы.
Александр Людвинский («Корвус», Барнаул) даже немного смущённо признался: «Мы коробочники, поэтому у нас всё было хорошо». Типография переместила своё офсетное производство в новое помещение, поменяли офсетную машину, организационно разделили компанию на два предприятия — цифровое и офсетное. А вот 2021 г. для типографии начался сложнее, чем прошлый, — увеличился объём выплат по лизингам.
Виктория Ручка («Ручка», «Гамма-Унипак», Краснодар) рассказала о некоторых специфических региональных особенностях, осложнявших жизнь типографий. Например, в период локдауна перемещаться можно было только по спецпропускам. «Самое сложное было выписать всем пропуска, зарегистрировать их в администрации и при этом не сорвать сроки поставок продукции», — отметила Виктория. «Ручка» начала проводить онлайн-экскурсии по типографии и даже онлайн-приладки. «А ещё полезно снимать, как изготавливается продукция, и отправлять заказчикам — многие из них выкладывают эти видео у себя в Instagram», — добавила Виктория. В типографиях выросла доля упаковки, а для заказчиков рекламной продукции стали предлагать более сложные, эксклюзивные вещи. Сольвентный широкоформатный принтер заменили на латексный Ricoh, который находится на этапе запуска.
Кирилл Евдокимов («Быстрый цвет», Санкт-Петербург) отметил, что его типография занимается в основном рекламной полиграфией и оборот за последний год упал на 18%. «Сложнее всего было ожидать, вернутся ли заказы», — сказал он. Хорошей поддержкой стало то, что в общем объёме заказов типографии есть небольшая доля упаковки. К счастью, уже в августе заказы начали возвращаться, а осенью работы стало даже больше, чем годом ранее.
Ильдар Каримов («МДМпринт», Москва) рассказал, что в апреле-мае снижение объёма заказов достигало 90%. Зато осенний сезон прошёл хорошо, как и начало 2021 г. «Мы не вернули обороты полностью, но восстановили их примерно на 80%», — заключил Ильдар. Продолжается расширение сети франшиз «МДМпринт»: в 2020 г. их было открыто 3, а в этом году — 4, причём в каждой из них установлена ЦПМ Ricoh Pro C5300.
Игорь Клепинин («Дамми», Курган) отметил, что его типографии удалось полностью сохранить коллектив. Типография получила господдержку в период пандемии, а сложнее всего оказалось поддерживать «в тонусе» менеджеров: к концу года объём собранных в розничных филиалах заказов снизился на 30%. Но с 1 апреля 2021 г. принято решение о сокращении филиальной сети, что позволит оптимизировать компанию и выйти в «ноль» по итогам года. А в 2022 г. «Дамми» планирует следующий этап инвестиций в развитие перед юбилейным годом.
Сергей Бурмагин («Дапринт», Архангельск) рассказал, что эта коммерческая типография за 2020 г. даже выросла примерно на 15%, приобретена ещё одна типография с её недвижимостью.
Генеральный директор Ricoh Rus Константин Клейн отметил, что сложнее всего была неопределённость. Постепенно ситуация прояснилась, высвободившееся время было потрачено на оптимизацию внутренних процессов. Год, с учётом ситуации и корректировки планов, для компании получился успешным — он закончился на уровне 2019 г. (помог активный старт струйной линейки), хотя до этого был постоянный рост.
Многогранная Ricoh | Оказалось, что кроме полиграфистов на вечер был приглашён и представитель белорусской компании «Савушкин продукт», выпускающей молочные продукты. Компания обратилась в Ricoh с просьбой помочь с внедрением маркировки упаковки для системы «Честный знак». В «Савушкин продукт» ищут вариант создания внутреннего решения для маркировки готовой упаковки из Польши. Оказалось, что эта задача получила в Ricoh высокий приоритет, и ею уже занимаются разработчики компании. Это масштабная проблема: «Савушкин продукт» выпускает 1,3 млрд единиц продукции в год, и только за получение кодов для «Честного знака» компания будет платить около 12 млн долл. А ведь нужны ещё решения для нанесения кодов на упаковку…
Ricoh, с её широким ассортиментом технологий, действительно способна помочь не только полиграфистам. Но, конечно, для них у компании постоянно появляются инновации. Например, накануне выставки было объявлено о выпуске металлизированных тонеров для ЦПМ Ricoh Pro C7200x — «золотого» и «серебряного». Комплект с «золотым» тонером был установлен в машину на стенде, и все желающие могли увидеть результаты. Никаких дополнительных модификаций уже установленных машин этой серии делать не нужно — требуется лишь приобрести комплект с тонером нужно цвета.
Как показал блиц-опрос, мнения полиграфистов по поводу полезности таких «металликов» есть разные. Например, Игорь Клепинин («Дамми») считает, что золото непременно должно блестеть, и пожелал коллегам из Ricoh поработать над этим. Но представители других типографий очень заинтересовались «металликами». В частности, для типографии «Дапринт» появление «металликов» стало важным стимулом для обсуждения покупки ЦПМ Ricoh Pro C7200x. И даже московская «МДМпринт», располагающая собственной системой цифрового облагораживания, собирается приобрести новые тонеры. Будем надеяться, что «золотые тубы» станут стимулом не только для типографий, но и для их заказчиков. — И. Терентьев
«Цифра», этикетка и «Честный ЗНАК»
Традиционно на выставке (в основном на соседней RosUpack) можно было увидеть стенды всех ведущих производителей флексомашин. Почти каждый год на выставку привозили показывать «живьём» одну-две флексомашины. Но пандемия внесла свои коррективы — на этот раз представительство производителей или их поставщиков несколько сократилось, а флексомашин на стендах мы не увидели. Тем не менее в выставке приняли участие Bobst, Gallus (в лице «Гейдельберг-СНГ»), Mark Andy («ВИП-Системы»), Soma, Uteco (компания уже более года работает в России через собственное представительство), Windmоller & Holscher.
Один из образцов печати на HP Indigo 6K демонстрировал возможности создания вариативных дизайнов с помощью ПО HP Mosaic |
Более активными в представлении оборудования оказались поставщики ЦПМ. На стенде «НИССА Центрум» впервые показали HP Indigo 6K, о выпуске которой было объявлено весной 2020 г. Эта машина является эволюционным развитием самой популярной в мире линейки этикеточных ЦПМ HP Indigo 6X00. Среди её особенностей — скорость печати до 30 п. м/мин (4+0) и до 40 п. м/мин в режиме улучшенной производительности EPM; ширина рулона — 220–340 мм; 4–7 красочных секций; технология автоматизации подбора и удержания точности передачи смесевого цвета в тираже Spot Master; широкий ассортимент запечатываемых материалов, в том числе синтетические (включая чистый полиэтилен и композитные материалы с его использованием) и бумажные толщиной от 12 до 450 мкм; модуль праймирования в линию в комплекте. На выставке было объявлено о продаже сразу двух ЦПМ HP Indigo: новейшей 6K в типографию «Алайте СПб» (Санкт-Петербург) и 6900 в типографию «Оптифлекс» (Липецк).
По итогам выставки парк установленных в России этикеточных ЦПМ Konica Minolta увеличится как минимум на две машины |
За последние два года Konica Minolta вышла на второе место в России по количеству инсталляций этикеточных ЦПМ — по информации, объявленной на нашей конференции «Цифровая трансформация во флексотипографии», в нашей стране работает уже 19 этикеточных машин этого производителя. На стенде компании показывали представленную в 2019 г. модель AccurioLabel 230. Макс. скорость её печати — до 23,4 м/мин — доступна для большинства видов самоклеящейся бумаги и полимерных материалов, включая ПП, ПЭТ и синтетическую бумагу YUPO. Длина непрерывной печати — до 1000 м, поддерживаются рулоны диаметром до 620 мм (до 2000 п. м). Есть возможность переключения между носителями шириной 250 и 330 мм и печати вторым прогоном по материалам, запечатанным традиционными видами печати.
Но у этикеточных типографий становится всё больше конкурентов. Дело в том, что потребители небольших объёмов простых этикеток всё чаще обращают внимание на этикеточные принтеры. Если всё, что вам нужно, — это печать CMYK на этикетке простой формы, а общее количество составляет от единиц до тысяч экземпляров в месяц, то выбор в пользу настольного этикеточного «производства» вполне оправдан.
Новый Epson ColorWorks C6500Ae (на фото в центре) предназначен для печати цветных этикеток, стикеров, билетов с максимальной шириной носителя 215,9 мм, скорость — до 85 мм/с. Возможна печать на самоклейке с предварительно вырубленными этикетками без меток приводки благодаря специальному подвижному датчику |
Одним из самым широких ассортиментов таких принтеров может похвастаться Epson. На выставке компания показала три цветных этикеточных модели серии ColorWorks, предназначенные для печати на рулонных носителях разной ширины — C3500, TM-C7500G и C6500Ae — и два ленточных принтера для маркировки серии LabelWorks: LW-1000P и LW-Z5000BE.
Несколько моделей этикеточных принтеров разных производителей было представлено на стенде «Гексагон». Среди них — цветной электрографический OKI Pro1050, а также модели термотрансферных и термопринтеров Zebra, Proton. Тем, кто собирается не только самостоятельно изготавливать этикетки, но и этикетировать продукцию, предлагали апликаторы Towa.
Особое внимание экспоненты выставки уделили решениям для реализации единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Сейчас это очень «горячая» тема! Маркировка нужна, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров — от производителя или импортера до покупателя. Предполагается, что так c рынка уйдёт контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары. В 2020 г. в систему вошли сигареты, обувь, одежда, шины и множество других групп. С 1 января 2021 г. маркировке подлежат бельё и одежда. С сентября 2021 г. должна быть промаркирована абсолютно вся парфюмерия. В течение 2021 г. поэтапно должны быть промаркированы различные категории молочных продуктов. Последняя категория должны быть промаркирована с октября 2021 г., кроме молочной продукции для крестьянских хозяйств, маркировка которой отложена до начала октября 2022 г. Мы уже писали об этом в Publish № 3, 2021.
Процесс идёт дальше, набирая обороты, и к 2024 г. планируется, что маркировка товаров распространится на всю потребительскую продукцию, а система прослеживания станет единой для России и ЕАЭС.
Каждая единица товара на производстве маркируется уникальным идентификационным номером, который выдаётся оператором системы по запросу производителя. Важный элемент системы, помимо ИТ-решений, — физическое нанесение на упаковку каждой единицы товара машиночитаемого кода Data Matrix. Это может делаться на разных этапах: в типографии прямо на упаковку или этикетку в процессе её изготовления, либо самим производителем с помощью устанавливаемых на упаковочных или этикетировочных линиях модулей впечатывания, либо с помощью принтеров, печатающих этикетки с кодами для их наклеивания на готовую продукцию. В любом случае, поскольку коды уникальны, не обойтись без оборудования для цифровой печати (ЦПМ, принтера или модуля впечатывания). Очевидно, что упаковочные и этикеточные типографии, которые смогут предложить своим заказчикам готовые решения для нанесения маркировки «Честный ЗНАК», получат конкурентные преимущества.
В «НИССА Центрум» сообщили, что ещё на LabelExpo 2019 доказали совместимость оборудования HP Indigo с маркировкой «Честный ЗНАК». Тогда представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Дмитрий Скорчеллетти отметил слаженную и результативную совместную работу ЦРПТ, компаний «Эдас Пак», Soft Pro Trading, Hewlett-Packard и его партнёра в России «НИССА Центрум».
NCL на стенде «НИССА Центрум» показала высокопроизводительный модуль впечатывания Kodak Prosper Imprinting System, способный работать на скоростях до 900 м/мин. Как отмечает поставщик, самые быстрые в индустрии печатные головки Kodak совместимы с любым представленным на рынке печатным оборудованием. В них используются экологичные, лишённые запаха и безопасные чернила Kodak на водной основе, что позволяет наносить маркировку даже на пищевую упаковку. NCL также представила собственные разработки по адаптации и монтажу головок на печатные машины заказчика | |
В ноябре 2019 г. было объявлено о соглашении между ЦРПТ и технологическим стартапом SPT, который обладает технологиями, позволяющими наносить коды не на производственной линии компании, а в процессе изготовления упаковки и этикетки в типографии. ЦРПТ стала совладельцем SPT, которая разработала программно-аппаратный комплекс (ПАК) для последующей установки в типографиях. Он разрабатывался и тестировался на ЦПМ HP Indigo, которая полностью с ним совместима и печатает коды «Честный ЗНАК» качества А без снижения скорости печати. В «НИССА Центрум» считают, что повторить такой результат могут далеко не все.
На выставке предлагалось немало комплексных или технических решений для нанесения маркировки «Честный ЗНАК». На стенде B2Print представляли струйные решения чешской Aroja Xorfex для маркировки и верификации на скорости до 100 м/мин и другие от SMG Technology, систему маркировки Domino показывала «Глобал Принтинг Системс», на стенде «Терем» представляли две рулонные послепечатные линии Rhyguan. Она из них была интегрирована с транспортом, на котором был установлен струйный модуль впечатывания Jetsci. По информации «Терем», в России установлено уже 12 модулей Jetsci.
Широкий формат без экосольвента
Хотя Printech не является основной площадкой для демонстрации широкоформатных принтеров, они были хорошо представлены: от струйных моделей с водными чернилами для высококачественной фотопечати и инженерных (включая электрографические) до рулонных текстильных, латексных и разнообразных УФ-принтеров. Единственная технология, которая оказалась не представленной на стендах, — экосольвентная, что, помимо роста популярности УФ- и латексной печати, можно объяснить также отсутствием на выставке поставщиков недорогих китайских брендов.
Canon ColorWave 3800 демонстрировался в линию с фальцевальной опцией A0 в A4 |
На стенде Canon показали хорошо известные модели: imagePROGRAF TZ-30000 на водных чернилах шириной 914 см для печати цветных САПР-чертежей, эскизов, карт и плакатов с лотком на 100 л. A0 или смешанных форматов; твёрдочернильный ColorWave 3800 шириной 1067 мм со скоростью печати 4 стр. А1 в минуту или 2 стр. A0, который хорошо подходит для печати плакатов и инженерной. Производителям рекламы интереснее всего производительный УФ-принтер Colorado 1640 шириной 1,6 м, разработанный на основе технологии печати UVgel, благодаря которой достигается чёткое позиционирование чернильных капель на носителе даже на скоростях, превышающих 150 м2/ч. Недавно в Европе было объявлено о выпуске более доступной модели в этой линейке — Colorado 1630, но она пока не добралась до России.
Показанный впервые на стенде «ЗЕНОН — Рекламные поставки» гибридный УФ-принтер Dilli NEOEARTH 1604-W2L с шириной печати 1,6 метра и скоростью печати до 22 м2/ч оснащён тремя печатающими головками RICOH GEN5. Цветовая конфигурация CMYKW позволяет в режиме многослойной печати создавать различные спецэффекты на прозрачных и цветных материалах. В принтере реализована система «антистатик» ионизационного типа; макс. толщина материала — 20 мм. Стоимость выставочного экземпляра — 2,55 млн руб. |
Учитывая, что по своим характеристикам Espon SureColor SC-R5010L оказался самым быстрым латексным принтером на рынке, потенциальных покупателей интересовало всё: от качества печати (на выставке принтер печатал на глянцевой самоклейке) до цен на принтер и расходные материалы |
Главной новинкой не только стенда Epson, но и всей выставки в категории широкоформатной печати, вероятно, стал латексный SureColor SC-R5010L (первое знакомство с ним наших читателей в рубрике «Детали» состоялось в Publish № 4, 2021). Это 6-цветный принтер шириной 162,5 см, печатающий чернилами на основе синтетических смол; макс. скорость печати — до 116,5 м2/ч. Он печатает на виниле, баннере, обоях, холсте, плёнке, текстиле. Комплект чернил — 2×1,5 л каждого цвета. Большинство процессов обслуживания автоматизированы.
Ещё два широкоформатных принтера на водных чернилах, показанные на стенде, предназначены для профессиональной печати художественных работ, цветопробы упаковки и этикетки (12-цветный SureColor SC-P7500 формата А1+) и для универсальной печати (компактный 4-цветный принтер SureColor SC-T3100x формата А1 начального уровня). Особенность последнего — вместо картриджей в нём используются большие встроенные ёмкости для чернил, которые заправляются из контейнеров объёмом 140 мл.
Epson имеет хорошие позиции в текстильной печати: на стенде можно было увидеть уже хорошо знакомый широкоформатный сублимационный SureColor SC-F9400H (см. обзор в Publish № 12, 2020) со скоростью печати до 108,6 м2/ч и двумя флюоресцентными цветами — жёлтым и розовым.
На стенде «Принтер-Плоттер.ру» показали инженерный комплекс — цветную светодиодную систему KIP 660 с шириной печати 914 мм и скоростью до 360 листов А1 в час и широкоформатный сканер WideTEK 36–600 MFP. Такой комплекс может быть полезен не только для конструкторов и архитекторов, но и в оперативной полиграфии — для быстрой печати и копирования плакатов.
На стенде «Смарт-Т» — два бестселлера: уже оправдавший это звание Mimaki UJV100–160 и имеющий отличный потенциал для этого текстильный Mimaki TS100–1600. Первый в России TS100–1600 был установлен специалистами «Смарт-Т» в конце мая 2021 г. в РПК GreenPrint (Казань) |
Мы уже привыкли к тому, что наибольшее количество принтеров для рекламного производства показывается под брендом Mimaki. Этому способствует активная позиция двух российских дистрибьюторов этого японского производителя — «Смарт-Т» и ГК «РуссКом». На обоих стендах можно было увидеть модели 100-й серии шириной 1,6 м — новейший бюджетный сублимационный принтер Mimaki TS100–1600 со скоростью печати до 70 м2/ч и уже успевший стать бестселлером рулонный УФ-принтер Mimaki UJV100–160 (см. обзор в Publish № 7/8, 2020).
На стенде «Смарт-Т» также можно было увидеть хорошо себя зарекомендовавший рулонный широкоформатный УФ-принтер/каттер Mimaki UCJV300–160. А на стенде «РуссКом» показывали планшетный УФ-принтер Mimaki JFX200–2513EX. Представленные в апреле 2021 г. более производительные модели Mimaki JFX550/600–2513 до России пока не доехали.
На стенде «Принтпак» показали улучшенную версию широкоформатного струйного однопроходного принтера NS MULTI+ португальской MTEX NS. Он построен на основе механизма печати Memjet с водными чернилами, которые подходят для пищевой упаковки, и предназначен для печати на гофрокартоне. Макс. техническая скорость печати — 1152 м2/ч, ширина печати — до 1067 мм, ширина листов материала — 300–1200 мм, толщина материала — 0,5–16 мм. Возможна печать на листах и вырубленных развёртках, по открытой волне. Подробнее о решениях для цифровой печати гофроупаковки читайте в Publish № 5, 2021.
«А.Д.С. — Сервис» демонстрировала новый рулонный УФ-принтер/каттер Roland VersaUV LEC2–640. Благодаря разнообразному функционалу этот принтер отлично подойдёт для создания прототипов упаковки и печати интерьерной графики со специальными эффектами на широком ассортименте материалов. Первое знакомство с линейкой состоялось в Publish № 6, 2021.
На стенде Xerox можно было увидеть ROWE ecoPrint i6 — широкоформатный монохромный инженерный принтер в комплекте с модулем фальцовки для высококачественной печати технической документации. Разрешение печати — до 1200×600 dpi. При необходимости такая система может дооснащаться широкоформатным сканером.
Сувенирные и футболочные принтеры
На этот раз мы нашли на стендах только два футболочных принтера, оба уже хорошо известны на рынке. Первый — Epson SureColor SC-F2100. В Россию уже начал поставляться его «старший брат» SureColor SC-F3000, первая инсталляция которого состоялась в мае 2021 г. в GoGood (Ессентуки), но на выставке этот принтер не показали. Второй — Roland VersaStudio BT-12 формата А4 с встроенным термопрессом на стенде «РДМ».
Зато, как мы уже привыкли за последние годы, сразу несколько поставщиков показали самые популярные на рынке сувенирные модели Mimaki и Roland DG. На стендах «Смарт-Т» и «РуссКом» можно было увидеть различные модификации Mimaki UJF-3042.
Партнёры Roland DG — «РДМ» и «А.Д.С. — Сервис» — показали Roland VersaUV LEF2–200 с форматом области печати 508×330 мм.
Поставщики «альтернативных» брендов стараются показывать модели с увеличенным форматом печати. Например, показанный на стенде «ЗЕНОН — Рекламные поставки» УФ-принтер GONGZHENG GZH0906TX (выставочная цена 890 тыс. руб.) с форматом области печати 900×600 мм построен на 3 печатающих головках Epson DX-10, имеет цветовую конфигурацию CMYKLcLmWV и макс. скорость печати до 4,5 м2/ч.
Похожий принтер можно было увидеть на стенде «Принтер-Плоттер.ру»: новая модель Nocai UV0609PEIII имеет формат печати 610×900 мм. Макс. скорость — 4 м2/ч, толщина носителя — до 150 мм. Три печатающих головки поддерживают печать в конфигурации CMYK + белый/лак. Есть вакуумный стол и опция печати на цилиндрических поверхностях в комплекте.
Послепечать: резка и высечка
В этом секторе также превалировали цифровые решения. Единственную крупногабаритную машину для традиционной высечки листовой продукции Heidelberg Easymatrix 106 CS показали на стенде «Гейдельберг-СНГ». Эта автоматизированная машина первого формата обрабатывает материалы плотностью от 90 до 2000 г/м2 и гофрокартон толщиной до 4 мм со скоростью 7700 отт./ч. Машина, показанная на выставке, продана в типографию «Печатных дел мастер» (Москва).
Послепечатные решения Intec дебютировали на стенде «Принтер-Плоттер.ру». На фото — малоформатный планшетный режущий плоттер Intec ColorCut FB550 |
Было продемонстрировано множество малоформатных цифровых режущих плоттеров: планшетные Intec ColorCut FB550 («Принтер-Плоттер.ру»), Graphtec FCX4000–50 («РуссКом»), Vulkan FC-500VC («Смарт-Т») и ZEONCUT FB-76106 («ЗЕНОН — Рекламные поставки»), рулонный GCC Jaguar V J5-61LX для резки термоплёнки («Принтер-Плоттер.ру») и листовые с автоподачей Graphtec CE7000-40 с F-MARK2 («РуссКом») и Intec ColorCut LC600 PRO («Принтер-Плоттер.ру»). Они, конечно, отличаются по характеристикам, но все предназначены для малых типографий и рекламно-полиграфических предприятий, располагающих ЦПМ форматом SRA3.
Гораздо более серьёзная техника — режущие плоттеры, на которых обрабатываемые изделия помещаются на движущемся конвейере с вакуумным прижимом. «ОктоПринт Сервис» показал Zünd S3 M-800 с шестью вариантами размеров рабочего стола. «Принтпак» продемонстрировал JWEI CB-03II-2513RM, а на стенде «ЗЕНОН — рекламные поставки» работал iECHO ВК3–1713.
Было показано несколько похожих (внешне и по функционалу) листовых режущих плоттеров, о которых мы рассказывали совсем недавно (см. Захаржевский Ю. Цифровая резка на «автопилоте» // Publish № 6, 2021). Все они оснащены автоматической подачей листов, различными инструментами для резки, надсечки, биговки, могут работать по оптическим меткам.
Duplo PFi Blade B3 впервые показали на выставке Printech, однако устройство уже не раз демонстрировали в ходе роад-шоу «НИССА Дистрибуция» в разных городах, а в России и Казахстане установлено уже 7 машин |
На стенде «Смарт-Т» демонстрировался iECHO PK с форматом до 1200×900 мм. «Технографика» на совместном стенде с Ricoh Rus показала List Digital Cut LST0Зll-0806-RM формата 800×600 мм. В свою очередь, «Принтпак» показывала JWEI LST-0604 RM, а «НИССА Дистрибуция» — Duplo PFi Blade B3, который появился на российском рынке относительно недавно. Поставщик особо подчёркивает дружественное ПО для управления устройством.
Такие плоттеры, разумеется, дороже, чем простые модели с ручной подачей. Но распространение подобной техники (а по нашим подсчётам всего за полтора года продаж в России установлено более 50 таких аппаратов) говорит о том, что полиграфисты ценят компактность и производительность, а также готовы платить за автоматизацию.
Всё чаще в типографиях и РПК задумываются об автоматизации склеивания, особенно если мощности по цифровой резке превышают возможности «ручников». На стенде «Призмикс» впервые показали клеенаносящий плоттер F Service Colibri’140 для склейки упаковки из картона. Пригодится он для небольших производств, выпускающих изделия малого формата. Важно, что плоттер работает и с горячим, и с холодным клеем, а также имеет два независимых рабочих места (которые можно объединить в одно) |
Праздник «развиртуализации»
Приехавшие на выставку представители POLAR Mohr — директор по продажам и сервису Хендрик Кнойзельц (на фото слева) и директор по продажам по Восточной Европе Сильвио Печливанов — оказались в числе очень немногих зарубежных гостей. Наша беседа проходила на стенде их российского дистрибьютора «НИССА Дистрибуция» рядом с резальной машиной Mohr.
Какие решения сейчас ваша компания предлагает полиграфистам?
Х. К. Наш продуктовый ряд решает большой пул задач в области раскройки листовых материалов, промежуточной и финишной подрезки полиграфических изделий, стоящих перед типографиями. Перед печатью стопу бумаги нужно подрезать. Оттиски, выходящие из печатных машин, нужно быстро и эффективно нарезать, придавая изделиям окончательную форму. Мы предлагаем резальные машины — от малоформатных, предназначенных в первую очередь цифровым типографиям, до высокоавтоматизированных крупноформатных систем резки, адресованных офсетным коммерческим, упаковочным и этикеточным типографиям. В этом секторе мы является лидером рынка, особенно в том, что касается комплексного оснащения, предлагаемых систем резки. Речь идёт не только о резальных машинах, но и о разнообразном периферийном оборудовании — от подготовки стопы к резке, её подачи и до разгрузки готовых полуфабрикатов. Это обусловлено существующей рыночной тенденцией к автоматизации. Владельцы и руководители типографий стремятся к сокращению количества ручных операций, особенно связанных с перемещением тяжёлых стоп бумаги. Поэтому мы предлагаем решения, где весь процесс автоматизирован полностью — от подготовки бумаги к резке до выдачи полуфабрикатов.
С. К. Здесь окажется особенно полезен наш новейший продукт AirGo Jog. В этой системе процессы загрузки и выравнивания стопы полностью автоматизированы. Крупностапельный самонаклад Transomat берёт стопу с палеты и загружает её в автоматический сталкиватель. Традиционный процесс сталкивания происходит с использованием новой системы раздува. В процессе сталкивания два вентилятора выполняют раздув, обеспечивающий первоклассный результат сталкивания. Таким образом стопа подготавливается к резке. Весь цикл резки занимает около 60–90 с. В дополнение к интуитивно понятному управлению через совершенно новый пользовательский интерфейс, AirGo Jog впечатляет своей привлекательной ценой и значительным улучшением эргономики, поскольку оператору больше не нужно поднимать тяжёлые стопы бумаги. AirGo Jog повышает общую производительность резки примерно вдвое, а для его обслуживания достаточно одного оператора, основная задача которого — контроль выполнения операций.
В контексте решений для цифровых типографий Вы упомянули малоформатные резаки, но не лазерные системы. Вы больше их не предлагаете?
Х. К. Должен признать, что мы довольно поздно вышли на рынок с этими решениями. Как следствие, рыночный отклик на них оказался не таким, как мы ожидали. Поэтому мы решили сфокусироваться на традиционных высокопроизводительных системах резки, а не на лазерных. Что касается предложений для типографий цифровой печати, располагающих малоформатным оборудованием, то мы решили улучшить наши машины не с технической точки зрения, где они уже близки к идеалу, а со стороны удобства их установки и запуска. Наши машины будет очень легко доставлять, устанавливать и запускать. И в процессе их эксплуатации потребности во вмешательстве сервисной службы будут минимальны. Это наш следующий шаг по пути инноваций. Подобный сервис мы начнём оказывать с VI квартала текущего года. Конечно, мы внесли некоторые улучшения и в конструкцию наших машин, но самое главное, что заметят типографии, — простота, с которой они смогут начать работать. Будут не нужны краны — хватит обычного погрузчика. Упростятся также доставка и первоначальная настройка машин. Этот сервис будет доступен по всему миру.
Как развивается ваш бизнес в России?
Х. К. В России у нас два партнёра — «Гейдельберг-СНГ», обеспечивающий поставку и обслуживание всего ассортимента оборудования, и «НИССА Дистрибуция», занимающаяся малоформатными машинами для цифровых типографий.
К сожалению, в 2020 г. рынок «сломался». Это случилось почти во всех секторах. Как следствие, наши продажи оказались существенно ниже ожиданий. Но сейчас мы видим, что рынок восстанавливается. По крайней мере, если судить об этом по интересу наших заказчиков. Мы очень рады, что выставка Printech состоялась и посмотреть наш продукт приходит очень много людей. Разговаривать с ними в реальном, а не виртуальном мире — настоящий праздник!
С. К. Люди уже устали от онлайн-презентаций, им важно увидеть и потрогать реальный продукт. А такой возможности у них не было почти полтора года.
Популярный переплёт и ламинирование
Впервые показали в России Schmedt Cover 1 System — комплекс для оперативного изготовления переплётных крышек тиражами от одного экземпляра. Возможна автоматическая настройка по штрихкоду |
Стенд «НИССА Дистрибуция» был традиционно набит техникой под завязку, так что непросто было даже передвигаться между всеми этими машинами и машинками. Выделяется среди этого изобилия оборудования Schmedt для изготовления переплёта. Не так давно мы рассказывали про установку комплекта оборудования Schmedt для изготовления твёрдого переплёта в московской типографии MB Print (см. Захаржевский Ю. Специализация на качестве: от печати до переплёта // Publish № 3, 2021).
Российская «МТП ПОЛИГРАФ» представила несколько машин для изготовления твёрдого переплёта: КДМ-3 «Комбайн» (крышкоделательная машина с горячим клеем), УКМ-40Г (универсальная клеемазальная машина для сплошного нанесения клея на одну сторону листа), 2КВ-350 (книговставочная машина для горячего клея) и «Календарь» 70 (станок для изготовления перекидных календарей со скреплением типа Wire-О).
«Русская Индустриальная Группа» также представила переплётные машины: «Бинго Макси» — крышкоделательная машина с холодным клеем, «Гимназист» — крышкоделательная машина с холодным и горячим клеем для малых и средних тиражей, «Курсант» — полуавтоматическая крышкоделательная машина с высокой степенью автоматизации, и, наконец, недавно появившаяся модель «Офицер» — высокоавтоматизированная полуавтоматическая крышкоделательная машина.
Очевидно, производство книг в твёрдом переплёте всё ещё пользуется спросом в России, что стимулирует разработку и производство соответствующего оборудования.
А вот устройства КБС у нас по-прежнему в основном импортные: отечественный производитель пока не справляется со столь сложным оборудованием. «НИССА Дистрибуция» показала Rigo Lamibind 2000 EVA — полуавтоматическую машину с термоклеем, у которой конструкция клеевой ванны даёт возможность использовать различные типы клея для проклейки корешка и боковой; а также полуавтоматическую машину с полиуретановым клеем Rigo Lamibind 3000 PUR, которая, среди прочего, имеет опцию производства книг в твёрдом переплёте благодаря регулируемой высоте секции обжима обложки.
«ФотоИтем» тоже показала переплётное оборудование, но специализированное: машины серии Photofast итальянской Samed Innovazioni для изготовления фотокниг, в том числе автоматическая и полуавтоматическая машина для производства lay-flat-фотокниг на горячем клею.
Ламинаторы за последние годы не претерпели заметных конструктивных изменений. На стендах можно было увидеть листовые модели Bagel MINILAM B3 (впервые показала «НИССА Дистрибуция»), Intec ColorFlare CF350 (дебютировал на стенде «Принтер-Плоттер.ру»), хорошо известные устройства GMP («РуссКом») и широкоформатный ламинатор MEFU MF1700-C3 («Смарт-Т»).
Заметно, что всё больше компаний пытаются позиционировать их не просто как средство для создания защитной поверхности, но и как механизм для выборочной отделки — о чём мы уже неоднократно упоминали. Таким образом можно, например, делать выборочное «лакирование» или фольгирование. Имеется уже достаточно широкий спектр отделочных материалов для такой технологии, но стоят они обычно дороже традиционных. Также в этом случае обязательным является наличие на ламинаторе ревайндера — валика, на который сматывается отработанная фольга или декоративная плёнка.
Цифровая отделка, послепечатные «комбайны», системы контроля и кое-что ещё…
Интерес к решениям для цифрового облагораживания постоянно растёт, но сдерживается довольно высокой стоимостью решений.
На стенде «НИССА Дистрибуция» присутствовало устройство Duplo DDC-810 DuSense (подробнее см. Захаржевский Ю. Duplo DDC-810 DuSense // Publish № 10, 2020): цифровая струйная однопроходная система для выборочного УФ-лакирования с возможностью создания той или иной текстуры. Фольгированием эта машина не занимается (что является одной из причин её доступности), но можно лакировать по листам, которые уже прошли фольгирование. Или выполнять фольгирование после лакирования на специальном ламинаторе. Результат получается очень близкий к тому, чего можно добиться на гораздо более дорогих системах MGI и Scodix.
Руководитель компании Александр Виршке (на фото рядом с моделью CtFoil-100) утверждает, что аналогов этому устройству в мире нет. Сейчас оно проходит процесс патентования. И уже начались продажи — к сожалению, пока что только за рубежом. Но несомненно, что такое сочетание преимуществ должно заинтересовать и наших полиграфистов |
Среди отечественных производителей обратила на себя внимание техника нижневартовской компании «Виршке». Это устройства для цифрового фольгирования. До недавнего времени «Виршке» выпускала традиционные для этого сектора устройства с термальной головкой, которые нуждаются в специальной фольге — к сожалению, более дорогой, чем обычная. На стенде были показаны известные модели таких устройств: FoilPrint 106 и 315. «Виршке» удалось занять довольно значительную часть рынка таких устройств в РФ.
На одном стенде с «Виршке» показывал свою продукцию другой российский производитель — архангельская Sabtec. Была продемонстрирована биговальная машина CR-370 с ручной или вакуумной автоподачей листов. Машина может сама измерять обрабатываемый лист и рассчитывать координаты линий биговки. Другим экспонатом Sabtec была SC-1100 — настольная флаторезка для размотки и нарезки небольших рулонов бумаги, бумвинила и других мтаериалов. Хотя устройство и настольное, ширина рулона довольно солидная: до 110 см |
Но изюминкой экспозиции стала впервые показанная машина CtFoil-100 (была показана также на стенде компании «Русская индустриальная группа»), основанная на совершенно ином принципе формирования изображения. У всех предыдущих моделей настольных цифровых фольгираторов термальная головка нагревает фольгу в нужной точке, обеспечивая её переход на запечатываемый материал в нужном месте. Новая модель действует наоборот: сначала удаляется «блеск» с фольги в тех местах, где он не нужен. Ну а затем происходит процесс горячего тиснения, аналогичный традиционному. Таким образом, для цифрового фольгирования теперь можно использовать обычную фольгу. Шире и спектр обрабатываемых поверхностей: теперь они могут быть искривлёнными и фактурными. Ещё одно достоинство CtFoil-100 — на ней можно также работать с помощью обычного штампа для горячего тиснения.
«НИССА Дистрибуция» показала устройство Tri-Creaser от Tech-ni-Fold, которое обычно используется не само по себе, а как приставка для фальцевальных машин, ВШРА и КБС. Недавно мы упоминали его в интервью с представителем Tech-ni-Fold (От бережной биговки к идеальному печатному продукту // Publish № 6, 2021). Tri-Creaser может работать на максимальной скорости работы фальцевальной машины, что, в итоге, не только повышает скорость работы, но и позволяет сэкономить, так как не требуется специальный оператор для биговки |
Ideal на стенде «НИССА Дистрибуция» показал не только свои традиционные резаки для малых полиграфических предприятий, но и линейку очистителей воздуха АР 30/60/140 Pro (для помещений площадью 20–40/50–70/120–160 м2) — очень актуально для нынешней ситуации, когда важно обеспечить чистоту воздуха не только с точки зрения технологической, но и для сохранения здоровья персонала |
Стремление сэкономить на оборудовании, персонале и рабочих площадях заставляет полиграфистов приобретать компактные универсальные устройства, совмещающие в себе несколько функций. На выставке из такого оборудования можно было увидеть Duplo DC-646 iPRO (резка, биговка, перфорация), Multigraf Eurofold Touchline CF375 (биговка и фальцовка) и Multigraf Eurofold Touchline CP375 DUO+ TCF375 (биговка, фальцовка, перфорация). Все эти устройства показывали на стенде «НИССА Дистрибуция».
На фото — содержимое главного модуля Heidelberg Diana Eye 55: вверху видны объективы камер, внизу — источники света и зелёный вакуумный конвейер, по которому транспортируются проверяемые изделия |
Под послепечатным оборудованием обычно имеются в виду устройства, которые производят какие-то изменения заготовок. Но при высоких требованиях со стороны клиента (особенно этим отличаются покупатели фармацевтической упаковки) важен и контроль — в противном случае можно понести немалые убытки, да и клиента потерять. «Гейдельберг-СНГ» показала Heidelberg Diana Eye 55 — инспекционную машину «для 100-процентного контроля качества по всей площади печатного изображения». Подача и приёмка этого устройства приспособлены для работы с заготовками картонных коробок. ПО позволяет задавать уровень точности при проверке запечатанных изделий. При обнаружении изделия, качество которого не удовлетворяет заданным требованиям, специальное встроенное устройство выталкивает его, не позволяя попасть на приёмку.
Успех без гарантии
Разумеется, в нынешних условиях никто не мог гарантировать успеха выставки. Вполне возможно, что многие потенциальные экспоненты в итоге отказались от участия именно из-за опасения отмены выставки в последний момент.
К счастью, всё получилось: была собрана отличная экспозиция, а увидеть её приехали полиграфисты со всей России и некоторых стран зарубежья.