101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Цифровые упаковочные инновации как опора в эпоху пандемии

  • Юрий Захаржевский
  • 10 марта 2022 г.
  • 3307
На ежегодной конференции Publish, посвящённой цифровой упаковке и этикетке, обсуждались мировые и российские тенденции, были названы самые перспективные ниши, представлены передовые решения и опыт практиков.

27 января на выставке upakovka 2022 состоялась шестая (и первая международная) конференция «День цифровых инноваций в упаковке и этикетке», организованная совместно редакцией Publish и Messe Düsseldorf. Партнёрами выступили Konica Minolta, Mondi, Ricoh Rus, ГК «Дубль В», «НИССА Центрум» и ГК «РуссКом».

В прошлом году конференция не состоялась, но на этот раз, к счастью, участникам и гостям нашего мероприятия удалось встретиться очно. Всё же некоторые участники выступали онлайн, в том числе из-за болезни. Но, несмотря на препятствия, программа была выполнена полностью.

Во вступительном слове главный редактор Publish Игорь Терентьев рассказал о тенденциях развития цифровой упаковки и этикетки. Доля упаковки и этикетки в полиграфической продукции продолжит расти. Но при этом доля цифровой продукции в этом секторе растёт ещё быстрее.

Наибольший прирост в секторе цифровой печати упаковки и этикетки аналитики в перспективе предрекают струйной технологии, в то время как объёмы электрографической печати жидким и сухим тонером будут расти более умеренно

За время пандемии доля упаковки в полиграфии росла, как и в предыдущие годы, а особые условия последних лет даже стимулировали использование цифрового оборудования в этой сфере. В результате доля цифровой печати упаковки и этикетки в стоимостном выражении выросла за 2019–2020 гг. на 12,2% — до 18,51 млрд долл. В 2021 г. «цифра» в упаковке и этикетке должна достичь отметки в 21,09 млрд долл. Предполагается, что она и далее будет расти со среднегодовым темпом 11,2% и достигнет в 2026 г. объёма 35,88 млрд долл.

Технологии для цифровизации «от и до»

Терентьев вкратце рассказал об имеющемся на рынке специализированном цифровом оборудовании для производства упаковки и этикетки.

Узкорулонные этикеточные ЦПМ | Основное оборудование для изготовления этикеток цифровым способом. По состоянию на сентябрь 2019 г. в мире состоялось уже более пяти тысяч инсталляций такого оборудования. Из них около 2400 — HP Indigo, 750 — Xeikon, 250 — Epson, более 200 — Durst, 150 — Screen, 140 — Domino и др. Konica Minolta предоставила более свежие данные — 867 штук на октябрь 2021 г. Общая оценка ситуации на сегодняшний день затруднена из-за отмены регулярных выставок, на которых поставщики обычно подбивают итоги работы, но ориентировочно количество инсталляций таких ЦПМ уже превысило семь тысяч.

Основным игроком уже многие годы является HP Indigo, представившая новые модели 8K и 6K. Стоит отметить тонерные Konica Minolta AccurioLabel 230 и Xeikon CX300, а также струйные Xeikon PX30000, Durst Tau 330 RSC, Screen Truepress Jet L350UV SAI. Почти все производители представлены в России, причём по итогам 2021 г. у нас установлено уже более сотни цифровых этикеточных машин.

Также практически все производители узкорулонных флексомашин имеют в своём ассортименте гибридные печатные машины с цифровыми секциями. Правда, суммарное количество таких инсталляций в мире пока невелико и исчисляется десятками, и лишь одна запущена в России — Gallus Labelfire.

Универсальные и специализированные листовые ЦПМ для печати по картону и невпитывающим материалам | ЦПМ для упаковки представлены, к сожалению, гораздо скромнее, да и специализированной техники для неё выпускается не так много. Листовые ЦПМ могут применяться как для упаковочной, так и для других видов печати — например, рекламной. Поэтому, говоря о перечисленных ниже машинах, Игорь оговорился, что многие из них являются универсальными. Разумеется, для печати упаковочной продукции очень важен формат машины: чем больше, тем лучше. Но и в формате B3+ Терентьев отметил новую Kodak Ascend с размером запечатываемого материала 356×1219 мм (в то время как ширина материала у большинства ЦПМ с сухим тонером составляет 330 мм) и весьма внушительной максимальной толщиной материала — до 762 мкм. Ещё одно важное для упаковщиков свойство этой ЦПМ — «пятая краска», причём количество дополнительных цветов, из которых можно выбирать, превышает полтора десятка.

В формате B2 имеются HP Indigo 35K, Fujifilm Jet Press 750s, Komori Impremia IS-29, Konica Minolta AccurioJet KM-1. Если HP Indigo 35K — типичная для этого производителя машина с технологией жидкого тонера, то Komori Impremia IS-29 и Konica Minolta AccurioJet KM -1 — однопроходные струйные устройства с УФ-чернилами (расширяющими спектр запечатываемых материалов), разработанные совместно Konica Minolta и Komori. Первая в России Komori Impremia IS-29 в прошлом году была установлена в Санкт-Петербурге в типографии «Девиз»1. Однопроходная струйная технология печати применяется и в ЦПМ Fujifilm Jet Press 750s, но чернила у неё водные, пигментные.

В формате B1, после ухода из этой ниши компании Heidelberg, среди серийно выпускаемых ЦПМ осталась только ЦПМ Landa S10, но количество этих машин невелико: в пределах двух десятков по всему миру. Правда, в этом году ожидается новая ЦПМ такого формата: совместная разработка Koenig&Bauer и Durst. Есть интересная разработка и у MGI — система AlphaJet. Однако очевидно, что в ближайшие годы в секторе листовых ЦПМ для упаковочной печати наибольшего роста следует ожидать в формате В2.

Рулонные среднеформатные и широкоформатные ЦПМ для односторонней печати (шириной более 500 мм) для выпуска гибкой упаковки | К ним относятся HP Indigo 25K, Uteko Sapphire EVO W и Sapphire EVO M, Xeikon CX500, Durst TAU RSCi. По числу машин, как и в случае с этикеточным оборудованием, преобладает техника HP Indigo с сотнями инсталляций по всему миру. Новейшая HP Indigo 25K уже установлена в ярославской типографии azimutprint, её образцы печати были предоставлены гостям конференции. Стоит напомнить, что в России были также установлены две HP Indigo 20000 с такой же шириной запечатываемого материала, но предыдущего поколения (правда, одна из них используется не для упаковки, а для фотопечати).

Широкоформатные листовые ЦПМ для прямой печати по гофрокартону и рулонные ЦПМ для печати по гофролайнерам | Перспективной представляется «оцифровка» сектора гофроупаковки, которая только начинается. Листовые ЦПМ для гофрокартона (одно- и многопроходные) выпускаются уже многими производителями: Agfa, Barberan, Durst, Domino, EFI, Flora, Hanway, HP, MTEX, Xeikon и др.2

Терентьев отметил, что гофроупаковка в большинстве случаев —простой продукт, не требующий сложной отделки. Из-за этого на территорию полиграфистов смело вторгаются сами производители товаров, которые приобретают широкоформатные принтеры, способные работать с гофрокартоном, и режущие плоттеры. По оценкам поставщиков количество таких покупателей примерно равно количеству полиграфических компаний и РПК.

Цифровизация послепечати | Разумеется, производство этикетки и упаковки невозможно без наличия послепечатного оборудования: для резки, лакирования, тиснения, склейки и т. д. И если послепечатный отдел типографии будет оснащён традиционными, «аналоговыми» машинами, то преимущество ЦПМ, установленных в печатном цеху, может быть потеряно: как по скорости получения конечного продукта, так и по цене. Поэтому оснащение производства соответствующей послепечатной техникой рано или поздно станет неизбежным.

Для цифрового облагораживания предлагают технику Duplo, Kurz, MGI, Scodix. Есть и экономичные решения на основе ламинаторов, хотя они, конечно, менее производительны и обладают далеко не всеми возможностями специализированных машин.

Цифровая высечка представлена рулонными режущими плоттерами и планшетными плоттерами с автоподачей, а также системами лазерной резки. Особая технология, позволяющая производить биговку, применяется в оборудовании Highcon.

Терентьев особо отметил, что важным направлением в секторе гибкой упаковки является изготовление устойчивых пакетов. Оборудование для их изготовления для цифровых производств характеризуется более быстрой переналадкой. Применяются и специализированные расходные материалы.

 

Экосистема цифровой маркировки

С. Дыдышко не смог лично прибыть на конференцию, но современные технологии позволяют общаться, невзирая на расстояние

Руководитель проекта «Маркировка» компании «СПТСервис» Сергей Дыдышко рассказал, что, в соответствии с новыми постановлениями правительства, типографии называются «сервис-провайдерами». То есть они не являются владельцами кода маркировки, а занимаются «преобразованием кода в графическую форму» — наносят его на упаковку и этикетку.

У «СПТСервис» — более 250 клиентов, включая 85 типографий (78 в России, остальные — в Беларуси и Узбекистане), через неё ежемесячно проходит более миллиарда кодов. Филиалы компании имеются в России, Узбекистане, Беларусии и США.

«СПТСервис» обеспечивает безопасное хранение данных и их передачу между партнёрами, оказывает сопутствующие услуги, связанные с нанесением кодов маркировки в типографии и их дальнейшее использование участниками оборота товаров, отправку отчётов всем вовлечённым участникам — например, отчёта типографии торговой сети.

Дыдышко отметил, что системы технического зрения, установленные в типографиях, позволяют шире пользоваться возможностями системы маркировки, чем при её нанесении на упаковку непосредственно у производителя товара.

Что касается способа нанесения кодов, то делается оно обычно с помощью струйных технологий, водными или УФ-чернилами (в т. ч. более безопасными с низкой миграцией). По оценкам «СПТСервис», на российском рынке 99% упаковки маркируется с помощью пьезоголовок на УФ-чернилах.

Внедрение маркировки, которое волной накатилось на отрасль, показало, что производители оборудования не полностью были готовы. Из-за этого «СПТСервис» приходилось экспериментировать вместе с полиграфистами. Установка принтера может производиться как на печатной машине (в том числе цифровой), так и на другом оборудовании — например, на бобинорезке, инспекционном станке и т. д. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. «СПТСервис» помогает типографии с выбором оптимального технического решения на основании своего богатого опыта. Но конечный выбор печатного решения остаётся за типографией.

Печать осуществляется практически на всех видах упаковочных материалов, начиная с банальной самоклейки, а также на многослойных материалах, которые используются при производстве упаковки для жидких продуктов, фольге (в том числе с тиснением) и т. д.

Система технического зрения SPТ Vision, разработанная инженерами компании, имеет уникальные алгоритмы считывания кодов, благодаря чему можно считывать код маркировки на скоростях до 1200 м/мин (до 1200 кодов в секунду). «СПТСервис» гарантирует, что качество распознавания кодов соответствует международным стандартам по ISO.

Бывают и проблемы. Например, этикетка при нанесении на тару может поменять оптические свойства. Но если в процессе производства была использована система технического зрения «СПТСервис», то компания принимает такие риски на себя. К сожалению, на сегодняшний день несовершенны как цифровая печать, так и системы технического зрения. При этом бракованные коды сложно удалить и даже просто определить границу между качественной и бракованной продукцией. Но решение цифровой маркировки SmartPack позволяет находить места, где код нанесён некачественно, и маркировать их в рулоне. Если оборудование типографии может автоматически удалять брак, то этот процесс уже не займёт много времени.

 

Печать этикетки на ЦПМ HP Indigo в последние годы росла на десятки процентов: М. Кувшиков считает, что это беспрецендентный рост для полиграфии, да и в других отраслях такое нечасто встречалось — разве что в нишах наподобие интернет-торговли. И речь идёт уже не только о коротких тиражах, а на крупных, измеряемых километрами

Дистанционно выступил и директор по развитию «НИССА Центрум» (официального представителя НР Indigo в России и странах СНГ) Михаил Кувшинов. Своё выступление он назвал «“Цифра” как драйвер роста в пандемию». Михаил отметил, что в пандемию «цифра оказалась не просто защитным активом, а агентом роста».

Благодаря росту дистанционной торговли в период пандемии у малых производителей появилась возможность попасть на глаза покупателю. «Длина полки» в интернет-магазинах практически неисчерпаема. Кувшинов привёл в пример самого себя: «Я сейчас пью кофе, о котором не знал совсем недавно». И всем этим малым производителям нужна упаковка и этикетка. А так как объёмы их производства невелики, то предпочтительной становится «цифра».

Доля цифровой этикетки в мире по метражу пока невелика. В деньгах же она гораздо более заметна. Михаил подчёркивает, что и маржинальность цифровой печати намного больше, чем у традиционной

Доля ЦПМ среди инсталлируемых печатных машин непрерывно растёт. Если в 1996 г. на них приходился 1% нового печатного оборудования, то в 2019 г. — уже 40%. Кувшинов связывает это со стремлением типографий повысить маржинальность своего производства. Традиционная печать уместна при работе с большими тиражами, но в этом секторе наблюдается большая конкуренция при небольшой прибыли.

Кувшинов продемонстрировал статистику инсталляций рулонных этикеточных ЦПМ по миру и в России: в обоих случаях наблюдается превосходство машин HP Indigo

Если верить статистике, то на каждой из проданных ЦПМ HP Indigo печатается больше продукции, чем на струйных машинах, даже если скорость печати у последних формально больше. Причина этого, возможно, в том, что машины HP Indigo меньше простаивают, потому что на их продукцию больше спрос. Михаил объясняет это тем, что результат печати на этих машинах по внешнему виду и тактильным ощущениям очень похож на флексопечать. А это означает, что продукцию HP Indigo можно использовать для допечатки тиражей, выпуска коротких, но практически аналогичных тиражей и т. д.

Кувшинов любит исследовать результаты печати на разных печатных машинах буквально под лупой

Ещё одно преимущество HP Indigo — гораздо больший выбор красок. Возможно, предполагает Кувшинов, играет роль и ограниченная совместимость УФ-чернил с пищевой упаковкой.

Михаил упомянул и о важности послепечатного оборудования. «НИССА Центрум» предлагает клиентам оборудование для обработки рулонной продукции ABG, зачастую в уникальных конфигурациях, которые помогают клиентам решать их специфические задачи.

Редкий случай: на конференции объявили примерную стоимость «Цифровой фабрики пакетов» HP Indigo, в которую входят рулонная ЦПМ HP Indigo 25К, PackReady Laminator и устройство для формирования стоячих пакетов Karville DSUP-400 в России, — около 2,7 млн евро

Цифровая этикетка, по мнению Кувшинова, сейчас находится на пике развития, а вот цифровая упаковка только набирает силу. Цифровая печать на картоне в России развивается относительно медленно. Но Михаил полагает, что и в этом секторе перелом уже не за горами, особенно в таких отраслях, как косметика и фармакология, где цена упаковки хотя и важна, но далеко не так, как для многих других товаров. В случае работы с тонким картоном этикетку и коробки можно печатать на одних и тех машинах HP Indigo, что уменьшает проблемы, если необходимо совпадение цветов на разной продукции одной марки.

Цифровую печать по гофрокартону Кувшинов назвал наиболее интересным сейчас рынком с большими объёмами печати. Действительно однопроходные машины, например, Hanway Glory, могут запечатывать до 17 тыс. м2/ч! Очевидно, это реальный бизнес для предприятий гофроиндустрии.

Ну а пока что самым быстрорастущим сектором является гибкая упаковка — её объёмы Кувшинов назвал «чудовищными». Впечатляет и скорость роста: в мире за прошлый год увеличение объёмов производства гибкой упаковки в деньгах составило 6,5%, а гибкой упаковки, запечатанной на HP Indigo, — на 60%. И при этом у цифровой печати в этом секторе есть ещё огромный потенциал для роста.

Кувшинов обратил внимание на тот факт, что единственный «единорог» в мировой полиграфии — EPac Flexible Packaging — работает именно в секторе гибкой упаковки, причём печать осуществляется на машинах HP Indigo. Развивается производство такой упаковки и в России — в частности, хороший рост наблюдается в типографии azimutprint.

«Разнообразие цифровых технологий в упаковке» — так назвал своё выступление продукт-менеджер Konica Minolta Russia Сергей Щёголев. Он отметил, что драйвер роста в «цифре» — появившаяся возможность создать единую цифровую линейку производства от печати до готового продукта.

Щёголев: «Цифровые технологии позволяют работать с широким спектром материалов, в том числе довольно плотных: от обычной бумаги до синтетики»

Представляя решения Konica Minolta, Щёголев в первую очередь упомянул флагманские AccurioPress C12000/140003, которые позволяют работать с материалами плотностью до 450 г/м2 со скоростью до 4560 листов SRA3 в час. Если столь высокая производительность типографии ещё не требуется, можно воспользоваться моделями AccurioPress C7090/7100. Правда, они будут иметь немного меньшую, но достаточную для многих видов упаковки максимальную плотность материала. Практически все современные ЦПМ умеют работать с баннерным форматом, который позволяет экономить при размещении заготовок на листе.

Для тех, у кого есть необходимость выйти за пределы третьего формата и за пределы стандартных бумажных материалов, Сергей напомнил о Konica Minolta AccurioJet KM-1 с технологией однопроходной струйной печати УФ-чернилами. Она может работать с материалами второго формата и толщиной до 0,6 мм. «Офсетный» тракт подачи обеспечивает очень точную приводку лица с оборотом. Формат машины позволяет располагать на листе больше изделий и, таким образом, экономить материал, а УФ-технология расширяет спектр материалов по сравнению с ЦПМ на основе электрографии. Новая модель AccurioJet KM -1e печатает на ещё более широком спектре материалов, в том числе прозрачных и полупрозрачных.

В прошлом году Konica Minolta представила широкоформатный струйный принтер PKG-675i с водными чернилами для печати на гофрокартоне. Предназначен он для небольших тиражей, скорость печати — до 1500 листов первого формата в час. Такие устройства пользуются спросом не только у цифровых типографий, но и у заказчиков упаковки.

После печати наступает этап отделки, для которой Konica Minolta предлагает машины MGI. Младшая модель JETvarnish 3D One занимается только нанесением лака струйным способом, а JETvarnish 3DS&Foil S может также делать фольгирование. Производительность — до 2077 листов формата В3 в час, что сравнимо с ЦПМ. При максимальной ширине листа 364 мм эта машина перекрывает все варианты форматов ЦПМ третьего формата. Плотность материалов — до 450 г/м2 — также соответствует возможностям большинства тонерных ЦПМ.

Есть у MGI и техника большего формата. JETvarnish 3D работает с листами второго формата, а JETvarnish 3D Evo можно прямо в типографии модернизировать для работы с листами первого формата. Плотность носителей — до 800 г/м2.

После отделки листовая продукция, как правило, подвергается высечке. Щёголев представил систему лазерной резки Motion Cutter второго формата (интересно, что она разработана типографией, которая занимается изготовлением упаковки и делала эту высечку, как говорится, «для себя», с учётом реальных потребностей производства) со скоростью резки до 40 м/мин (производительность зависит от дизайна) и максимальным форматом материала до 585×1000 мм и плотностью до 500 г/м2. Кроме высечки, на этой машине можно делать микроперфорацию. Интересно, что работать она может не только с листами, но и с готовой, собранной и даже склеенной упаковкой, на которую можно наносить «гравировку» лазером. Стоимость этого оборудования — от 400 тыс. евро.

Предполагая, что драйвером развития будет применение именно комбинированных линий по печати и отделке, Konica Minolta предлагает комплекс для листовых материалов первого формата MGI Alpha Jet c максимальной толщиной запечатываемого материала 2 мм. Предполагается, что струйный принтер в составе этого комплекса будет иметь и белые чернила. После печати производится отделка, причём всего один оператор контролирует как процесс печати, так и последующие процессы тиснения и лакирования. Устройство можно увидеть в европейском демозале Konica Minolta и в одной из европейских типографий.

Старший менеджер по продажам ГК «Русском» Данил Дорошев представил доклад «Решения по цифровой резке для изготовления этикетки и упаковки: планшетные плоттеры Graphtec СЕ 7000–40 + F-Mark2». ГК «Русском» — эксклюзивный представитель в России японской Graphtec, которая делает рулонные и планшетные серии режущих плоттеров.

Планшетная серия FCX2000 имеет улучшенный вакуумный стол: расстояние между отверстиями составляет 20 мм. Это помогает работать с небольшими кусками материала, которые трудно было бы удержать, используя предыдущую модель плоттера. Имеется держатель для рулонного материала. Дорошев отмечает, что похожие плоттеры есть и у конкурентов, но за счёт ПО работает FCX2000 гораздо быстрее. Биговать на планшетных плоттерах Graphtec так же просто и быстро, как и резать. Для каждой линии биговки можно задать любое число проходов.

Цифровой автоподатчик F-Mark 2 для плоттеров серии СЕ 7000 позволяет выполнять контурную резку с высокой точностью и свести к минимуму участие оператора. Такая система отлично подходит для производства тиражей полиграфической и сувенирной продукции: упаковки, открыток, визиток, магнитов, наклеек и многого другого, повышая производительность работы режущего плоттера.

Камера быстро находит и считывает двухточечные метки для выравнивания. Они считываются видеокамерой и ПО F-Mark. Размер меток — лишь 4×4 мм, что позволяет максимально использовать пространство рабочего материала. Эту систему резки можно использовать и без чтения меток, если не требуется высокая точность резки. Работа с файлами осуществляется в Adobe Illustrator или CorelDraw.

И. Джатиева

Директор департамента ламинаторов и офисной техники ГК «Русском» Ирина Джатиева представила доклад «Технологии Digital Sleeking от GMP: как ламинаторы GMP помогут вам в производстве эксклюзивной упаковки. Новые плёнки для ламинирования GMP для создания упаковки премиум-сегмента».

ГК «Русском» основана в 1992 г., а уже с 1994 г. работает с корейской GMP, которая имеет богатейший опыт производства ламинаторов и плёнок для них, более 70 дилеров по всему миру и филиал в Германии. Уже довольно давно GMP продвигает технологии цифрового облагораживания (Digital Sleeking): выборочное фольгирование и лакирование на основе цифровой печати с помощью ламинаторов GMP и специальных плёнок. Для этой технологии GMP рекомендует специальные виды плёнок: Silk Feel и Silk Feel Tigerbond с приятной бархатистой поверхностью. Джатиева представила наиболее популярные виды плёнок GMP.

Sleeking Foil Gloss и Hologram Fusing Foil-Pet — «волшебная» плёнка, которая, не имея клеевого слоя, может быть использована несколько раз, снижая себестоимость. DSF (Digital Sleeking Foil) — тонерочувствительная фольга для выборочного фольгирования. Polinex Media Black — непрозрачная, матовая плёнка, с поверхностью, аналогичной дизайнерской бумаге.

Среди новинок GMP 2022 г. Ирина отметила Polynex Matt Antiscuff толщиной 29 мкм (на основе полипропилена), Polynex Matt Antiscuff Tigerbond толщиной 43 мкм (на основе полипропилена) с усиленным клеевым слоем для ламинации офсетных и цифровых отпечатков. Это сверхстойкая матовая плёнка, с покрытием против царапин. Поверх неё можно печатать на ЦПМ, она подходит для технологии GMP Digital Sleeking. Появились также Perfex Matt Antiscuff толщиной 32, 75, 125 и 250 мкм (на основе PET), Perfex Matt Antiscuff Tigerbond толщиной 38 и 75 мкм (на основе PET). Polynex Sanding толщиной 70 мкм (на основе полипропилена) имеет текстурированную поверхность с тактильным эффектом песчаного напыления. Она приятна как на вид, так и на ощупь, аналогов у конкурентов пока нет. Подходит для последующего горячего тиснения, нанесения клея, устойчива к истиранию.

С ламинаторами GMP для листовой продукции в России знакомы давно и хорошо, но не все знают, что для рынка цифровой этикетки GMP выпускает специальные комплексы DigiMaster IDH-34 для термоламинации из рулона в рулон. Они позволяют применять не только обычное ламинирование, но и технологии выборочного ламинирования и фольгирования со скоростью до 30 м/мин. Ширина рулона на DigiMaster IDH-34 — до 340 мм. Решение для рынка цифровой этикетки GMP Lamimaster-IDH 34 HSIN также предназначено для термоламинации из рулона в рулон, но оно специально разработано для работы в линию с рулонными цифровыми машинами HP Indigo. Скорость ламинирования на этих системах — до 60 м/мин.

Индукционная система нагрева валов в обеих этих рулонных системах помогает качественному ламинированию даже на высоких скоростях.

О. Даниленко напомнила, что в образцах, которые получили гости мероприятия, есть и примеры тиснения разными видами фольги

«Цифровые решения от Leonhard KURZ: фольга, оборудование» — с таким докладом выступила ведущий менеджер Департамента «Фольга» ГК «Дубль В» Ольга Даниленко.

«Дубль В» представляет в России и близлежащих странах фольгу Leonhard KURZ — мирового лидера этого направления. Хотя эта компания долгие годы концентрировалась на производстве фольги для горячего тиснения, она не оставляет без внимания и альтернативные способы тиснения фольгой. Поэтому сейчас этот производитель может предложить фольгу практически для всех существующих способов отделки. Например, термочувствительная фольга Spot Metal применяется для отделки с помощью ЦПМ с сухим тонером и ламинаторов, то есть уже имеющегося у многих полиграфистов (и других пользователей) оборудования. Как показал опыт, эта фольга (предлагается в разных цветах) работает на любых ламинаторах с нагревом и совместима практически с любыми тонерами.

Для объёмного тиснения на устройствах MGI предлагается фольга Luxor/Alufin 107921 в разных цветах, в том числе в разных оттенках «серебра» и «золота», имеется и голографическая «серебряная» фольга. Для отделочных машин Scodix также производится весь ассортимент цветов в серии Scodix 351, и такая фольга успешно используется на этом оборудовании, хотя в России пока работает всего одна машина этого производителя с возможностью нанесения фольги.

Leonhard KURZ предлагает не только фольгу, но и оборудование для тиснения. Первое такое устройство было представлено этим производителем в 2014 г., а сейчас в линейке такого оборудования есть решения для предприятий разной специализации и разного масштаба.

Несколько лет назад в состав ГК Leonhard KURZ вошла компания Steinemann, которая занимается отделочным оборудованием, после чего линейка такого оборудования существенно расширилась. Есть листовые (обычно с нанесением фольги на сухой тонер) и рулонные машины, автономные и работающие в линию с печатными машинами Gallus и HP Indigo.

Для классической цифровой типографии отличным решением будет модель DM-Smartliner, работающая с листовой продукцией, запечатанной сухим тонером.

Модели DM-Jetliner (интегрируется в HP Indigo) и DM-Uniliner 2D (сочетается с любой печатной машиной) используются в узкорулонной печати и могут работать с тонкими и текстурированными материалами. DM-Maxliner 3D предназначен для листовой продукции формата В1 и В2, в нём лак и фольга наносятся в один прогон. Максимальная скорость лакирования достигает 10 тыс. листов в час, а металлизации — 5 тыс. листов в час. Хорошо наносятся как тонкие линии, так и большие плашки фольги.

Оборудование Leonhard KURZ работает с самыми разными материалами, есть вариант для работы с термоусадочной этикеткой.

Производители бумаги стараются учитывать потребности цифровых типографий. Менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ Mondi Sales CIS Екатерина Подобед представила новую коллекцию бумаги Pergraphica Colours.

Бренд Pergraphica был разработан Mondi для упаковки класса «люкс». Как подчёркивают создатели, это бумага для перфекционистов: продукт не просто красив визуально, но идеально подходит для технологического процесса при выпуске разнообразных изделий, в том числе упаковки. Эта бумага не ломается на сгибах, отлично лакируется без использования особых лаков, на неё идеально ложится фольга при тиснении и т. д. В прошлом году на выставке «Росупак» была представлена линейка, которая теперь насчитывает 36 цветов в сериях Dark&Deep Colours, Rich Colours и Pale Colours.

Ассортимент представлен не только разными цветами, но и широким выбором плотностей. Бумагу низкой плотности можно использовать в качестве лайнера для коробок, более плотную — непосредственно для изготовления упаковки. Сферой применения Pergraphica Colours также являются бумажные пакеты: эта бумага не рвётся на сгибах, подлежит биговке, вырубке и склейке.

Участники конференции могли лично убедиться в прочности сумок, сделанных из дизайнерской бумаги Pergraphica

Также Екатерина уделила внимание экологичности продукции Mondi. Бумага чёрного цвета сертифицирована даже для контакта с пищевыми продуктами (не влажными и не жирными). У цветной бумаги есть европейский сертификат для детских игрушек: в ней нет тяжёлых металлов и других вредных добавок.

Отсутствие миграции пигментов очень важно для упаковки класса «премиум», поскольку упаковка должна соответствовать своему наполнению. Если в ней содержится дорогой товар, переход пигмента на изделие и его порча означали бы, что упаковка по уровню не соответствует товару.

Презентацию Екатерины продолжила директор по маркетингу и коммуникациям ГК «Дубль В» Людмила Чекалкина, которая начала с рассказа о тестировании Pergraphica Colours на различных ЦПМ, результаты которого будут интересны для цифровых типографий.

Испытания были проведены на ЦПМ как с жидким тонером (HP Indigo), так и с сухим (Konika Minolta, Ricoh и Xerox). Чекалкина уточнила, что для серии Pergraphica Colours рекомендуется праймирование при печати на HP Indigo, в то время как белая бумага праймирования не требует. Впрочем, на практике некоторые полиграфисты этой рекомендацией пренебрегают, качество же получается вполне достойным. Полноцветная печать и белила на HP Indigo дают более матовое изображение, чем на машинах с сухим тонером. Большую степень укрывистости показывают белила на ЦПМ Ricoh и Xerox, вместе с тем они имеют и больший эффект глянца. Все эти особенности можно было увидеть на образцах, которые раздали гостям конференции.

Также было проведено испытание с печатью белилами, «серебром» и «золотом» на Xerox Versant 2804. В результате все виды бумаги Pergraphica Colours успешно прошли тестирование: несмотря на то, что это бумага без покрытия, тонер в неё не «проваливается». Но всё же надо учитывать, что эффект металлизации наиболее заметен на насыщенном и тёмном фоне. Большое значение имеет квалификация дизайнера, в том числе правильная последовательность нанесения цветов.

Опыт практиков: от подарочной до гофроупаковки

Генеральный директор дизайн-агентства и рекламно-производственной компании «Мастерская» (Санкт-Петербург) Андрей Фёдоров начал своё выступление с констатации того факта, что слово «упаковка» имеет самые разнообразные значения и толкования. Кто-то считает упаковкой бумажный или пластиковый пакет, кто-то — исключительно коробки, а некоторые относят к упаковке и этикетки.

 

Фёдоров демонстрирует образцы упаковки, созданной в «Мастерской»

В качестве примера Фёдоров привёл коробку для нескольких бутылок пива, изготовленную в «Мастерской» на широкоформатном планшетном УФ-принтере. Но это не просто коробка, а ещё и корпоративный адвент-календарь: каждый месяц надо вынимать из неё одну бутылку. Благодаря широкоформатному УФ -принтеру «Мастерской» удаётся делать довольно большие коробки: более метра длиной в готовом виде.

Достоинством цифровой технологии Фёдоров считает отсутствие необходимости делать клише. К тому же при использовании традиционных технологий было целой проблемой совместить тиснение с лаком. Современное оборудование — в частности, устройства MGI — решает эти проблемы, да ещё и создаёт сложные эффекты с рельефным тиснением и лакированием. И всё это получается быстрее и более эффектно, чем с помощью классических технологий тиснения и лакирования. Андрей выразил сожаление, что пока таких машин в России довольно мало. Как, впрочем, и ЦПМ второго формата, да и те практически не используются для печати упаковки. К тому же, по мнению Фёдорова, даже второго формата для упаковки недостаточно. Но при этом когда речь заходит о ЦПМ первого формата, то руководители типографий задают себе вопрос: зачем покупать такую машину за несколько миллионов евро, если за ту же цену можно приобрести офсетную машину, которая принесёт больше прибыли. А вот когда речь заходит о широкоформатных УФ-принтерах, есть пример, когда типография5, всегда занимавшаяся большими тиражами гофроупаковки, купила себе такой принтер, который теперь работает круглосуточно и занят персонализацией коробок для телевизоров известного бренда (часть изображения при этом печатается на офсете). И заказчик этой упаковки уже не хочет уходить к конкурентам, не имеющим таких возможностей.

Что касается ЦПМ третьего формата, то, по мнению Андрея, для упаковки более всего подходят Xerox iGen — в том числе благодаря стабильной работе с толстыми материалами. Многие типографии, имеющие другие ЦПМ, отказываются от печати по толстому картону. Правда, таких iGen в России маловато, но всё же они есть, и упаковка на них делается.

Фёдоров продемонстрировал упаковку, запечатанную на ЦПМ Xerox Iridesse Production Press в шесть цветов за один прогон. Особо он подчеркнул возможность печати «серебром» и «золотом», хотя и отметил, что файлы для такой печати готовить достаточно сложно — по крайней мере, на этапе освоения дизайнерами новых возможностей. Но сложности при обучении окупаются великолепными эффектами, которые можно получить при использовании металлизированных тонеров.

 

Цифровизация

Во второй части своего выступления руководитель «Мастерской» рассказал о сравнительно новой технологии — так называемой дополненной реальности — и о её связи с полиграфией. На основании своего опыта Фёдоров сделал вывод, что связь эта не очень-то сильна. В «Мастерской» делали открытки, календари и упаковку с дополненной реальностью, но проекты эти носили, по большей части, развлекательный характер. Экономический смысл таких проектов находится, по мнению Андрея, под очень большим вопросом.

Большая часть приложений дополненной реальности только и умеют делать, что «подгрузить» ролик или объёмную картинку, при стоимости несколько тысяч евро. Поэтому нет смысла разрабатывать простые приложения за пять тысяч евро, когда есть готовые. Тем более что при самостоятельной разработке приложения поиск и исправление ошибок порой занимают месяцы. Большинство предпринимателей, желающих использовать дополнительную реальность, берут уже готовые приложения и платят только за сами ролики.

К сожалению, технология дополненной реальности в целом пока что далека от совершенства: конкретный смартфон может не скачивать то или иное приложение, а скачав — не обязательно сможет его запустить. Может страдать качество картинки — например, она окажется тёмной или недостаточно контрастной.

В перспективе для полиграфии выгодным был бы доступ к виртуальной реальности бесплатно и без специальных приложений — например, через соцсети.

 

Колпаков рассказал, как в Good box нашли интересную нишу, сделав ставку на цифровую печать по гофрокартону

Следующий участник конференции тоже выступал удалённо, на этот раз — из-за рубежа. Учредитель Good box (Алматы, Казахстан) Андрей Колпаков показал короткий фильм о производстве, работу режущего плоттера, образцы продукции.

Компания выпускает более пятисот видов упаковки из гофрокартона, а также POS-материалы и декоративные изделия с печатью: детский замок для игр, «камин» и т. д. На данный момент в Good box трудится 30 человек. Имеется собственное оборудование, в том числе планшетный плоттер формата 2×3 м и устройство для прямой печати на гофрокартоне. Ширина печати принтера с чернилами на водной основе — более двух метров. Но производительность этого принтера невысокая, он уже практически полностью загружен. Поэтому сейчас компания ищет новый, чтобы расширить масштабы производства и ускорить изготовление заказов.

На сайте компании на 100% автоматизирован просчёт по весу и стоимости коробки, объёму коробки в литрах и объёму коробок при транспортировке в кубометрах. Терентьев задал вопрос: калькулятор6 немедленно выдаёт цену или сначала менеджер проверяет и отвечает? Андрей ответил, что Good box делает коробки маленькими партиями. И калькулятор разработан как раз для таких тиражей, поэтому он выдаёт цену моментально. Конечно, ошибки случаются и корректировки цены менеджером могут производиться, но, как правило, клиенты делают заказы именно с помощью калькулятора.

Пользуясь случаем, Андрей задал вопрос, где можно найти ламинатор для гофрокартона, и сразу получил ответ на него от Джатиевой из ГК «Русском», которая рассказала о подходящем ламинаторе марки GMP.

Цифровые упаковочные инновации как опора в эпоху пандемии

Директор по развитию типографии «Помидор» (Санкт-Петербург) Ольга Таран выступила с докладом «Возможности производства малотиражной упаковки в цифровых типографиях вместе с Ricoh».

Таран продемонстрировала гостям конференции образцы упаковки, запечатанной на ЦПМ Ricoh Pro C7200X

В её типографии за восемь лет накопилось около двухсот готовых вырубных штампов. Но они использовались только пару раз в месяц, занимая при этом место в типографии. Поэтому в типографии решили двигаться в сторону цифровых технологий и проанализировали своих клиентов, которым может быть интересна цифровая упаковка. Понятно, что в основном это малый и средний бизнес, которому нужна упаковка в количестве от нескольких экземпляров до одной тысячи. Почему же они ещё не заказывают упаковку в «Помидоре»? Оказывается, вообще мало кто в курсе, что цифровые типографии делают не только визитки, листовки и наклеечки. Между тем у многих предпринимателей есть продукт, который им хотелось бы выделить, и есть деньги, которые они готовы на это потратить. «Надо показать им, какие есть возможности у типографии для персонализации упаковки», — подчеркнула Ольга.

Многие клиенты также думают, что упаковку можно заказать только огромным тиражом, в то время как цифровая типография может сделать даже единственный экземпляр в качестве прототипа. А затем можно делать заказы ежемесячно — например, по несколько сот штук. Также у многих клиентов нет опыта работы с контуром высечки и биговки. Это непростая задача для дизайнера без опыта.

В «Помидоре» решили проработать все эти проблемы, продемонстрировать клиентам, что получить желаемое не так уж сложно. Отобрали 30 самых популярных штампов и поручили дизайнеру сделать на их основе красивые образцы, в том числе с разными вариантами отделки. Ольга считает, что надо делать образцы со всеми видами отделки, на которые способна типография. Затем надо сфотографировать готовые изделия. Если клиенты видят, что среди образцов есть популярные формы и сюжеты, это резко повышает их доверие к типографии.

Затем на сайте «Помидора» создали отдельную ясную и простую страницу, посвящённую упаковке. Ольга признаёт, что ей было легче создавать такую страницу, потому что она долго работала в типографии менеджером и ей понятен образ мыслей клиента. Например, многие клиенты думают, что индивидуальная упаковка с цифровой резкой стоит обязательно дороже, чем с вырубкой с помощью штампа, но это не всегда так. На небольших тиражах это может быть даже выгоднее из-за отсутствия приладки. Очень важно сообщить клиентам, что цифровая типография может делать тиражи от одного экземпляра. Также надо сразу сообщить, с каким материалом работает типография, чтобы не пришлось потом разочаровывать клиента, который придёт с каким-то другим материалом.

Обязательно нужно иметь дизайнера для работы с прямыми клиентами, который умеет работать с упаковкой. И об этой услуге надо сообщать на своём сайте.

Можно разместить на сайте готовые штампы: у многих клиентов есть свои постоянные дизайнеры, с которыми сложились прочные отношения, но практики работы с упаковкой у них ещё нет.

Стоит завести и аккаунты про упаковку в соцсетях. Там дизайнеры комментируют образцы, задают вопросы. В конце концов название типографии закрепляется у них в голове.

Нужно позаботиться об обучении своих собственных менеджеров: работа с упаковкой может быть гораздо сложнее, чем с другими полиграфическими изделиями. Они должны понимать конструкцию упаковки, методы расчёта её стоимости и прочие особенности.

Ольга продемонстрировала страницы своего сайта. Недавно к развёрнутым моделям упаковки на сайте добавились их объёмные изображения. Обязательно нужны образцы упаковки и в офисе: некоторые клиенты приходят в офис лично, но они при этом могут годами не знать, что типография делает упаковку.

Ольга показала гостям образцы печати с «золотым» и «серебряным» тонером, напечатанные на Ricoh Pro C7200X. Эта ЦПМ привлекает также наличием белого тонера. Возможность работы с дополнительными тонерами выделяет предприятие среди множества цифровых типографий. Например, «серебро» выглядит не так, как 3D-печать фольгой (которую в «Помидоре» делают с помощью MGI JETvarnish 3D & iFoil), но зато им можно печатать по дизайнерским картонам, на которых 3D-печать фольгой практически невозможна. Сейчас в «Помидоре» размышляют над приобретением более производительной ЦПМ, но и от Pro C7200X отказываться не хотят — именно из-за её дополнительных возможностей.

Режущий плоттер с автоматической подачей iECHO PK 0604 проработал в типографии уже более двух лет без особых проблем, прост в работе. Делает контурную резку и прерывистую биговку, что очень важно при производстве упаковки.

Всю упаковку «Помидор» советует делать с ламинацией — и не только потому, что типография на этом зарабатывает. Ламинация делает упаковку прочнее, она не рвётся при сборке, отталкивает воду и жир. Это важно, например, для кондитерской упаковки. Кроме того, ламинация сохраняет тонерные плашки от растрескивания и осыпания на сгибах.

На ручных операциях тоже можно неплохо заработать. Например, сейчас популярно направление карточных колод, которые укладываются в собранные коробки непосредственно в типографии. Но некоторые клиенты, напротив, предпочитают забирать плоские заготовки коробок, чтобы при хранении они не занимали много места.

Советы начинающим

Напоследок мы попросили участников нашей конференции дать несколько советов типографиям, которые ещё только планируют выходить в сектор цифровой печати упаковки.

 

Полезные советы для самых терпеливых зрителей

Терентьев дал пару советов от себя лично. Первый — искать новые ниши. В качестве примера он привёл… продажу пустых коробок, на которых изображена та или иная шуточная несуществующая продукция. И продаются такие продукты довольно дорого — за несколько сот рублей штука! А ещё он рекомендовал искать способы максимально автоматизировать каждый из этапов производственного процесса в своей типографии: начиная с приёма заказов и проектирования упаковки (например, не обязательно делать дизайн упаковки в Adobe Illustrator — есть специализированные, гораздо более эффективные инструменты) и заканчивая отделом послепечатной обработки. Например, плоттеры с автоподачей позволяют выполнять много заказов, а в это время оператор может заниматься другими операциями.

Щёголев привёл другой пример интересного продукта: у одного из клиентов в Болгарии Сергею понравился исключительно нишевой продукт, который позволил приобрести дорогостоящую технику без использования привлечённых средств. Там делали трёхмерные фигурки всевозможных зверей из бумаги и картона. В данном случае были удачно использованы возможности современной цифровой техники, которая позволяет довольно сложные вещи реализовывать просто и быстро.

Также Сергей считает, что существующие полиграфические предприятия надо переориентировать в сторону цифровой печати упаковки с учётом оборудования, чтобы оно выстраивалось в цепочку от начала до конца.

Дорошев был лаконичен, посоветовав использовать надёжную технику от проверенных поставщиков.

А вот Фёдоров уверен, что не следует безоглядно верить поставщикам оборудования на слово. Надо подходить к выбору техники серьёзно. «Постарайтесь пообщаться с теми, у кого это оборудование уже стоит. И, конечно, изучите предложения конкурентов. Зачастую то же самое можно получить существенно дешевле без потери качества, — сказал он и добавил. — Очень важно найти свой сегмент в бизнесе. Так вы сможете повысить маржинальность и заниматься бизнесом более успешно. Лучше быть на первых ролях в своём сегменте, чем заниматься всем подряд, нигде не достигая заметных или хотя бы удовлетворительных результатов. Найдя свой сегмент, просчитайте модель: как вы будете окупать то или иное оборудование.

Важный момент — персонал компании: подумайте, откуда вы его возьмёте. Это проблема для всех отделов: трудно найти как производственный персонал, так и менеджеров. Все замечательные бизнес-планы может порушить простое отсутствие грамотных кадров».

Даниленко рекомендовала больше обращать внимание на отделочные процессы. Зачастую при покупке полиграфического оборудования всё внимание занято выбором печатной машины или способа печати, а текущий тренд заключается в том, что невозможно заработать простой печатью, без лакирования, тиснения, ламинации, в том числе специальными плёнками, да и сами запечатываемые материалы должны быть «на уровне».

Таран напоминает: «Будьте там, где ваши клиенты. Не зацикливайтесь на том, что раньше клиенты приходили в типографию сами: сейчас XXI век. У вас должны быть классные сайт и аккаунты в соцсетях. Там действительно много клиентов, а количество заказов, которые можно получать через соцсети, составляет от 50 до 300 в день. И пока вас там нет, ваши конкуренты там уже есть, и они там собирают этих заказчиков».

Но в полиграфии, считает Ольга, на самом деле нет конкурентов: «Все мы коллеги, каждый может найти себе клиента, каждый может чем-то отличиться от других. Я люблю всех своих коллег, в том числе и тех, которых можно назвать “конкурентами”. Лучше быть друзьями и выручать друг друга при необходимости».

 

1 https://www.publish.ru/news/202102_20093278

2 Подробнее об этих машинах см. Терентьев И. Цифровой ключ для гофроупаковки // Publish № 5, 2021

3 Подробнее см. Захаржевский Ю. Konica Minolta AccurioPress C14000 // Publish № 11, 2020

4 Чтобы печатать на этой ЦПМ дополнительными цветами, нужна опция Xerox Adaptive CMYK Plus — подробнее см. Захаржевский Ю. Xerox Adaptive CMYK Plus для Versant // Publish № 5, 2021

5 М. Кувшинов в своём выступлении заявил, что это «ГОТЭК», а оборудование поставила «НИССА Центрум».

6 Вопрос с калькулятором на сайте является достаточно больным для большинства типографий, в чём можно убедиться, читая статьи в нашей рубрике «Тайный покупатель».

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 20