101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Ещё поживём

  • Елена Никонорова
  • 10 июня 2022 г.
  • 832
17 мая 2022 года прошёл VII Петербургский международный полиграфический форум Print PARK, организованный Союзом полиграфистов Санкт-Петербурга. Все самые острые вопросы отрасли обсуждались на панельной дискуссии «Время жёстких перемен: реальность, прогнозы, что делать».

В этом году на форуме не было традиционных демонстраций оборудования и стендов поставщиков: очевидно, это маркер кризиса в отрасли. Зато полиграфисты много общались друг с другом.

Фото: Национальный союз полиграфистов

 

Преамбула

8 апреля 2022 года Евросоюз ввел против России пятый пакет санкций, который больно ударил по полиграфической отрасли. ЕС запретил ввозить на территорию РФ чуть больше, чем всё:

  • целлюлозу и макулатуру;
  • препараты для обработки бумаги и картона;
  • полиграфические краски, пигменты и лаки;
  • оборудование и запчасти для производства и отделки бумаги, изготовления печатных форм и цилиндров;
  • печатные машины и детали к ним;
  • картон, бумагу и изделия из них.

Полиграфисты, только начавшие приходить в себя после пандемии, мягко говоря, опешили. Поэтому на форуме Print PARK собралось много народу — послушать людей, поделиться информацией, понять, куда двигаться дальше.

На форуме выступали представители разных направлений отрасли: руководитель Союза полиграфистов, производители и поставщики расходников, специалисты в области цифровой печати. Поприветствовать полиграфистов города приехал даже заместитель председателя Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации при Администрации Петербурга Ярослав Иванов. Он с ностальгией вспомнил свое славное прошлое печатника и пожелал всем нам, почти по классику, всего доброго, хорошего настроения, ну и традиционно «держаться».

Именно тому, кто как «держится», и были посвящены выступления спикеров. Каждый из них — кто с огоньком, кто с налетом уныния — рассказывал о ситуации в своем секторе полиграфического рынка.

Петербургские полиграфисты с тревогой смотрят в будущее

 

 

Три проблемы отрасли

Руководитель Союза полиграфистов Санкт-Петербурга Сергей Радванецкий, открывая форум PrintPark, сразу обозначил главные проблемы отрасли

Руководитель Союза полиграфистов Санкт-Петербурга Сергей Радванецкий в своем вступительном слове сразу обозначил три главные проблемы полиграфии, которые остро проявились после 24 февраля 2022 г.:

  • Отрасль практически на 100% импортозависима. В России фактически нет ни своих расходников, ни оборудования. Чуть оптимистичнее ситуация с производством бумаги и картона, но это капля в море импорта.
  • Рынок полиграфических услуг планомерно сокращался на протяжении нескольких лет за счет ухода в онлайн печатной рекламы и периодических изданий, теперь этот процесс резко ускорится.
  • Поставщики и производители полиграфических материалов столкнулись с серьезными логистическими проблемами.

Что с господдержкой?

Представители из Минцифры и Минпромторга, от которых все ждали каких-то решений по поддержке отрасли, повели себя предсказуемо — они не приехали на форум.

Зато старший вице-президент компании «Дубль В» Михаил Сенаторов выступал в качестве заместителя председателя Подкомитета по развитию упаковочной и печатной индустрии ТПП РФ. Сначала он продемонстрировал на цифрах, как рухнул импорт разных видов картона и бумаги. Сравнение данных за февраль и март этого года впечатляют, несмотря на то, что это статистика до злополучного пятого пакета санкций: падение за месяц составило от 18 до 66% по разным видам бумажной продукции.

Ещё поживём

Сенаторов рассказал о предложениях по спасению отрасли, разработанных Подкомитетом. Все они уже отправлены в Правительство. Осталось ждать. Кстати, одна мера господдержки уже заработала: государство обнулило пошлины на ввоз полиграфических материалов. Это было бы отличной новостью в прошлом году или даже в январе. Но в России — «несвоевременность — вечная драма…»

Ещё поживём

«Кама» — проблеск надежды

Компанию «Кама» представляла руководитель отдела маркетинга Юлия Ермакова. На ЦБК работают две бумагоделательные машины, которые производят 220 тыс. т картона и 85 тыс. т бумаги в год. В апреле 2021 г. «Кама» стала первым и единственным производителем мелованного целлюлозного картона в России. У них все могло бы быть отлично, потому что предприятие в одночасье стало монополистом, но не обошлось без нюансов.

Юлия Ермакова сообщила, что «Кама» планирует увеличивать объемы немелованного картона, вроде бы как по просьбам трудящихся. Но я придерживаюсь конспирологической теории, что это из-за злосчастного мелованного слоя, который никак не хочет крепко держаться на их картоне в процессе печати. Тираж на «Каме» — это всегда сюрприз: никогда не угадаешь, пойдет ли он пузырями или нет. А так: нет мелованного слоя — нет и проблем.

Продукция «Камы» будет расти в цене, т. к. вместо украинского и американского каолина теперь приходится использовать китайский, который дороже в 6,8 раза, подчеркнула Юлия. И это не говоря о перекиси водорода, подорожавшей в 2 раза: каолин и перекись используются при изготовлении мелованного картона.

Гангутское сражение

«Гангут» — питерский производитель красок для флексы. Их председатель совета директоров Анатолий Карпунин подробно и как-то обреченно описал свою неравную борьбу с государственной системой, которая неустанно бдит, чтобы производить за рубежом и поставлять краски в Россию было выгоднее, чем производить их у себя. Всё дело в пошлинах и спирте. Наши производители не могут удешевить свои краски, добавив в состав чуть больше спирта, потому что тогда их продукция попадает под акцизы. А зарубежные производители могут лить спирт в свои краски от души. В общем, к российским продуктам требования намного жестче, чем к иностранным, и эта политика двойных стандартов мешает развитию и конкурентной борьбе за рынок, считает Карпунин.

Азиаты в обмороке

Олег Офицеров, коммерческий директор «ВИПСИБИРЬ» — известного за Уралом поставщика оборудования и расходников полиграфии — сначала обнадежил. Ведь в Азии для полиграфии есть решения: и продукты, и производители, а его компания давно и успешно с ними сотрудничает. Например, сибирские и дальневосточные типографии прекрасно работают на китайских и корейских красках, которые в европейской части России до сих пор не приживались.

На этом, правда, хорошие новости кончились. Проблема в том, что нас в Азии никто не ждал и не готовился к массовому паломничеству. Если все типографии предуралья хором скажут сейчас: «Нам завтра срочно нужна краска, дайте две!» — никакого волшебства не случится, и краска не польется молочными реками в наши края. У корейцев и китайцев свои проблемы: дефицит сырья, недостаточные мощности производств, ковидные ограничения. Они с трудом закрывают даже свои потребности. Если сибирские дилеры сегодня вместо обычных четырех контейнеров закажут 40, азиаты просто упадут в обморок и отнюдь не от восторга, живописал Офицеров.

Еще одна проблема — азиатские краски все же не первоклассные, их надо тестировать, а это — и время, и дополнительные расходы. Выводы Олега по офсетной краске неутешительные: если европейский импорт не восстановится через 2–3 месяца, с краской «будет труба».

Офицеров привел ещё один интересный факт про импортозамещение (не Европы на Китай, а на свое, родное). В России, богатой алюминием, нет ни одного производства печатных пластин. Специалисты из «ВИПСИБИРИ» проводили большое исследование и выяснили, что, казалось бы, элементарное производство офсетных форм в России невозможно, потому что выгоднее вывозить алюминиевые заготовки за рубеж, там их раскатывать и снова ввозить в страну в виде готовой продукции.

Книги дороже, продажи меньше

Член правления Российского книжного союза и учредитель ООО «Папирус» Ильяз Муслимов коротко рассказал о ситуации на книжном рынке. Книги становятся не по карману читателям: по его информации, за первые четыре месяца 2022 г. продажи упали на 30%. Интересна статистика по географии продаж: треть всех книг в России покупается в Московском регионе. В прошлом году в нашей стране были изданы чуть больше 108 тысяч наименований книг, 42% из них — детская и учебная литература. Муслимов предполагает, что наиболее перспективным направлением в книгоиздательстве в этом году станет именно учебная литература, также есть хороший спрос на книги на иностранных языках.

Спикер затронул и животрепещущую тему импортозамещения. В Торжке есть фабрика по производству полиграфических красок, но она скорее мертва, чем жива. Предприятие медленно умирало, не выдерживая конкуренции с иностранными производителями.

По его словам, недавно в Торжок приезжала комиссия для изучения масштабов катастрофы. Ориентировочно прикинули, что на реанимацию фабрики потребуется порядка 700 млн. Посмотрим, во что это выльется. Обычно оживление дохлых лошадей — дело неблагодарное.

Вялые вендоры с двумя стульями

Генеральный директор типографии «Четыре цвета» Анри Мелуа в оригинальной манере рассказал о ситуации в своей компании. Несмотря на общее мнение, что цифровики пострадали сейчас больше остальных, никакой катастрофы он со своей стороны не наблюдает: на сайтах вакансий нет массового исхода хороших спецов, а на Авито никто не распродает бизнесы. Главная проблема, по версии Мелуа, «вялые вендоры», которые пытаются усидеть на двух стульях и не предпринимают никаких решительных действий. Именно из-за них, говорит он, может случиться серьезный кризис в отрасли, а к июлю — «всё подорожать на 30%». «В остальном жизнь просто стала быстрее в 5 раз. И теперь, если прошел час и ничего не стряслось, то “становится скучновато”», — сказал в конце своей речи Анри.

Костры для еретиков

Михаил Кувшинов призывает внимательно изучить опыт Кубы, ведь теперь это наше ближайшее будущее

Завершил дискуссию Михаил Кувшинов из «Ниссы». Он подтвердил слова Олега Офицерова, что десятикратное увеличение объемов поставок вызывает у корейцев шок: это маленькая страна, и жизнь ее к такому не готовила. По мнению Михаила, основная проблема сейчас не в том,чтобы привезти единичные детали или оборудование, а в том, чтобы построить полноценный канал поставок.

На этом оратор закончил практическую часть своего доклада и перешел к философским вопросам бытия. Идея Кувшинова в том, что большие производители не хотят иметь с нами дела, потому что мы для них еретики. У еретиков, в отличие от преступников, нет права на искупление через наказание, им уготован только костер. Костер в данном случае — это санкции, поэтому они — навсегда. Наша жизнь под санкциями будет похожа на жизнь на Кубе. Ну что ж, как говорится, «Куба далеко — Куба рядом». Viva Cuba libre!

И в финале…

Сергей Радванецкий провёл церемонию награждения полиграфистов Санкт-Петербурга.

Фото: Национальный союз полиграфистов

Хочется сказать спасибо организаторам и спикерам форума. Такие встречи очень важны, особенно в сложные критические периоды. Прозвучало много полезной информации, было приятно встретить много знакомых лиц, пообщаться с коллегами вживую.

По сути, вывод дискуссии прозвучал в самом начале в выступлении руководителя Союза полиграфистов Санкт-Петербурга Сергея Радванецкого: «Нам придется выруливать вместе со всей экономикой. Если вендоры решат свои проблемы, то и наши проблемы будут решены. А на правительство надежды нет».

Елена Никонорова, конструктор-разработчик упаковки типографии «РоСК» (Санкт-Петербург)

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Субъективный взгляд на RosUpack и Printech-2022: полиграфическая выставка как сеанс психотерапии

С 7 по 10 июня 2022 года в московском «Крокус Экспо» прошла выставка упаковочной индустрии RosUpack, совмещённая с форумом печатного и рекламного производства Printech. Впечатления от первых двух дней — в этом материале.

Дело в резке

Московская типография Coral-Print специализируется на цифровой печати самой разнообразной коммерческой продукции. Заметную долю в структуре заказов составляют самоклеящиеся этикетки, стикеры и наборы наклеек. В конце 2021 г. перед предприятием встал вопрос расширения производственных мощностей по резке самоклеящихся материалов.

Ещё больше универсальности

Планшетный УФ-принтер Mimaki UJF-6042 MkII е ориентирован на брендирование сувениров, канцелярских принадлежностей, магнитов, брелоков, зажигалок, а также печать табличек, указателей, бейджей, панелей управления, оформления корпусов гаджетов и др.

Небольшие, но с широкими возможностями

Выбираем планшетный УФ-принтер для изготовления сувенирной продукции.


Новый номер

Путеводитель по Printech 2022. «Например»: РПК «Энигма» и Coral-Print. «Детали»: Mimaki UJF-6042 MkII е. Школа цифровой текстильной печати. Цифровая резка. Расходники в офсетной печати. Обзор рынка дизайнерской бумаги. Тайный Покупатель брошюр.


Голосование
Внедрение какого цифрового решения оказало наибольшее влияние на эффективность вашего предприятия?
    Проголосовало: 16