101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Эффективность через цифровизацию

  • 7 августа 2022 г.
  • 1451
О том, что «цифры» становится в нашей жизни больше, спорить никто не будет. Но сам факт применения цифровых решений не становится автоматически панацеей — лекарством от всех «болезней» бизнеса.

Качественное цифровое решение обязано удовлетворять четырём ключевым требованиям: набор заложенных в продукт функций должен быть оптимальным, сами функции должны обладать высокой степенью полезности, выполняться надёжно и точно, а управление ими должно быть понятным и удобным. В свою очередь эффективность использования цифровых решений, помимо их собственных достоинств и недостатков, зависит от множества факторов: экономической целесообразности, готовности предприятия к вложениям, связанным с внедрением и обслуживанием нового продукта, обученности персонала, воли руководства, ситуации на рынке и т. д.

Поэтому очевидно, что ждать чуда от цифровых решений как таковых не стоит: мы наблюдаем множество случаев разочарования даже от проверенных и надёжных продуктов в случае их неверных выбора, инсталляции или эксплуатации. Однако в компаниях, осознанно и грамотно внедряющих цифровые технологии, рост эффективности производственных процессов в той или иной мере обязательно проявляется. Наибольшую же отдачу можно получить там, где подобное решение было наиболее востребованным. Мы спросили руководителей и собственников типографий о том, какие цифровые решения оказали наибольшее влияние на эффективность их предприятий.

Эффективность через цифровизацию

Руководитель типографии техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина (Москва) Максим Колесов помнит, что оснащение вычислительной электроникой типографской техники в своё время произвело революцию в печатном производстве, когда рабочие превратились в операторов, а станки — в производственные модули. А компьютеризированное оборудование обрело способность не только быстро настраиваться на тиражи и интегрироваться в технологические линии, но и существенно расширило диапазон возможностей конкретных машин. Об этом Максим знает не понаслышке: в 2019 году его типография столкнулась с существенным ростом числа заказов на изготовление журналов и брошюр с клеевым корешком, в связи с чем встала серьёзная проблема эффективной и безошибочной подборки тетрадей для КБС. Были рассмотрены различные варианты профильного оборудования и предварительно несколько отобрано. Но стоимость горизонтальных листоподборщиков необходимого уровня была достаточно высокой, и вопрос обоснованности такой крупной покупки для бюджетной организации был далеко не праздным. В процессе общения с производителями техники нашлось компромиссное, но очень удачное решение: оказывается, установленный в типографии ВШРА Muller Martini Presto II обладает встроенной функцией подборки тетрадей. И в простейшем случае это не требует обновления механической части — всё происходит только за счёт «перепрошивки» программного обеспечения, а стоимость её оказалась приблизительно в 13 раз ниже покупки отдельной единицы оборудования. Максим рассказывает: «Нами был заключён контракт с представительством Muller Martini в России, и вся работа по переналадке была выполнена одним сервис-инженером в течение двух дней». Так была устранена эта проблема: весь процесс изготовления журналов и брошюр с клеевым бесшвейным скреплением стал автоматическим, что значительно снизило риски появления брака в тираже на стадии подборки.

Эффективность через цифровизацию

Наверное, не удивительно, что Евгений Момот, генеральный директор полиграфического центра «Индиго Принт» (Нур-Султан, Казахстан), считает наиболее эффективным действием в типографии сам по себе переход от аналогового оборудования к цифровому как в части печатного оборудования (Ricoh C7200 X и Konica Minolta C12000), так и устройств для послепечатного облагораживания оттиска и создания переплёта (режущий плоттер iECHO, лазерная резка и т. д.). По мере того как растут «хотелки» заказчика, продолжает Евгений, иногда даже приходится делать на «цифре» вполне себе офсетные тиражи (у них были случаи изготовления на цифровом оборудовании до 10 000 экземпляров), в том числе по причине наличия в характеристиках заказа специфической послепечатной обработки, требующей, например, отделки с персонализацией. Что касается ПО, то в «Индиго Принт» достаточно долгое время рассматривали программы для автоматизации продаж, управления производством, общения с клиентами. Практика показала, что клиент хочет общаться со своим менеджером напрямую и делегировать свои проблемы живому человеку, поэтому из цифровизации в «Индиго Принт» реализована только CRM Bitrix, и то не полностью, а лишь в степени, достаточной для контроля заказа и автоматизации работы с бухгалтерией. По мнению Момота, развитие ПО в части автоматизации вёрстки подразумевает, что твой клиент постоянно растёт, а на деле наблюдается картина прямо противоположная: клиенты не становятся профессиональнее, даже те, которые называют себя дизайнерами-фрилансерами.

Эффективность через цифровизацию

«Типография цифровых решений Б» (Ставрополь) изначально создавалась как оперативное производство, поэтому цифровые технологии были в приоритете, рассказывает её руководитель Владимир Бочков. А основной печатной технологией стала HP Indigo благодаря непревзойдённому качеству печати, эксплуатационной надёжности, стабильности цветопередачи, возможности работы с самым широким спектром материалов, использованию дополнительных цветов и т. п. И хотя реалии сегодняшнего дня несколько усложнили эксплуатацию данного оборудования, Владимир считает, что достойной альтернативы ему пока нет. «Наоборот, текущая непростая ситуация только подтверждает правильность сделанного много лет назад выбора, а уникальные возможности этой технологии позволяют нам выпускать продукцию, создающую настоящий вау-эффект», — поясняет он. Ещё одним важным шагом, значительно повысившим эффективность его бизнеса, стало внедрение в 2016 году автоматизированной системы управления «Клиентская база». На основе этого облачного продукта, созданного разработчиками из Казани, в типографии удалось дополнительно создать несколько блоков MIS-системы. «Клиентская база» представляет собой, по сути дела, конструктор, который позволяет настроить систему почти без участия программиста. Владимир уверен, что именно поэтому её достаточно легко было адаптировать под существующие бизнес-процессы.

А вот Анри Мелуа, директор типографии «Четыре цвета» (Санкт-Петербург), полагает, что сама формулировка вопроса о лучшем цифровом решении не совсем корректна, по его мнению, она слишком напоминает сакраментальный вопрос «Ты кого больше любишь — маму или папу?». По мнению Мелуа, вообще нельзя сравнивать цифровую печатную машину и систему web-to-print. Голосуя на нашем сайте, он выбрал вариант «ПО для координации работы производственного отдела», потому что много «мелочёвки при плохой организации производства приведёт к постоянным спорам топ-менеджеров с мелкими заказчиками. То есть к продаже времени руководства предприятия по цене ниже, чем у грузчиков». Действительно острым Анри считает вопрос о том, во что вкладываться при ограниченных ресурсах: в улучшение производства или улучшение продаж? Особенно в ситуации, когда производственные операции ты почти всегда можешь делать почти идеально и это даст тебе хлеб с маслом (вместо сухарика, как до внедрения новой машины). А вот продажи готовой продукции, даже при внедрении цифровых систем, тебе никто не гарантирует, и, приобретая систему, помогающую в продажах, ты всего лишь увеличишь шанс этой самой продажи: например, 10% вместо шанса 1%. Но зато этот лишний шанс даёт «заработать сразу на чёрную икру». В общем, складывается ситуация, по сложности не уступающая известной проблеме выбора между синицей в руках и журавлём в небе.

Эффективность через цифровизацию

Директор по производству типографии «Гранат» (Иваново) Константин Горюнов уверен, что полиграфическое производство должно всегда стремиться к повышению уровня автоматизации и контроля качества. В типографии «Гранат» частью этого является установка оборудования с активным контролем качества печатной продукции Heidelberg Prinect Inpress Control. Данная система, встроенная в печатную машину Heidelberg Speedmaster XL 75–5+L, автоматически контролирует измерительные шкалы, сканируя цветовые поля, и передаёт информацию на пульт. Затем происходит автоматическая корректировка цветов, в том числе смесевых, и поправка приводки без остановки машины. Это позволяет значительно сократить время приладки и экономить бумагу. Поскольку мониторинг оттисков происходит в течение всего тиража автоматически, исключается человеческий фактор при измерениях, что помогает исключить разнооттеночность в ходе всего тиража и освобождает рабочее время печатника. Показания измерений системы Inpress Control сохраняются для данного изделия (заказа) в системе и с лёгкостью могут использоваться в следующий раз. Заказчики, которые возвращается в «Гранат» для печати очередного тиража, удивлены тем, как повторяется желаемая цветопередача. Доволен печатник — доволен заказчик! Из АСУ Горюнов упомянул 1С: Предприятие 8.3 в конфигурации «1С: Оперативная печать», которое внедрено и с успехом используется на производстве, помогая осуществлять анализ работы типографии, учёт и статистику. Эти два технологических решения помогают эффективно управлять процессом производства, осуществлять контроль за качеством продукции и, в то же время, за прохождением заказа по всем технологическим этапам. Они способствуют выявлению проблемных мест с точки зрения технологии печати, контроля качества, производственной логистики и правильности взаимодействия между технологическими участками и подразделениями типографии.

Эффективность через цифровизацию

Павел Капель, генеральный директор «ИРМ-1» (Москва) рассказывает, что наибольшее влияние на бизнес оказало внедрение системы Printing.ru. Её уникальность заключается в том, что она включает в себя весь необходимый функционал разных систем и ещё немного больше. Это прежде всего конструктор калькуляторов, позволяющий легко и быстро сделать калькуляторы для В2П и менеджеров на основе действующих техпроцессов, Система управления производством, СРМ, В2П, онлайн-редакторы и, самое интересное — Система привлечения партнёров: рекламных агентств, фотосалонов и т. д. Всё это дало существенный рост оборотов, который продолжается даже сейчас, в кризисное время.

Эффективность через цифровизацию

Руководитель отдела интеграций и информационных систем группы компаний «Вишнёвый пирог» Дмитрий Зеленский рассказал, что их сотрудничество с компанией Pixlpark продолжается уже более 10 лет. В то время в «Вишнёвом пироге» искали комплексное решение web-to-print для фотокниг. Дмитрий поясняет: «Программные решения на этом рынке в основном похожи друг на друга, как не могут сильно отличаться инструменты, выполняющие одни и те же функции. В этих условиях особенно важной становится стабильность компании, которая осуществляет поддержку системы». За время этого сотрудничества многие конкуренты Pixlpark уже перестали существовать и, соответственно, поддерживать свои проекты. Радует Дмитрия и то, что их партнёр позитивно реагирует на предложения по добавлению нового функционала. Недавно вместе с Pixlpark был обновлён дизайн и функционал сайта «Студия 52». Конечно, любой системе всегда есть куда расти. Дмитрию хотелось бы видеть решение для обслуживания оптовых клиентов, возможность настройки кредитования и постоплат, трекинг-систему для обработки заявок от клиентов. Трекинг-система позволила бы быстрее и эффективнее оказывать поддержку большому количеству пользователей. Это очень актуально для розничных заказов на фотокниги, особенно в период сезонных нагрузок, когда наступает пик печати и продаж.

Эффективность через цифровизацию

Директор по производству компании Copy General (Москва) Вячеслав Юдаев приводит пример замены цифрового оборудования на более эффективное: «Наша компания была на первых позициях в сфере инженерной печати и печати проектной документации в Москве. Однако в какой-то момент количество заказов стало снижаться, хотя рынок рос и потребности клиентов в инженерной печати только увеличивались. Поэтому мы решили пересмотреть наш производственный процесс и обновить оборудование». На производстве использовались две монохромные инженерные машины Xerox, две цветные инженерные машины OCE и три оффлайн-фальцовщика чертежей OCE. Каждую работу приходилось разделять на монохромную и цветную часть, формат каждого чертежа необходимо было указывать при печати, и всё это делалось на медленных струйных принтерах OCE и малоэффективных с точки зрения себестоимости Xerox. После печати чертежи необходимо было отдельно фальцевать и складывать в «книгу». В результате процесс производства был длительным, с низкой пропускной способностью и высокой себестоимостью. В ходе обновления производства в 2018 году в Copy General одними из первых в России приобрели систему инженерной печати HP PageWide XL 5000 с онлайн-фальцовщиком чертежей и ПО Smart Stream. Это позволило сразу заменить всё перечисленное выше оборудование и высвободить трёх человек, которые на нём работали. Себестоимость печати снизилась более чем в два раза, а отпускная стоимость монохромной и цветной печати для клиентов сравнялись. Вячеслав доволен результатом: «Мы стали обрабатывать в девять раз больше заказов с проектной документацией при сроках изготовления одни сутки для 95% всех поступающих заказов. Через год мы купили вторую такую машину».

К сожалению, победное продвижение цифровых технологий в полиграфии, о котором мы регулярно рассказывали в нашем журнале, резко затормозилось с начала этого года. Вдруг оказалось, что традиционные технологии, тоже пострадавшие из-за проблем с логистикой, всё же имеют свои преимущества в условиях нестабильности поставок оборудования и расходных материалов, а также проблем с оказанием сервисных услуг. Создаётся впечатление, что процесс цифровизации российской полиграфии может повернуться вспять.

Однако не стоит спешить с выводами. Например, надо учитывать, что кризис приводит к уменьшению тиражей книжной и рекламной продукции. А это, теоретически, должно приводить к усилению позиций «цифры».

Конечно, проблемы с поставками ЦПМ и материалов к ним поставили многих «цифровиков» в сложные условия. Но не всех. Например, с малыми цифровыми машинами проблемы сейчас решать проще. В выигрышном положении в данный момент оказались те, кто когда-то решил, что надёжнее иметь побольше малых машин, чем небольшое количество, но самых продвинутых. С другой стороны, этикеточную продукцию некоторых видов можно делать как на листовых ЦПМ, так и на широкоформатных принтерах, которые можно приобрести в дружественной стране или же у российского производителя.

Эффективность через цифровизацию

Что же касается эффективности того или иного цифрового оборудования или ПО, то многие полиграфисты сейчас приходят к выводу, что отныне наиболее эффективными решениями будут не те, которые позволяют повысить качество или производительность работы, а те, которые обеспечат надёжность поставок и сервиса. Например, директор типографии PerfettoPrint (Москва) Борис Назаренко считает, что в настоящий момент, в связи со сложившейся ситуацией, для цифровых типографий самой актуальной проблемой является не продвинутое ПО и даже не качественное «железо». По его мнению, главное сегодня — элементарное наличие материалов для печати. Если предприятие, зарабатывающее на цифровой печати, не сможет получить чернила или тонер в течение месяца и более — всё остальное уже не будет играть роли, каким бы «крутым» оборудованием оно ни было оснащено. Клиенты, которым надо срочно получить продукцию, уже готовы на смену типографии и даже технологии печати, отчасти — даже поступиться качеством. Но не все типографии имеют нужный запас чернил, тонеров и запечатываемых материалов (с некоторыми видами которых тоже имеются проблемы). Интересно, что в выигрышном положении сейчас оказываются типографии, которые в своё время заключили клик-контракт. Раньше это многим казалось не слишком-то рациональным решением, а вот теперь выяснилось, что сиюминутная экономия может обернуться неприятностями.

Эффективность через цифровизацию

Технический директор типографии Onebook (Москва) Илья Кунахович рассказал, что сейчас, после ухода официальных представительств компаний-поставщиков цифровых решений для полиграфии, приходится заниматься не столько поиском наиболее эффективных решения, сколько элементарным обеспечением производства расходными материалами и деталями к машинам. Раньше в типографии пытались автоматизировать процессы вёрстки, но ничего подходящего для себя найти не успели.

Эффективность через цифровизацию

Генеральный директор Onebook Артём Сорокин добавил, что и проекты по внедрению системы web-to-print поставлены на паузу.

Эффективность через цифровизацию

Генеральный директор FineArtPrint (Москва) Дмитрий Степанов особо отметил стабильность работы представительства Konica Minolta — по его словам, эта компания осталась надёжным поставщиком цифровой техники. Некоторые же другие поставщики повели себя иначе: по мнению Степанова, о них можно сказать, что они поступили не так, как ожидаешь от надёжного партнёра.

Эффективность через цифровизацию

Среди принявших участие в опросе на нашем сайте оказалась заметная доля тех, кто вообще ещё не приступал к цифровизации своего предприятия. Например, Дмитрий Пупин, владелец «ПСВ Холдинг» рассказал, что никакие цифровые решения никак не повлияли на его типографию, поскольку в технологическом плане она работает по старинке. Зато повлияли маркетплейсы: «Подключение к Ozon и Wildberries временами позволяло нам реализовывать более половины месячного объёма продукции типографии в пандемию». Правда, сейчас это уже не настолько всё радужно. Да и начинать работу на маркетплейсах стоило пару лет назад, считает Дмитрий, сейчас не самое удачное время для этого: общий объём продаж непродовольственных товаров в России упал. В его примере, на Ozon в марте этого года была получена выручка 12 млн рублей, а в июне — только 4 млн. «Да все маркетплейсы убыточны — тот же Ozon финансировал свою деятельность и закрывал текущие убытки, размещая долговые расписки на иностранных фондовых биржах. Теперь этот источник капитала стал недоступен, что повышает риски и для Ozon, и для продавцов, которые там размещают свои товары», — подводит итог Дмитрий.

 

Эффективность через цифровизацию

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Бум в этикетке и не только

В конце 2022 года в типографиях Центральной Азии наблюдался всплеск интереса к этикеточным цифровым печатным машинам, который был вызван ростом запросов на печать коротких тиражей в данном сегменте. Многие региональные предприятия, работающие в различных сферах пищевой и лёгкой промышленности, расширили выпуск новых продуктов небольшими партиями для изучения спроса на ту или иную продукцию, стали проводить промоакции на свои товары, диверсифицировать этикетки в зависимости от региона сбыта и т. д. Всё это потребовало изготовления большого количества малых тиражей этикетки, что получалось нерентабельно с использованием флексографских печатных машин.

Устойчивость — это цель

В ООО «Танзор» с 1 января 2024 года — новый генеральный директор Алексей Анисенин. Алексей работает в компании с 2005 года. Образование и длительный опыт работы в отрасли помогают ему решать задачи, стоящие перед компанией в сложные времена. Как у него это получается — читайте в интервью.

Расходная часть упаковки

Прошедшие два года стали непростым испытанием для различных сегментов полиграфической отрасли. Не является исключением сфера упаковки и поставок расходных материалов для этого рыночного сегмента. Какие изменения произошли в этой области и насколько всё сейчас вернулось в стабильное положение — Publish спросил у экспертов.

Рентабельный УФ-ДТФ

В 2023 году начала поставки актуальных решений для UV DTF-печати «Алларт Сервис», предлагающая на эксклюзивной основе оборудование китайского бренда Oric



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 22