Качественное цифровое решение обязано удовлетворять четырём ключевым требованиям: набор заложенных в продукт функций должен быть оптимальным, сами функции должны обладать высокой степенью полезности, выполняться надёжно и точно, а управление ими должно быть понятным и удобным. В свою очередь эффективность использования цифровых решений, помимо их собственных достоинств и недостатков, зависит от множества факторов: экономической целесообразности, готовности предприятия к вложениям, связанным с внедрением и обслуживанием нового продукта, обученности персонала, воли руководства, ситуации на рынке и т. д.
Поэтому очевидно, что ждать чуда от цифровых решений как таковых не стоит: мы наблюдаем множество случаев разочарования даже от проверенных и надёжных продуктов в случае их неверных выбора, инсталляции или эксплуатации. Однако в компаниях, осознанно и грамотно внедряющих цифровые технологии, рост эффективности производственных процессов в той или иной мере обязательно проявляется. Наибольшую же отдачу можно получить там, где подобное решение было наиболее востребованным. Мы спросили руководителей и собственников типографий о том, какие цифровые решения оказали наибольшее влияние на эффективность их предприятий.
Руководитель типографии техникума креативных индустрий им. Л. Б. Красина (Москва) Максим Колесов помнит, что оснащение вычислительной электроникой типографской техники в своё время произвело революцию в печатном производстве, когда рабочие превратились в операторов, а станки — в производственные модули. А компьютеризированное оборудование обрело способность не только быстро настраиваться на тиражи и интегрироваться в технологические линии, но и существенно расширило диапазон возможностей конкретных машин. Об этом Максим знает не понаслышке: в 2019 году его типография столкнулась с существенным ростом числа заказов на изготовление журналов и брошюр с клеевым корешком, в связи с чем встала серьёзная проблема эффективной и безошибочной подборки тетрадей для КБС. Были рассмотрены различные варианты профильного оборудования и предварительно несколько отобрано. Но стоимость горизонтальных листоподборщиков необходимого уровня была достаточно высокой, и вопрос обоснованности такой крупной покупки для бюджетной организации был далеко не праздным. В процессе общения с производителями техники нашлось компромиссное, но очень удачное решение: оказывается, установленный в типографии ВШРА Muller Martini Presto II обладает встроенной функцией подборки тетрадей. И в простейшем случае это не требует обновления механической части — всё происходит только за счёт «перепрошивки» программного обеспечения, а стоимость её оказалась приблизительно в 13 раз ниже покупки отдельной единицы оборудования. Максим рассказывает: «Нами был заключён контракт с представительством Muller Martini в России, и вся работа по переналадке была выполнена одним сервис-инженером в течение двух дней». Так была устранена эта проблема: весь процесс изготовления журналов и брошюр с клеевым бесшвейным скреплением стал автоматическим, что значительно снизило риски появления брака в тираже на стадии подборки.
Наверное, не удивительно, что Евгений Момот, генеральный директор полиграфического центра «Индиго Принт» (Нур-Султан, Казахстан), считает наиболее эффективным действием в типографии сам по себе переход от аналогового оборудования к цифровому как в части печатного оборудования (Ricoh C7200 X и Konica Minolta C12000), так и устройств для послепечатного облагораживания оттиска и создания переплёта (режущий плоттер iECHO, лазерная резка и т. д.). По мере того как растут «хотелки» заказчика, продолжает Евгений, иногда даже приходится делать на «цифре» вполне себе офсетные тиражи (у них были случаи изготовления на цифровом оборудовании до 10 000 экземпляров), в том числе по причине наличия в характеристиках заказа специфической послепечатной обработки, требующей, например, отделки с персонализацией. Что касается ПО, то в «Индиго Принт» достаточно долгое время рассматривали программы для автоматизации продаж, управления производством, общения с клиентами. Практика показала, что клиент хочет общаться со своим менеджером напрямую и делегировать свои проблемы живому человеку, поэтому из цифровизации в «Индиго Принт» реализована только CRM Bitrix, и то не полностью, а лишь в степени, достаточной для контроля заказа и автоматизации работы с бухгалтерией. По мнению Момота, развитие ПО в части автоматизации вёрстки подразумевает, что твой клиент постоянно растёт, а на деле наблюдается картина прямо противоположная: клиенты не становятся профессиональнее, даже те, которые называют себя дизайнерами-фрилансерами.
«Типография цифровых решений Б» (Ставрополь) изначально создавалась как оперативное производство, поэтому цифровые технологии были в приоритете, рассказывает её руководитель Владимир Бочков. А основной печатной технологией стала HP Indigo благодаря непревзойдённому качеству печати, эксплуатационной надёжности, стабильности цветопередачи, возможности работы с самым широким спектром материалов, использованию дополнительных цветов и т. п. И хотя реалии сегодняшнего дня несколько усложнили эксплуатацию данного оборудования, Владимир считает, что достойной альтернативы ему пока нет. «Наоборот, текущая непростая ситуация только подтверждает правильность сделанного много лет назад выбора, а уникальные возможности этой технологии позволяют нам выпускать продукцию, создающую настоящий вау-эффект», — поясняет он. Ещё одним важным шагом, значительно повысившим эффективность его бизнеса, стало внедрение в 2016 году автоматизированной системы управления «Клиентская база». На основе этого облачного продукта, созданного разработчиками из Казани, в типографии удалось дополнительно создать несколько блоков MIS-системы. «Клиентская база» представляет собой, по сути дела, конструктор, который позволяет настроить систему почти без участия программиста. Владимир уверен, что именно поэтому её достаточно легко было адаптировать под существующие бизнес-процессы.
А вот Анри Мелуа, директор типографии «Четыре цвета» (Санкт-Петербург), полагает, что сама формулировка вопроса о лучшем цифровом решении не совсем корректна, по его мнению, она слишком напоминает сакраментальный вопрос «Ты кого больше любишь — маму или папу?». По мнению Мелуа, вообще нельзя сравнивать цифровую печатную машину и систему web-to-print. Голосуя на нашем сайте, он выбрал вариант «ПО для координации работы производственного отдела», потому что много «мелочёвки при плохой организации производства приведёт к постоянным спорам топ-менеджеров с мелкими заказчиками. То есть к продаже времени руководства предприятия по цене ниже, чем у грузчиков». Действительно острым Анри считает вопрос о том, во что вкладываться при ограниченных ресурсах: в улучшение производства или улучшение продаж? Особенно в ситуации, когда производственные операции ты почти всегда можешь делать почти идеально и это даст тебе хлеб с маслом (вместо сухарика, как до внедрения новой машины). А вот продажи готовой продукции, даже при внедрении цифровых систем, тебе никто не гарантирует, и, приобретая систему, помогающую в продажах, ты всего лишь увеличишь шанс этой самой продажи: например, 10% вместо шанса 1%. Но зато этот лишний шанс даёт «заработать сразу на чёрную икру». В общем, складывается ситуация, по сложности не уступающая известной проблеме выбора между синицей в руках и журавлём в небе.
Директор по производству типографии «Гранат» (Иваново) Константин Горюнов уверен, что полиграфическое производство должно всегда стремиться к повышению уровня автоматизации и контроля качества. В типографии «Гранат» частью этого является установка оборудования с активным контролем качества печатной продукции Heidelberg Prinect Inpress Control. Данная система, встроенная в печатную машину Heidelberg Speedmaster XL 75–5+L, автоматически контролирует измерительные шкалы, сканируя цветовые поля, и передаёт информацию на пульт. Затем происходит автоматическая корректировка цветов, в том числе смесевых, и поправка приводки без остановки машины. Это позволяет значительно сократить время приладки и экономить бумагу. Поскольку мониторинг оттисков происходит в течение всего тиража автоматически, исключается человеческий фактор при измерениях, что помогает исключить разнооттеночность в ходе всего тиража и освобождает рабочее время печатника. Показания измерений системы Inpress Control сохраняются для данного изделия (заказа) в системе и с лёгкостью могут использоваться в следующий раз. Заказчики, которые возвращается в «Гранат» для печати очередного тиража, удивлены тем, как повторяется желаемая цветопередача. Доволен печатник — доволен заказчик! Из АСУ Горюнов упомянул 1С: Предприятие 8.3 в конфигурации «1С: Оперативная печать», которое внедрено и с успехом используется на производстве, помогая осуществлять анализ работы типографии, учёт и статистику. Эти два технологических решения помогают эффективно управлять процессом производства, осуществлять контроль за качеством продукции и, в то же время, за прохождением заказа по всем технологическим этапам. Они способствуют выявлению проблемных мест с точки зрения технологии печати, контроля качества, производственной логистики и правильности взаимодействия между технологическими участками и подразделениями типографии.
Павел Капель, генеральный директор «ИРМ-1» (Москва) рассказывает, что наибольшее влияние на бизнес оказало внедрение системы Printing.ru. Её уникальность заключается в том, что она включает в себя весь необходимый функционал разных систем и ещё немного больше. Это прежде всего конструктор калькуляторов, позволяющий легко и быстро сделать калькуляторы для В2П и менеджеров на основе действующих техпроцессов, Система управления производством, СРМ, В2П, онлайн-редакторы и, самое интересное — Система привлечения партнёров: рекламных агентств, фотосалонов и т. д. Всё это дало существенный рост оборотов, который продолжается даже сейчас, в кризисное время.
Руководитель отдела интеграций и информационных систем группы компаний «Вишнёвый пирог» Дмитрий Зеленский рассказал, что их сотрудничество с компанией Pixlpark продолжается уже более 10 лет. В то время в «Вишнёвом пироге» искали комплексное решение web-to-print для фотокниг. Дмитрий поясняет: «Программные решения на этом рынке в основном похожи друг на друга, как не могут сильно отличаться инструменты, выполняющие одни и те же функции. В этих условиях особенно важной становится стабильность компании, которая осуществляет поддержку системы». За время этого сотрудничества многие конкуренты Pixlpark уже перестали существовать и, соответственно, поддерживать свои проекты. Радует Дмитрия и то, что их партнёр позитивно реагирует на предложения по добавлению нового функционала. Недавно вместе с Pixlpark был обновлён дизайн и функционал сайта «Студия 52». Конечно, любой системе всегда есть куда расти. Дмитрию хотелось бы видеть решение для обслуживания оптовых клиентов, возможность настройки кредитования и постоплат, трекинг-систему для обработки заявок от клиентов. Трекинг-система позволила бы быстрее и эффективнее оказывать поддержку большому количеству пользователей. Это очень актуально для розничных заказов на фотокниги, особенно в период сезонных нагрузок, когда наступает пик печати и продаж.
Директор по производству компании Copy General (Москва) Вячеслав Юдаев приводит пример замены цифрового оборудования на более эффективное: «Наша компания была на первых позициях в сфере инженерной печати и печати проектной документации в Москве. Однако в какой-то момент количество заказов стало снижаться, хотя рынок рос и потребности клиентов в инженерной печати только увеличивались. Поэтому мы решили пересмотреть наш производственный процесс и обновить оборудование». На производстве использовались две монохромные инженерные машины Xerox, две цветные инженерные машины OCE и три оффлайн-фальцовщика чертежей OCE. Каждую работу приходилось разделять на монохромную и цветную часть, формат каждого чертежа необходимо было указывать при печати, и всё это делалось на медленных струйных принтерах OCE и малоэффективных с точки зрения себестоимости Xerox. После печати чертежи необходимо было отдельно фальцевать и складывать в «книгу». В результате процесс производства был длительным, с низкой пропускной способностью и высокой себестоимостью. В ходе обновления производства в 2018 году в Copy General одними из первых в России приобрели систему инженерной печати HP PageWide XL 5000 с онлайн-фальцовщиком чертежей и ПО Smart Stream. Это позволило сразу заменить всё перечисленное выше оборудование и высвободить трёх человек, которые на нём работали. Себестоимость печати снизилась более чем в два раза, а отпускная стоимость монохромной и цветной печати для клиентов сравнялись. Вячеслав доволен результатом: «Мы стали обрабатывать в девять раз больше заказов с проектной документацией при сроках изготовления одни сутки для 95% всех поступающих заказов. Через год мы купили вторую такую машину».
К сожалению, победное продвижение цифровых технологий в полиграфии, о котором мы регулярно рассказывали в нашем журнале, резко затормозилось с начала этого года. Вдруг оказалось, что традиционные технологии, тоже пострадавшие из-за проблем с логистикой, всё же имеют свои преимущества в условиях нестабильности поставок оборудования и расходных материалов, а также проблем с оказанием сервисных услуг. Создаётся впечатление, что процесс цифровизации российской полиграфии может повернуться вспять.
Однако не стоит спешить с выводами. Например, надо учитывать, что кризис приводит к уменьшению тиражей книжной и рекламной продукции. А это, теоретически, должно приводить к усилению позиций «цифры».
Конечно, проблемы с поставками ЦПМ и материалов к ним поставили многих «цифровиков» в сложные условия. Но не всех. Например, с малыми цифровыми машинами проблемы сейчас решать проще. В выигрышном положении в данный момент оказались те, кто когда-то решил, что надёжнее иметь побольше малых машин, чем небольшое количество, но самых продвинутых. С другой стороны, этикеточную продукцию некоторых видов можно делать как на листовых ЦПМ, так и на широкоформатных принтерах, которые можно приобрести в дружественной стране или же у российского производителя.
Что же касается эффективности того или иного цифрового оборудования или ПО, то многие полиграфисты сейчас приходят к выводу, что отныне наиболее эффективными решениями будут не те, которые позволяют повысить качество или производительность работы, а те, которые обеспечат надёжность поставок и сервиса. Например, директор типографии PerfettoPrint (Москва) Борис Назаренко считает, что в настоящий момент, в связи со сложившейся ситуацией, для цифровых типографий самой актуальной проблемой является не продвинутое ПО и даже не качественное «железо». По его мнению, главное сегодня — элементарное наличие материалов для печати. Если предприятие, зарабатывающее на цифровой печати, не сможет получить чернила или тонер в течение месяца и более — всё остальное уже не будет играть роли, каким бы «крутым» оборудованием оно ни было оснащено. Клиенты, которым надо срочно получить продукцию, уже готовы на смену типографии и даже технологии печати, отчасти — даже поступиться качеством. Но не все типографии имеют нужный запас чернил, тонеров и запечатываемых материалов (с некоторыми видами которых тоже имеются проблемы). Интересно, что в выигрышном положении сейчас оказываются типографии, которые в своё время заключили клик-контракт. Раньше это многим казалось не слишком-то рациональным решением, а вот теперь выяснилось, что сиюминутная экономия может обернуться неприятностями.
Технический директор типографии Onebook (Москва) Илья Кунахович рассказал, что сейчас, после ухода официальных представительств компаний-поставщиков цифровых решений для полиграфии, приходится заниматься не столько поиском наиболее эффективных решения, сколько элементарным обеспечением производства расходными материалами и деталями к машинам. Раньше в типографии пытались автоматизировать процессы вёрстки, но ничего подходящего для себя найти не успели.
Генеральный директор Onebook Артём Сорокин добавил, что и проекты по внедрению системы web-to-print поставлены на паузу.
Генеральный директор FineArtPrint (Москва) Дмитрий Степанов особо отметил стабильность работы представительства Konica Minolta — по его словам, эта компания осталась надёжным поставщиком цифровой техники. Некоторые же другие поставщики повели себя иначе: по мнению Степанова, о них можно сказать, что они поступили не так, как ожидаешь от надёжного партнёра.
Среди принявших участие в опросе на нашем сайте оказалась заметная доля тех, кто вообще ещё не приступал к цифровизации своего предприятия. Например, Дмитрий Пупин, владелец «ПСВ Холдинг» рассказал, что никакие цифровые решения никак не повлияли на его типографию, поскольку в технологическом плане она работает по старинке. Зато повлияли маркетплейсы: «Подключение к Ozon и Wildberries временами позволяло нам реализовывать более половины месячного объёма продукции типографии в пандемию». Правда, сейчас это уже не настолько всё радужно. Да и начинать работу на маркетплейсах стоило пару лет назад, считает Дмитрий, сейчас не самое удачное время для этого: общий объём продаж непродовольственных товаров в России упал. В его примере, на Ozon в марте этого года была получена выручка 12 млн рублей, а в июне — только 4 млн. «Да все маркетплейсы убыточны — тот же Ozon финансировал свою деятельность и закрывал текущие убытки, размещая долговые расписки на иностранных фондовых биржах. Теперь этот источник капитала стал недоступен, что повышает риски и для Ozon, и для продавцов, которые там размещают свои товары», — подводит итог Дмитрий.