101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Милый, «цифра» или офсет?

  • Михаил Кувшинов
  • 17 октября 2022 г.
  • 1839
Что, по-вашему, перспективнее при расширении печатных мощностей типографии: «цифра» или офсет?

Какие планы? Безусловно, главное событие этой осени, которое случится уже в октябре, – выставка «Реклама–2022». Журнал Publish будет там и проведет конференцию, участниками которой станут эксперты в области текстильной печати. Регистрируйтесь на конференцию «Как полиграфисту начать бизнес в текстильной печати: где деньги в текстильной печати и есть ли они там»!

Осознание

Вопрос редакция задала с подвохом. Вспоминается старый тест на понимание мужчинами женского языка.

— Дорогой, если тебе предложат на выбор жениться на мне или на самой красивой девушке в мире плюс миллион долларов, что ты выберешь?

Правильный ответ на него понятен каждой женщине.

— Ты самая красивая на свете — жениться на тебе и отдать тебе твой законный миллион!

Очевидный любому мужчине, даже единственно мыслимый ответ — глубоко ошибочный.

— Конечно, на тебе!

— То есть я — не самая для тебя красивая девушка? Ну иди, ищи покрасивее. Может, ещё денег приплатят.

В каждой шутке есть доля шутки. По-серьёзному — права она. Хотя знает: нет никакого миллиона и девушек красивее море. Просто она так переводит на женский очень важный вопрос, хором праматерей задаваемый из тьмы эонов. Вопрос древний, старше рода человеческого, потому не облечённый в слова. На мужской его тоже можно перевести.

— Выживут ли наши дети, если я доверюсь тебе?

Но это про психологию, а мы, отметив важность правильного понимания вопросов, вернёмся к нашим баранам. Откуда возникла «перспектива расширения печатных мощностей типографии»?

Вроде, окружающая объективная реальность таким перспективам не сильно благоприятствует? На этой тщательно выверенной мысли трезвомыслящий читатель, во всей полноте понимающий тщету и бесперспективность, может с законным удовлетворением чтение прервать.

Милый, «цифра» или офсет?

 

Декомпозиция

А мы с немногими оптимистами продолжим. И поможет нам известное наблюдение О. Бендера.

— Если в стране ходят денежные знаки, то должны быть и люди, у которых их очень много.

Итак, где в нашей богоспасаемой стране могут водиться деньги, хозяин которых готов поменять их на полиграфические услуги? На какие услуги? Какое для этого может понадобиться докупить оборудование? Результат декомпозиции исходного каверзного вопроса дал вопросы более простые, уже посильные для осознания.

 

Здесь автор сэкономит время за счёт обращения к уже опубликованному в Publish тексту. Ближайшее будущее отрасли. Ч1. Чё припёрлись?

 

Для тех, кому лень перейти по ссылке (хотя ленивый оптимист-инвестор — оксюморон в квадрате), повторю авторское видение классификации возможных приложений полиграфии по типу производимого продукта.

A. Определяющая часть товара. Книга, игральные и географические карты, пазлы, календари и т. п. Бумажно-беловые продукты, сувениры, наклейки. Обои. Текстиль. Сюда же — защищённая/специальная полиграфия.

B. Интегральная, но не основная часть товара. Прежде всего упаковка и этикетка. Но также, к примеру, инструкции — от лекарств до автомобилей. Печать на мебели, предметах интерьера, строительных материалах и конструкциях. Плёночные клавиатуры.

C. Носитель рекламы. Листовка, буклет, каталог, рекламная растяжка поперёк улицы, POS-материалы.

D. Носитель информации. Периодика: газеты, журналы. Справочники, словари.

E. Обеспечение процессов. Деловая полиграфия: от бланков, папок, конвертов и визиток до каталогов и годовых отчётов. Учебная литература.

Конкретика

В группе B (и некоторых вариантах из группы А) реален спрос на длинные тиражи. Поэтому развитие в сторону офсета (и флексо, не будем выделять отдельно) и инвестиции в такое оборудование могут быть оправданы. Я бы сказал, что это чуть ли не единственная группа, в которой возможен заметный спрос на серьёзное офсетное оборудование.

В то же время в группе B гораздо быстрее, чем на длинные, растёт спрос на короткие тиражи и кастомизацию. То есть цифровые технологии печати. Особенно чётко это видно в цифровом текстиле и цифровой этикетке. После долгой раскачки, столь характерной для гигантов, начался значимый рост в цифровом гофрокартоне. В то же время цифровая картонная коробка по ряду причин продолжает оставаться в предстартовом состоянии.

Итого, здесь и «цифра», и офсет. Офсет, если вам повезло сотрудничать с крупнотоннажными стабильными заказчиками с растущими объёмами. «Цифра» — во всех остальных случаях роста.

В группе A автор не видит больших возможностей для появления новых больших тиражей. Но спрос в целом будет значителен, с тенденцией к дроблению заказов и кастомизацией. То есть автор считает перспективы возможного развития в очень значительной степени цифровыми.

В группах C и D перспективы роста достаточно призрачны. Если же что-то найдётся новое, то точно не крупнотиражное, а под «цифру».

Группа E стоит несколько особняком. Да, она похожа и частично пересекается с A и B, но сидит на другой трубе — удовлетворении задач корпоративного заказчика, а не конечного покупателя-физлица. Корпоративный заказчик более консервативен, менее склонен ко всякой кастомизации. Крайне пристально относится к цене. Экономия рубля для физлица на единственном экземпляре не так заметна, как для юрлица на каждом экземпляре.

Всё это не делает вероятным рост суммарных объёмов, конечно. Но достаточно перспективным здесь выглядит замена устаревшего физически и морально оборудования вновь на офсетное. Достаточно простое в массе, возможно б/у. Или небольшие, вплоть до 1–2-красочных, машины приличных китайских производителей. Так что здесь скорее офсет — хотя и для «цифры» может найтись хлебное местечко. Те же учебники в условиях стремительно развивающихся истории и географии.

Зима не близко, зима за окном

Всё изложенное выше было в принципе актуально и год и два назад. В 2022-м перемены взошли дружно и заколосились обильно. Как это касается ответа на заданный редакцией вопрос?

На ранее закупленное цифровое печатное оборудование пришёлся наиболее сильный удар. Ряд его производителей, не дожидаясь 6-го пакета европейских санкций, резким спуртом дружно обогнали паровоз и ещё в марте прекратили все поставки, включая запчасти и расходные. Кропотливая работа на местах в РФ и ряде сопредельных стран не позволила им достичь поставленных целей полного удушения сугубо мирной отечественной цифровой полиграфии. Но ущерб ей причинён колоссальный. Он усугубляется высокой степенью уникальности как расходных, так и запчастей. Так что работа существующего оборудования из санкционных стран не везде, с трудом, ростом цен, рисков и проблемами, но в целом ещё как-то поддерживается. Но точно не будет инвестиций в новое железо из санкционных стран. США, Европа, Япония, Корея, Тайвань — а это львиная доля того, что мы рассматривали ещё год назад. На такие покупки может решиться только сумасшедший, но у него нет денег (и банк не даст). Весь цифровой рост в полиграфии придётся на Китай, в чём-то, возможно, на Индию. Этот рост не просто будет — он уже есть, контейнеры в пути, сообщения об инсталляциях скоро будут. Предложения довольно много, но Китай не Греция, где, согласно Антону Павловичу Чехову, есть всё. Наиболее примечательно это по листовым цифровым печатным машинам.

Владельцы ранее закупленного офсетного печатного оборудования оказались в существенно лучшем положении, чем цифрового. Поначалу. Его производители, как и производители расходных, гонок с паровозом не устраивали и дрова старались не ломать. Но шестой санкционный пакет был принят, вступил в силу, и разница в сладости редьки и хрена к настоящему времени в целом нивелировалась.

Тем не менее, офсетное оборудование в целом существенно более железное, чем цифровое, и гораздо более пригодно к ремонту и долгосрочному поддержанию работоспособности в текущих условиях. Так что автор бы предположил, что б/у офсетное оборудование из санкционных стран вполне может заинтересовать отечественного покупателя. А оно появится: трудно ожидать бурного роста объёмов печати, а вот снижения — запросто. И по стране в целом, и за рубежом. А вот закупки нового оборудования производства санкционных стран также не представляются экономически целесообразными.

Что с новым офсетным железом из Китая и Индии? Оно найдёт своего покупателя. Но надо понимать, что офсет, особенно листовой — технология уходящая. А китайцы любят инвестировать в будущее. Так что найти там замену европейским и японским офсетным грандам вряд ли получится. А вот малоформатные простые машины — это пожалуйста. И мы уже видим рост спроса на них.

Сравнительная зимостойкость по расходным

Изменение политико-экономических реалий также оказало влияние на сравнительную привлекательность инвестиций в будущее цифровое и аналоговое оборудование. Трудно сомневаться, что китайское цифровое оборудование (оно почти исключительно струйное) будет обеспечено производителем поставками всех расходных. Всё же традиционно бизнес производителей в цифровой печати прежде всего в расходных и только второстепенно — в оборудовании.

В офсете рыночная модель другая, краски и огромное разнообразие вспомогательных материалов клиент покупает на открытом рынке, это не забота производителя машины. Сравните список расходных и вспомогательных материалов для эксплуатации и обслуживания индустриальной струйной машины и современной офсетной. Оно хорошо, когда рынок действительно открытый. Но хуже, когда львиная доля номенклатуры, в том числе и используемая в самом Китае, становится трудно-, если вообще доступной в России. Пока переходные процессы не завершились. Не окончательно исчерпаны прошлые запасы, далеки от окончательной настройки новые логистические каналы, продолжается тестирование замен европейским краскам и другим расходным. Так что трудно точно сказать, в чём именно по расходным отечественный офсет окажется ущемлён. Будем обоснованно надеяться, что ни в чём. Люди над этим работают талантливые, заинтересованные и квалифицированные.

Наконец, отдельно скажу про флексо. Технология флексографской печати (по сути — вариант высокой печати, древнейшей в полиграфии) гораздо проще, чем офсетной. Проще и машины, и краски. Настолько, что отечественное производство флексокрасок возможно и реально. А насчёт офсетных — сложнее. Поэтому может оказаться, что флексо тоже откусит кусочек от офсета. И уж точно у глубокой печати.

Вместо вывода

Мир меняется, но столпы бизнеса незыблемы. Чтобы заработать, нужно решить задачу клиента лучше и эффективнее, чем он сам или ваши конкуренты. Поэтому глубокое понимание этих задач первично. Если вам повезло нащупать такую не вполне удовлетворённую связанную с полиграфией потребность — полдела сделано. Осталось осознать эту потребность, перевести на язык бизнеса. По результатам инструментарий для решения станет очевидным. А вынесенный в подзаголовок вопрос — тривиальным.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38