Успех зависит от скорости адаптации
С какими трудностями приходится сталкиваться компаниям в условиях кризиса и перемен рассказал генеральный директор «Смарт-Т» Андрей Макачёв: «Мы живём во времена драматических событий и вызовов. Пандемия и ситуация в мире негативно сказались на рекламной отрасли, особенно сильно пострадали логистические цепочки. В результате стоимость транспортировки грузов из Китая выросла в 10 раз, а время доставки увеличилось в 2–3 раза». Логистические барьеры запустили процесс разрушения всей системы международного разделения труда. Пошёл тренд локализации производств по всему миру, в том числе и в России. И именно цифровые технологии и автоматизация, по мнению спикера, помогли вывести наши производства на мировой уровень, позволили оперативно отвечать на запросы, предоставлять необходимое качество, решать вопросы дефицита кадров.
«Сначала мы, как и все, испытали шок от происходящих перемен и событий, но затем постепенно адаптировались к ним: выстроили заново логистику, наладили поставки оборудования, расходных материалов и запчастей. Сегодня наш склад заполнен продукцией для обеспечения бесперебойности производства, — заверил Макачёв. Успех зависит, в том числе, и от скорости адаптации к новым обстоятельствам.
Дело в деталях
Последние несколько лет стали не самыми лучшими для развития рекламной отрасли, признала очевидное Ирина Колосова, продакт-менеджер «Проект 111». Падение спроса и отклика наблюдается по всем направлениям рынка — это и пресса, и телевидение, и Интернет. Единственный сегмент, которому удалось выстоять и даже укрепить свои позиции, по мнению Ирины, — это мерч и подарки. Люди готовы вкладываться в нечто осязаемое, что можно подарить.
Однако подарок будет работать только в том случае, если он действительно полезный. И здесь на первый план выходят детали. Именно они позволяют сделать продукт привлекательным и желанным. Применительно к одежде и обуви это вставки, нашивки, съемный декор — элементы, которые можно менять в зависимости от настроения. Дети буквально пищат от таких «игровых» элементов, а взрослым нравится обладать чем-то особенным, «не как у всех».
В качестве примера можно привести Nike, которая предлагает клиентам индивидуальный пошив спортивной обуви. По сути, они дали покупателю возможность кастомизировать свой продукт: поменять цвет, материал, текстуру, добавить детали. Кроссовки, которые можно спроектировать самому, пользуются особым спросом у звёзд и блогеров. Да, заказов на такую обувь может быть и не много, но общий отклик и заинтересованность брендом возрастут в разы, уверена Колосова.
Глаза боятся, а руки делают
Как запускать новые продукты в условиях неопределенности, рассказала Елена Ларина, владелица и директор Fancy Armor. Несколько лет назад её команда с энтузиазмом взялась за новое дело: запустила швейное и печатное производство аксессуаров для путешествий. Как признаётся Ларина, начинать что-то новое, неизведанное всегда страшно. Страх — это нормальное явление, но он не должен останавливать. «Слабоумие и отвага — фирменные черты предпринимателя», — шутит Елена. — Бойся, но делай!» По её мнению, любой страх – это маркер чего-то хорошего. Не надо ждать удачного момента, он может и не наступить. Конечно, нужно просчитывать риски, но это не должно мешать пробовать новое.
Компания наравне со всеми столкнулась с проблемами глобальных перемен и кризиса. «Генеральной репетицией» стала пандемия в 2020 году. Далее последовали ограничения и санкции. Всё это привело к снижению туристического потока и падению спроса на товары для путешествий. По словам Лариной, проседание брендированной продукции в определённые моменты достигало почти 90%. «Всё, что не убивает, делает нас сильнее: мы закалились и научились адаптироваться к переменам в кратчайшие сроки. К примеру, в 2020 году период адаптации занимал 3–4 месяца, в начале 2022 года — 2 месяца, а сейчас сократился до 2–3 недель», — подчеркнула она.
За долгие годы работы Fancy Armor вывела свой алгоритм успешного запуска продукта. Во-первых, важно улучшать то, что делаете, хотя бы на 1% каждый день, и за год эти минимальные улучшения дадут видимый результат. Во-вторых, следует постоянно отслеживать всё новое — идеи, возможности, решения, материалы. Старайтесь непрерывно тестировать гипотезы: из 100 идей в работу пойдет максимум 10, «выстрелит» 2–3 и только одна проживёт долго и принесёт реальные деньги. И, наконец, стоит регулярно перенастраивать и оптимизировать внутренние процессы. Распознать действительно хороший продукт просто: если его быстро не скопировали конкуренты — значит, он недостаточно хорош.
Цифровая печать на текстиле даёт большое преимущество в запуске и тестировании новых продуктов, уверена Ларина. С момента возникновения идеи до её реализации в среднем проходит 10–15 дней. Для сравнения: средняя скорость в запуске нового продукта в швейном секторе — полгода. Соответственно, есть возможность достаточно быстро и с минимальными потерями понять сработает идея или нет, и переориентироваться.
Широкий формат
С перспективами цифровой текстильной печати согласен и Дмитрий Косматов, руководитель отдела продаж LBL Print. Анализируя ситуацию в мире и наблюдая за тенденциями развития рынка, в компании поняли: будущее — за текстильной печатью. Европейцы достаточно давно отказались от винила, пластика, плёнок и перешли на текстиль. LBL Print последовала их примеру, и в 2019 году закупила комплекс текстильного оборудования. В условиях ограничений и санкций это направление оказалось очень востребованным, поэтому расширение производственных мощностей стало логичным продолжением развития бизнеса компании.
«Современное оборудование и большие производственные площади открывают перед нами практически безграничные возможности, — заверил Косматов. — Печатать можно буквально на всём». Одним из таких заказов стала гигантская чаша (порядка 38 м в длину) из ткани для фестиваля «Спасская башня». Огромное полотно в виде «Чаши Гиппократа» — символа медиков — было раскрыто на сцене в финале номера, как дань подвигу и героизму врачей в разгар пандемии. Ещё одно интересное направление, которое широко внедряет компания, — флуоресцентная печать на ткани. В состав флуоресцентных красок входит специальный компонент, который начинает сиять и светиться под действием ультрафиолета. В результате получается очень яркое и красочное зрелище.
Участники конференции едины во мнении: выход на рынок цифровой текстильной печати предоставляет рекламно-производственным компаниям возможность диверсифицировать и активно развивать свой бизнес. В ближайшее время интересно будет наблюдать за развитием этого направления.