Этот производитель — «КАМА», которая весной 2021 года запустила новое и единственное в России производство мелованного упаковочного картона. Прямо скажем, картон этот не пользовался ажиотажным спросом, но так или иначе все упаковщики понемногу его тестировали. Кажется, не случись февраля 2022 года, камский картон постепенно осваивался бы на рынке, подтягивал качество, оттачивал технологии и рецептуру. Но тут в одночасье всё перевернулось с ног на голову, и картон «КАМА» оказался внезапно чуть ли не монополистом, но, как и вся остальная отрасль, без качественной химии и с технологией, которую фактически пришлось создавать заново.
Во время перехода на новую химию и отладки новой рецептуры со всех концов страны из типографий раздался вой: «КАМА» слоилась, как торт «Наполеон», дыбилась, как горбатая гора, доводила технологов и печатников до белого каления…
Материалы для большой статьи про камский и добрушский мелованный картон мы начали собирать летом. В Краснокамске об этом узнали и в августе пригласили в гости главного редактора Дмитрия Старцева. Там для Дмитрия провели большую экскурсию по предприятию и на самом высоком уровне честно ответили на все сложные вопросы. По словам генерального директора Максима Писарева, «КАМА» строит клиентоцентричный бизнес, где всё заточено на создание продукта, максимально соответствующего пожеланиям заказчиков, и работа в сторону улучшений не прекращается. Материал с вопросами по качеству картона вышел в № 10, 2022. А сейчас мы расскажем о том, как сегодня живёт «КАМА».
Немного истории
Камский комбинат вместе с рабочим посёлком начали строить в 1930-х годах прошлого века на берегу реки Камы в Пермском крае. Именно здесь была установлена первая советская бумагоделательная машина, произведённая в Ленинграде. Здесь же в 60-х годах начинается история производства первой в СССР мелованной бумаги. В начале двухтысячных предприятие из-за роста стоимости сырья и издержек от устаревшей технологии потеряло прибыльность. Выход был предложен местными технологами — дорогостоящую «хвою» заменили не востребованной в отрасли осиной. Попутно разработали новую технологию производства основы для бумаги — из белёной химико-термомеханической массы. Несмотря на скепсис западных партнёров и отрицание самой возможности производить бумагу из осины, в 2007–2011 гг. на «КАМЕ» успешно реализовали импортозамещающий проект нового производства легкомелованной бумаги. А в прошлом году запустили строившийся в 2017–2021 гг. первый и единственный в России комплекс по производству мелованного картона, также на основе «осиновой» ТММ. В общем, смело можно сказать, что на Камском комбинате не боятся ввязываться в дерзкие проекты и запускать с нуля производства с уникальными технологиями.
Масштабы
Производство такое обширное, что по ходу экскурсии возникает ощущение бесконечного путешествия. Только береговая линия предприятия 2 км, территориальный потенциал огромный, но для строительства нового производства оказалось достаточно трети площадей. Территория предприятия с почти 90-летней историей активно рекультивируется — снесены все ветхие корпуса, возведены новые, а после пуска оборудования наконец дошли руки до благоустройства. Изменения здесь происходят нон-стоп: асфальтируются подъезды к корпусам, делаются пешеходные дорожки, устанавливается освещение и даже засевается газон.
Особая гордость — недавний ввод в эксплуатацию ЛОС — локальных очистных сооружений. Этот сложный технологический комплекс оборудования для сбора и очищения производственных стоков был построен «с нуля» менее чем за полтора года. Теперь «КАМА» сможет нарастить объёмы производства, так как отсутствие свободных мощностей ЛОС являлось сдерживающим фактором для роста. К слову, это единственный такой масштабный экологический проект в регионе за несколько десятилетий. Издание «КоммерсантЪ» отметило вклад «КАМЫ» в экологию дипломом экологических инициатив в номинации «Green Go». Это не пустые слова — предприятие получилось по-настоящему «зелёным»: расположенный в самом центре города промышленный гигант теперь невидим и неслышим для горожан. Это редкость даже для Европы. Именно поэтому обновлённая «КАМА» первой в Пермском крае получила сертификат комплексного экологического разрешения (КЭР).
Персонал
Коллектив «КАМЫ» — всего 1200 человек, при этом всё громадьё проектов здесь умудряются реализовывать своими силами, не увеличивая штат. Но тут палка о двух концах: с одной стороны, это история про эффективность, а с другой, она тяжело даётся, особенно в условиях многозадачности пусконаладки. В плане выстраивания системы управления «КАМА» берёт пример с финнов: производители из холдинга «Сегежа» рассказывали, что на двух одинаковых комбинатах, производящих одну и ту же продукцию, на российской стороне работают четыре тысячи человек, а на финской — всего одна.
Сотрудников, ведущих технологические процессы, около 400 человек. Подавляющее большинство штата — это технологи, лаборанты, механики, электрики, инженеры КИПиА, АСУП и сотрудники клиентского сервиса.
Важный вопрос для предприятия — культура труда. Перед современным, новейшим производством остро встаёт проблема воспитания персонала. Важная задача — сделать так, чтобы каждый сотрудник видел и понимал, как его работа отражается на качестве конечного продукта. Например, чтобы лаборант не просто измерял кислотность на своём участке, не зная, зачем, а понимал, на что она влияет при использовании картона в типографиях.
Деревоподготовка
Основное сырьё камского картона — осина. Это необычный материал, который диктует свои правила в технологии. На «КАМЕ» используется сухая окорка древесины. Это позволяет исключить пар и воду, а значит, снизить затраты и повысить эффективность и экологичность техпроцесса.
Окорка сухим методом выглядит зловеще: это стена из вращающихся окорочных колец, которые с шумом сдирают кору со стволов. Блок имеет четыре двигателя, которые дублируют друг друга: в случае остановки даже двух система продолжит работать.
После «адской» стены с окорочными кольцами сырьё подаётся в рубительную машину, где стволы измельчаются в щепу и отправляются на сортировку. Система сортировки щепы отсеивает мелкий субстрат вместе с мусором, а крупная щепа идёт в производство. Из неё изготавливается белёная химико-термомеханическая масса (БХТММ), которая используется как основа для производства бумаги и картона. Окорка древесины и получение щепы происходят в древесно-подготовительных цехах (ДПЦ). Их на «КАМЕ» два — один для производства бумаги, другой — картона.
ДПЦ вкупе с производством БХТММ — совместный проект с минпромом Пермского края. «КАМА» построила цеха и предоставила более 250 рабочих мест, а в ответ получила участки для собственной лесозаготовки: так удалось решить вопросы с сырьём. Но это не финал истории. На «КАМЕ» планируют следующий инвестпроект по повышению эффективности — это котёл-утилизатор для коры и сухого ила с локальных очистных. В зависимости от сезона он будет давать от 15 до 30% экономии на паре для производства.
Водоподготовка
Водоподготовка на «КАМЕ» также организована с использованием НДТ. В основе технологии — ультрафильтрация. Это позволило отказаться от флокулянтов и уместить оборудование водоочистки под крышей сравнительно небольшого цеха (в 5 раз меньших масштабов, чем потребовала бы традиционная технология водоподготовки). Для подачи на производство вода забирается из Камы, очищается, нагревается и обеззараживается. В сутки через установку проходит порядка 15 тысяч литров. Для сравнения, столько же воды предприятие параллельно подаёт в Краснокамск. «КАМА» — градообразующее предприятие, снабжает водой промышленность и жилой сектор города, а также обеспечивает очистку всех стоков 50-тысячного Краснокамска. В лаборатории водоподготовки анализ воды проводится каждые 4 часа по множеству разных параметров. В процессе выявляются и корректируются факторы, которые влияют на качество продукции.
Производство белёной химико-термомеханической массы
Средний слой картона «КАМА» производится из белёной химико-термомеханической массы. Цех, где изготавливается БХТММ, поражает масштабом. Здесь шумно и очень пустынно — людей нигде не видно. В норме все процессы на производстве автоматизированы, поэтому за пультом управления в каждом цехе всего 2–3 оператора, больше просто не требуется. На предприятии в ходу шутка «оператор зарабатывает, когда спит».
Наверху находится огромный рафинёр, где при участии пара происходит размол щепы. Его мощность 16 МВт — это как электрическая мощность всего Краснокамска. После размола щепа отправляется на систему из прессов, которые разглаживают, переплетают волокна массы и придают им объём.
Кстати, о претензиях полиграфистов к картону «КАМА» на производстве знают не только топ-менеджеры и технологи, но и рядовые сотрудники. Эта ситуация всех задевает за живое: люди на предприятии хотят делать первоклассный продукт, за который не стыдно. Борьба за качество ведётся на всех этапах, начиная с лесозаготовки.
Здесь же, в лаборатории БХТММ, каждые 3 часа проводится анализ на сорность. Нам продемонстрировали процесс: лаборант делает из массы «блинчик» и на световом столе изучает соринки с лица и оборота. Есть норма соринок на квадратный метр и реестр допустимых размеров. В среднем соринки на «КАМЕ» 0,1–0,2 мм. Говорят, что это неплохой результат для сухой окорки. Тем более, мелованный слой на лицевой стороне картона полностью перекрывает эти тёмные вкрапления.
Тем не менее на производстве проблему с сорностью настойчиво пытаются искоренить в самой основе. Сначала думали, что сорность из-за низкокачественной древесины. Провели эксперимент: на лесной бирже отобрали штабель идеальных брёвен, начисто отмыли древесно-подготовительное оборудование и сделали партию картона. Оказалось, что сорность практически не уменьшилась. Выяснилось, что визуально невозможно определить, насколько хороша осиновая древесина. Спил может быть абсолютно чистым, а внутри гнильца, которая все портит. И для решения проблемы нашли другое решение — увеличили подачу отбеливающего состава в БХТММ.
Кроме сорности в лаборатории цеха по производству БХТММ контролируются параметры помола, концентрации, белизны, разрыва на длину, пухлости. От пухлости массы зависят толщина картона и его свойства. Осина — коротковолоконная древесина, поэтому пухлости не хватает, но технологи шаг за шагом решают и этот вопрос.
Над толщиной ещё предстоит поработать. Выход на нужную пухлость картона — это экспериментальная история. Она может зависеть от чего угодно: даже от сорта осины и региона. Приходится подбирать свои гарнитуры размола щепы на каждом конкретном предприятии. На «КАМЕ» гарнитуры меняются чуть ли не каждый месяц, это необходимо для накопления количественной базы данных, которая рано или поздно даст качественный рывок, и картон получится приблизить к идеалу.
Картоноделательная машина
Предваряет цех с КДМ-9 станция смешения химических составов для формирования меловальной массы. Здесь, как и во ВСЕХ остальных цехах, есть собственная лаборатория, где проверяются параметры белизны, впитываемости, глянца, шероховатости мелованного слоя. На этом этапе ещё невозможно предсказать, насколько прочно мелованный слой будет прикреплён к основе, но содержание крахмала в пасте уже поддаётся контролю, а это один из факторов, влияющих на прочность мелованного слоя. За 12-часовую смену лаборанты, как минимум, четырежды отбирают пробы пасты для анализа.
Наконец, святая святых — картоноделательная машина. На ней 3 сетки, сходящиеся в одну папку, которая проходит через пресс. Ноу-хау технологии «КАМЫ» — пресс с широкими «надутыми» резиновыми валами, которые обеспечивают широкую зону давления, и картон получается ровным, на нём нет волны. После пресса папка досушивается, на поверхность наносится клеевой слой, который тоже подсушивается, и картон отправляется в каландр для проглаживания. После каландра на поверхность картона последовательно наносятся до трёх мелованных слоёв. Секции мелования встроены «в линию» — всё делается по цепочке прямо на КДМ. Здесь же установили оборудование, которое переворачивает тамбур (готовый роль свежесделанного картона) и перематывает его привычным для всех полиграфистов способом — мелованным слоем наружу. Это решило проблему обратной намотки, которая вначале вызывала недоумение у пользователей «КАМЫ».
На картоноделательном производстве установлены три пультовые. В пультовой мокрой части контролируют подачу основных ингредиентов в поток, их дозировку и температуру сушильной будки. Сюда же выводятся все выявленные в режиме реального времени «косяки». За это отвечают пять камер, которые на скорости отслеживают каждые 5 см полотна. Так операторы видят все включения и могут определить, насколько они критичны для качества картона.
На накате машины — ещё тёплый готовый тамбур мелованного картона огромного размера: его диаметр 3,2 м, ширина 3,6 м. Здесь его проверяет ОТК по главным параметрам: уровню pH и влажности. Также контролируются толщина, плотность, пухлость, жёсткость картона, сопротивление расслаиванию и прочность внутренних слоёв.
Весной 2022 года ряд клиентов «КАМЫ» столкнулись с проблемой прочности приклейки мелованного слоя. На предприятии о проблеме знают и разработали решение: приобретено и установлено оборудование для анализа готовой продукции по этому важному параметру. Завершено и обучение специалистов. Тест IGT — анализ на равномерность и прочность мелованного слоя будет проводиться с ноября 2022 г. Зато внутренние слои «КАМЫ» и сейчас сцеплены намертво, что и было продемонстрировано в соответствующей лаборатории. Вообще характеристики картона на 99% соответствуют нормативам, оставшийся 1% «докрутят» в ближайшее время.
На производстве нет мелочей, вот и гильзы, на которые наматывается картон, тоже проверяются на специальном оборудовании в лаборатории. Они должны быть прочными и не деформироваться в процессе намотки и хранения рулонов.
Цех переработки
Готовые тамбуры попадают в цех переработки бумаги и картона. Здесь тамбуры режут, маркируют, упаковывают и отправляют клиентам. Флатовка — резка рулонного картона на листы — происходит со скоростью 431 лист в минуту. На поддоне 2700 листов. Несложно подсчитать, что на флатовку одного поддона уходит около 5 минут.
Сейчас на листы режется порядка 7 000 тонн в месяц. Можно и больше — до 175 000 тонн в год, но надо дообучить персонал и определиться с требованиями рынка по формату. Наш вопрос про поставку картона полуформатными листами явно услышали! Осталось только понять объёмы: «КАМА» — огромное производство и резать картон в непопулярные форматы им просто невыгодно — слишком долго приходится перенастраивать оборудование.
На «КАМЕ» флатуется столько картона, что им самим приходится колотить поддоны под кипы: местный рынок оказался не готов обеспечить их нужным количеством поддонов. Упаковка палет с листами, казалось бы, ерунда, но от неё зависит, в каком состоянии картон доедет до потребителя. На понимание, какой должна быть правильная упаковка, ушло целых полгода экспериментов.
Идём дорогой трудной
На каждом этапе производства от лесозаготовки до отгрузки готовой продукции администрации и инженерам «КАМЫ» приходится что-то оттачивать и дорабатывать, выстраивать технологию с нуля. Здесь сложность, умноженная на два: во -первых, уникальная технология (БХТММ из осины), во-вторых, в России просто нет специалистов по производству FBB-картона, всему приходилось и приходится до сих пор учиться на ходу. Да и специалисты Andritz — производителя оборудования — тоже учились: камская КДМ-9 — одна из их первых картоноделательных машин.
После ввода санкций и без того тернистый путь запуска производства перешёл на какой-то немыслимый уровень сложности. С марта 2022 года проделана огромная работа по поиску новых поставщиков компонентов для картона, производители, которые могут чем-то помочь, собирались буквально по крупицам.
Осложняет ситуацию и то, что в России нет никакой научной базы по производству FBB-картона и БХТММ: нет ни институтов, ни кафедр, проконсультироваться просто не с кем. Вся наука теперь здесь, на Каме, а учитывая, что опыта по производству БХТММ из осины нет ни у кого в мире, то «КАМА» — настоящий первопроходец.
В этой ситуации радует, что весь коллектив нацелен на качественный результат, болеет за него душой. На «КАМЕ» искренне хотят делать классный, конкурентный продукт. Компания открыта для общения, визитов клиентов, рекомендаций и замечаний. Не все просьбы и пожелания возможно внедрить быстро, но эта работа явно ведётся и постепенно даёт результаты.