«В полиграфии мы оказались случайно»
Всё началось в 2007 году с небольшого рекламного агентства, которое работало в сфере BTL-услуг. Компания организовывала различного рода промомероприятия, занималась распространением рекламной продукции по жилым домам и торговым центрам. Дела шли успешно, бизнес развивался, и в какой-то момент стало понятно, что клиентам интересна не только реклама, но и полиграфия. Так в 2012 году в компании появилась первая небольшая ЦПМ — Xerox 560. Серьёзный бизнес с такой машины не начинают, а вот для того, чтобы попробовать хоть что-то напечатать, её вполне достаточно. Первое время выпускали незначительные тиражи листовок и буклетов: печатник выходил на работу на 2–3 часа в день. «В душе жила надежда, что рано или поздно дела пойдут в гору, поэтому мы стойко содержали убыточный отдел. Так продолжалось несколько лет: с переменным успехом, уходя то в минус, то в ноль, то в небольшой плюс, “тянули лямку” в ожидании чуда», — признаётся Борис Грейм.
Перед выбором
Но чуда не случилось. В 2019 году пришло понимание, что надо куда-то двигаться: либо более основательно погружаться в полиграфию, либо закрывать убыточный отдел и развивать рекламное агентство. Посовещавшись, коллегиально решили «штурмовать» полиграфию. Так в 2020 году появилась типография «Грейм».
Начинать серьёзный бизнес, вооружившись только Xerox 560, смысла не было. Знакомые вендоры порекомендовали машину помощнее — Ricoh Pro c7200x. Как объяснили поставщики, это хороший промышленный аппарат, рассчитанный на большие объёмы производства, с набором дополнительных цветов — неоновыми, белым и прозрачным. «Но по большому счёту всё это только маркетинговый ход: звучит красиво, а в реальной жизни практически никому не нужно, — полагает Борис. — Нет рынка потребления этой белой краски, поэтому мы работаем только в CMYK, печатаем обычные листовки, буклеты и брошюры».
Трудности закаляют
Как только типография распахнула свои двери, началась пандемия и вся страна дружно ушла на «каникулы». По домам — так по домам, рассудили в компании: в конце концов, трудности закаляют. А когда снова вернулись к работе, поняли, что необходимо укреплять цех послепечатной обработки, и занялись активным поиском оборудования для резки, фальцовки и биговки.
Но тут грянули новые испытания: на территории офиса, который команда арендовала на протяжении 10 лет, началась прокладка автомагистрали. Съехать нужно было в кратчайшие сроки. Переезд дался нелегко, признаётся Борис, ведь за время работы удалось собрать довольно внушительный парк оборудования. К тому же найти новое помещение оказалось не так просто. А через год — очередной удар. Не успев толком обжиться на новом месте, типографии снова пришлось менять дислокацию: на этот раз сносу подлежал бизнес-центр.
Третья попытка оказалась удачной. Новая производственная площадка на 300 кв. м позволила установить более мощное оборудование: усилили цех широкоформатной печати, заказали УФ-принтер и промышленный ламинатор, купили сразу три режущих аппарата — автоматический плоттер iECHO PK-0604 и два плоттера с листовой автоподачей VULCAN SC-350.
Дело в резке
Режущие плоттеры для цифровой типографии — машины незаменимые. Их использование позволяет значительно расширить спектр выпускаемой продукции. «Сначала мы взяли iECHO в пару к ЦПМ Ricoh, а следом заказали ещё два плоттера VULCAN. Как известно, спрос рождает предложение», — поясняет Борис. На iECHO помимо фигурной резки можно выполнять надсечку, биговку, перфорацию, маркировать листовые материалы. Очень удобно комбинировать эти операции.
Плоттеры задействованы в производстве наклеек, этикеток, воблеров и других POS-материалов. Как объяснил Борис, на VULCAN они работают с самоклейкой, а вот картон и более плотные изделия режут на iECHO. «Мы взяли самую младшую модель в линейке — PK-0604, поскольку только начинали. Но сейчас я бы рассмотрел более продвинутую версию с набором дополнительных ножей. Тогда бы мы могли выполнять более широкий спектр заказов», — отмечает он. Из сильных сторон у iECHO Борис выделил точность резки и простоту в управлении. Он сам несколько раз «пилотировал» устройство. Из неудобств Борис отмечает сложность в работе с ламинированным картоном: у прижима не хватает тяги для удержания тяжёлого листа.
В целом обе модели со своими задачами справляются. Их объединяет интуитивно понятный интерфейс и автоматизация многих процессов. «Оператору не нужно всё время находиться рядом: иногда запускаем тираж даже на ночь. Главное — следить за ножами и вовремя их менять. На VULCAN ножи выходят из строя чуть быстрее, но они и недорогие», — рассказыват Борис.
Все три плоттера были приобретены у «Смарт-Т». «Мы знали, что ребята давно на этом рынке и работают на совесть. Когда мы столкнулись с проблемой, они мгновенно среагировали и устранили её. Это важно, поскольку простой оборудования довольно серьёзно бьёт по карману», — делится Борис. То же можно сказать и об их участии в установке и запуске оборудования: инженеры оперативно подключили машины и помогли разобраться в управлении. По словам Бориса, iECHO они выбрали, исходя из задач и возможностей, а с плоттерами VULCAN — отдельная история. Эта техника необычайно популярна в Санкт-Петербурге, почти половина всех проданных в России станков приходится на северную столицу. Не исключено, что решающую роль в этом сыграло питерское представительство «Смарт-Т» и хорошая цена, полагает Борис.
Офсет или цифра?
Офсет — это серьёзный бизнес, а цифра — скорее хобби, дополнение к основному делу, уверен Борис. По его мнению, цифровой рынок очень маленький и ненадёжный, а требования к компаниям предъявляет не меньше офсетного. Это миф, что под цифровую типографию достаточно небольшого офиса. На маленьких пространствах невозможно разместить бумагорезательную машину весом в несколько тонн. Значит, нужны определённые производственные площади. Ещё одна головная боль — стоимость послепечатного оборудования. «Оборот у начинающего офсетчика в среднем — 5 млн руб., а у цифровика — меньше 1 млн. Как при таких доходах купить дорогостоящее оборудование?» — сетует Борис. Поэтому цифрой занимаются либо гибридные типографии, либо компании с несколькими источниками доходов.
У команды «Грейм» есть два подрядчика, с которыми они кооперируются по офсетным работам. На взаимовыгодных условиях компании сотрудничают более 5 лет. Но эта работа выборочная, поток возможен только при наличии собственной базы. «Есть к чему стремиться, — резюмирует Борис. — В наших планах организация своего офсетного производства. Правда, в нынешних реалиях это непросто: оборудования на рынке практически нет. Но от идеи пока не отказываемся, ждём лучших времён».