Первым делом — самолёты
Московская компания «АМК-принт» работает на рынке рекламы и полиграфии 15 лет, из них 12 лет команда посвятила широкоформатной печати. Она начинала как цифровая типография, а в широкий формат фокус сместился после работы над проектом «Спасибо деду за Победу!». Речь об известных наклейках для машин с благодарностью от молодого поколения всем тем, кто прошёл войну. Спрос на оклейку и декорирование машин рос, и тогда команда решила осваивать это направление более основательно. Сначала укомплектовали парк оборудования широкоформатными принтерами, затем докупили им в помощь режущие плоттеры, и дело пошло. Помимо оклейки транспорта, компания занялась оформлением фасадов и витрин зданий, декором точек продаж, интерьерной печатью, производством обоев, напольных покрытий, стеновых панелей, конструкций для наружной рекламы. Среди клиентов «АМК-принт» — Yandex, Московский метрополитен, инновационный центр «Сколково», РЖД, Министерство обороны РФ.
Одно из самых перспективных направлений в широком формате, по мнению руководителя «АМК-принт» Антона Ластенко, — это интерьерная и экстерьерная печать. Например, под Новый год компания получила заказ от корпорации «Иркут» на праздничное оформление самолёта МС-21–300. Задача стояла непростая: ведь напечатать картинки на плёнке — это только полдела, надо было продумать клеевое сцепление, которое выдержит низкие температуры за бортом и обработку антиобледенителями. Ещё один пример — оформление поезда в тематике «Сирийский перелом» по просьбе Министерства обороны РФ. «Тогда мы оклеили плёнкой десять вагонов снаружи и пять внутри, установили подсветку экспозиции и создали имитацию неба на потолке вагонов», — рассказывает Антон. В 2018 году этот поезд-музей объехал всю Россию от Москвы до Владивостока.
При правильном подходе, на прибыль в широком формате можно выйти уже за полгода |
К интерьерной печати можно отнести и производство обоев. В «АМК-принт» их печатают на широкоформатном УФ-принтере с применением экологичных чернил, которые высыхают под действием ламп, без испарения сольвента. Такие обои не пахнут, отлично моются и долго сохраняют цвет. Из нюансов Антон отметил сложности в стыковке. «Нужно уметь настраивать принтер под конкретный вид материала. Допустим, нужно изготовить три полосы обоев длиной по 3 метра. Если первый рулон отпечатать без натяжки, т. е. длиной ровно 3 метра, а второй с натяжкой — 3,05 м, то при стыковке этих двух полотен рисунок не совпадёт», — констатирует он.
На производстве установлено сразу четыре широкоформатных печатных станка Mimaki: УФ-принтер UJV100–160 и три экосольвентных плоттера — новобранец JV300–130/160 Plus и два заслуженных ветерана JV33–160s. Первый станок Mimaki работает до сих пор. На нём заменили печатные головы лишь спустя 8 лет. С расходными материалами и запчастями для принтеров проблем нет: выручает параллельный импорт. Единственное, с чем столкнулась компания, — это дефицит постерной бумаги. Но здесь пришли на выручку китайские производители. Раньше их бумаге не хватало белизны, а сейчас они эту проблему решили.
«В целом широкоформатная печать — хороший и прибыльный бизнес, — считает Антон. — Она занимает свою особую нишу, которой на данный момент ничего не угрожает. Более того, этому рынку есть куда расти, по крайней мере, сегменту интерьерной печати. Скорее всего, этот рост будет происходить за счёт встраивания широкоформатной печати в процессы развивающихся направлений промышленности».
При правильном подходе, на прибыль в широком формате можно выйти уже за полгода, уверен Антон. Но прежде чем начинать любое дело, нужно взвесить все «за» и «против». Как и в любом бизнесе, здесь много подводных камней.
Об интерьерной печати замолвите слово
О подводных камнях в широком формате не понаслышке знает и главный инженер печатного производства «Два слона» Игорь Сандраков. В этом году ярославское рекламное агентство отмечает своё 22-летие. Изначально компания занималась только наружной рекламой: размещала арочные конструкции и призматроны вдоль дорог, а спустя какое-то время решила запустить собственное производство. Помимо оперативной полиграфии, выбор пал и на широкий формат, поскольку он открывал большие горизонты в рекламном деле и отличался приемлемой ценой.
Войти на рынок широкого формата можно с 1,5 млн руб. в кармане. Для этого достаточно купить рулонный широкоформатный принтер за 1 млн руб. и режущий плоттер — за 500 тыс. руб. |
За это время компании удалось собрать солидный парк широкоформатного оборудования. Это сольвентные принтеры Mimaki и OKI, планшетный УФ-принтер Mimaki, латексный Ricoh, экосольвентные ARK-JET. Обе модели ARK-JET Sol 3200 и Sol 1600 работают на одних чернилах, поэтому в случае необходимости могут легко заменить друг друга. «Сейчас это особенно актуально, поскольку достать расходники на такие флагманы, как Ricoh и OKI, практически нереально», — делится Игорь. Именно поэтому после событий 2022 года компания приобрела сразу два резервных китайских принтера ARK-JET. «Несмотря на то, что это Китай, машины надёжные, к тому же удобные и простые в управлении. Ощущение, что инженеры консультировались с печатниками в процессе разработки этих моделей и учли все пожелания», — отмечает Игорь.
Агентство активно развивает два широкоформатных направления — это наружная и интерьерная печать. Для печати «наружки» используют сольвентные принтеры, для производства обоев — экосольвентные и латексный. У латексного принтера одно неоспоримое преимущество — это абсолютное отсутствие запаха, что очень важно при декоре интерьеров. Правда, высокая стоимость чернил сделала печать на нём эксклюзивной услугой для ценителей экологии и насыщенных цветов. Ещё одно направление компании — инженерная печать. За чертежами и схемами в большом формате чаще всего обращаются строительные компании, а также архитекторы и дизайнеры. «Нам приносят старые бумажные чертежи, которые необходимо восстановить и перепечатать. Здесь в пару к принтеру в работу включается широкоформатный сканер, — рассказывает Сандраков. — Конечно, заказов на инженерную печать не так много, но они есть. И мы как многофункциональное производство, не оставляем их без внимания».
Самым перспективным направлением в широком формате Игорь считает интерьерную печать. Оформление помещений, домов, офисов и торговых точек будет востребовано несмотря ни на что, уверен он. И если выходить на рынок широкого формата, то именно с этим направлением. А вот наружная реклама, напротив, в последнее время серьёзно сбавляет обороты. В первую очередь это связано с административными ограничениями, в том числе с получением разрешений на установку. Канули в Лету некогда популярные перетяжки, исчезли арки (конструкции через дороги) и большие баннеры на стенах зданий, сократился сити-формат (тумбы, хореки).
При выборе оборудования для интерьерной печати Игорь рекомендует делать ставку не на эксклюзивные машины, которые будут требовать дорогостоящего обслуживания и ремонта, а на массовые — простые и надёжные. Не советует он выбирать устройства и с чипованными картриджами: найти замену или аналог таким чернилам крайне сложно. Кроме того, сегодня в широком формате на первый план выходит качество печати. Это раньше можно было попросить клиента отойти на 10 метров, чтобы оценить результат. Сейчас вблизи рассматривают даже гигантские постеры. Важна каждая деталь! В пару к широкоформатному принтеру лучше сразу приобрести и режущий плоттер. Тогда на выходе удастся сразу получить конечный продукт и не придётся обращаться в другие компании за дополнительными услугами. Войти на рынок широкого формата можно с 1,5 млн руб. в кармане, считает Игорь. Для этого достаточно купить рулонный широкоформатный принтер за 1 млн руб. и режущий плоттер — за 500 тыс. руб.
«Страна у нас большая и богатая! Такого количества талантливых инженеров, “Кулибиных”, нет ни в одном уголке мира. Они умудряются ремонтировать технику, не имея оригинальных запчастей и деталей, собирают из нескольких подержанных машин новые, разрабатывают собственное оборудование. С такими головами нам не страшны никакие санкции!» — резюмирует Игорь.
По секрету всему свету
|
Широкоформатная печать давно вышла за рамки типографий. О том, как она помогает российским производителям, рассказала Юлия Карабанова, главный дизайнер нижегородского производства светильников «РОССВЕТ» и предметов декора «Чувство стиля». Предприятие работает с 2014 года и является подразделением компании «Лига света». «Раньше мы только продавали светильники, а сейчас выпускаем их сами. У нас производство полного цикла — от изготовления мельчайших деталей и плафонов до покраски и сбора электрической части», — рассказывает Юлия.
Компания реализует продукцию не только через торговые сети, но и посредством маркетплейсов. Соответственно, упаковка нужна очень надёжная, а главное — оперативно и в срок, ведь заказы идут один за другим. Раньше эти услуги делегировали типографиям, но это было недёшево, к тому же типографии частенько задерживали заказ. «Мы решили выпускать упаковку своими силами, в том числе печатать этикетки на коробки. Для этого приобрели сразу два широкоформатных экосольвентных плоттера-каттера Mimaki CJV150–160 с шириной рабочей области 1610 мм», — объясняет Юлия. Раньше печатью она не занималась, поэтому пришлось осваивать станок с нуля. В целом машина оказалась довольно простой и понятной в работе. Обучиться на оператора можно за несколько дней.
Покупка широкоформатного принтера позволяет компании сократить расходы и ускорить производство |
Из нюансов Юлия отметила запах во время печати и шум. От запаха спасает вытяжка и частые проветривания, ну а к шуму привыкли. «Шумит — значит работает», — шутит она. Кроме того, есть небольшая реакция материала на температуру воздуха: когда в помещении холодно, плёнка дубеет и сжимается. Проблема решается только со временем: приходится ждать. А вот в жару наладить печать гораздо проще: здесь всё решается путём регулировки температуры нагрева, её можно убавить.
Для печати наклеек на производстве используют матовые белые плёнки. Несмотря на то, что многие компании предпочитают глянцевые этикетки, Юлия считает, что матовые выглядят более стильно и дорого.
Что касается загрузки оборудования, то ещё год назад машины печатали в две смены. Но в связи с подорожанием плёнок пришлось сократить количество наклеек на коробке. Поэтому сейчас машины работают только днём. Два одинаковых плоттера очень выручают: когда один выходит из строя, второй берёт на себя и его заказы. Помимо оператора, для работы на плоттере необходим дизайнер, который подготовит правильный макет, при необходимости скорректирует и усовершенствует его дизайн.
Собственное производство упаковки и этикетки помогло компании значительно сократить расходы, а главное — ускорить процесс подготовки и отправки заказов. Плоттеры окупились уже через год, а выбор модели «2 в 1» — плоттер-каттер — позволил сэкономить на покупке ещё одной недешёвой машины — режущего плоттера.
Всё шире, и шире, и шире…
Типография «Конверс» (Казань) занимается как оперативной полиграфией, так и многотиражной. Своё собственное офсетное производство, цифровая, текстильная и УФ-печать, широкоформатное оборудование позволяют компании охватывать все ниши печатного рынка. Оборот предприятия за год составляет примерно 200 млн руб. В среднем в месяц типография обрабатывает около 4 тыс. заказов. Из них на долю широкого формата приходится порядка 10–15%.
Будущее широкого формата — за УФ-принтерами, они постепенно вытеснят сольвентных собратьев |
Руководитель типографии Роман Шайхутдинов работает в полиграфии более 20 лет. Любовь к печатному делу ему привил отец. Как и многие другие компании, «Конверс» начинала с одного печатного станка. Рост шёл поэтапно: после офсета в типографии появилась цифровая печать, а следующим шагом стал выход на широкоформатное производство. «Чем больше запросов, тем больше парк оборудования», — констатирует Роман. Сейчас в цеху установлено несколько широкоформатных станков, но по большому счёту работает один — сольвентный плоттер Mimaki SWJ-320EA. Сверхширокий формат позволяет печатать на нём практически любые заказы: баннеры, ролл-апы, плакаты, постеры, наклейки, вывески, ростовые фигуры и т. д. «Это одна из самых продвинутых и функциональных моделей на рынке, поэтому запускать дополнительное оборудование нет смысла», — считает Шайхутдинов. С расходными материалами к плоттеру проблем нет: родные чернила заменили бельгийскими.
|
Начинать работу в широком формате Роман рекомендует в том случае, если у компании уже есть какая-то производственная база, которую надо расширить, охватив как можно большее количество заказов. «С нуля разогнать такой бизнес очень сложно. Всё упирается в продажи. Даже если разместить рекламу через Интернет, собрать и проанализировать все запросы на печать, они будут совершенно разными. Выудить из них только нужный широкий формат не получится», — объясняет он.
Самым перспективным на сегодняшний день направлением в широком формате, как и другие наши эксперты, Роман считает интерьерную печать. По его словам, в этом сегменте можно заработать. А вот для того, чтобы выйти в плюс на печати баннеров, нужны серьёзные объёмы. С учётом общего падения спроса на этот вид продукции, сделать это практически нереально, не имея среди клиентов таких известных грандов, как OBI или «Мега».
При выборе оборудования приоритет лучше отдать проверенному и известному производителю. «Мы работали на разных машинах, в том числе и на китайских. Сравнивать их с лидерами рынка некорректно, это всё равно, что пытаться сопоставить наши машины с мерседесами. Конечно, работать на них можно, но надо быть готовым к тому, что периодически что-то будет выходить из строя, а ремонт оборудования сегодня очень дорогой», — отмечает Шайхутдинов.
Ещё один важный момент, который нужно учитывать при выходе на рынок широкоформатной печати, это сезонность: зимой заказов значительно меньше, а летом, напротив, — горячая пора. Открытые мероприятия и праздники на свежем воздухе приносят хороший доход. По мнению Романа, выйти на прибыль в широкоформатной печати, как и в любом другом бизнесе, в среднем можно за три года.
Будущее широкого формата — за УФ-принтерами, которые постепенно вытеснят сольвентных собратьев. Конечно, цена этих устройств в разы больше, но и отдача будет значительно выше. «Надо всё время расти и развиваться, расширять и обновлять парк оборудования, изучать спрос, анализировать рынок, перестраиваться под запросы и очень много работать. Тогда и только тогда любой бизнес будет успешным», — уверен Роман.