Для начала давайте разберёмся, ламинирование и ламинация — это одно и то же?
Ламинирование — это процесс покрытия печатной продукции специальной защитной плёнкой для улучшения ее практических и эстетических свойств. Под ламинацией же чаще подразумевают само покрытие — плёнку, которую накатывают в процессе ламинирования. Оба слова верны, всё зависит от того, в каком контексте их использовать.
Для чего вообще нужна ламинация? Разве отпечатки недостаточно стойкие?
Иногда оттиску требуется дополнительная защита. Есть продукция, которая подвержена постоянному механическому воздействию. Например, это винно-водочные изделия, которые в процессе транспортировки в гофрокоробе крутятся и трутся друг о друга. В результате красочный слой их этикеток стирается и повреждается. Ещё один пример — игральные карты. Если их не покрыть специальной антивандальной плёнкой, они очень быстро превратятся в труху, поскольку всегда будут находиться в руках и постоянно перетасовываться. Кроме того, дополнительная защита нужна изделиям, отпечатанным на некоторых цифровых машинах, с не очень прочным закреплением тонера на поверхности бумаги. Например, у ЦПМ HP Indigo жидкий тонер, который имеет довольно сложный состав, включающий полиэфирные масла. Поэтому он не очень стойкий к истиранию и отпечатанное изображение рекомендуется защищать либо лакированием, либо ламинацией.
Что ещё даёт ламинирование оттиску кроме защиты? Он красиво блестит и переливается на свету?
Да, это один из видов декоративного украшения, который придаёт изделиям более интересный и дорогой вид — делает их матовыми или глянцевыми, меняет их фактуру, имитируя кожу, лён, дерево или песок. Благодаря этому продукция становится более привлекательной и приятной на ощупь, что значительно увеличивает интерес к ней. Очень необычно на изделиях смотрится ламинирование soft-touch, которое создаёт на поверхности оттиска мягкий бархатистый рельеф.
А лаком такого эффекта можно добиться?
В природе нет УФ-лаков, которые способны передавать подобные ощущения. Лаки в целом дают более сглаженные эффекты. А вот сымитировать фактуру льна можно путём использования специальных декоративных бумаг и картонов. Но в условиях сегодняшних ограничений эти материалы в большом дефиците. Поэтому для придания текстуры изделиям используют плёнки.
И всё же, что лучше — лак или ламинация? Есть ли какие-то ограничения в этих способах отделки?
Обе технологии широко используются на производстве, но последнее слово всегда за заказчиком. Здесь всё будет зависеть от его пожеланий и возможностей. Ламинирование дороже лакирования. Это связано и с более сложной технологией нанесения, и ценой самого материала. Но здесь надо учитывать ограниченные возможности лака: он используется только для защиты и придания глянцевого/матового эффекта отпечатку. Если оттиску нужна дополнительная антивандальная защита, лаком не обойтись. Он просто не выдержит серьёзных испытаний, в отличие от плёнки. Что касается ограничений, то заламинировать можно практически всё: любые документы, обложки, этикетки, упаковки, календари, открытки, таблички и даже некоторые виды металлических изделий. Но это уже немного другая история, не полиграфическая.
Ламинирующая плёнка — что это за материал такой? Из чего он состоит?
Как правило, плёнка для ламинирования состоит из нескольких слоёв — это основа, промежуточный слой (используется как связующее звено) и клеевой слой. В качестве основы чаще всего используется биаксиально-ориентированная полипропиленовая плёнка (БОПП/BOPP). Этот материал очень распространённый и недорогой: он выполняет исключительно защитную функцию. Но есть и другой сегмент более дорогих премиум-плёнок, к ним относятся антивандальные, soft-touch и текстурные плёнки. У них есть дополнительный слой, который наносится поверх основы. Он-то и придаёт изделию текстурный или бархатистый эффект, а также делает его более прочным. Так, например, плёнки TroFilms Thermal состоят из БОПП-плёнки-основы, акрилового или полиуретанового покрытия (придающего текстуру) и термоклея.
На что обычно ориентируются, выбирая плёнку?
Глянцевые плёнки делают изображение более ярким и насыщенным. Из минусов можно отметить некоторое количество бликов, которые могут мешать чтению текста. Эти плёнки целесообразно применять на обложках, открытках, папках. Матовые плёнки, напротив, несколько приглушают тона и придают изделиям более статусный вид. Их чаще всего накатывают на меню, визитки, сертификаты и документы. Текстурные плёнки с имитацией под лён, кожу, дерево или песок любят использовать для декорирования этикеток и упаковок. Бархатистыми плёнками soft-touch, как правило, украшают продукцию премиум-класса.
Текстурные плёнки — отдельный мир в области ламинирования. Они, наверное, очень дорогие?
Стоимость самых обычных БОПП-плёнок (глянцевых/матовых) начинается примерно с 8–10 центов за кв. м. Для сравнения, аналогичный кусок текстурной плёнки может стоить уже порядка 70–80 центов.
Кроме состава и фактуры, чем ещё отличаются плёнки?
Они бывают разной толщины. Это один из самых важных параметров: при неправильном соотношении толщины плёнки и плотности ламинируемого материала изделие может получиться изогнутым или скрученным. Толщина плёнок измеряется в микронах и может варьировать от 18 до 250 мкм. Самые ходовые плёнки имеют толщину 18–40 мкм. Они поставляются в виде джамбо-ролей, у которых также есть несколько характеристик — это ширина полотна (от 160 до 1440 мм) и величина намотки (от 1500 до 3000 м). Джамбо-роль режется под нужную ширину для заказчика.
Насколько вообще прочна ламинация? Её сложно повредить?
При большом желании продукцию с плёнкой для ламинации можно не только порезать и поцарапать, но и полностью испортить. Одному из наших заказчиков понадобилось изготовить этикетки для аккумуляторов. Естественно, что им требовалась определённая защита. Первым делом этикетки залакировали химостойким лаком. Через некоторое время пришёл ответ от заказчика, что защита недостаточна. Тогда этикетки заламинировали. И снова ответ: «Плёнки тоже не работают». Как оказалось потом, заказчик весьма оригинально тестировал изделия. Он приклеивал этикетку к аккумулятору и помещал в ванну с соляной кислотой на неделю! Такие испытания не под силу даже самым прочным плёнкам: если верхний слой этикетки и выстоит, то по бокам кислота её всё равно разъест. Но этот случай исключительный. Если специальной задачи испортить плёнку не стоит, то она будет служить верой и правдой достаточно долго.
А как плёнка накатывается на оттиск? Вручную или придётся покупать специальное оборудование?
Во время ламинирования плёнку вместе с оттиском пропускают через специальное устройство — ламинатор, который прочно скрепляет клеевое покрытие с отпечатком. Ламинирование чаще всего осуществляется двумя способами: горячим и холодным. В горячей ламинации используется плёнка с термоклеевым слоем. Она накатывается на оттиск с помощью горячих валов со встроенными нагревающими элементами. Высокая температура активирует клеевой состав, а последующее давление валов соединяет плёнку с основным изделием. В процессе холодного ламинирования валы аппарата не нагреваются, а плёнка приклеивается к оттиску с помощью специальных адгезивов (клеев).
И где используется холодное и горячее ламинирование?
Холодный способ чаще всего применяют на флексопроизводствах. Сначала на запечатываемый материал (по аналогии с лаком) наносится УФ-адгезив, а сверху к нему под давлением прикатывается плёнка. И весь этот «бутерброд» (материал, сырой адгезив и плёнка) отправляется в УФ-сушку, где под действием лучей лампы УФ-адгезив полимеризуется и плёнка приклеивается к материалу. Горячие ламинаторы, как правило, устанавливают на офсетных и цифровых производствах. Этим способом ламинируют большую часть полиграфической продукции. Что касается цифровых типографий, для них предусмотрены специальные плёнки с более «агрессивным» (хватким) термоклеевым слоем. Это связано с тем, что у цифровых оттисков краски достаточно слабые, поэтому нужна более серьёзная защита.
То есть некоторые любят погорячее… А какие ещё бывают ламинаторы?
Тип ламинатора определяется и видом расходного материала (рулон или лист). В пакетных ламинаторах в качестве расходников используются два скрепленных между собой листа плёнки — так называемый «пакет», куда закладывается изделие и запускается под специальный пресс. Эти устройства чаще всего применяются для защиты печатной продукции, выпускаемой небольшим тиражом (в офисах и быту). Рулонные ламинаторы используются на предприятиях с большими объёмами постпечатной обработки.
Можно ли обойтись вообще без ламинатора?
Есть умельцы, которые осуществляют ламинирование оттисков прямо в момент печати этикеток с помощью вала для горячего тиснения. Вместо него устанавливают в машину резиновый вал, который разогревается и накатывает плёнку на оттиск по принципу горячего ламинирования.
Да, у нас мастера на все руки! А почему после ламинирования на плёнке образуются пузырьки воздуха?
Здесь может быть несколько причин. Первая — это человеческий фактор: нехватка опыта и знаний. Вторая — неправильно подобранный или не очень качественный адгезив. В данном случае речь о флексографских производствах. К слову, «ОктоПринт Сервис» тщательно проверяет все материалы, в том числе УФ-адгезивы, которые работают на любых плёнках. Кроме того, пузырьки воздуха могут образоваться из-за повреждённого или недостаточно жёсткого прижимного валика.
Интересно, не мешает ли ламинация фальцовке и биговке изделий?
Нашим плёнкам она точно не мешает, поскольку они адаптированы для постпечатных работ: причём не только для фальцовки и биговки, но и для горячего тиснения и выборочного УФ-лакирования. Например, отпечатали этикетку, покрыли бархатистой плёнкой soft-touch, а сверху выборочно нанесли трафаретный объёмный лак. Получается очень красивый и необычный рельеф. Так можно выделить любые элементы и детали изображения. Привлекательность такой этикетки возрастает в разы, правда, и цена тоже.
А есть ли сейчас проблемы с поставками плёнок?
Да, определённые проблемы есть: значительно увеличены сроки поставок европейских плёнок. Это простимулировало компании, торгующие расходными материалами, переориентироваться на восточный рынок. «ОктоПринт Сервис» тоже начал работать с китайскими производителями, в арсенале которых не только бюджетные БОПП-плёнки, но и премиальные soft-touch. Они отлично показали себя в результате тестирования и на ручных ламинаторах, и на промышленных. Поэтому сейчас дефицита в материалах нет.
Как вообще понять: хорошая плёнка или нет?
Оценивать любую плёнку нужно в работе и на выходе. Например, заламинировали оттиск и запустили в постпечатную линию: если на этапе биговки и выборочного лакирования проблем не возникло — плёнка может считаться хорошей. А если трудности все-таки есть — лак не так хорошо ложится или нужны дополнительные манипуляции — значит, плёнка не самая удачная. Конечно, хороший печатник и в этом случае выход найдёт, скорректирует процесс отделки, но затратит на это гораздо больше сил и времени.
Прочность сцепления клеевого слоя с бумагой тоже проверяют?
Да, ещё один вариант протестировать плёнку — оценить качество её приклеивания, т. е. проверить отслойку. Но этот способ не совсем объективный. Сейчас на рынке представлено огромное количество новых материалов (китайских бумаг, картонов, адгезивов), которые довольно сильно отличаются от европейских собратьев. Они не хуже, у них просто другие характеристики, и это тоже влияет на качество приклеивания плёнок. Поэтому оценивать нужно не только плёнку, но и мелованный слой бумаги, который порой не выдерживает нагрузок и отслаивается вместе с плёнкой.
То есть тестировать надо тоже с умом?
Да! Это большая проблема на производствах. Иногда тестирование материалов в типографиях брошено на произвол судьбы. Чаще всего его поручают печатнику, который и так загружен работой, ему просто некогда изучать плёнки. Вся проверка сводится к одному: прогнали оттиск через ламинатор, если вдруг что-то пошло не так — значит, плёнка не годится. А там, где есть техническая служба, материалы изучают более досконально и не торопятся с оценкой. Они сравнивают плёнки разных поставщиков при одинаковых условиях и на одних и тех же материалах и, соответственно, делают более объективные выводы.