101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Защищённая упаковка

  • Елена Никонорова
  • 24 апреля 2023 г.
  • 2224
Контрафакт, подделки, несанкционированное вскрытие — головная боль производителей, особенно фармацевтических и косметических товаров. В этой статье речь пойдёт о том, какие способы защиты картонной упаковки среднестатистическая офсетная типография может предложить своим клиентам.

От чего можно защитить упаковку

Я разделила проблему защищённой упаковки на три составляющие.

Защита от плагиата. Патентное и авторское право налагает запрет на использование дизайна упаковки без разрешения правообладателя. Эта проблема лежит в правовой области и напрямую не относится к услугам, которые оказывает типография. Кстати, неплохая идея для расширения клиентского сервиса упаковочных типографий: помощь в патентовании дизайна упаковки. Я, признаюсь, никогда с этим не сталкивалась в мире полиграфии.

Защита от подделок. Одно дело, когда кто-то вдохновился вашим дизайном и выдал на гора макет-двойняшку, который, вроде бы, и похож как две капли воды на своего старшего брата, но все же явно не однояйцевый близнец. Другое дело, когда какой-то злодей взял вашу коробочку и полностью её скопировал, чтобы всучить наивным потребителям подделку вместо качественного товара. На этом поле типография может побороться на стороне добра, максимально усложнив жизнь злоумышленникам.

Защита от несанкционированного вскрытия. После отгрузки со склада производителя товар, упакованный в коробочку, тоже не находится в полной безопасности. В большом мире торговых и аптечных сетей водятся хитроумные идальго, которые могут аккуратно вскрыть оригинальную упаковку, вытащить оттуда содержимое и либо положить на место правильного продукта что-то совсем неправильное, либо переместить содержимое коробочки к себе в карман. На этот случай есть несколько эффективных конструктивных решений.

Итак, в патентном праве мы пока не специалисты, а вот с последними двумя типами защиты упаковки работаем постоянно и расскажем о способах решения проблемы. Этот материал подготовлен на основе накопленного опыта петербургской типографии «РоСК», которая специализируется на изготовлении складной картонной упаковки и более 30 лет сотрудничает с крупнейшими производителями фармацевтической и косметической продукции.

Приёмы защиты картонной упаковки от подделки

Главное правило здесь — чем сложнее печать и постпечатная отделка упаковки, тем у контрафактников меньше желания и экономических обоснований её подделывать. Соответственно, коробочка, которую никто не сунется фальсифицировать, будет сильно проигрывать в цене незамысловатой CMYK-упаковке с офсетным лаком сверху. Не все заказчики готовы переплачивать за многоуровневую защиту, но и в этом случае можно предложить ряд приёмов.

Микрошрифт

Это самый дешёвый защитный приём. Правда, у него есть минус: о микрошрифте знают только производитель и те, кому он об этом сообщил. Это инструмент для внутреннего контроля. Простой потребитель микрошрифт просто не увидит, на то он и микро.

Вариант расположения микрошрифта

Обычно это какая-то надпись, вшитая в один из элементов дизайна очень мелкими буквами и напечатанная в одну краску. Смысл такой защиты ещё и в том, что кустари на плохом оборудовании такое напечатать не смогут, даже если разглядят микрошрифт, копируя макет.

Заказной смесевой цвет

При печати смесевыми красками обычно все пользуются стандартным набором из палитры PANTONE. Но у колористов можно заказать уникальный оттенок, который сходу повторить будет очень сложно, особенно если это металлизированная краска.

Есть ещё одна уловка, которая заставит фальсификаторов попотеть: добавить в дизайн растровое изображение пантоном без участка со стопроцентной заливкой. Подобрать нужный оттенок тогда будет очень трудно, придётся проводить тестовую печать, а это дорогое удовольствие.

Затрудняет подделку упаковки и сложная печать в несколько прогонов. Среднестатистическая типография, готовая в ущерб репутации браться за фальшивки, обычно имеет четырёх-пятикрасочные машины. Если печать подразумевает более 5 красок, то стоимость тиража вырастает из-за дополнительных прогонов при печати.

Хитрое лакирование

Основная функция стандартного офсетного, водно-дисперсионного или ультрафиолетового лака защитить напечатанное изображение от истирания и прочих трудностей жизни упаковки. Но также лак может создавать дополнительные декоративные эффекты, например, придавать поверхности матовость или глянец.

Сочетание нескольких типов лака усложняет постпечатную обработку упаковки, а при определённых творческих и технологических усилиях создаёт препятствие на пути фальсификаторов.

Самое простое — создать узор из трафаретного УФ-лака или выделить определённые элементы дизайна глянцем. Но это не защитит упаковку от подделки в полной мере. Более сложная технология, требующая наличия у типографии современного оборудования, это гибридное лакирование, получившее название drip-off, или twin-лакирование.

Сетка трафаретного УФ-лака

Технология основана на комбинировании двух видов УФ-лака, чаще всего матового и глянцевого. На печатный лист наносится выборочный матовый лак, а сверху всё сплошняком заливается глянцевой парой. Там, где два лака пересекаются, образуется шероховатая поверхность, где пересечения нет, остаётся обычный глянец. Шероховатость получается за счёт того, что глянцевый лак, вступая во взаимодействие с матовой основой, скатывается в микрокапли, а на свободных от матового лака поверхностях растекается, как обычно, тонкой плёнкой.

Конечный результат гибридного лакирования зависит от подбора типов лака в паре и от толщины слоёв: чем толще лаковые слои, тем более зернистый эффект в зоне их пересечения.

Помимо гибридного лакирования проблем злоумышленникам можно подкинуть, добавив в офсетный или ультрафиолетовый лак специальные глиттеры либо пигменты, которые создают разнообразные эффекты: перламутровый блеск, мерцание, переливы, свечение и т. д. Мелкодисперсные пигменты можно добавлять и в краску, добиваясь уникальных визуальных эффектов. Подделать такую упаковку очень сложно, т. к. нужно знать марку пигмента и процентное соотношение в формуле смеси.

Постпечатная обработка против фальшивок

Сочетание в упаковке разных видов тиснения затрудняет фальсификацию. Сложное разноуровневое и 3D-тиснение элементов дизайна, пожалуй, самый надёжный способ отвадить злоумышленников, но используют его крайне редко из-за высокой стоимости самих клише и трудоёмкости исполнения.

Комбинированное 3D-тиснение с разными видами фольги

Часто производители фармацевтических продуктов используют на упаковке шрифт Брайля в виде выпуклых точек, которые создаются с помощью конгревного тиснения. Это не основной, но дополнительный элемент защиты.

Обычное горячее тиснение фольгой тоже может стать защитой от подделки, если использовать нестандартные оттенки или голографические виды фольги с особым рисунком. Правда, здесь есть нюанс, связанный с реалиями российского рынка полиграфических материалов: на следующий тираж использованный вид фольги можно уже нигде не найти.

Использование нестандартных плёнок для ламинирования картонной упаковки также становится одним из способов комбинированной защиты от контрафакта. Например, плёнки с разнообразными текстурными и декоративными эффектами: софт-тач, кожа, лён, дерево, песок, голография.

Голографическая ламинация

Как правило, защита упаковки от фальсификации не ограничивается каким-то одним приёмом. Это сочетание мер, которое даёт хороший эффект только в комплексе.

Защита от несанкционированного вскрытия

Защитить коробку от несанкционированного вскрытия помогают конструктивные элементы упаковки.

Часто производители используют такой тип коробок, в котором все клапана заклеены и их невозможно незаметно вскрыть. Но такой тип упаковки требует наличия специального оборудования на упаковочной линии производителя.

Более универсальный способ надёжно закрыть упаковку — это изготовить стандартный тип коробки с тремя точками склейки, называемый также «автодном». В такой коробке без разрыва открывается только верхний клапан, поэтому для защиты туда ставится специальный «мёртвый» замок-бабочка, который без усилий закрывается на производстве, но при первом вскрытии рвётся.

Вместо «автодна» можно использовать тип кроя с усиленным «ласточкиным хвостом» со специальными крылышками на клапане, заходящем внутрь коробки. Там эти крылышки расправляются, и дно коробки оказывается закрытым более надёжно, чем в стандартном «ласточкином хвосте». Потребитель практически не сможет без разрыва вскрыть упаковку со стороны дна и вытащить содержимое.

Усиленный «ласточкин хвост»

Ещё один способ предотвратить несанкционированное вскрытие — контрольные наклейки, которые отрываются только вместе с мелованным слоем картона.

Заключение

Мы рассказали о разных способах защиты упаковки, которые предлагаем своим заказчикам на нашем производстве. Конечно, это далеко не весь арсенал приёмов борьбы с контрафактом. Мастерство фальсификаторов совершенствуется во всём мире, поэтому производители придумывают всё новые элементы защиты: радиочастотные индикаторы, специальную маркировку, метки для сканирования и вывода на смартфон потребителя дополненной реальности, использование тайных чернил. Но основное правило — чем сложнее технически изготовить упаковку, тем меньше желающих её подделать — продолжает работать в большинстве случаев.

Об авторе: Елена Никонорова, конструктор-разработчик упаковки, типография «РоСК», Санкт-Петербург.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.

LIYU Platinum Q-Cut

На прошедшей в конце октября выставке «Реклама 2024» LIYU Russia впервые в России представила обновлённую модель цифрового режущего плоттера Platinum Q-Cut с рабочим столом 1600×2500 мм.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38