Конкурс для текстильных дизайнеров проводится четвёртый год подряд Solstudio Textile Group и СОЮЗЛЕГПРОМ при поддержке Минпромторга и выставки «ИНТЕРТКАНЬ». Его цель — поддержать талантливых художников, обратить на них внимание профессионалов всех отраслей и создать условия для роста в индустрии. Победительницей конкурса стала Анастасия Шишканова.
Анастасия Шишканова закончила художественно-графическое отделение Петрозаводского педагогического колледжа. Работала в рекламных агентствах дизайнером, занималась наружной рекламой и полиграфией, создала собственную сеть сайтов, трудилась реквизитором на «Мосфильме», придумывала интерфейсы для мобильных приложений. Но во всех этих направлениях Анастасии не хватало творческой составляющей. Поэтому она сменила направление и следующие пять лет посвятила стоковой иллюстрации, работе на таких площадках, как CreativeMarket, а также сотрудничала с австралийским брендом Ashdene, создавая иллюстрации для коллекций посуды.
Что такое стоковая иллюстрация и почему Вы выбрали именно её?
Стоки — это онлайн-площадки, на которых иллюстраторы продают свои рисунки за небольшую плату. Низкая стоимость работы компенсируется тем, что изображение может продаваться неограниченное количество раз покупателям со всего мира. Автор выкладывает на площадку работу, а заказчики выбирают под свой продукт уже готовый рисунок с предсказуемым результатом.
На стоках нет менеджерской работы, нет долгого общения с заказчиками, нет жёстких сроков и не надо особо заниматься раскруткой. Многие творческие люди это не любят или не могут, поэтому предпочитают такие онлайн-площадки. Кроме того, здесь нет потолка заработка, работать можно в любое время и в любом месте, например, путешествуя. Для меня в этой работе сочеталось всё, что было нужно: любимое дело, свобода передвижения, развитие, отсутствие дедлайнов, деньги. Я занималась площадками до декабря прошлого года.
То есть Вы рисовали то, что хочется, без заданий и тем, в надежде, что это купят?
Да, здесь самой можно выбирать темы, достаточно понимать, где можно использовать эти работы. Конечно, необходимо делать упор на востребованность направления и загруженность ниши на данный момент времени. Желательно делать такой рисунок, чтобы он подошёл для многих вещей. Всегда ставила себе задачу сделать лучший продукт, иначе его не будут покупать. У меня в основном детская тематика. Работы чаще всего использовались для подарочной бумаги и упаковки, оформления детских вещей, наклеек, обложек, сайтов, фресок и обоев.
Как Вы узнали про конкурс и что Вам дало участие в нём?
Сейчас зарубежные площадки недоступны, работы продаются только для России, но это малый процент по сравнению с миром — пришлось искать себя в чём-то новом. Текстильный дизайн меня всегда привлекал. Я узнала про конкурс совершенно случайно. У меня было три недели, чтобы понять тему, влиться в текстильный дизайн и перестроить своё мышление в сторону ткани, которую будут носить люди. Мне это очень тяжело далось. Все эти три недели я работала над этим: читала, смотрела, слушала лекции Александры Калошиной (основатель Solstudio Textile Group — прим. ред.). Участие в конкурсе помогло мне увидеть новое направление.
Принты для ткани лично мне делать намного проще. На тех площадках, где я работала ранее, было так: или ты один из лучших, или тебя вообще не заметят. Ткани же делать быстрее, даже методом массового рисования. Что-то хорошее и заметное обязательно выходит, иногда совершенно случайно.
В чём разница между паттернами, которые Вы делали ранее, и рисунками для ткани? Разве рисунок на упаковочной бумаге не то же самое?
Разница, конечно, есть: в работе с тканью нужно понимать, как будут выглядеть вещи со складками, учитывать крой, как это будет смотреться на одежде. На ткань не всегда поместишь детализированные элементы в виде реалистичных предметов и животных. Редкие работы для стоков можно разместить на платье. К тому же это совершенно разные тенденции, здесь «своя мода». Только к концу конкурса я поняла нюансы.
Так что текстильный дизайнер и иллюстратор — это совершенно разные направления, несмотря на то, что некоторые работы можно использовать и там, и там. Иллюстратор больше работает с объектами, текстильный дизайнер с текстурами.
Как Вы создаёте свои работы?
Работы создаю по-разному. Иногда рисую акварелью или даже простым карандашом, потом сканирую и обрабатываю на компьютере. Иногда рисую сразу на графическом планшете. Собственную карту Карелии, которая сейчас продаётся в сувенирных магазинах города, я рисовала мышкой, поскольку тогда ещё не было планшета. Я считаю, что у меня нет ещё своей выработанной техники, я всё время пробую что-то новое.
Что больше всего любите рисовать и где черпаете вдохновение?
Больше всего люблю рисовать цветочные принты. А вдохновение нахожу везде. Обычно оно приходит в процессе. Просто фокусируешься на задаче, и тут же тебе куча идей вокруг. Кроме рисования, люблю преображать свою квартиру, ухаживать за цветами, танцевать, ходить в лес, собирать грибы и кататься по Карелии.
Какие планы строите на будущее?
Сейчас я на распутье: вижу много возможностей и не знаю, куда свернуть. Выбираю самый интересный путь. Несколько лет назад я уже была в аналогичном состоянии: тогда были фотография, дизайн интерьеров и стоки. Выбрала последнее и не жалею о своём выборе.
В конкурсе Textile Design Talents Solstudio Award 2023 Анастасия заняла первое место и в качестве приза получила возможность обучение на любом интенсиве по направлению «Мода и стиль» в 2023 году в Британской Высшей Школе Дизайна и стажировку от бренда Alena Akhmadullina.
Несмотря на победу в конкурсе, художница говорит: «В рисовании у меня дикая самокритика. Мне редко нравятся мои работы, и мне очень тяжело судить саму себя. Победа стала для меня приятной неожиданностью».
Редакция Publish от всего сердца поздравляет Анастасию с победой и желает ей найти свой путь и сделать правильный выбор.
Заказать работы Анастасии Шишкановой можно через почту alamella@mail.ru.
Посмотреть портфолио по иллюстрации можно на creativemarket.com/alamella, по ткани: behance.net/alamella или в запрещённой сети @alamella