С места в карьер: конструктивная критика
В этом году Print PARK состоялся 23 мая, за пару недель до крупнейшей российской полиграфической выставки в Москве — Printech. Эти две площадки сложно сравнивать — масштабы принципиально разные, но одно сказать можно наверняка — организаторы Print PARK в этом году смогли в один-единственный день форума уместить невмещаемое: деловая программа была настолько обширной и многоуровневой, что многие участники просто не знали, как им разорваться, чтобы оказаться в одно время в разных местах. Тут уж остаётся только позавидовать Гермионе Грейнджер с её маховиком времени.
У нас маховиков не было, поэтому пришлось жёстко выстраивать приоритеты и сетовать на отсутствие видеосъёмки пропущенных докладов, которых в общей сложности было более 50. Про необходимость видеозаписи выступлений, которые можно было бы впоследствии выложить в общий доступ на сайте форума, говорили многие. Это было бы удобно и полезно.
Перерывы между докладами были по 10 минут. Форум шёл весь день до 18:00. Полиграфисты, конечно, народ стоический, но и им не чуждо чувство голода. Удивило, что в таком насыщенном графике не нашлось времени для обеденного перерыва. И, на мой взгляд, 10 минут передышки между докладами всё же маловато, ведь для многих Print PARK — это место встречи и неформального общения с коллегами. Мы редко выползаем в мир со своих предприятий, поэтому на форуме полиграфисты стремятся восполнить дефицит живого общения с коллегами.
Стенды с программой форума вместо печатных программок явно неудачное решение на встрече полиграфистов |
Спорный момент, вызвавший у многих участников недоумение, это отсутствие распечатанной программки с расписанием и анонсами выступлений спикеров. Во время приветствия председатель Союза полиграфистов Санкт-Петербурга Сергей Владимирович Радванецкий особо подчеркнул, что это было осознанное решение, мол, «зачем марать бумагу». Господа, но мы же тут вроде как все полиграфисты и, наоборот, должны двигать культуру информационной полиграфии в массы… И вдруг такой странный ход конём.
Да, в холле и на этаже с аудиториями стояли стенды с информацией, но не так-то просто было к ним протиснуться сквозь плотные ряды пытающихся разобраться со сложным расписанием. Да, на сайте была таблица, но кто-нибудь из web-разработчиков проверил, как она отображается на экране смартфона? Пользоваться ей, к сожалению, было невозможно. Навигации вообще нигде не было, и это вызывало затруднения.
На мой взгляд, полиграфический форум должен сопровождаться классными печатными информационными материалами. Полиграфия — это про пощупать, покрутить в руках, сунуть в карман, положить в ежедневник, это про взаимодействие с физическим носителем: черкать ручкой, что-то записать, отметить, куда надо сходить. Мы плачем, что всё стремительно уходит в виртуальность, но сами же изменяем своему продукту. Мелочь, но неприятно.
Возвращение демозала
Сама структура форума начинает возвращаться к привычному доковидному формату: в холле здания исторического парка «Россия — моя история» был организован демонстрационный зал, и хотя участников можно было сосчитать по пальцам, на фоне прошлого года, где их не было вовсе, это вполне оптимистичная тенденция. Кстати, огромное спасибо организаторам, которые предоставляли места в демозале для питерских типографий бесплатно. Жаль, что так мало народу этим воспользовалось. По факту нас, питерских типографий, было две: «РОСК» и «СатисЪ». Несмотря на то, что все в основном толпились на втором этаже в аудиториях деловой программы, посетители проявляли интерес к нашим стендам на протяжении всего мероприятия. Неожиданным сюрпризом для наших менеджеров стало то, что на полиграфической выставке кроме коллег и партнёров оказались вполне реальные заказчики, которые специально приехали, чтобы найти себе типографию для сотрудничества.
Особое внимание публики привлекали инсталляции оборудования: в основном это были плоттеры китайского производства. Скромные инсталляции на Print PARK объяснимы: все готовятся к московской выставке, тут не до локальных шоу-румов. Хотя за державу, конечно, обидно: на питерском форуме хочется больше зрелищных экспонентов и движа.
Корюшина-балерина на «Берегу» |
За движ традиционно отвечал «Берег». Они выстроили в павильоне набережную Невы с парапетом, поставили наряженную в балетную пачку корюшину и заманивали всех проходящих на фотосессию. Думаю, у всех полиграфистов теперь будет атмосферная фотография с корюшиной-балериной под зонтом.
Объять необъятное
После краткой приветственной речи и выступления детского хора мы все разошлись по аудиториям деловой программы. Несмотря на то, что мероприятие сами организаторы объявили как форум поставщиков, благодаря которым мы все продолжаем функционировать, программа отнюдь не ограничивалась их презентациями. Разнообразие спикеров и тем реально ошеломило. Мне кажется, каждый нашёл для себя что-то актуальное и интересное. Очень жаль, что далеко не везде удалось побывать. И ещё одно неожиданное неудобство: на некоторые доклады народ ломился так, что в залах просто не хватало даже стоячих мест. Может, стоило бы объявить регистрацию на выступления, чтобы понимать приблизительное количество публики. В этом плане хорошо сработал «Берег», заранее открыв регистрацию на свою игру «Секретный код» с ограниченным числом участников. Они явно что-то знали о предстоящих неожиданных переаншлагах.
Постфактум анализируя деловую программу форума, я бы выделила несколько тематических направлений:
- Презентация расходников от поставщиков.
- Маркетинг, пиар, продвижение типографий.
- Технологии производства, технологические проблемы и их решения.
- Планирование, аналитика, продажи, отладка бизнес-процессов.
- Рынок труда.
На форуме мне были наиболее интересны темы, касающиеся маркетинга, пиара и продвижения. Это направление было широко представлено интереснейшими спикерами. Я напишу только о трёх докладах, на которых смогла присутствовать.
Зачем нам отраслевой журнал
Любопытную тему заявил главред Publish: «Зачем сейчас нужен бумажный отраслевой журнал». Дмитрий Старцев рассказал, с чего он начал своё главредство в издании год назад и как он всё это время пытается реанимировать пациента. До 2022 года журнал существовал за счёт рекламы вендоров — крупных игроков, которые очень хорошо понимали, зачем нужна информационная поддержка и как ей пользоваться. Вендоры ушли в одночасье, и встал вопрос, как выживать дальше. Те компании, которые пришли на место ушедших мастодонтов, слабо представляют, зачем им нужна реклама и взаимодействие с журналом, у них нет никакой системной работы в этом направлении. Тем не менее Publish живёт, меняется и не собирается сдаваться.
Основную претензию к Publish сформулировал Александр Иванов, председатель петербургского Клуба директоров цифровых типографий: «Когда появятся критические статьи? Нам, потребителям, это нужно». На его взгляд, в журнале — одни рекламные материалы: причёсанные и прилизанные. Нет острой полемики, любимого многими формата баттлов.
Доля истины в этом есть: Publish существует за счёт рекламной модели, подписная модель, которая даёт абсолютную независимость от рекламодателей, не работает: она не покрывает затраты, и издание просто умрёт. Но у журнала есть своя редакционная политика. Авторы напрямую не связаны с рекламодателями. Им даётся задание написать материал самостоятельно, со своей авторской позиции. Конечно, в такой модели работы нет полной беспристрастности, ведь если рекламодателю не понравится статья, её не опубликуют, но и заказать голимую «джинсу» в журнале нельзя. Так соблюдается определённый баланс: Publish пытается встать в позицию, равноудалённую от всех рекламодателей. Журнал зарабатывает, предоставляет качественную информационную поддержку, обеспечивает стандарты серьёзного СМИ с редактурой и фактчекингом. За свой контент журнал отвечает репутацией.
Журнал зарабатывает, предоставляет качественную информационную поддержку, обеспечивает стандарты серьёзного СМИ с редактурой и фактчекингом. За свой контент журнал отвечает репутацией.
Александр Иванов спрашивал, когда появятся статьи со сравнением оборудования, почему нет такого формата беспристрастного и жёсткого разбора плюсов-минусов железа. Я в оборудовании не сильна, но точно знаю про одну статью подобного формата с честным разбором двух марок картона: «КАМЫ» и «Добруша», потому что писала её сама и сама же предложила тему, зная изнутри, насколько она болезненна для типографий. Во время подготовки материала я столкнулась с давлением, которое главный редактор пресёк. Журнал дал написать мне ровно то, что я хотела, лишь в паре мест смягчив формулировки, но сути материала эта редактура не поменяла. Судя по количеству просмотров, статья оказалась интересна многим в нашей отрасли. Ознакомиться с ней можно тут: «Мелованный картон FBB “КАМА” и “Добруш”: как всё устроено».
Лично мне в онлайн-версии журнала очень не хватает простой и действующей обратной связи, как, например, на известном портале vc.ru. Но для этого нужна модерация и регистрация комментаторов на сайте, чтобы всё не скатилось в помойку. Кстати, Александр Иванов тоже говорил, что все уходят в чаты, где есть живое общение. Хотя, на мой взгляд, в чатах очень много флуда, в котором интересные дискуссии просто тонут. А вот если создать возможность диалога под статьями, это бы оживило онлайн-журнал.
Я убеждена, как и Дмитрий Старцев, что у полиграфистов должен быть отраслевой журнал. Это часть большого полиграфического сообщества, площадка для высказывания разных мнений, для информирования о новинках в стремительно меняющемся мире, для подсвечивания своих компаний в инфополе отрасли. Я уверена, что онлайн-версия будет жить и развиваться, а вот с бумажным журналом сложнее: во -первых, это дань традициям — уж если полиграфисты откажутся от печатных изданий, то что говорить об остальных?! Бумажный полиграфический журнал должен умереть последним, когда в Лету канут все печатные СМИ, включая суперпопулярные издания «Дача» и «Зятёк». Во-вторых, Publish уже печатается на разных видах бумаги, размещает вставки-образцы, стараясь сделать офлайн-версию интересной не только в содержательной части. Может, его ещё и в разных типографиях страны печатать и рассказывать про них в номере. Думаю, всё это в совокупности вызовет возрождение интереса к бумажной версии.
Грустная картина сайтов типографий
Ещё один главред полиграфического портала PrintDaily Максим Мережко подготовил разбор полётов сайтов типографий. Несколько лет назад я с головой окунулась в изучение сайтов наших конкурентов и готова подписаться под каждым словом Максима. Ошибки полиграфистов-производственников до изумления похожи, часто сайты производят впечатление заброшек, у них неактуальный дизайн, кошмарное юзабилити, невнятная логика структуры. Максим рассказал и показал на реальных примерах, как не надо.
Топ косяков, делающих сайт типографии неэффективным:
- Акцент на оборудование. Получается, что типография рассказывает о себе конкурентам-полиграфистам, а надо рассказывать о том, что интересует заказчика: продукция или услуги. Большая часть заказчиков понятия не имеет об особенностях полиграфического оборудования, им это вообще не интересно, горстка же тех, кому оборудование важно, найдёт эту информацию, перейдя в соответствующий раздел.
- Оказавшись на главной странице, пользователь не может опознать профиль и специализацию компании, иногда не очевидно даже то, что это сайт именно типографии. Указывайте в лоб, что вы типография, и чётко сообщайте специализацию: под словом типография заказчики понимают очень разные вещи.
- Неочевидная структура меню. Пользователю ничего не найти, поэтому он просто уходит.
- Слабая демонстрация продукта: некачественные фотографии, неудачные образцы.
- Жуткие простыни топорного SEO-текста на продуктовых страницах.
- Нет сформулированного УТП (уникального торгового предложения) и призывов к действию с кнопкой обратной связи.
- Последняя новость пятилетней давности. Если вы не обновляете раздел новостей регулярно, то его нужно убрать.
Выступление Максима было полезным и наглядным, но всё же одна претензия к его докладу прозвучала: мы все увидели на реальных примерах, как не надо, а вот примеров для подражания из действующих сайтов типографий почти не было. Но ведь не может быть, чтобы их не было в природе. Может быть, стоит вообще пойти дальше и устроить конкурс сайтов типографий, чтобы понимать, на что вообще надо равняться.
Полиграфические тренды
В полиграфии есть свои тренды, которые лучше бы знать, чтобы не остаться за бортом истории. Об этом рассказала Ольга Сидорова, управляющий директор типографии «АльянсПринт». Видимо, никто не хочет прослыть старомодным, поэтому к Ольге на выступление я протискивалась, активно работая локтями: маленькая аудитория явно не соответствовала интересу публики к теме. Образовалась давка.
Доклад Ольги Сидоровой «Тренды полиграфии 2023» собрал переаншлаг |
Ольга отметила 6 основных трендов полиграфии в 2023 году:
1. Упрощение. С одной стороны, да, но надо сказать, что не все заказчики на это идут. Опыт нашей типографии «РоСК» показывает, что никто ни на миллиметр не подвинулся в своих требованиях к качеству и внешнему виду упаковки. Некоторых можно отговорить от опрометчивых шагов на этапе запуска новых серий упаковки, а к уже имеющимся макетам требования всё те же: качество без компромиссов. Так что это скорее тренд, который мы бы хотели, чтобы облегчить себе жизнь.
2. Псевдоэкологичность. На мой взгляд, этот тренд уже уходит, потому что по-взрослому осознанные потребители наконец-то стали более грамотными, их зелёной мулечкой с надписью «ЭКО» на крафт-картоне уже не проведёшь. Ольга дала интересную этимологическую справку, откуда пошло заблуждение, что крафт-картон экологичный. Крафт — более прочный картон, устойчивый к негативным воздействиям среды. Очевидно, название крафт-картон пошло от немецкого слова Kraft — сила, мощь. Но за время пути немецкий Kraft смешался с английским Craft — ремесло, мастерство, что-то такое народное, натуральное. Вот и стал крафтовый картон почти как крафтовое пиво, хотя он ничуть не экологичнее других картонов. Самый смех был, когда мы печатали упаковку на мелованном крафте белой стороной внутрь — такая вот странная экологичность.
3. Отстройка премиального сегмента. Это ситуации, когда массовый рынок выпускает что-то новое и выводит этот продукт в премиум за счёт упаковки. Да и новое-то выпускать необязательно. Можно просто переупаковать старое и вложиться в маркетинг — вот вам и премиальный продукт на выходе.
4. Мерч в приоритете. Мерч — это та же сувенирка, вид сбоку. Сейчас реально все помешаны на мерче, поэтому дел невпроворот у полиграфистов всех мастей, тут нужны разные способы печати, все соревнуются, чей мерч круче, охотятся на удачные экземпляры. Типографиям же сам Бог велел делать себе свой собственный мерч на том, на чём она может печатать.
5. Финансовые условия. В этой области произошли тектонические сдвиги:
- Ушли два крупных коммуникационных агентства, через которые размещали заказы на сувенирку и рекламу, это привело к постепенному уходу от схемы работы с отсрочкой платежа.
- Изменились цепочки поставок у поставщиков, теперь все берут там, где есть, и то, что есть.
- Стоимость материалов оторвалась от курса валюты.
6. Искусственный интеллект. В полиграфических кругах всё громче говорят об ИИ. Этот тренд определённо с нами надолго, если не навсегда. Пока это только единичные попытки оптимизировать какие-то процессы. Обществу сложно принять факт, что скоро многих сотрудников сможет заменить ИИ. Это болезненная мысль.
Что уже сейчас ИИ делает хорошо:
- Текстовый контент, не требующий авторского стиля. Особенно классно ему удаются инструкции, структурированные материалы из серии «Этапы прохождения полиграфического заказа», описание продукта или услуги.
- Изображения. Ещё недавно все глумились над кривыми восьмипалыми портретами, но ИИ учится, и сейчас иллюстрации получаются очень качественными. Это несравнимо быстрее и дешевле, чем нанимать дизайнера-иллюстратора. На выходе вы получаете приличную уникальную картинку чётко по вашему запросу. Надо сказать, после Print PARK дизайнеры нашей типографии активно экспериментировали с разными сервисами ИИ, и результат по-настоящему всех впечатлил. Буквально последние несколько недель весь препресс-отдел «РоСКа» учится грамотно составлять запросы и умиляется чудным картинкам. Мы так прониклись темой, что начали колдовать с разрешением, чтобы разогнать изображения до необходимой для офсета нормы.
- Вспомогательные сервисы: проверка орфографии и синтаксиса, переводы с/на разные языки.
- Чат-боты, снимающие нагрузку с менеджеров в ситуациях с обработкой стандартных заказов.
Впечатления участников форума
Все, кого мне удалось опросить на предмет впечатлений от форума Print PARK, в целом отзывались о встрече в позитивном ключе. Для питерских полиграфистов это действительно яркое событие. Сюда приезжают пообщаться вживую, поделиться информацией и настроениями. Сейчас вообще такое время, когда хочется найти своих единомышленников, узнать, как справляются со сложной ситуацией коллеги, понять, в каком направлении вся эта тяжелораненая полиграфическая махина двигается.
Интересно, что на публику все транслировали уверенный оптимизм: мы справились, всё отлично, все пережили кризис без потерь, а никогда не унывающий директор типографии «Четыре цвета» Анри Мелуа даже сообщил, что начал делать дизайнерскую бумагу не хуже итальянской. Но в приватных беседах оптимизм фонтанировал уже гораздо скромнее. Проблемы есть у всех, все их решают, как могут, но конца и края им не видно, горизонт планирования скукожился до минимума. Тем не менее у всех появилось понимание, что отрасль адаптировалась, но надо бежать в два раза быстрее, чтобы хотя бы оставаться на месте. Всё по законам жанра, просто надо «привыкнуть жить в обратную сторону».
Большой интерес вызвал круглый стол «ВУЗ — работодатель», т. к. проблема кадров — это мина замедленного действия нашей отрасли, которая уже включилась и тикает всё громче. Правда, вся полемика крутилась здесь вокруг одного проклятого сценария: работодатель готов платить за опыт, которого нет у студента, и не готов вкладываться в обучение. Все ищут готовых специалистов. А студенту нужна работа с нормальной зарплатой и вменяемой системой наставничества, которая быстро встроит его в производственный процесс. Как выйти из этого замкнутого круга, никто толком не знает. Хотя, по-моему, сейчас в полиграфии настолько тяжело с кадрами, что все уже готовы учить себе сотрудников самостоятельно.
Многие отмечали интересный формат игры-викторины от «Берега», который выделялся на фоне стандартных презентаций продукции поставщиков. Хотя и другие поставщики собрали аншлаги на свои сессии. К слову о мерче: классно было видеть в близлежащем Парке Победы людей с жизнерадостными яркими пакетами от «Дубль В». Они привлекали внимание, а для полиграфистов это срабатывало как маркер «свои».
Ещё один момент, о котором несколько человек высказали сожаление, касается освещения темы технологических проблем на производстве. Некоторым участникам не хватило формата круглого стола для производственников, которые на практике ежедневно решают проблемы с нестабильным поведением новых расходников. В основном все сидят по своим типографиям и в одиночку изобретают велосипеды. Хотелось бы обмениваться опытом не с теоретиками, а с практиками.
Доклад Александра Руденко вызвал огромный интерес у публики |
Насчёт идеальной теории и кривой практики был интересный эпизод. На доклад Александра Руденко «Печать по образцу цвета в условиях постоянного изменения расходных материалов» народ ломился, как на концерт звезды, в надежде услышать практические рекомендации. В итоге спикер углубился в сложную теорию, дал советы по линеаризации цифровых печатных машин, а на вполне конкретный вопрос представителя офсетной типографии, что делать нам, печатающим теперь на чём пошлёт Бог, дал прекрасный в своей наивности ответ: делайте профиль под каждую марку, посланную Богом. Совет хорош, но не выполним, потому что рассчитан на идеальный мир без денег и фактора рентабельности производства. Этакая прекрасная типография будущего в стране розовых пони. Александр Руденко запомнился мне ещё с прошлого Принт Парка в связи с курьёзным случаем: он рассказывал о профилировании, цветоцели и других серьёзных, сложных вещах. На фразе «у каждого дизайнера на стороне заказчика должен быть откалиброван монитор» стайка молодых дизайнеров, пришедшая послушать умного человека, вспорхнула и вылетела из зала. В аудитории остались только препрессчики и технари из типографий. В общем, дальше тему с цветоцелью и профилированием можно было сворачивать. Продолжаем утверждать цвет по фотографии монитора секретарши на смартфоне менеджера типографии. Нормальная практика в суровом мире полиграфистов.
В общем, Александр, бесспорно, профессионал, очень глубоко погружённый в свою тему, но есть ощущение, что от жизни он немного оторван, по крайней мере, в области офсетной печати. У цифры всё же иная специфика и стоимость тестовой печати.
Следующее выступление в той же аудитории было полностью посвящено практическим лайфхакам по борьбе с бесконечными косяками, всплывающими на нашем производстве из-за чехарды с расходниками. Спикер Дмитрий Третьяков, начальник отдела допечатной подготовки типографии «РоСК», прямо по пунктам рассказывал, как решать проблемы, связанные с картоном, ламинацией, лакированием, отслоением мелованного слоя, и, кстати, про компромисс, который мы нашли для профилирования разных марок картона. Слушатели после доклада задавали массу вопросов и сокрушались, что такой полезный материал собрал совсем небольшую аудиторию специалистов. Мы оформили доклад в статью на нашем сайте «Новые расходники в производстве картонной упаковки: кто виноват и что делать».
Почётные полиграфисты Санкт-Петербурга |
Финальным аккордом насыщенного дня стало награждение особо отличившихся полиграфистов знаками «Отличник полиграфии Санкт-Петербурга» и «Заслуженный полиграфист Санкт-Петербурга». Такие моменты хоть и кажутся на первый взгляд анахронизмами, на самом деле мощнейшие мотиваторы для сотрудников типографий, преданных профессии.
Конечно, мой репортаж получился несколько рваным, за что прошу прощения у читателей. Невозможно объять необъятное и написать про все события, происходившие на форуме. Уверена в одном — каждый участник точно нашёл для себя что-то полезное, потому что в этом году программа форума была поистине многогранной. Огромное спасибо организаторам за труд. Несмотря на некоторые шероховатости, форум Print PARK 2023 оставил прекрасные впечатления и массу информации для осмысления.