Название мероприятия — «20 лет с полиграфией» — связано с тем, что в 2023 году исполнилось 20 лет работы в России для «ОктоПринт Сервиса», «Европапира» и российского представительства «Монди». Среди слушателей были представители полиграфических производств и издательств не только из Нижнего Новгорода, но и из других регионов.
Успешное замещение
По словам директора по маркетингу «ОктоПринт Сервис» Ларисы Даниловой, последнее подобное мероприятие компания проводила в 2019 году. Причинами тому были ограничения, связанные с пандемией, и санкции, введённые против России в 2022 году. Сейчас ситуация выровнялась: ассортиментная линейка сформирована, складские запасы созданы на достаточном уровне. Компания заключила соглашения с новыми поставщиками из Китая, Турции, Китая, Ирана и Индии. Об этом подробно рассказала главный технолог «ОктоПринт Сервиса» Любовь Баюшкина. В текущий момент компания имеет на складе более 8 тыс. позиций — это самая широкая номенклатура продуктов за всю её историю. Отдельно отмечено, что были разработаны отдельные линейки под собственными брендами: краски RENK, лаки VERN и клеи OktoMelt. Сделано это было с простой целью — снять проблему выбора для полиграфистов: все продукты, которые выходят под собственными торговыми марками, тщательно тестируются и сохраняют неизменными характеристики независимо от конкретного производителя. Сейчас в компании действует восемь станций смешения краски. Активные действия по развитию бизнеса и конъюнктура рынка позволили «ОктоПринт Сервис» вернуться на допандемийные обороты и начать развивать новые направления.
Директор по развитию продаж «ОктоПринт Сервис» Сергей Свирестелев обратил внимание слушателей на направление красок для флексографской и глубокой печати: это объёмы продаж порядка 5–10 тонн в месяц. Хорошо развивается направление УФ-лаков для узкорулонной и плоской (трафаретной) печати: подобрана линейка продуктов, и она вся есть на складе. Компания установила станции смешения для красок на водной основе и красок УФ-отверждения для узкорулонной печати RENK NewV Flex.
Бумажные события
Менеджер по развитию дизайнерских и специальных бумаг «Европапир» Елена Родионова представила обновлённую линейку премиальных бумаг китайского производства. Компания стала эксклюзивным представителем китайской TPG в Европе и России. TPG имеет собственные производственные мощности более 30 тыс. т в год и является ведущим производителем и поставщиком дизайнерских материалов в Поднебесной: более 90% продукции поставляется на внутренний рынок. По словам Елены, единственный недостаток этого партнёрства — длительные сроки поставок: порядка 2,5–3 месяцев. Имея это в виду, «Европапир» активно занимается наполнением своего склада, чтобы подойти к сезону с достаточными запасами материалов. Сейчас в продуктовой линейке компании 14 новых коллекций, которые разделены на пять основных направлений: пухлый премиальный офсет и мелованная бумага, тонированная бумага и картон, природные коллекции («экоматериалы»), металлизированные и материалы с покрытием, переплётные материалы. Сохранились в ассортименте «Европапира» хорошо знакомые, но подорожавшие европейские бренды: Crush, Favini, Gmund, Munken, Nautilus, Remake.
Руководитель по развитию направления «Мелованные и специальные бумаги» «Европапир» Павел Боков рассказал о позитивных изменениях в линейках специальных видов бумаг: самоклеющихся и самокопирующихся. Среди первых представлены хорошо известные материалы Muflon (бывший югославский «гознак») и новые китайские Davos Industrial. Помимо стандартных мелованной самоклейки, а также белой и прозрачной плёнок, одна из новинок от Muflon — материал со съёмным клеем, предназначенный для модульного декорирования рабочих зон, детских зон при необходимости изменения оформления: своеобразные временные обои со сроком эксплуатации от одного часа до одного месяца. Также Muflon предлагает защитные материалы: бумагу с защитными элементами для акцизных марок, ценных бумаг и т. п. Самокопирующиеся материалы производства Davos Industrial плотностью 50–55 г/м2 могут поставляться в рулонах и листах (типовой формат 430×610 мм); цвета бумаги: белый, жёлтый, синий, зелёный, розовый.
И картонные — тоже
Руководитель по развитию направления «Упаковка» «Европапир» Вячеслав Брагин поделился своим видением ситуации на рынке картона России: общий потребляемый годовой объём, который он оценил в 640 тыс. тонн, будет поделён между российскими поставщиками, белорусской Добрушской бумажной фабрикой «Герой труда» и китайскими производителями. По словам Вячеслава, мощности «КАМЫ» — единственного отечественного производителя мелованного картона — не смогут удовлетворить весь спрос российского рынка, и это определённым образом скажется на нём: квотирование поставок и отсечение мелких потребителей от поставок картона.
Но есть и хорошие новости: картон KAMA Pharma GC1 (250–270 г/м2) прошёл сертификацию, которая подтвердила его пригодность для производства фармацевтической упаковки — его уже можно заказать в «Европапире».
Сложившийся дефицит качественных макулатурных картонов привёл к масштабному переходу отечественных производителей упаковки на их целлюлозные аналоги, над совершенствованием характеристик которых сейчас активно работают на «КАМЕ».
Другие новинки среди марок картона: KAMA Tobacco Premium GC1 и GC2 (215–260 г/м2) и немелованный целлюлозный картон KAMA UC1 (200–335 г/м2). Они создавались для выхода на рынок премиальных материалов, предназначенных для изготовления высококачественной упаковки табачной, фармацевтической, косметической, парфюмерной, кондитерской и пищевой продукции. В настоящее время идёт тестирование картона Pharma GC1 на полиграфических предприятиях.
А по результатам теста Робинсона (на миграцию запаха картона на пищевую продукцию) картона КАМА Bright GC1, КАМА Strong GC2, KAMA Project GC2, KAMA Tobacco GC1/GC2 подтверждено, что эти марки картона подходят для производства упаковки кондитерских изделий. Этот тест — ключевое требование на этом рынке. Традиционные марки «КАМЫ» Project GC2 и Strong GC2 прошли сертификацию для прямого контакта с пищевой упаковкой.
Исторический продукт
Книжную бумагу KomiStory представила менеджер по развитию бизнеса «Монди СЛПК» Екатерина Подобед. Это бумага в кремовом оттенке с белизной 66–68% и высокой степенью непрозрачности. Тёплый оттенок комфортен для чтения, а шероховатая поверхность придаёт благородный внешний вид. Высокая пухлость (до 2,4–2,8) позволяет сделать книгу объёмной и лёгкой. Тестирование показало отличную совместимость бумаги для полноцветной листовой офсетной печати, а также для ролевой печати как с горячей сушкой, так и без. В постоянном ассортименте с мая этого года уже есть три стандартных граммажа — 50, 55, 60 г/м2. Это гарантирует производство и соответствие спецификации. Что насчёт других плотностей? Екатерина рассказала, что у производства есть опыт выработки 70 и 90 г/м2 под проекты, а разработка других граммажей возможна при регулярном спросе не менее 250–300 тонн/месяц на каждый вариант плотности. Предваряя вопросы о стандартной плотности 80 г/м2, Екатерина пояснила, что это безусловно, но толщина бумаги KomiStory при этом составит 208 мкм, что равно толщине стандартной офсетной бумаги 160 г/м2. Для повышения яркости KomiStory используется только специально отобранная древесина, заготовленная в зимний период, — «замороженная ель». Дело в том, что качество исходного сырья влияет на возможную степень отбелки, которая и так максимальна при данном технологическом процессе. Можно ли ещё повысить белизну/яркость бумаги? Конечно, уверена Екатерина: это возможно при добавлении целлюлозы в композицию, но себестоимость продукта сразу вырастет. Вместо этого производитель сосредоточился на стабильности оттенка, которая очень важна при книжной печати: если бумага будет разнооттеночной, это будет заметно на срезе книги — тираж может печататься с нескольких рулонов, иногда из разных партий. Поэтому, если бумага не соответствует целевому оттенку по спецификации, она считается браком и не отгружается потребителям.