Хедлайнером этого мероприятия стал консультант по маркетингу Logic Computers Игорь Терентьев, более 25 лет занимавшийся освещением полиграфической индустрии в журнале Publish. Игорь назвал свою презентацию «10 идей разной степени безумия для развития в полиграфии». Он начал с рассказа о «тектонических сдвигах», отметив, что каких-то 35 лет назад люди в метро поголовно сидели с газетами и книгами в руках, а улицы Нью-Йорка были заполнены огромными баннерами. На смену привычной печатной «наружке» теперь пришли цифровые экраны, а вместо печатных изданий большинство пассажиров метро коротает время со смартфонами. Объём мирового рынка печатных продуктов в деньгах в 2019 г. вырос на 4,9% по сравнению с 2014 г. При этом за десять лет объём печати снизится с 50 трлн до 49,4 трлн стр. А4. Но, несмотря на такую тенденцию, рынок полиграфии активно адаптируется под потребительские запросы. И пусть общие цифры роста полиграфии не внушают оптимизма, существуют перспективные сектора, особенно там, где используются цифровые технологии печати и отделки.
В своём выступлении менеджер полиграфического направления Logic Computers Игорь Крючек отметил главные тенденции рынка, которые следует учитывать, принимая решение о развитии бизнеса:
- Цифровая трансформация: переход от аналоговых к цифровым технологиям везде — от приёма заказов и препресса до печати и послепечати.
- Сокращение средних тиражей.
- Повышение спроса на более сложные печатные продукты с высокой дополнительной ценностью.
- Рост доли онлайн-заказов, особенно на типовую продукцию.
- Персонализация коммуникаций, распространение гибридных коммуникаций (цифровых и печатных).
- Повышение требований заказчиков к срокам изготовления и переход к печати по требованию.
- Автоматизация и переход к индустрии 4.0.
- Повышение внимания к экологичности печатных производств.
Главной частью презентации Игоря стало освещение идей, которым удалось «выстрелить». Терентьев привёл несколько примеров полиграфических бизнесов, о которых ранее писал он сам или готовили публикации его коллеги из Publish.
Московскую типографию «Т8 Издательские технологии» можно считать успешным примером внедрения web-to-print для цифровой книжной печати. «Когда в 2016 г. работала первая “реинкарнация” этой компании, она полностью была оснащена оборудованием Xerox. И на drupa 2016 один из руководителей Xerox ставил T8 в пример, поскольку эта типография печатала больше всех в мире среди эксплуатировавших рулонное струйное оборудование Xerox», — начал рассказ Игорь. В конце 2021 г. типография полностью заменила своё печатное оборудование на технику Ricoh — в ней было установлено три рулонных струйные и две листовые ЦПМ этого производителя. В 2021 г. в типографии ежемесячно печаталось около 70 млн страниц формата А4 (в 2017 г. годовой объём достиг 600 млн цветных и чёрно-белых отпечатков А4). Средний объём выпуска за смену составлял около 12 000 книг в переплёте и мягкой обложке. Средний тираж — около 50 экземпляров. Среди основных факторов успеха этого проекта Игорь отметил высокий уровень автоматизации производственного процесса и стандартизацию продукции. Например, в типографии работают послепечатные линии Müller Martini и Kolbus, обеспечивающие быструю перенастройку форматов и объёмов изданий. Это позволяет получать прибыль даже при изготовлении единичных экземпляров книг.
Ещё один масштабный проект — немецкая типография Onlineprinters (Diedruckerei), принимающая заказы онлайн со всего Евросоюза и сделавшая ставку на web-to-print для печати сборных тиражей. Её центральное производство в Германии имеет площадь 42 000 м2. На одном типичном печатном листе сборного тиража может быть что угодно — от визиток до полос брошюр, а за счёт огромного масштаба типографии удаётся минимизировать затраты на производство каждого заказа. Основное печатное оборудование здесь — 8-красочные перфекторы Heidelberg SpeedMaster XL 105 с Autoplate (среднее время их переналадки — 2,5 мин). По состоянию на 2017 г. всего в типографии было 113 офсетных секций B1 — самый большой парк такой техники на одном производстве в Европе. Среди цифрового оборудования — 5 ЦПМ HP Indigo (две серии 10000 формата B2, две 7500 и одна 5000), Xerox iGen 150, две этикеточных ЦПМ Epson SurePress на водных и УФ-чернилах. Послепечатнyю обработку выполняли на 7 линиях Horizon Stitchliner (в основном — серии 6000), одной КБС Horizon на базе BQ-470, более 10 фальцевальных машинах Stahlfolder и Horizon, 13 резальных системах Polar. Ещё одной особенностью Onlineprinters является автоматизация, позволившая ускорить весь процесс, благодаря чему стандартный срок выполнения заказа и доставки составляет 2 суток.
Рынок полиграфии в мире. Источник: Smithers |
Быстро растущий проект в области печати гибкой упаковки ePack Flexible Packaging — это франшиза, основанная в 2016 г. в США. Говорят, что её первоначальный успех связан с легализацией марихуаны в США, когда появилось много новых динамичных компаний, желающих торговать легальным продуктом, а также создавать для него крутую упаковку. Это огромное предприятие включает множество производств, и в августе 2022 г. по всему миру работало уже 26 филиалов. Каждый имеет стандартный набор оборудования, в число которого входит: среднерулонная ЦПМ HP Indigo 20000 или 25K (в октябре 2022 г. компания сделала новый рекордный заказ оборудования — 50 ЦПМ HP Indigo 25K); специализированный ламинатор, поддерживающий технологию PackReady; и система изготовления паучей компании Totani. Благодаря цифровым технологиям печати в сочетании с системой web-to-pack, которая позволяет принимать макеты онлайн, стандартный срок изготовления упаковки составляет от 5 до 15 дней, что для индустрии гибкой упаковки рекордно быстро.
Соотношения технологий цифровой и аналоговой печати в мире. Источник: Smithers |
Проект web-to-print для коробок с конфетами на заказ, который был запущен в 2018 г. кондитерской фирмой «Конфаэль», не такой масштабный, но интересен нетривиальным подходом. Началось всё с того, что в компании решили предлагать заказчикам возможность самостоятельно собирать наборы конфет и посылать их в персонализированных коробочках. На сайте solobox.ru можно сформировать набор, выбирая каждую конфету отдельно, а после выбрать из определённого набора дизайнов понравившийся и даже кастомизировать его, дописав пожелание или поздравление получателю. При расчёте цены учитывается и доставка по указанному адресу. Хотя обычно, когда речь заходит о персонализации картонной упаковки, производители просто печатают обечайку и оборачивают ею коробку, тут же крышку полностью печатают отдельно. Производство крышек коробок автоматизировано: его первоначально выполняли в типографии FineArtPrint на ЦПМ HP Indigo 7600. Далее — высекали на тигельном прессе. Весь производственный цикл занимал 24 часа.
Алматинская типография «Классика» не изменяет своему названию и использует классический подход — внедрение цифровой печати этикетки во флексотипографии. Это удобно потому, что у любой флексотипографии, не имеющей «цифры», обычно накапливается отложенный пакет заказов на малые тиражи. Их либо печатают себе в убыток, чтобы не потерять клиента, либо отказываются от них с риском потерять заказчика. А с новыми заказчиками на малые и вариативные тиражи даже не вступают в разговор. Поэтому заполнить эту нишу, установив цифровую машину во флексотипографии, очень просто, тем более что на первых порах можно обойтись имеющимся послепечатным оборудованием — нужна только этикеточная ЦПМ. В перспективе, конечно, желательно обзавестиcь и цифровой послепечатью — высечкой и облагораживанием. В момент старта в 2022 г. у «Классики» уже была цифровая, но довольно медленная б/у машина HP Indigo. Планировалось, что Konica Minolta AccurioLabel 230 станет резервной машиной, но на практике она оказалась основной, и объём цифровой печати этикетки в этой типографии начал активно расти.
Структура продаж печатных машин в мире по технологиям (2013–2023 гг.). Источник: PRESIDENT & STRATEGIC INTELLIGENCE |
MDM Print (Россия) развивает франшизу на салоны оперативной полиграфии. «Франшиза — довольно распространённая история на Западе, но, как мне кажется, на постсоветском пространстве люди, особенно уже занимающиеся полиграфией, не очень склонны доверять чужому уму. Они говорят: “Мы сами всё сделаем”», — высказал своё наблюдение Игорь. Среди преимуществ франшиз — возможность предложить оборудование по более выгодной цене. Например, изначально MDM Print имели большой контракт с Ricoh, благодаря которому для франшизы закупалось оборудование с хорошей скидкой. Ещё один плюс франшиз — подробное руководство по организации бизнеса с описанием перечня услуг, требуемого набора оборудования, техпроцессов, обязанностей персонала и т. п. В случае c MDM Print также предоставляется собственная система автоматизации. Для одного салона по франшизе MDM Print необходимы 5 человек: директор и 4 сотрудника, выходящих посменно. После недавнего ребрендинга в России франшиза называется Copy.ru, открыто уже 25 салонов, а осенью 2023 г. открылся первый салон Copy.uz в Узбекистане.
Очень интересный подход реализовала типография Bestbox (Ереван, Армения). Она сделала ставку на цифровую печать и отделку упаковки и эксклюзивных рекламных продуктов. В списке её оборудования по состоянию на 2018 г. были рулонная ЦПМ Xeikon 8500, листовые ЦПМ Xerox Versant 80 и Ricoh Pro C7200x, широкоформатные принтеры Roland TrueVIS SG2–640, VersaUV LEJ-640 и VersaUV LEF-200. Для отделки и послепечатной обработки использовались Scodix 720 и планшетный режущий плоттер Kongsberg. Основатель компании Арман Акобян сам занимается взаимодействием с заказчиками и дизайном продуктов. И это один из секретов успеха компании, которая с 2020 г. называется Level Print Studio. Среди её заказчиков — производители алкогольных напитков, финансовые компании. В 2018 г. во время семинара для полиграфистов Арман среди образцов показал оригинальную коробку для коньяка, которую гости также увидели в магазине Duty Free в аэропорту Еревана.
Небольшая российская семейная компания YARKODOMA наладила печать по текстилю для продажи на маркетплейсах. Главной проблемой, с которой сталкиваются предприятия, печатающие на текстиле, является необходимость шить готовые изделия. Это касается даже футболок, если вы хотите запечатать их полностью. В YARKODOMA эту проблему решили просто — заказывая пошив на стороннем, но проверенном производстве. Они сами придумывают дизайны, печатают на широкоформатном сублимационном принтере Mimaki TS100–1600, переносят изображения на ткань с помощью термокаландра, а затем отдают полуфабрикаты подрядчикам. Так в компании наладили выпуск и продажу безворсовых ковров, скатертей, сумок-авосек, чехлов для наушников, косметичек и т. п.
Pop-up-издание «Некниги Теремок» компании «Формат Д» |
Ещё одна перспективная ниша — изготовление pop-up-книг. Это редкие и дорогие изделия, которые традиционно попадают к нам из Китая. Игорь рассказал об одном из проектов такой книги, реализованном в России. Головной компанией-разработчиком стала «Формат Д», субподрядчиками выступили типографии «Сити-Принт», «Полиграф Мастер», «Котон». Изготовление pop-up-книг разблокирует для бизнеса новую опцию — маркетплейсы, ведь, производя pop-up-книги или трёхмерные домики, не нужно ждать, пока кто-кто придёт и закажет, можно продавать их самому. Но их производство — очень сложная история, которая требует высочайшей квалификации людей, придумывающих и воплощающих эту книгу в жизнь.
Дизайнеры Design Studio 3D создают потрясающие эффекты объёма изображений |
Массовый рынок очень разнообразен. Российская Design Studio 3D из Михайловки (Волгоградская обл.) решила выпускать продукты для дома с цифровой фотопечатью. Её производство, оснащённое 5 широкоформатными принтерами HP Latex, тоже нацелено на маркетплейсы, а печатают на нём фотообои цифровым способом. Бизнес быстро растёт, как уверяет его создатель, за 2 года — на 945%!
В процессе своего выступления Игорь Терентьев организовал голосование за каждый проект, предложив коллегам оценить перспективность подобного подхода на местном рынке. Оказалось, что ни одна из описанных идей не показалась полиграфистам действительно безумной — все они набрали не менее половины голосов «за».