Кто они — участники биеннале?
Профессиональные дизайнеры и студенты. На «Золотой Пчеле» выставляли свои работы такие выдающиеся дизайнеры-графики современности, как Алан Флетчер, Сигео Фукуда, Кадзумаса Нагаи, Коичи Сато, Никлаус Трокслер, Ральф Шрайфогель, Мартин Вудтли, Уве Лёш, Гюнтер Рамбов, Герман Цапф, Студия Циан, Алан Ле Кернек, Жерар Пари-Клавель, Аннет Ленц, Винсент Перротье, Мишель Буве, Ирма Бом, Мечислав Василевски, Лех Маевски, Кари Пииппо, Тапани Аартомаа, Сеймур Хваст, Пола Шер, Милтон Глейзер, Джеймс Виктори, Стефан Загмайстер, Массимо Виньелли, Кен Кейто, Сантьяго Пол, Леонардо Сонноли, Санг-су Ан, практически весь иконостас мирового графического дизайна. И рядом, на тех же стенах, в тех же залах — работы молодых дизайнеров, прошедших отборочный комитет и тоже ставших финалистами биеннале. Всего за время существования биеннале в ней приняли участие многие сотни дизайнеров-графиков из почти 100 стран мира.
Как меняется уровень работ?
Никак, остаётся на той высоте, планка которой была задана с самого начала.
Что вы думаете о нейросетях?
Я не рассматриваю появление искусственного интеллекта в алармистском ключе. Более того, мой бывший магистрант в Школе дизайна РАНХиГС и нынешний аспирант в Институте современного искусства Денис Маслов работает сейчас над кандидатской диссертацией на тему, связанную с сотворчеством дизайнера с искусственным интеллектом, а одна из номинаций «Золотой пчелы 16» называется «Дизайнер + искусственный интеллект». Не минус, а плюс.
Насколько актуален сейчас печатный плакат и где он применяется, нужно ли сохранять его или это уже отжившая своё форма?
Электронные СМИ освободили плакат от чёрной информационной работы, ему остался сладчайший мёд визуальных открытий, запечатления смыслов, непередаваемых словами, чистая радость переживания пластики, формы, цвета, которая давно уже ушла из актуального современного искусства, «совриска». Так что плакат, во -первых, это красиво. А красота — понятие вечное.
На «Золотой пчеле 12», проходившей в 2016 году, один из участников, Эдуард Зимовцев, сделал плакат, в котором на многих языках мира было написано: «Плакат умер». Для следующей «Золотой пчелы 13» он создал плакат, подобным же образом заполненный другими надписями: «Плакат не умер». И завоевал награду биеннале.
Конечно, плакат не умер, несмотря на то, что функция быстрого реагирования и полезного информирования безоговорочно отошла к электронным СМИ. Хотя даже и в прежней своей роли плакат полностью не ушёл с улиц городов, прежде всего западных, европейских. Например, вся Швейцария заполнена выставочными, театральными, концертными, фестивальными афишами, «культурно-зрелищными плакатами».
Но эстетика плаката вышла далеко за пределы печатного формата и насыщает своей образностью как городскую световую рекламу огромного размера, так и маленькие интернет-баннеры и обложки на экранах айфонов, растворяясь в визуальной среде повседневности.
Цифровая эпоха уже наступила, но её творческие достижения питаются пока ресурсами и культурой предшествующего времени. Освобождая мир от рутинных технических обязанностей, компьютеры стимулируют развитие креативных технологий, креативной экономики, креативной педагогики, раскрытие творческого потенциала человека. И плакат сегодня — идеальная площадка, место встречи «гутенберговской эпохи» с «постгутенберговской».
Больше всего плакат востребован среди самих дизайнеров, он им нужен. Это такая форма деятельности, которая позволяет каждому что-то понять про себя, про свой творческий уровень. Это необходимо для «внутреннего человека». Волшебное зеркало, которое помогает ощущать себя творцами мира, креативными личностями, деятелями визуальной культуры, а не винтиками в механизме рекламы, брендинга и массовой коммуникации.
Плакат противостоит мёртвой рутине унылого коммерческого дизайна. В современном плакате дизайнер может ощутить настоящую свободу, почувствовать себя автором — а именно это в первую очередь и требуется для творческого развития. Плакат продолжает оставаться лабораторией свежего визуального языка, которая вырабатывает необходимые гормоны счастья.
Вы по-прежнему считаете, что плакат умер? Дизайнер Пётр Банков, утверждает что сегодня — золотой век плаката, лучшие времена в его истории.
Какие актуальные тренды в дизайне плаката можно отметить?
«Золотая пчела» существует чуть больше 30 лет. Считается, что как раз этим сроком — тридцать лет — измеряется «современность». То, что дальше, называется «история». Так что «Золотая пчела» — это про современность графического дизайна.
Последние 30 лет были наполнены тектоническими переменами и в графическом дизайне, и в нашей жизни, и биеннале служит зеркалом этих перемен. Вернее, не зеркалом, а экраном. Сенсорным экраном с обратной связью, позволяющим не только наблюдать, но и влиять на развитие визуальной культуры в стране и мире.
Если начать описывать черты современного плаката, которые можно наблюдать в зеркале «Золотой пчелы», то в журнале не хватит места. Потому попробую просто назвать несколько, на мой взгляд, главных, обойтись одними заголовками, особенно не расшифровывая. Могу даже пронумеровать их, чтобы подчеркнуть тезисный характер изложения, телеграфный стиль.
Итак, (1) — «Странность». Плакат становится каким-то странным, не соответствующим привычным образцам, ожиданиям, традиционным представлениям о плакате. И чем дальше, тем страннее и страннее, необычнее, неожиданнее, непредсказуемее.
(2) — «Разнообразие». На смену универсальной модели плаката как «машины для внушения» и «средства визуальной коммуникации» приходит уникальность каждого решения, его индивидуальный характер.
(3) — «(Не) реальность». Это про балансирование на грани миров, порождающее свойства метафизичности, философичности или поэтичности современного плаката.
(4) — «Всё сложно». На смену стремлению к простоте и однозначности приходит тяга к сложности и многозначности. Пластически это часто реализуется в таком качестве, как многослойность пространства листа.
(5) — «Расширяющаяся Вселенная». Эта черта говорит о взаимодействии пространства и формы, фона и фигуры, контекста и текста. Фон доминирует над фигурой, контекст становится важнее текста, пространство начинает играть всё более важную роль.
(6) — «Он живой и светится». Я обозначил это важное качество современного плаката названием рассказа Виктора Драгунского. Современный плакат может быть именно таким — живым и светящимся. Он светится внутренним светом, сам становится как бы его источником. Это свет не «отсюда — туда», а «оттуда — сюда», похожий на свет мобильных телефонов и экранов компьютеров.
(7) — «Одержимость цветом». Свет в современном плакате часто соединяется с цветом, становится цветом. Многие плакаты наполнены буйством и энергией цвета, который «будоражит человеческие чувства до самых глубин», как говорил Анри Матисс.
(8) — «Хай-тач». Это качество может быть противопоставлено технической эстетике «хай-тека», оно придаёт первостепенную значимость тактильной «фактуре» плакатного листа, прежде подчинявшегося умозрительной «структуре» модульной сетки.
(9) — «Синергия с компьютером». Я спросил как-то Мартина Вудтли, швейцарского дизайнера того поколения, которое, кажется, родилось уже с компьютерным мышлением, училось и входило в профессию в 90-е годы, когда компьютеры были уже на коне: «Многие считают, что компьютер — это всего лишь более совершённый инструмент. Чем для тебя является компьютер?». Он ответил: «Ни “чем”, а “кем”. Другом». Из дружбы с генеративной графикой, анимационными программами, искусственным интеллектом плакат черпает новые импульсы для развития.
(10) — «Текучесть». Современный плакат всё дальше уходит от кристальной чёткости форм, застывших как дорожные знаки, как визуальные формулы однозначных идей и смыслов, в сторону пластичности, живописности, зыбкой изменчивости, едва уловимых вибраций.
(11) — «Всё будет картинка». Любой плакат состоит из изображения и текста. Сегодня «картинка» поглощает всё, и сам текст тоже. И даже когда плакат состоит из одних только букв, они становятся «картинкой».
(12) — «Плакат +». Это качество про способность плаката выйти за свой формат, стать частью более сложного целого — события, действия, какого-то концерта, шоу. Или войти в прямую коллаборацию с современным искусством. Или самому стать произведением современного искусства, инсталляцией, хеппенингом, перформансом. В этом случае особенно важна способность дизайнера почувствовать себя личностью, автором, а не исполнителем.
Известный французский плакатист Кассандр считал вместе со всем ХХ веком, что роль дизайнера подобна роли почтальона, мнением которого никто не интересуется: «Дизайнер-график не создаёт сообщение, он просто передаёт его. Никто не спрашивает его мнения. Плакат — что-то вроде телеграфа. Плакат заставляет художника отказаться от своего “Я”». Голландский дизайнер Ян ван Торн настаивал на противоположном: «Дизайнер — личность, у нас должна быть чёткая позиция, и наша задача выразить её как можно точнее».
(13) — «Эмпатия». Это качество всё явственней входит и в нашу жизнь, и в современный дизайн, для которого этика становится всё чаще важнее эстетики, добро — истины и красоты, а на смену культивирования дизайн-мышления приходит развитие дизайн-чувствования. Аксиома дизайна ХХ века «форма следует функции» уступает место другому лозунгу — «форма следует любви». Вот на этой прекрасной ноте и хочется закончить интервью.