Конференция «Издательская полиграфия России: состояние, тенденции и перспективы развития» балы проведена на базе Техникума креативных индустрий имени Л.Б. Красина. В ней приняли участие представители издательской полиграфии, компаний-поставщиков оборудования и расходных материалов, преподаватели и студенты профильных высших и средних специальных учебных заведений.
С приветственными словами к участникам конференции обратились директор техникума креативных индустрий им. Л.Б. Красина Лиана Табатадзе, заместитель руководителя департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ Михаил Арзаманов и о.о. ректора Академии медиаиндустрии Игорь Найговзин.
Руководитель Центра принтмедиаиндустрии Академии медиаиндустрии Александр Цыганенко в докладе «Рынок издательской полиграфии России» отметил, что 2023 год в целом был успешным для полиграфического производства. В первом полугодии 2024 г. объем полиграфического производства в денежном выражении также увеличился, а выпуск книг превысил количественные показатели первого полугодия 2023 года. Академией медиаиндустрии был проведен мониторинг полиграфического производства по итогам 2023 года. Результаты мониторинга показывают, что несмотря на снижение объемов производства книжно-журнальной и газетной продукции, ассортимент услуг и объемы печати в целом увеличились. Результаты мониторинга говорят о том, что инвестиционный процесс в российской полиграфической промышленности идет вопреки международным санкциям: отрасль совершенствуется в техническом и технологическом отношении, расширяет сферы своей деятельности.
Генеральный директор «ИПК Парето-Принт» Павел Арсеньев в докладе «Состояние книжной полиграфии в 2024 году — перспективы, основные вызовы и риски» отметил, что комплекс в последние два года наращивает производство. Профиль «Парето-Принт» — выпуск книг всех форматов. Типография стремится и делает все необходимое чтобы занимать лидирующие позиции в издательской полиграфии за счет использования боее современного оборудования, ПО, эффективной организации труда и тесной связи с клиентами. Докладчик отметил необходимость усиления внимания к полиграфическому производству органов власти. В частности, отметил Павел, необходимо увеличение выделения средств библиотекам на комплектование их книжных фондов.
Вице-президент СППИ-ГИПП* Евгений Абов в докладе «Рынок печатных СМИ: новые вызовы» привел анализ этого рынка. Им были отмечены проблемы рынка и меры по их решению. По мнению Евгения необходимы совершенствование таможенного законодательства, отмена пошлин на полиграфические краски, совершенствование подготовки квалифицированных кадров, включение отрасли в программу льготного кредитования, поддержка издателей и распространителей печатных СМИ и др..
Директор петербургской типографии «Премиум-Пресс» Владимир Гаврилов в докладе «Производство издательской продукции в 2023 и 2024 годах в типографии: тенденции и перспективы» охарактеризовал деятельность своей типографии в настоящее время и в перспективе. ПО его словам, финансовые результаты типографии за 2023 год и первое полугодие 2024 года положительны. Основные проблемы, которые отрицательно влияют на деятельность предприятия это отсутствие качественного исходного сырья и проблемы с логистикой, а также невозможность инвестирования в основные фонды из-за высоких кредитных ставок. В планах предприятия, в частности, обновление парка оборудования, пересмотр ценообразования и др.
Директор по маркетингу и коммуникациям группы компаний «Дубль В» Людмила Чекалкина в докладе «Рынок бумаги и картона для издательской полиграфии» отметила, что в различных сегментах материалов для издательской полиграфии в 2023-2024 гг. отмечаются разнонаправленные тенденции. В целом, на рынок оказывают влияние участившиеся проблемы с оплатами за импортируемый товар, нарушение логистических цепочек, увеличение стоимости фрахта. По чистоцеллюлозной мелованной бумаге объем импорт составляет 41 %. В сегменте мелованной бумаги с древмассой импорт составляет 4 %. В сегменте немелованных видов бумаги, включающий офсетные, дизайнерские, каландрированные виды, импорт составляет всего 1,6% и представлен в основном дизайнерскими материалами. Развивается направление производства книжных видов бумаги на СЛПК.
Главный редактор издательства «Курсив» Александр Амангельдыев в докладе «Рынок полиграфического оборудования 2023 года и некоторые прогнозы на 2024 год» отметил, что западные санкции привели к росту объемов производства в отрасли. Доходность полиграфического рынка в целом увеличилась, культура платежей выросла. Многие типографии стали говорить о новом «лучшем годе в истории». Рост объема заказов и появившиеся свободные средства создали условия для развития. В результате в Россию в 2023 году было поставлено полиграфического оборудования как минимум на 226 млн. евро (без учета сегмента цифровой печати). Увеличение свободных производственных мощностей приводит к росту конкуренции на рынке полиграфии.
Директор по маркетингу «ОктоПринт Сервис» Лариса Данилова в докладе «Рынок расходных материалов. Состояние и перспективы» охарактеризовала работу компании на российском рынке. Компания проанализировала таможенную базу за последние 5,5 лет, взяв во внимание три основных сегмента расходных материалов: офсетные резинотканевые полотна, офсетные краски и полиграфические лаки. Начиная с 2020 года, доля присутствия азиатских производителей расходных материалов в России увеличивалась. Практически весь европейский ассортимент кроме, тяжелого оборудования удается заместить.
В докладе представителей компании «Моноритм» Павла Иванова и Владислава Кирюшина «Программные средства организации управления технологическими процессами полиграфического предприятия» была отражена аналитическая информация для построения комплекса ПО полиграфического предприятия в целом и его структурных подразделений. Были отдельно рассмотрены системы ПО российского производства, проведено сравнение их функциональных возможностей с системами иностранного производства и возможности их замены.
Председатель Совета по квалификациям в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции проф. Александр Иванов в докладе «Управленческие проблемы в подготовке кадров и обеспечении персоналом полиграфических производств» привел анализ удовлетворения потребности издательско-полиграфической отрасли в выпускниках системы среднего и высшего профессионального образования. В докладе особо обращено внимание на межведомственную разобщенность в организации подготовки кадров для полиграфических производств, а отсутствие единой политики в этой сфере приводит к «вымыванию» выпускников образовательных учреждений из отрасли после получения профессии.
В заключение были подведены итоги работы конференции и организована экскурсия для участников с целью ознакомления с опытом подготовки кадров в техникуме креативных индустрий имени Л.Б. Красина.
Реклама. Рекламодатель: ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии»
erid: 2SDnjeEiLP4