Предпринимательской деятельностью я занимаюсь вот уже 21 год, являюсь владельцем-директором рекламно-производственной компании. Мы постоянно внедряем новые подходы к ведению бизнеса, с одновременным обучением персонала правилам и навыкам внедрений. О том, как правильно нужно вносить изменения в производственно-хозяйственную деятельность, точнее говоря, как управлять изменениями, я и хочу рассказать. Мной пройден весь этот путь от полного несогласия с фактом неизбежности перемен до момента, когда у меня получилось пользоваться «инструментами изменений», а что это за инструменты — читайте прямо сейчас.
В первую очередь нужно дать ответ самому себе: «А зачем они нужны мне — эти изменения?» Правда заключается в том, что предпринимательская деятельность непрерывно проходит в условиях нестабильности, неопределённости и рисков, и все эти три фактора тесно взаимосвязаны.
Награда за риск
Своеобразным родимым пятном предпринимательства является рисковая деятельность, то есть риск — есть постоянный сосед и спутник каждого предпринимателя. Дело не в том, что предпринимателями становятся люди, склонные к риску. В изначальной нацеленности предпринимательской деятельности на риск заключается смысл обращения рыночной нестабильности и неопределённости в свою пользу в форме денежного вознаграждения. Принято говорить, что прибыль — это премия за риск.
Возможность получения прибыли выступает решающим стимулом, толкающим предпринимателя идти на риск. Вполне логично, что размер риска напрямую зависит от размера потенциального дохода. Принципиальное отличие коммерческого риска, например, от риска игрока в рулетку, в том, что он базируется на трезвом взгляде на возможное будущее при максимальном учёте возможных последствий.
Стремление идти на риск ради финансового успеха всегда должно быть сбалансировано хозяйственной ответственностью. Ответственность, с одной стороны, и готовность идти на приемлемый риск, вследствие чего будет недополучен доход, понесены убытки, потерян бизнес, — с другой, уравновешивают друг друга.
Предпринимательская деятельность потенциально требует непрерывных изменений в ответ на возникающие риски, факторы нестабильности и неопределённости. Предприниматели — особого склада люди. Они — «атланты», на плечах которых держится мир, экономика страны. Предприниматель способен принять на себя риски, взять на себя ответственность за судьбу близких людей и сотрудников. Это психологический груз, с которым справляются не все.
Хочется выделить особый предпринимательский навык — особого рода «внимание». Специально обращаю внимание на интересное словосочетание — «предпринимательское внимание»: когда приходит осознание этих слов, за ним буквально следует озарение. Внимание — это главная движущая сила нас с вами.
Многие руководители или собственники задают себе вопросы: «Что сделать, чтобы трансформировать бизнес?», «Как можно внедрить изменения в собственную компанию?», «Как изменить людей, а главное — их подход к делу?», «Какая должна быть для этого мотивация у сотрудников?» Для ответа на эти вопросы следует особо сфокусировать своё внимание на цель, на суть задачи.
Важно не просто зарегистрировать организацию и нанять людей, нужно показать людям цель, к которой они пойдут вслед за вами.
Существует распространённое мнение, что наши домашние питомцы — кошка или собака похожи на хозяина. Подобную аналогию можно распространить и на бизнес: ваше предприятие является вашим отражением. Внимательно проанализировав деятельность предприятия, собственник увидит самого себя в мельчайших подробностях, как под увеличительным стеклом. Безусловно, с этим утверждением многие не согласятся, есть такие, кто не увидят ничего, сколько ни будут всматриваться. Но для пытливого ума это утверждение является самоочевидным.
Но важно не то, кто что видит, а то, что с того момента, как я стал внимательно всматриваться в свою компанию как в самого себя, в бизнесе начались изменения. Если вы уже много-много лет занимаетесь бизнесом, то вспомните самое начало, когда вы начинали: «отмотайте киноплёнку», взгляните на старые фотографии, вспомните то время, когда вы начинали своё дело, когда вы открыли, организовали свою компанию. С вероятностью 90% события развивались вот в таком порядке: вначале был бурный рост, а затем наступил период стагнации, кривая роста трансформировалась в горизонтальную линию или что-то навроде того. Выручка и производство достигают некоего потолка и синусоидой, как змея, колеблются вокруг него, и это может продолжаться годами.
Кривая вывезет
При этом все знают, что у каждой компании свой потолок по выручке, по прибыли. Но никто вам не скажет, почему так происходит, никто не даст номер волшебного телефона, по которому можно было бы позвонить эксперту-консультанту и попросить: «Сделайте что-нибудь, чтобы кривая продаж снова пошла вверх».
На мой взгляд, кривая загнулась только из-за того, что вы как собственник, как главный локомотив, как заряд энергии, разработчик направления развития вашей компании стали направлять своё внимание не на то, что нужно: не на развитие, то есть не на будущее, а распылять своё внимание на малозначимые детали с ростом компании. Внимание руководителя отвлекается на мелочи, на то, что кто-то что-то не доделал, не досмотрел. В результате задачи, которые должен делать рядовой менеджер, перекладываются на собственника.
Собственник нанимает людей и ожидает от них, что они будут ответственно подходить к своей работе и нести ответственность за её результаты. В реальности выходит не так: сотрудники делают так, как считают нужным, и это не всегда сходится с пониманием предпринимателя, как должно быть лучше. В результате к нему возвращаются им же поставленные задачи в виде уже просроченных и нерешённых. Как следствие, требуется время, чтобы решить эти проблемы. И это вместо того, чтобы выполнять свою главную функцию руководителя, учредителя, основателя, идейного генератора, постановщика целей — двигать компанию вперёд. Из-за дефицита времени внимание «сваливается» в решение каких-то рутинных моментов, порождённых персоналом: одно не сделали, другое не напечатали, там почему-то краска не та, не ту плёнку привезли и так далее.
Что даёт стабильность
В подобной ситуации руководитель компании попадает в состояние замешательства. Слово «замешательство» принято связывать с внезапным нарушением порядка, смятением, растерянностью, когда невозможно выбрать или трудно принять решение.
Подобные моменты замешательства присутствуют в жизни предпринимателя постоянно, и чем больше длится замешательство, тем сильнее хочется из него уйти. Это самое неприятное состояние, которое может быть в жизни, — я терпеть его не могу.
В общем случае нестабильность означает переход к неизвестному состоянию, в котором устойчивость бизнеса может быть значительно трансформироваться. Спектр колебаний нестабильности достаточно велик: от изменений, которые можно предсказать на интуитивном уровне, до катастрофических событий (вроде пандемии COVID-19), которые невозможно предвидеть в принципе. Наступление нестабильности разрушает устойчивость работы организации.
Когда я что-то не могу сделать, не способен решиться на что-то, не готов с чем-то согласиться, принять какое-то решение, это состояние настолько выматывает, что начинаешь думать об эмоциональном выгорании. Поэтому, когда ты находишься в таком состоянии, тебе нужно найти так называемое «стабильное данное», на которое ты опираешься и относительно которого ты делаешь уже все дальнейшие шаги.
Весь мир ты строишь относительно стабильного данного.
Понятие «стабильное данное» значительно шире, чем структурированный массив информации. Данная категория позволяет человеку отбросить сомнения и действовать осознанно и рационально.
Самым наглядным примером упорядочивания неопределённости является перекрёсток. Автомобили едут хаотически, одновременно все и во всех направлениях. В подобной обстановке авария, ДТП неизбежны, но стоит установить светофор, и все водители станут обладателями «стабильного данного». Светофор будет «останавливать — пропускать», «останавливать — пропускать», он и станет выполнять функции «стабильного данного», которое не всегда может быть и верно, не всегда может быть правильным, но оно просто должно быть стабильным. Это нужно для того, чтобы человек (в нашем примере — водитель) мог остановиться, проанализировать, здраво мыслить.
Подобно ситуации на перекрёстке, причинами нестабильности является непривычное и нестандартное поведение отдельных субъектов предпринимательской среды. Нестабильность приводит к утрате устойчивости бизнеса, которая выражаются в снижении производства, объёмов продаж и, самое главное, прибыли. Кроме того, возможны изменения в структуре компании, сокращения численности сотрудников, «отмирания» каких-то профильных видов деятельности.
Вместе с тем, наряду с негативными моментами и потенциальными рисками, нестабильность создаёт возможности для новых уникальных событий, которые в свою очередь могут расширить спектр возможностей для компании и послужить источником свежих решений. Своевременное признание наступления периода нестабильности поможет минимизировать риски и подсказать новые предпринимательские идеи.
Для меня здравомыслие заключается в способности оценить и принять стабильное данное как то, что будет впоследствии помогать тебе развиваться, жить и развивать свою компанию. Одновременно нужно учитывать, что стабильное данное может быть и точным, и менее верным, и полностью неверным.
Неопределённость обусловлена неполным знанием всех параметров, обстоятельств, способов выбора правильного решения, а также невозможностью адекватного учёта всей информации. Принятие решений на основе стабильного данного позволяет на практике справиться с серьёзными задачами предпринимательской деятельности.
Об авторе: Александр Дубовицкий, основатель Nakleyka.kz.