Надо сказать, что для вечера рабочего вторника в галерее было довольно много посетителей. Литография явно вызывает интерес у публики. Работы современных художников, представленных в KGallery, можно купить. Некоторые вещи были проданы сразу на вернисаже.
Выставка «Случайный тираж» задумывалась двумя людьми: арт-журналистом Александрой Генераловой и искусствоведом и куратором проектов KGallery Ксенией Бендиной. Идея была в том, чтобы сделать выставку исключительно печатной графики и представить на ней два пласта: советскую графику 60-х годов и современную литографию. Оба пласта объединены идеей эксперимента. Организаторы показывают, как экспериментировали с литографией советские художники и что делают современные мастера на этом же поле.
Работы для выставки отбирались совершенно субъективно, на основе предпочтений кураторов, поэтому и такое название — «Случайный тираж». Случайность здесь не только в отборе отпечатков, но и в их расположении. В зале нет ни одной стены, где были бы представлены работы одной эпохи: здесь перемешаны авторы, эпохи, стили, сюжеты. Можно сыграть в увлекательную игру — угадывать, где литографии советских художников, а где современных принтмейкеров.
Само оформление выставки сделано в стиле 60-х годов. Дизайнеры вдохновлялись работами Льва Збарского, который, по сути, придумал книжный стиль хрущёвской оттепели.
Литография оттепели
Работы художников 60-х годов взяты для выставки неслучайно. Дело в том, что это большое явление в искусстве. В период оттепели, несмотря на засилье соцреализма, Ленинградская литографская мастерская была неприкосновенным уголком, где люди могли экспериментировать и их практически не трогали. Там собрались художники-живописцы, такие как Александр Ведерников, Борис Ермолаев, которым, в первую очередь, была интересна работа с цветом. Вера Матюх, например, прожив более 90 лет, постоянно экспериментировала: к чистой литографской откатке она добавляла элементы коллажа, уходя в условное 3D.
Оттепель, в принципе, располагала к экспериментам. Именно в 60-е годы советским художникам стали доступны импрессионисты, фовисты, многие впервые увидели Пикассо, Матисса, и это, конечно, повлияло на их творчество. Ведерникова, например, называли русским Матиссом.
Александр Ведерников. Декоративный натюрморт |
Но не только в СССР стало проникать зарубежное искусство, у наших художников тоже появилась лазейки, чтобы показать своё творчество на Западе. До этого советское искусство, демонстрируемое за железным занавесом, проходило жёсткую цензуру государства. Ничего кроме соцреализма туда не проникало.
Герта Неменова. Портрет Николая Гоголя |
С одной такой лазейкой связана история с портретом Гоголя художницы Герты Неменовой. На выставке этот портрет висит на отдельной стене, оформление которой навевает воспоминания о школьном кабинете литературы. История закрутилась благодаря одному интересному персонажу — коллекционеру Эрику Эсторику. Эсторик занимался социологией и в 60-е годы налаживал связи с Советским Союзом. Вместе с женой Саррой они увлекались искусством, хоть и не были профессиональными искусствоведами. Эсторик приехал в Ленинград, посетил литографскую мастерскую и влюбился в эту технику. Он собрал коллекцию из литографий 21 художника, включая Гоголя Герты Неменовой, выставил их в своей галерее в Великобритании, а потом в Нью-Йорке. Оттиск с Гоголем был куплен Нью-Йоркским музеем современного искусства, и впоследствии портрет появился на обложке Times. Так творчество художников из Ленинградской литографской мастерской получило известность за рубежом.
Но всё это очень быстро закончилось. В 1962 году Никита Хрущёв посетил знаменитую выставку авангардистов в Манеже, визит закончился скандалом, и за островком свободного творчества в Ленинградской литографской мастерской начали пристально наблюдать. Контроль ужесточился, и со смелыми экспериментами стало гораздо сложнее.
Возрождение литографии
Интерес к литографиям хрущёвской оттепели возродился лишь в 2010-е годы. В то время исследователь Николай Кононихин с командой искусствоведов начал поднимать эту тему и в результате организовал выставку в музее Анны Ахматовой. В 2019 году Александра Генералова посетила выставку в Фонтанном доме, где подробнее ознакомилась с этим пластом Ленинградского искусства. Благодаря её интересу тема получила продолжение в выставке «Случайный тираж».
Сама мастерская исторически сначала находилась на улице Герцена в районе нынешней станции метро «Адмиралтейская», потом переехала в Дом художников на Песочной набережной, но после 90-х годов от неё уже ничего не сохранилось. Современные художники занимаются литографией либо в Академии художеств, либо в частных мастерских.
Алина Самигулина. Хамам. Два оттиска этой работы были куплены в первый день на вернисаже |
Часть работ для выставки предоставила студия COMMUNITY Print — суперпопулярное место в городе, которое объединяет художников-печатников. Современные художники сейчас возрождают это направление искусства. Ещё недавно казалось, что литография в её первоначальной задумке тиражности не нужна, что литографская мастерская — это какая-то вымирающая архаика, чудом сохранившаяся в подвалах. Но COMMUNITY Print полностью разрушает этот миф: там стоит современное оборудование, есть всё, что нужно художникам, чтобы печатать свои работы, работает отличный сайт. Там же любой человек может сделать заказ на печать.
Более классическое, традиционное место — мастерская печатника Алексея Баранова, которая открылась в 2000 году и продолжает работать благодаря его сыну Алексею Алексеевичу Баранову. Там тоже печатаются художники. На выставке из этой мастерской представлена работа Ольги Васильевой «Это мы», которая висит рядом с перекликающимися городскими пейзажами двух художников разных эпох — шестидесятника Льва Збарского и нашей современницы Аси Маракулиной.
Саша Пучкова. Former King |
Современные художники тоже работают в разных стилях, экспериментируют, как и их предшественники из 60-х годов. На выставке мы можем увидеть классические работы Ольги Васильевой рядом с хулиганскими оттисками Саши Пучковой в пластиковых рамках собственного изготовления, которая вдохновляется средневековыми манускриптами. Разнообразие стилей говорит о том, что ничего не умерло, каждый находит свою форму выражения.
Анатолий Каплан. Серия «Заколдованный портной» |
Рядом с современными работами Саши Пучковой висят отпечатки иллюстраций к «Заколдованному портному» Анатолия Каплана. Это, пожалуй, наиболее известный за рубежом художник-печатник времён оттепели. Его работы выставлены в Национальной галерее и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а лист с представленной в KGallery иллюстрацией есть в нью-йоркском MoMa. Каплан был любимым художником Эрика Эсторика. После групповой выставки Ленинградской литографской мастерской он сделал персональную выставку художника у себя в лондонской галерее.
Выставка «Случайный тираж» — это переплетение и перекличка разных эпох, стилей, художников, тем. Взгляд приковывает оформление основной стены выставочного зала: развеска выполнена в виде диагонали, уходящей от потолка в пол. Несколько оттисков просто лежат на полу, и здесь есть своя логика — это работы современных художников-граффитистов, которые рисуют свои арты на любых поверхностях. Такое оформление стены задумывалось как случайный микс, где смешались работы, совершенно друг на друга непохожие.
Искусство vs массмаркет
Печатная графика была популярна у обывателей и в СССР, и в современной России. Её приобретали, чтобы недорого украсить интерьер. Самым популярным местом, где большинство покупало интерьерные постеры, до недавнего времени была Ikea. После её ухода из России освободившуюся нишу стали занимать новые места, но уже совершенно другого уровня. Там продаются и постеры, и мебель, и посуда, только теперь это уже авторские работы современных художников и дизайнеров, настоящие арт-объекты, и ценник у них другой.
Одно из таких мест — студия SAMPLE Art, которая предоставила для выставки работы Алексея Дубинского. У студии есть сайт с каталогом печатной графики, и многие ценители искусства предпочитают покупать малотиражные авторские работы, а не массовую продукцию.
Вера Матюх. Девушка в платке |
Тиражность у литографий может быть разной. На оттисках художников Ленинградской литографской мастерской часто встречается подпись «автолитография», которая означает, что работа авторская. Например, если мы берём работу Веры Матюх «Девушка в платке», то у неё порядка 17 авторских оттисков и все будут разными по цвету. Так как цель — эксперимент, то получалось много единичных вещей.
Владимир Чернышов. Серия «Камни» |
Сейчас то же самое. У работы может быть и 1000 оттисков, и 20, и один, как, например, в серии «Камни» нижегородского художника Владимира Чернышова, где каждый лист уникален.
«Всё переплетено»
На втором ярусе выставочного зала представлены в основном монохромные работы. Среди них выделяются литографии в стиле экспрессивной абстракции Григория Израилевича, посвящённые трагическим событиям 1968 года в Чехословакии, когда советские танки вошли в Прагу. Если не знать, что это художник-шестидесятник, можно легко предположить, что это работа нашего современника. Когда художник не может отразить свою реакцию на произошедшее формально, он высказывается абстрактно.
Ксения показала мне и своего любимого художника Нестора Энгельке, участника арт-группы «Север-7», который творит в оригинальной технике «топорной ксилографии». Он художник-архитектор, получил классическое образование в Академии художеств, но в какой-то момент решил, что будет работать только с деревом и топором. Даже если вы захотите заказать у него свой портрет, Нестор возьмёт деревянную доску и топором вырубит на ней изображение. Соответственно, для своей печатной графики он применяет тот же набор инструментов: оттиск делается с доски, на которой топором нанесён рельеф.
Поблизости висят работы Саши Гарт, признанной лучшей художницей этого года по версии фонда Cosmoscow. Из её личной коллекции на выставке представлен оттиск с берёзами советского графика Андрея Ушина, знакомого многим петербуржцам по серии «Ленинград в блокаде». Между «Берёзами» Ушина и Гарт очевидная взаимосвязь. Обе работы лаконичны, монохромны, без лишних деталей. Александра так объясняет свою любовь к творчеству Ушина: «В линогравюрах и ксилографиях меня раздражает, когда зрителя держат за дурака и слишком много объясняют: обводят предметы по контуру, прорисовывают детали, стараются сделать чрезмерно красиво и понятно. У Ушина почти всегда работы лаконичные, он не добавляет “лишних” линий. Мне это кажется очень современным, потому что работа строится на намёках, на недосказанности и недоговорённости».
В самом углу антресолей висят три монохромные работы Александры Гарт с панельками, «Приморская» Аси Маракулиной и «Новый район. Новый дом» советского художника Виктора Вальцефера. Их объединяет тема спальных районов. Только в советские годы это были голые новостройки, а сейчас обжитые и даже уже морально устаревшие многоэтажки, в которых выросли несколько поколений россиян. Мне показалось такое завершение экспозиции символичным. То, что делали люди в 60-е годы, продолжается в нас. То, что кажется устаревшим, вновь становится актуальным. То, что воспринималось чем-то новым, обросло множеством смыслов. Да и финальной точкой экспозиции эти работы назвать нельзя. Композиционно всё оформлено так, что последняя, почти чёрная работа Саши Гарт становится вершиной и начальной точкой пёстрой диагонали на основной стене выставочного зала. Круг замкнулся. И в этом круговороте любой оттиск случайного тиража связан со всеми остальными.
Об авторе: Елена Никонорова, типография «Роск», Санкт-Петербург.