101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Формальный подход к цифровой печати

  • Анита Деннис
  • 1 апреля 1996 г.
  • 5880

Новые устройства для вывода печатных форм устраняют последнее препятствие на пути к полностью цифровому технологическому процессу.


Технология CTP сегодня
В погоне за эффективностью и качеством
Формы для CTP-технологии
Похороны пленки?

Сухая пленка: калиф на час?


Итак, вы редактируете 30-битовые CMYK-иллюстрации в Adobe Photoshop 3.0 и верстаете полосы в QuarkXPress 3.3. Вы модернизировали локальную сеть, внедрив технологию Fast Ethernet, установили внешние накопители RAID, емкость которых теперь измеряется в гигабайтах, и вместо Fed Ex пользуетесь ftp. Остается одно препятствие, мешающее вам перейти к полностью цифровому технологическому процессу, - пленка.

Насколько это препятствие серьезно? В одном нет сомнений - логическим и неизбежным шагом на пути к цифровой технологии является исчезновение пленок из технологической цепочки. Мнения специалистов по этому поводу расходятся: одни считают, что это произойдет уже в следующем году, другие - в следующем тысячелетии, а третьи - никогда. Но уже сейчас имеются две технологии, которые являются реальными альтернативами пленке: цифровые цветные печатные машины (например изделия фирм Xeikon и Indigo), пригодные для изготовления небольших тиражей (от нескольких дюжин до нескольких сотен оттисков), и устройства печати "прямо на форму" (direct-to-plate) или "с компьютера на форму" (computer-to-plate, CTP), которые ориентированы на тиражи от 2000 экземпляров. Коммерческое использование технологии прямой печати на форму началось довольно давно - в 1968 г., однако в последнее время интерес к этой технологии резко усилился. На выставке DRUPA в 1995 г. 27 компаний продемонстрировали более трех десятков CTP-устройств (platesetters). По прогнозам компании Vantage Strategic Marketing из Великобритании, занимающейся исследованием рынка полиграфических услуг, в 1997 г. число инсталляций CTP-устройств составит 600 (сравните это со скромной цифрой 40 в 1994 г.).

Хотя даже энтузиасты CTP не считают, что эта технология решает все проблемы, они не хотят, чтобы ее значение недооценивали. "Сегодня эта технология работает и хорошо отлажена", - утверждает Рой Смит, менеджер по продуктам фирмы Creo, поставившей около 180 CTP-устройств во многие страны мира.

Система CTP начинается с цифрового терминала. Машина Creo 3244 Platesetter управляется модулем RIP , в который загружаются цифровые файлы в формате PostScript. Модуль RIP также можно использовать для вывода цифровых цветопроб на другие устройства. Алюминиевые или полиэфирные формы загружаются в устройство прямо в картонной упаковке, в которой они поставляются . Для загрузки форм нет необходимости останавливать работу и снимать прокладочные листы: приемный отсек сделан светонепроницаемым. Инструмент для зачистки и подачи форм захватывает форму из картонной упаковки, удаляет прокладочный лист и перемещает ее к печатному аппарату; во время экспонирования формы инструмент для зачистки и подачи форм сразу возвращается в исходное положение, что ускоряет загрузку следующей формы. Форма наматывается на барабан снаружи (другие изготовители CTP-устройств помещают форму внутрь барабана). Барабан вращается, а экспонирующая головка перемещается по дорожке, параллельной барабану. Экспонирование восьмиполосной печатной формы - размером 32x44 дюйма - с разрешением 3200 dpi занимает около 5 минут. После экспонирования форма с помощью светонепроницаемого конвейера подается в проявочный модуль . На сегодняшний день даже термические печатные формы, поставляемые фирмой Kodak, требуют последующей химической обработки.

Технология CTP сегодня

До недавнего времени можно было выполнять спуск полос на бумажные или полиэфирные печатные формы при помощи настольных устройств типа PlateMaker 8200 фирмы Xante или традиционных фотонаборных автоматов. Однако такие формы пригодны только для печати небольших тиражей в одну краску или несколькими смесевыми красками. Теперь же, с появлением экспонируемых лазером алюминиевых печатных форм и CTP-устройств, для них открылась дорога к широкому коммерческому использованию беспленочной технологии для полноцветной коммерческой печати.

Технология CTP дает печатникам два важных преимущества: устраняет из производственного процесса дорогой и отнимающий значительное время этап генерации пленки и позволяет продлить сроки эксплуатации печатных машин. Принцип работы CTP-устройств мало чем отличается от работы обычных фотонаборных автоматов: луч лазера выжигает точки на формах, которые монтируются на внутренней или внешней поверхностях барабана.

Стимулом для продвижения технологии CTP является стремление к полностью цифровому печатному процессу. "Реальность сегодняшнего дня такова, что заказчик собирает все материалы для издания в электронной форме, и ему не хочется возиться с выводом пленок", - утверждает Майкл Мур, менеджер по продвижению технологии CPT компании DuPont Printing and Publishing. Эта компания изготавливает и поставляет на рынок формы Howson Silverlith для экспонирования лазером и CTP-устройство DuPont Crosfield Celix 8000 CTP.

Представитель фирмы Optronics Эд Крушел заявляет: "В условиях современного рынка технология CTP дает ощутимые преимущества: позволяет сократить количество этапов производственного процесса и тем самым уменьшить стоимость продукции". CTP-устройства этой фирмы Aurora и EOS могут экспонировать пленку и металлические формы.

Все логично: для CTP нужно меньше расходных материалов, производственный процесс ускоряется. Поэтому качество конечного комплекта форм для полноцветной печати выше, результат достигается быстрее и с меньшими затратами.

Эти преимущества убедили фирму Rand McNally Book Services приобрести и использовать CTP-устройство Creo 3244. "Мы хотим сделать наш производственный процесс максимально гибким и эффективным", - заявляет вице-президент и главный менеджер по информационным технологиям Лора Гейл. Подразделение, которым руководит Гейл, изготавливает каталоги товаров, справочники и учебные пособия, а также карты и атласы для самой фирмы Rand McNally и других заказчиков. Она заинтересовалась CTP еще в 1993 г., но доступные тогда технологии изготовления полиэфирных форм, с ее точки зрения, не годились для полноцветной многотиражной печати.

Однако прошлым летом Гейл установила систему Creo, растровый процессор которой может обрабатывать большие файлы (до 1 Гбайт на одну печатную форму), а CPT-устройство способно выводить восьмиполосные печатные формы. "Если честно, то сначала мы не знали, что из этого получится", - признается она. Но теперь все достоинства новой технологии очевидны. Отказ от пленок позволяет при изготовлении книги сократить производственный цикл на одну-две недели. При этом Гейл отмечает, что качество изданий выше, чем она ожидала. "Растровые плашки выглядят очень хорошо, - сказала она. - Такие плашки украшают страницу, при этом они имеют одинаковую плотность по всей книге".

В погоне за эффективностью и качеством

Ирония заключается в том, что "святой Грааль" технологии CTP - полностью цифровой технологический процесс - это одновременно сдерживающий фактор на пути ее широкого распространения. "Самым большим препятствием при переходе к CTP является полностью цифровой технологический процесс, - считает Майкл Мур из компании DuPont. - Сама технология CTP работает хорошо. Труднее всего добиться такой интеграции CTP с существующим технологическим процессом, чтобы нововведение действительно обеспечивало повышение производительности труда и экономию времени. Эффективное использование CTP-технологии требует высочайшего мастерства".

Два самых сложных момента - это электронный спуск полос и получение пробных отпечатков цифровым способом. Что касается первой сложности, то тут специалисты по допечатной подготовке и технологии CTP единодушны: они рекомендуют, прежде чем начать работу на устройстве для вывода печатных форм, приобрести опыт работы на традиционных четырех- или восьмиполосных фотонаборных автоматах. В этом случае ошибка будет стоить только испорченной пленки, а не металлической формы. Билл Базер, менеджер CTP-проекта компании Eastman Kodak, предостерегает: "Мой опыт показывает, что, если оператор не выполнял спуск полос на обычном, хотя бы четырехполосном фотонаборном автомате, ему следует попрактиковаться в этом до начала работы на CTP-устройстве".

"Очень важно иметь опыт спуска полос, пусть даже небольшого формата, причем электронного спуска полос с выводом пленки. Тогда переход к новой технологии пройдет легче", - советует Джим Мекис, директор по техническому развитию фирмы George Litho (Сан-Бруно, шт. Калифорния). "Для освоения технологии CTP с нуля необходимо усвоить слишком большой объем новой информации". По словам Мекиса, в его цехе выводятся по 200 печатных форм в день на CTP-устройстве Creo. Спуск полос выполняется с помощью программы Preps фирмы ScenicSoft. Есть и другие программные пакеты, ориентированные на электронный спуск полос, например PressWise компании Luminous и Impostrip компании Ultimate Technographics.

Существует несколько способов преодоления второго барьера на пути внедрения новой технологии - получения цифровой цветопробы. Вы можете выбрать устройство из достаточно широкого диапазона, от 3M Rainbow для получения нерастрированного вывода до Kodak Approval, который формирует полутоновые растры. Однако многие заказчики, по утверждению полиграфистов, весьма прохладно относятся к цифровым цветопробам, в особенности они не хотят терять синие копии (bluelines - одноцветные позитивные фотопробы). "Они говорят: "Забирайте мои деньги, забирайте мою пробу, но не забирайте мою синюю копию!"", - говорит Брайан Гудман из фирмы Cohber Press (Рочестер, шт. Нью-Йорк), производящей коммерческие работы на листовых печатных машинах при помощи CTP-устройства Creo (годовой оборот компании - 18,5 млн. долл.).

Процесс получения цветопроб у Гудмана начинается с экранной пробы отдельных листов, после чего делаются цветопробы разворотов на Kodak Approval. Затем он выполняет спуск полос с помощью пакета Preps и делает еще одну пробу. Этим летом он запланировал приобретение струйного принтера большого формата, с помощью которого собирается выводить цифровые синие копии. Тот факт, что один растровый процессор Harlequin RIP управляет всеми устройствами для цветопроб и CTP-устройством, дает гарантию соответствия между цветопробами с различных устройств, а также между пробой и печатной формой. "Каждый раз, когда вы выводите из приложения новый PostScript-файл, каждый раз, когда вы нажимаете кнопку Print, повышается вероятность ошибки, - предостерегает Гудман. - Общий RIP - это тот "клей", который связывает воедино весь комплекс устройств вывода".

Но кроме сложности интеграции CTP в полностью цифровой технологический процесс имеется еще одно препятствие, которое мешает широкому внедрению новой технологии: Цена (именно так, с большой буквы Ц). Стоимость таких устройств варьируется от 200000 долл. до 500000 долл. за крупноформатные (восьмиполосные), автоматические, полностью укомплектованные CTP-машины. По словам Крушела (фирма Optronics), последняя цифра на 50-200% выше стоимости обычного восьмиполосного фотонаборного автомата. При этом не следует забывать о стоимости разнообразного дополнительного оборудования, которое может понадобиться при создании инфраструктуры для полностью цифрового технологического процесса. Возможно, придется модернизировать сетевое оборудование и кабельную систему, приобрести новые накопители и сканеры, которые смогут оцифровывать и выполнять снятие растра с пленок, чтобы перевести весь материал в цифровой вид. (В качестве такого сканера можно использовать Creo Renaissance, Linotype-Hell Topaz или Scitex Monoscan.)

Но Гудман уверен, что деньги были потрачены не зря. Он говорит: "Заказчики постоянно требуют от нас сокращения сроков выполнения работ и повышения эффективности". До начала работы с CTP-устройствами фирма Cohber уже имела четырехлетний опыт цифровых допечатных процессов и спуска полос на восьмиполосном фотонаборном автомате. В настоящее время более 90% материалов поступают в Cohber в цифровом виде, и Гудман ожидает, что практически вся эта работа будет выполняться через Creo. В тех редких случаях, когда заказчик приносит свои пленки, он рассчитывает стоимость работы и иногда применяет сканер Eskofot для преобразования материала в цифровой формат.

Когда начальник отдела допечатных процессов фирмы Kirkwood Technical Publishing (Вилмингтон, шт. Массачусетс) Стен Монфетт принимал решение о приобретении CTP-устройства Scitex DoPlate 800 за 400000 долл., одним из важнейших аргументов "за" было то, что это устройство интегрируется в существующий технологический процесс, который также построен на изделиях компании Scitex. "Мы не хотели, чтобы установленные у нас системы устарели", - говорит Монфетт. Еще до перехода на новую технологию он провел модернизацию сети Ethernet и серверов. Цветопробы у них выполняются на струйном принтере Iris. В настоящее время от 70 до 80% работ проходят через DoPlate.

Формы для CTP-технологии

Поезд CTP отошел от станции и на полных парах мчится вперед, c новым поколением печатных форм, которые смогут полностью заменить традиционную технологию.

До недавнего времени металлические формы для CTP выполнялись на основе серебра или полимера. В обоих случаях они экспонировались видимым светом лазера и требовали последующей химической обработки. Как и для пленки, на размер и резкость точки на форме влияли параметры экспонирования, температура и продолжительность последующей химической обработки. "Печатные формы, которые экспонируются светом из видимого спектра, непостоянны, - утверждает Базер (компания Kodak). - Часто они не обладают необходимой повторяемостью и плотностью".

Новое поколение печатных форм экспонируется не светом, а теплом лазера, т.е. светом из невидимого спектра. Точка проявляется после того, как термическая инфракрасная форма достигает определенной температуры. "Термическую форму невозможно недоэкспонировать или переэкспонировать, - полагает Смит (фирма Creo). - На сегодняшний день это самая точная технология".

В итоге мы получаем экспонирование с постоянной плотностью, повторяемостью и высокой точностью, а также возможность повышения разрешения. Кроме того, новые формы могут обрабатываться при дневном свете и обладают высокой тиражестойкостью: печатная форма компании Kodak, которая предназначена для термического CTP-устройства Creo, по утверждению изготовителя, выдерживает более 1 млн. оттисков. На такой форме можно получить пятно размером 4,8 микрона, что эквивалентно однопроцентой точке растра с линиатурой 600 lpi. (Кому теперь понадобится FM-растрирование?) "Огромным преимуществом [новой формы] является повторяемость и надежность. Изо дня в день вы получаете одинаковые результаты", - комментирует Базер.

И Гейл (Rand McNally), и Гудман (Cohber Press) используют на своих термических CTP-устройствах печатные формы Kodak. Именно появление термической технологии убедило Гудмана попробовать CTP. "Технология термических форм тщательно проработана с научной точки зрения, - уверяет он. - С таких форм получаются исключительно резкие оттиски с очень высоким разрешением".

Недостатком термической формы Kodak, единственной такой формы на рынке, является необходимость в обработке после экспонирования, хотя для этого применяются обычные реактивы на водной основе, безопасные для окружающей среды. В ближайшее время ожидается появление на рынке термических форм других изготовителей: Imation (бывшая 3M Printing and Publishing), DuPont и Polaroid. Некоторые из этих форм не будут нуждаться в последующей обработке. В форме компании Polaroid, для которой не будет необходимости в последующей обработке, используется технология переноса лазерным удалением (laser ablation transfer, LAT). Фирма Optronics планирует до конца года выпустить термическое CTP-устройство для обработки таких форм. В технологии LAT используется многослойный материал-донор и алюминиевая подложка; импульс лазера разогревает материал-донор и переносит изображение на форму. После экспонирования дополнительная химическая обработка не требуется. (Фирма Presstek выпускает термические формы PearlDry, которым также не нужна химическая обработка, но с этих форм можно отпечатать только около 50000 оттисков.)

Похороны пленки?

Представители консалтинговой компании State Street Consultants (Бостон) утверждают, что, несмотря на отсутствие законченных решений для полностью цифрового технологического процесса и высокую стоимость начальных вложений, рынок CTP будет расти. На завоевание рынка, по оценкам State Street, новой технологии потребуется 10-15 лет, а общее число заказчиков должно достичь 13000. "Многие в настоящий момент только присматриваются к новым технологиям и выжидают. Пока же они приобретают восьмиполосные фотонаборные автоматы", - считает руководитель компании Джон Зарван. Он также отмечает, что обычные фотонаборные автоматы могут использоваться как запасной вариант в случае отказа CTP-устройства.

Представители фирмы Vantage (Великобритания) считают, что вторая волна продаж CTP-устройств будет успешной только после появления большого количества качественных термических форм. "Хотя в настоящее время неизвестно, когда появится качественная термическая инфракрасная форма, нетребующая последующей химической обработки, мы считаем, что с появлением такой формы широкое распространение новой технологии будет неизбежным", - такой вывод был сделан в недавнем исследовании Vantage.

Наиболее ярые сторонники CTP считают, что традиционная пленка станет анахронизмом. "Пленке конец. Ей нет места в новом цифровом мире", - заявляет Смит (Creo). Но, возможно, не стоит торопиться списывать пленку со счетов. "Не думаю, чтобы новые технологии когда-нибудь полностью заменят пленку", - полагает менеджер по фотонаборным автоматам и растровым процессорам компании Linotype-Hell Джек Брюгер.

Компания Linotype предлагает CTP-устройство для металлических форм Gutenberg, но ее представители утверждают, что наибольший рост рынка наблюдается для малотиражных форм (до 25000 оттисков). В этом секторе компания предлагает фотонаборные автоматы семейства Hercules для полиэфирных форм. "Для цифровых данных гораздо более характерны малые тиражи, - говорит Дани Херцка, вице-президент по маркетингу и продуктам компании Linotype-Hell. - Информация в мире обновляется все быстрее, поэтому тиражи имеют тенденцию к уменьшению". Между тем компания Agfa перепродает в Европе CTP-устройства фирмы Creo, использующие алюминиевые формы Lithostar ее собственной разработки. Но компания не поставляет CTP-устройства в Северную Америку. Компания занимается разработкой термических форм, но считает, что рынок пока не готов к такому изделию.

Фил Пеннингтон, главный технолог фирмы Crumrine Printers (Сан-Антонио, шт. Техас), имеет свое мнение по поводу CTP. Он не торопится переходить на новую технологию. Фирма Crumrine выпускает двухцветные брошюры, годовые отчеты и каталоги на общую сумму 2,6 млн. долл. в год. "Прямое изготовление форм обходится в три раза дороже, чем традиционная технология с использованием фотонаборного автомата, кроме того, вам придется заплатить за устройство цифровой цветопробы, - утверждает Пеннингтон, который недавно приобрел DrySetter фирмы Linotype для вывода сухих пленок на материалах фирмы Polaroid. - Я уверен, что на ближайшие три года такое решение будет для нас жизнеспособным".

А вот Боб Буткинс, вице-президент по производству компании Calsonic Miura Graphics (Ирвин, шт. Калифорния), надеется, что к концу года 30% заказов будут выполняться с помощью нового термического CTP-устройства фирмы Creo, а в будущем доля CTP-технологий в общем объеме работ может дойти до 70%. "Поскольку стоимость решений на базе CTP постоянно снижается, многие полиграфисты задумаются о переходе на новую технологию, - говорит Буткинс, типографский цех которого выполняет главным образом заказы корпоративных клиентов по изготовлению высококачественной полноцветной продукции на листовых печатных машинах. - Рано или поздно, у вас просто не останется выбора".


Сухая пленка: калиф на час?

Уже несколько лет вы слышали бой барабанов, но, вероятно, заждались заключительных ударов тарелок. Масса производителей предлагают решения на основе сухих пленок, но их поначалу бодрые песни уже давно перешли в монотонный припев, состоящий из трех слов: все почти готово.

Компании Linotype-Hell и Polaroid Graphics Imaging предлагают единственное высококачественное законченное решение на рынке: сухую пленку и специализированный фотонаборный автомат. Представитель фирмы Linotype Дани Херцка считает DrySetter естественным решением для печатников, расширяющих возможности своего парка фотонаборных автоматов, а также для любых сервис-бюро, которые вынуждены придерживаться строгих правил по охране окружающей среды. В DrySetter используется пленка Dry Tech фирмы Polaroid, которая сделана на углеродной основе и позволяет получать "жесткие" точки с резкими границами.

Фил Пеннингтон, главный технолог фирмы Crumrine Printers (Сан-Антонио, шт. Техас), очень доволен высоким качеством фотоформ, которые он получает на DrySetter. "Мы исследуем полученную пленку при помощи линз со стократным увеличением: точки на ней самые "жесткие" из всех когда-либо виденных нами".

К числу недорогих устройств для допечатных процессов принадлежит настольный автомат PressMate FS фирмы LaserMaster. Это устройство позволяет получать образы с разрешением 2400 dpi и линиатурой 133 lpi на пленке, которая не требует химической обработки. А фирма CalComp предлагает экспонирующую систему для сухих пленок EcoGrafix, позволяющую достигать разрешения до 400x800 dpi при печати растров на пленке шириной 36 дюймов.

Фирма Estman Kodak разрабатывает пленку Kodak Direct Image Recording Film. Пленка уже продается в Японии, а к концу года, по сообщению менеджера по продуктам Мелани Джонс, компания надеется начать продажу этой пленки в Северной Америке. Пленка, которая пока может быть использована только на фотонаборном автомате Mojave TE-R1070 фирмы Screen, экспонируется мощным лазером, испаряющим краситель с ее поверхности и создающим таким образом пробельные элементы и точки. "Мы исследовали экспонированную на TE-R1070 новую пленку и не нашли никаких отличий от традиционной серебросодержащей пленки", - утверждает Джонс.

Компания Fuji Photo Film разрабатывает Chemical Free Film, не вполне "сухую", но совершенно безвредную для окружающей среды пленку, которая должна быть выпущена до конца года. По словам Фила Ласковски, представителя фирмы по связям с общественностью, в новой пленке используется технология термического переноса: фоточувствительная пленка экспонируется лазером на любом стандартном фотонаборном автомате, затем слегка смачивается водой и накрывается специальным обрабатывающим листом. После этого полученный "бутерброд" экспонируется теплом, а специальный лист, под которым находится готовая пленка, удаляется.

Компания Konica объявила о создании пленки Dry Film, основанной на методе переноса лазерным удалением. Для экспонирования таких пленок потребуются специальные фотонаборные автоматы, но компания еще не сообщила, кто будет поставлять эти устройства. "Мы думаем, что многих наших пользователей продолжают волновать вопросы экологической чистоты, - сообщил вице-президент по маркетингу компании Konica Боб Фелдберг. - Есть много людей, которые не хотят в своем собственном офисе иметь дело со специальным водопроводом и водой, а также с химикатами".

Компания Imation (бывшая 3M Printing and Publishing) собирается выпустить собственную сухую пленку в начале 1997 г. Для экспонирования этой пленки с термической обработкой и носителем, чувствительным к инфракрасному излучению, потребуется несколько более мощный, чем для обычных пленок, лазер и, соответственно, специальный фотонаборный автомат. Мэри Витизел, менеджер по развитию бизнеса, надеется, что такие фотонаборные автоматы будут выпускаться сразу несколькими изготовителями. Она также считает, что, "поскольку по своим характеристикам наша сухая пленка будет незначительно отличаться от обычных "мокрых", это будет способствовать ее быстрому распространению".

Бросается в глаза, что в перечне отсутствует одно имя. Это - компания Xerox, которая еще в 1993 г. с огромной помпой объявила о начале разработки сухой пленки VerdeFilm. Было объявлено об экономических и экологических преимуществах новой пленки, а также о скорой кончине в связи с этим традиционных серебросодержащих пленок. Прошло три года и что мы видим? Xerox прекратила разработки, даже не выпустив VerdeFilm на рынок. "Мы не смогли изготовить то, чего требовал рынок, - продукт с определенной ценой и определенными характеристиками", - признал представитель фирмы по связям с общественностью Джефф Симек. Xerox собирается лицензировать патентованную технологию, в которой тонкий слой селеновых частиц заряжается под воздействием видимого света, а затем обрабатывается термически, но, как утверждает Джефф Симек, ни одного соглашения пока не подписано.

Несмотря на шумную рекламу сухих пленок, не все торопятся переходить на новую технологию. "Проблема в том, что пользователя пытаются опять поставить в зависимость от одного изготовителя", - говорит менеджер по фотонаборным автоматам компании DuPont Ден Бауен, который считает, что пленка, предназначенная только для одного фотонаборного автомата или требующая модернизации существующей модели, не будет иметь успеха на рынке. Сухая пленка "до сих пор не избавлена от этого недостатка", - замечает он.

Руководитель компании State Street Consultants Джон Зарван говорит, что раньше он с оптимизмом смотрел на будущее сухих пленок, но теперь его оптимизм иссяк: "Три года назад, когда была анонсирована пленка Verde, я был настроен очень оптимистично, но сейчас думаю, что изготовители сухих пленок упустили свой шанс. Теперь у нас есть CTP и можно проявить заботу об окружающей среде, вообще отказавшись от применения пленок. Ну а если вы все же хотите пленку, почему бы не использовать обычную, "мокрую"?"

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Скрепка 2024

Выставка «Скрепка» привлекает совершенно разных посетителей и участников. Там можно встретить не только канцелярскую и офисную продукцию (что очевидно по названию), но также продукцию школьного ассортимента, продукцию для внешкольного развития, материалы для хобби и творчества, игры и игрушки, в том числе новогодние, подарки, сувениры и т. д.

Больше порядка

Ежедневники выпускают специализированные компании, книжные издательства, блогеры и даже музеи.

Что вы чувствуете?

Обычно я всем рассказываю, что большая часть моей работы — это посещение различных предприятий полиграфической и смежных с нею отраслей.

Очень тонкая грань

Что такое печатное искусство, тиражная графика, printmaking?

Тренды брендинга 2024: что нового и почему?

Тренды — социально-психологическое явление в чистом виде. Они отражают происходящее и очень сильно зависят от контекста, который провоцирует то или иное поведение и потребности большинства людей. Грамотный менеджмент и маркетинг заключаются в правильном считывании этой ситуации и реагировании на неё — так мы получаем возможности.



Новый номер

Тема номера: Больше порядка. R-SUPERLAM AF-540. Пятикнижие конструкторов-полиграфистов. ARK-JET SOL 1804. Офсет – при своих. Когда ты – вне конкуренции. Бум в этикетке и не только. Глобальный плакат. Скрепка 2024. Интерлакокраска-2024. Инлегмаш 2024.



Организовав печать по текстильным материалам, стоит ли заводить своё швейное производство или лучше печатать на сторону?
    Проголосовало: 23