Несмотря на обилие предложений в области коммерческих редакционно-издательских систем на мировом рынке, в российских издательствах пока работает лишь Quark Publishing System.
Недавно в Москве состоялась очередная инсталляция редакционно-издательской системы (РИС). На этот раз была запущена система Quark Publishing System (QPS) в редакции журнала «Афиша». Факт роста популярности РИС подвигнул автора на написание этой статьи. В ней рассматриваются вопросы и проблемы не теоретического, а практического свойства. Благо сейчас наработан дос-таточный опыт использования данных систем. Для тех, кто впервые слышит о РИС, ниже приведено несколько слов об основных концепциях.
Что такое редакционные системы и зачем они нужны
Современная редакция периодики — организм, состоящий из многих служб и отделов. По сути, современная редакция напоминает промышленное предприятие: есть совещания (планерки), планируемые задания, заготовки (черновики статей, наброски иллюстраций), обработка этих заготовок (редактура, корректура, фотообработка), сборочный конвейер (верстка), ОТК (вычитка, проверка). И как в любой сложной индустрии с большим числом людей, встает вопрос об эффективном управлении и контроле за продукцией. На производстве эти проблемы решаются с помощью специализированных программных систем. А как быть в редакции?
Сам собой напрашивается ответ — внедрять аналогичные системы. И такие системы есть. Массовое появление редакционных систем (в англоязычном мире они называются editorial или workflow-systems) началось в 90-х годах. Это было обусловлено бурным развитием персональной компьютерной техники и значительным снижением ее стоимости. Теперь на любом рабочем месте можно установить компьютер и «увязать» его в единый логический производственный процесс.
Что же дает использование РИС? Мечта любого руководителя — упорядочить деятельность фирмы. Не секрет, что люди творческие далеки от какой бы то ни было дисциплины. А именно они и составляют ядро любой редакции — редакторско-журналистский коллектив. Налицо проблема: как заставить этих людей соблюдать график работы над изданием, и в тоже время не ущемить их любовь к «свободе» (читай — отсутствию контроля)? В этом и состоит предназначение редакционных систем, и в этом же их отличие от аналогов, используемых на промышленных предприятиях.
Преимущество применения РИС можно охарактеризовать следующими основными «плюсами»:
- сокращение времени подготовки публикации
- сведение к минимуму или полное исключение технических ошибок и накладок (например, задержек подачи номера в типографию)
- сокращение штата редакции или расширение спектра выпускаемой продукции теми же силами
- оперативный контроль за всеми этапами работы.
Редакционные системы сегодня: в мире и у нас
Выбор на мировом рынке РИС огромен. Большинство первоначально были созданы для конкретных редакций и в последствии адаптированы для широкого внедрения. В таких системах, как правило, при установке требуется настройка под конкретный коллектив и техпроцесс. «Доводку» выполняют программисты компании-продавца (разработчика). Достоинство этого типа систем в том, что решаются почти все специфические проблемы данной редакции. Отрицательная сторона — отсутствие гибкости. Если техпроцесс изменяется или создаются новые издания, то систему или невозможно перестроить, или это обойдется очень дорого.
Второй вид составляют системы, специально разработанные для коммерческой реализации. Здесь обычно реализуются базовые функции автоматизации работы, что делает их применимыми в любом издании. Таким РИС свойственна высокая гибкость. Индивидуальные задачи решаются при помощи механизма расширения (extensions). Модули расширения имеют унифицированный программный интерфейс (API) и производятся независимыми фирмами-разработчиками или собственными силами редакций.
Но читателям, вероятно, наиболее интересно положение с РИС на нашем, отечественном рынке. К сожалению, пока в России этот вопрос относится скорее к области экзотики. Пионером в освоении РИС стал издательский дом «Коммерсантъ», создавший ее своими силами. Сходные системы были внедрены еще в нескольких редакциях. Правда, все они имеют один существенный недостаток: отсутствие связи редакционного этапа и верстки. Этот пробел заполняют почти все «коммерческие» системы.
Другим примером «самописной» РИС стал комплекс, используемый в газете «Известия». Он охватывает не только редакционный процесс, но и всю работу редакционного коллектива, включая выписку пропусков и доски внутренних объявлений. В качестве пользовательского интерфейса был выбран обыкновенный Интернет-браузер (Microsoft Internet Explorer). Редакционная часть системы решает проблемы заданий объемов на редакционные материалы, сопровождает документы вплоть до постановки их на полосу в QuarkXPress. Далее «on-line» пропадает. По существу, единственным недочетом системы можно считать отсутствие интеграции с программой верстки. Это тянет за собой еще один минус — неточность в определении размеров материала (который, тем не менее, не так страшен для газеты с простой, «прямоугольной» версткой).
Насколько известно автору статьи, программистский коллектив, разработавший систему в «Известиях», сейчас готовит ее для коммерческого распространения. Возможно, она получит распространение, хотя есть определенные сдерживающие факторы: отсутствие интеграции с программой верстки и зависимость от программистов нашей нестабильной страны.
Первой (и пока единственной реально внедренной) коммерческой системой, пришедшей на отечественный рынок, стала Quark Publishing System. Другим интересным решением, «виртуально» присутствующим у нас, является BaseView. Эту систему на рынок продвигала печально известная компания SoftUnion, но коммерческого распространения BaseView в России не получила. Сейчас упавшее знамя BaseView поднимает компания PrintHouse.
Другими примерами коммерческих систем, теоретически доступных для отечественного пользователя являются Linopress от Heidelberg (оригинальный разработчик — Linotype-Hell) и Open Pages американской компании Advanced Computer Innovations, использующей труд наших программистов и ведущей разработки именно в России. В их пользу говорит популярность в мире и количество инсталляций. Отрицательными факторами являются, во-первых, высокая стоимость (в случае с Linopress — около миллиона долларов) и, во-вторых, требование сильной «кастомизации» под конкретное издание, включая полное переписывание программного кода некоторых модулей.
«Жизнь» QPS в России
Так как автор имеет большой практический опыт работы с системой QPS, то дальнейшее повествование пойдет именно о ней.
В России QPS (на момент написания статьи) использовалась в трех московских изданиях. Это газеты «Комсомольская Правда», «Мир за Неделю» (издательство «АБВ Пресса») и «Сегодня» (издательский дом «Семь дней»). Недавно произведена инсталляция в редакции журнала «Афиша». В «Комсомолке» систему устанавливала не наша компания, а вот про другие издания есть что рассказать.
В газете «Мир за Неделю» установка проводилась, что называется, «с белого листа», то есть в рамках организации редакции. Это позволило создать оптимальный техпроцесс, соответствующим образом сконфигурировать QPS и начать работу. В дальнейшем выполнялись лишь «косметические» доработки конфигурации. Персонал после недельного обучения быстро втянулся в работу с QPS. При этом трудностей не возникло даже у людей, до этого не особенно знакомых с компьютером. Это можно в равной степени отнести как на счет простого и удобного пользовательского интерфейса QPS, так и грамотно построенного процесса обучения и тренинга. Одно замечание все-таки можно сделать. Первоначальная конфигурация QPS в газете «Мир за Неделю» включала 15 рабочих мест. Этого оказалось недостаточно для повседневной работы, и впоследствии было докуплено еще 5 мест. Здесь сыграла положительную роль легкость наращивания QPS.
В газете «Сегодня» внедрение QPS проходило несколько сложнее — в три этапа. Трудности возникли из-за того, что газета ежедневная и остановка ее не допускалась. На первом этапе проводилось посменное обучение (группами по 10–15 человек) всех сотрудников, так или иначе вовлекаемых в работу с системой. Всего прошло обучение около 120 человек. После этого на QPS был переведен персонал, ответственный за четыре не самые главные полосы. В таком режиме газета выпускалась около трех месяцев. Третий, завершающий этап очень оперативно проводился в ноябре 1998 года.
Весь оставшийся коллектив был переключен на QPS, и в течение трех дней выпускались тренировочные номера — газета (по случаю праздников) не выходила в печать. Затем все пошло своим чередом, но далее газета уже полностью готовилась при помощи QPS (не только печатная версия, но и электронная — та, что размещается в Интернет).
Возможности QPS по экспорту форматированных данных оказались весьма полезны. Электронный макет, естественно, отличен от макета печатного издания, но включает в себя те же статьи и иллюстрации. Весь процесс формирования электронной версии полностью автоматизирован. Кстати, компания Quark идет на встречу пользователям, выдавая им лицензии на разработку расширений для QuarkXPress и QPS. До последнего времени российским компаниям получить такую лицензию было практически невозможно. А без нее никак не решить специфические задачи, которые есть в каждой редакции.
По словам двух первых заместителей главного редактора газеты «Сегодня», уже трудно вспомнить, как же газета работала без QPS, — настолько органично система вписалась в редакционный процесс. Переход на QPS многими сравнивается с пересадкой из отечественного авто на хорошую иномарку, и это действительно так!
Почему же еще так мало используют редакционные системы в России?
Как уже отмечалось, финансовые вопросы отнюдь не являются решающими в приобретении РИС. Как это ни покажется парадоксальным, основная проблема заключается в человеческом факторе. Это либо отсутствие сильного технического звена, способного взяться за внедрение, либо боязнь взять на себя ответственность. Редакция работает — и хорошо. Основной довод: «Без такой системы мы газету (или журнал) выпускаем, значит — все нормально, большего нам и не надо!». Самое главное, что люди не видят тех неоспоримых выгод, которые может принести нововведение (смотри начало статьи). На такой довод очень хорошо ответил главный редактор одной из крупных московских газет: «Раньше ведь и верстали-то на бумаге, а на компьютеры все-таки пересели!».
Медленно, но ситуация на российском рынке все же меняется в лучшую сторону. Компания «Терем» в настоящий момент ведет переговоры о поставке QPS в ведущие московские и санкт-петербургские издания. Есть уверенность, что до конца 2001 года будут выполнены еще несколько инсталляций QPS.
Об авторе: Анатолий Тишин (Tishin@terem.ru) работает в отделе маркетинга компании «Терем».
КАК УСТРОЕНА Quark Publishing System (QPS)
Quark Publishing System (QPS) — программная система для организации слаженного коллективного труда в редакциях периодики. Наиболее эффективно QPS используется в ежедневных и еженедельных изданиях. В идеологии системы лежит принцип «клиент-сервер». В качестве платформы верстки используется программа QuarkXPress 4.х. Имеется модуль сопряжения QPS с третьими программными продуктами вроде Adobe Photoshop, Illustrator, Macromedia FreeHand и другими. Система позволяет осуществлять постоянный контроль за подготовкой материалов, вести работу с каждой полосой издания нескольким сотрудникам одновременно, сократить время подготовки номера к печати, избежать возникновения ошибок или отследить, на каком этапе и кем они были допущены. Избавляет от работы с файловой системой, вводя простые и близкие персоналу редакции понятия: статья, макет, полоса, иллюстрация. Имеется мощный механизм поиска материалов на сервере. Существует возможность организации удаленного доступа к материалам, а также обеспечивается эффективное разграничение прав персонала редакции по доступу к материалам на различных стадиях готовности публикации. Это исключает накладки на финальных стадиях подготовки материала.
QPS легко расширяется и интегрируется с другими системами: ведения рекламы, приема телетайпных новостей, экспорта данных для печатной публикации в Интернет. Обеспечивается корректная работа с кириллическими текстами на Mac OS и Windows в смешанных компьютерных комплексах (например, редакция работает на Mac и Windows, а верстка — только на Macintosh).
В одной среде QPS можно работать с несколькими изданиями так, что пользователи будут «видеть и работать» только с нужными материалами (или только одно издание, или различные разделы нескольких изданий).
При этом один и тот же человек сможет иметь различные права доступа в различных изданиях (например, быть редактором в одном и журналистом — в других). QPS включает программное обеспечение для следующих рабочих мест и участков редакции:
- работа с текстом (для Macintosh и для Windows): создание, набор, редактура, корректура, секретариат
- работа с макетом (для Macintosh и для Windows): макетирование, верстка, вывод полос
- работа с иллюстрациями (для Macintosh и для Windows): фотохудожник, оформитель, арт-директор.
- управление/контроль (для Macintosh и для Windows): начальники отде лов, секретариат, выпускающий, главный редактор
- инженерные службы: администрирование, сетевые службы, поддержка.
РАБОТА QPS В РУССКОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ
Поставляемая сегодня версия Quark Publishing System обеспечивает работу в смешанных компьютерных сетях. Имеется в виду использование в качестве рабочих станций как компьютеров Apple Macintosh, так и компьютеров Windows PC.
Как правило, разделение платформ в редакциях носит такой характер: журналисты и редакторы используют Windows, в то время как художники и верстальщики — Macintosh.
Возможны и другие варианты смешения платформ. В любом случае, при работе с кириллическими текстами возникает проблема. Таблицы кодировки кириллических шрифтов для Macintosh и Windows не совпадают. Как же в полной мере использовать кросс-платформность QPS?
Компания «Терем» в процессе адаптации системы QPS к нашему рынку потратила немало усилий для решения этой задачи и добилась некоторых результатов.
Во-первых, был разработан специальный модуль-расширение программ QuarkXPress и Quark CopyDesk, который обеспечивает прозрачную для пользователя перекодировку кириллических символов при передаче файлов с Mac на Windows и обратно.
Теперь рабочие места QPS и компьютерные платформы можно смешивать совершенно в произвольном порядке! Важно лишь использовать шрифтовое обеспечение, имеющее одноименные гарнитуры для Windows и Macintosh. Причем геометрически гарнитуры должны полностью совпадать. Отличным примером такого шрифтового обеспечения является продукция компании ParaType.
Во-вторых, совместно с компанией Textar были разработаны специальные версии программы UniSpell (расстановка переносов, проверка орфографии и словари синонимов) и русификатора Mac OS — программы Dialect. Использование специальной версии Dialect обеспечивает корректную сортировку русскоязычных слов.
В-третьих, был разработан комплект лекций для обучения персонала редакций системе QPS в целом и отдельным ее компонентам в частности.
Лекции имеются в виде настольных руководств, которые на первых порах могут использоваться персоналом как шпаргалка-конспект при работе с новой системой.
Как показала практика обучения персонала редакции газеты «Мир за неделю», лекции помогли быстро и качественно обучиться даже тем сотрудникам, которые и с компьютером-то были знакомы весьма слабо.
В настоящее время «Терем» рассматривает вопрос о полной локализации продукта (русификация пользовательского интерфейса и описаний) при поддержке Modulo Systems, но это направление не является приоритетным.
Как показала практика, полная русификация обычно порождает массу ошибок, а на улучшении удобства использования сказывается не слишком сильно. Таким образом, по мнению автора, систему QPS сегодня можно считать полностью адаптированной к русскоязычной среде.