101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

ПЕЧАТЬ по тканям: пособие для начинающих

  • Елена Демьянова
  • 10 декабря 2001 г.
  • 65089
Умеете ли вы вышивать крестиком или гладью? А рисовать батики? Если да, то наверняка вы — счастливый обладатель энного количества эксклюзивных предметов гардероба и интерьера с уникальными рисунками. Если же нет, а иметь таковые предметы все равно хочется, есть выход — воспользоваться одним из полиграфических способов нанесения изображения на ткань.

В этой статье мы не будем особенно углубляться в детали нанесения изображения на ткань, а опишем технологии в общем. Задача: познакомить с ними будущих заказчиков запечатанного текстиля и тех, кто хотел бы самостоятельно организовать его производство. Асы трафаретной печати вряд ли найдут здесь что-то новое, а вот для новичков информация окажется полезной.

Существует два основных полиграфических способа

нанесения изображения на ткань — термоперенос и трафаретная печать.

В первом случае, более простом и дешевом, вам потребуются:

  • струйный, лазерный или сублимационный принтер;
  • термопресс, обеспечивающий при прижиме температуру 140–180 °С и давление от 4 до 7 атмосфер;
  • специальная трансферная бумага (сокращенно и ласково — «трансферка»), представляющая собой слой тонкого пластика, нанесенного на бумажную подложку;
  • и, разумеется, сам будущий носитель изображения (например футболка).

Технология достаточно проста и замечательна тем, что позволяет нанести изображение на ткань при минимальных затратах на специальное оборудование. Собственно, если принтер у вас уже есть, то из крупных покупок остается лишь термопресс. Правда, специальная трансферная бумага стоит недешево — от 50 центов и выше, но все же это гораздо доступнее шелкографии при печати маленьких тиражей, начиная буквально с одного экземпляра.

Для термопереноса применимы практически любые цветные принтеры, копировальные аппараты и даже ризографы. Но для наибольшей устойчивости изображения на ткани лучше отдать предпочтение устройствам, печатающим твердыми водостойкими красителями, например лазерным, сублимационным и специальным термопереносным принтерам. Картинку нужно печатать зеркально, т. к. при прижиме прессом трансферная бумага накладывается на изделие изображением вниз. Также рекомендуется печатать по предварительно просушенной ткани, чтобы вода, испаряющаяся при гораздо более низкой температуре, чем краситель, не забивала пористую структуру ткани, которую должна заполнить краска.

Существуют различные типы трансферов:

  1. Горячее разделение (hot split). Отделение трансферной бумаги от ткани производится сразу после нагрева, пока слой краски еще горячий. Часть краски остается на ткани, а часть — на бумаге. Из-за этого возникают трудности с ненасыщенностью цветов при печати по темным поверхностям, т. к. слой краски, оставшейся на ткани, достаточно тонок. Зато красочный слой получается очень мягким на ощупь.
  2. Холодное отслаивание (cold peel). Бумага отделяется от изделия только после полного охлаждения. Краска полностью переходит на ткань, и изображение получается глянцевым, более жестким и плотным, чем при горячем отслаивании, что позволяет без проблем запечатывать темные поверхности.

Лазерный трансфер

Изображение печатается на полноцветном лазерном принтере или копировальном аппарате на термотрансферной бумаге. Тонер для лазерного принтера лишь на 2% состоит из красящих пигментов, а на 98% — из пластика, который при печати плавится и наносится на бумагу, а затем застывает при комнатной температуре. Это свойство основы тонера — плавиться при повышении температуры — и используется при лазерном термопереносе. Трансферная бумага, на которой застыло изображение, прикладывается в нужное место запечатываемого изделия и прижимается термопрессом. Пластиковый слой «трансферки» вместе с пластиковым же изображением снова плавится и прилепляется к ткани, чтобы на сей раз на ней и сохраниться. Остается только отделить бумажную подложку. Таким образом, трансферная бумага подобно кисточке художника вбирает в себя краски, чтобы затем отдать их нашей футболке.

Струйный трансфер

Самый «домашний» из всего трансферного семейства. Позволяет обойтись обычным струйником и утюгом вместо термопресса (т. к. не требует дополнительного давления) и получить при этом изделие с изображением фотокачества и прорисовкой мелких деталей. Для струйного трансфера можно использовать большинство струйных принтеров (Canon, Epson, HP и др.). Печатаем картинку зеркально на специальной «трансферке» для струйного термопереноса, вырезаем, отступив от ее краев около 5 мм, кладем на изделие, как всегда, изображением вниз и проглаживаем утюгом. Верхний слой «трансферки» плавится, приплавляя изображение к материалу. Конечно, «домашний» термоперенос не очень стоек, стирать его лучше вручную при температуре не выше 40°С. И, разумеется, гладить только с обратной стороны.

Офсетный трансфер

Этот вид термопереноса лучше всего подходит для больших тиражей. Изображение печатается на термотрафаретной бумаге классическим офсетным способом, с тем лишь отличием, что используются специальные термоофсетные краски. Тиражи выгодны такие же, как и при обычной офсетной печати (начиная от 500 экземпляров). Если же заказ невелик, то предпочтительнее выбрать другой способ печати (иначе получится неоправданно дорого).

Сублимационный трансфер

Печать по трансферной бумаге производится на сублимационном принтере, где краситель из твердого состояния переходит на бумагу в газообразном состоянии, минуя жидкую фазу. Сублимационный трансфер применяется в основном для нанесения изображения на полиэфирные волокна (полиэстер). Принцип основан на свойстве некоторых красителей при возгонке проникать внутрь структуры запечатываемой поверхности, что делает изделие стойким, но мягким, без ярко выраженного жесткого слоя краски. Так запечатываются, например, флаги, перетяжки для наружной рекламы. Правда, оборудование стоит дорого, к тому же сублимационные принтеры не очень распространены в России.

Шелкотрафаретный трансфер

Это «гибрид» двух способов печати по тканям — шелкографии и термотрансфера. Печать на предназначенной специально для этой технологии трансферной бумаге производится классическим трафаретным способом со специальной термодобавкой в краску. Особенность заключается в том, что краска, будучи перенесенной на трансферную бумагу, лишь немного подсушивается. В результате получается своеобразная «заготовка» для последующего термопереноса. Сам перенос можно сделать когда вам это заблагорассудится. «Заготовка» хранится при обычных условиях до тех пор, пока вам не понадобится сделать, например, две футболки для только что пришедших покупателей. Единственное условие — не пересушить краску после печати по трансферной бумаге. Сушка должна продолжаться, пока краска не перестанет пачкаться.

Трансфер на цифровом дупликаторе

Здесь используется та же трансферная бумага, что и при шелкотрафаретном трансфере, а печать производится на любом цифровом дупликаторе. Нужно лишь установить на нем режим максимальной подачи краски. Затем «трансферка» вместе с нанесенным изображением обсыпается специальным термотрансферным порошком, который остается лишь на сырых красочных местах. Остатки порошка удаляются, «трансферка» в течение 3–5 с нагревается до 180–200 °C и — она готова. Далее — в термопресс.

Специализированные вырезные виниловые пленки

Очень широко используются для нанесения надписей на спецодежду, спортивную форму и т. д. С их помощью нельзя создать сложного изображения — только одноцветное с простыми контурами (например буквы или логотип). Эти фигуры просто вырезаются специальным режущим плоттером из куска пленки и приклеиваются к ткани специальным клеем, способным пропитывать ткань при сварке, чтобы пленка крепилась к самой ткани, а не к поверхностному слою ворса, от которого пленка легко отрывается. В результате получается стойкая к любым механическим и температурным испытаниям аппликация. Гарантия изделия — практически пожизненная.

Допечатная подготовка

Сложность точного цветовоспроизведения при термопереносе обусловлена двухстадийностью процесса. Даже если на «трансферке» у вас вышло вполне достойное изображение, то в прессе под воздействием тепла и давления оно может «раздавиться». Растровые точки и мелкие детали теряют четкость, «растискиваются». Да и цветовая гамма после воздействия на краситель агрессивной среды может измениться. Во избежание таких проблем нужно придерживаться технологических норм при получении отпечатка на трансферной бумаге и в процессе переноса изображения с бумаги на изделие, т. е. строго соблюдать параметры режима термоперевода. С учетом особенностей воспроизведения градаций на данном материале нужно откорректировать градационные кривые при обработке изображения.

Научиться грамотной допечатной подготовке изображения для термопереноса можно путем проб и ошибок. Некоторые компании предлагают специальные курсы обучения.

Оборудование и расходные материалы

Печатающий элемент — принтер любого типа — известен всем, и описывать его излишне. Единственное техническое устройство, которое может быть вам незнакомо, — термопресс. Его предок — утюг, а в современном варианте он, кроме высокой температуры, обеспечивает еще и повышенное давление. Существуют прессы различной степени автоматизации: от ручных до полуавтоматических, где оператор производит только накладку изделия. Если необходимо запечатать обе стороны, то нижнюю пластину пресса следует выложить тефлоновым листом, чтобы не прилипало изображение на обороте. Для прижима бумаги к неплоским изделиям, например бейсболкам или рукавам одежды, существуют специальные термопрессы с выпуклой поверхностью. Плоский термопресс размером 38x38 см стоит около 1400 долл. Несколько дешевле выпуклые прессы для нанесения небольших (11x17 или 11x20 см) изображений — от 1150 долл.

Для печати по светлым поверхностям применяется бумага с прозрачным пластиковым слоем, а для темных и цветных изделий — с непрозрачным белым. Используется и метод печати в два этапа: сначала на изделие наносится непрозрачная белая подложка, а затем производится печать поверх нее обычным способом. Лист А4 такой подложки стоит 3-4 долл. Существует трансферная бумага для создания глянцевых или матовых изображений (А4 — около 4 долл.). Для придания нанесенному на ткань изображению большей устойчивости и влагостойкости можно покрыть его специальной защитной пленкой (А3 — примерно 1,7 долл.).

А что же можно запечатывать? И сколько стоят эти материалы? Например: белые футболки — 3-5 долл., цветные — около 6, зонт — 14, галстук — 6, а еще сумки, кепки, куртки, спецодежда…

Подведем итоги

Плюсы термопереноса:

  • экономичность и технологическая простота малых тиражей;
  • низкая стоимость технологического оборудования;
  • высокая скорость получения готового продукта;
  • экологическая безвредность;
  • низкая себестоимость единичных экземпляров;
  • малые площади для работы.

Минусы термопереноса:

  • невысокая износостойкость;
  • специальное цветоделение;
  • сильная зависимость результата от влажности;
  • сложности при печати по темным поверхностям.

По трафарету

Второй способ — трафаретная печать, или шелкография (первое предпочтительнее).

Роль печатной формы играет мелкая сетка, которая туго натягивается на специальную раму и затем приклеивается к ней. Далее наносят светочувствительный слой (на основе желатина), кладут пленку с выведенным позитивным изображением и экспонируют. В незасвеченных местах (т. е. будущих печатных элементах) светочувствительный слой остается растворимым в воде и вымывается, оставляя ячейки сетки свободными. В пробельных элементах желатиновый слой твердеет и становится непроходимым для краски.

Теперь запечатываемая поверхность кладется под раму на стол (желательно с вакуумным насосом), рама прижимается к ней, и через сетку ракелем продавливается краска. Оттиск готов.

После окончания печати тиража производят регенерацию сетки — очищают ее от краски и специальными растворителями отделяют фотоэмульсионный слой. Чистую сетку можно использовать заново.

Оборудование

Во-первых, необходим трафаретный печатный станок. Он представляет собой стол с натянутой на раму сеткой.

Станок, предназначенный для трафаретной печати, должен последовательно выполнять четыре действия: взятие подложки, приводка, печать и снятие подложки. В зависимости от степени автоматизации станки для трафаретной печати делятся на:

  1. ручные (все операции выполняются вручную);
  2. полуавтоматические (автоматизирован процесс печати, а накладка и снятие запечатываемого материала осуществляются вручную);
  3. «3/4» автоматические (автоматизированы процессы печати и снятия запечатанного материала, накладка осуществляется вручную);
  4. автоматические (автоматизированы все процессы).

Станки различаются по геометрии запечатываемой и формной поверхностей:

  1. тигельного типа (обе поверхности плоские, как, например, в обычных ручных или полуавтоматических станках);
  2. плоскопечатного типа (формная поверхность плоская, а опорная — цилиндрическая). Например станки для печати по цилиндрическим, плоским мягким поверхностям;
  3. ротационного типа (обе поверхности цилиндрические — это станки для печати по рулонным материалам). Так, например, запечатываются рулоны ткани на текстильных фабриках.
1. Рамка с натянутой сеткой, 2. Ход рамки, 3. Стол для печати, 4. Груз на веревке - противовес, 5. Зажимы Струбцина. Дощечка, привернутая к столу при помощи рояльной петли или обычных петель.

Станки различаются и по красочности:

  1. однокрасочные — с одной печатной секцией;
  2. двух- и более красочные — представляют собой так называемую карусельную установку. Она отличается от простого станка тем, что многокрасочная печать осуществляется без снятия изделия с печатного стола: каждая краска поочередно наносится через свою сетку в отдельной секции.

Самые обыкновенные трафаретные станки (похожие на изображенный здесь) с рабочим полем 21x30 см стоят около 150 долл. Более сложные, с вакуумным присосом, системой приводки — около 3000 долл. (рабочее поле — 70x80 см). Карусельные станки — примерно 4000 долл.

Для печати сетку нужно туго натянуть на рамку. Используются самонатягивающиеся рамы, ручные и пневматические натягивающие устройства и механические натяжные столы. Лучший выбор — пневматика и механика. Эти устройства обеспечивают отличную натяжку сетки, но и стоят недешево: от 3000 до 8000 долл.

Кроме станка и натягивающих устройств понадобится сушильная установка.

Во-первых, нужно сушить оттиск после нанесения каждой краски, чтобы они ложились ровно, не смешиваясь друг с другом. Для этого используются промежуточные сушилки, представляющие собой плоский нагревательный элемент — «плиту». «Плита», нагреваясь, сушит и закрепляет краску на ткани. Такие сушилки обойдутся примерно в 1000 долл. По окончании печати нужно окончательно высушить изделие. Для этого используются туннельные сушилки. Они дороже — около 2500 долл.

Расходные материалы

1) Печатная форма — сетка. Характеризуется следующими параметрами:

  • Номер сетки — количество нитей на единицу площади (обычно на сантиметр или на дюйм). Чем больше номер, тем мельче сетка. Это самый важный параметр. От него зависят расход краски в процессе печати и толщина полученного красочного слоя. Сетки с большими номерами более грубы и оставляют на материале толстый слой краски. Номер сетки тесно связан с толщиной нитей.
  • Толщина нитей. Обычно приводится в микронах. Ваш выбор определяется областью применения. Например, для получения мягкой на ощупь печати нужна сетка с нитями средней толщины. От размера нитей зависит и скорость печати: чем тоньше волокна, тем она выше.
  • Цвет сетки. Обычно сетки изготовляются белыми или окрашенными в желтый, оранжевый цвета. Окраска уменьшает светорассеяние при экспонировании сетки, а значит, более точно воспроизводятся мелкие детали.

Как выбрать нужную сетку? Сетки с меньшим номером, позволяющие печатать толстым слоем краски, подходят для темных поверхностей (возрастает кроющая способность) и термоподъема. Сетки со средним и большим номером подходят для обычной и многоцветной печати по светлым поверхностям, «влажным по влажному», изготовления трансферов.

Цена сетки колеблется от 5 до 40 долл. за погонный метр.

2) Рамки для сеток. Существуют квадратные, прямоугольные и трапецевидные рамки, изготовленные из дерева, алюминия. Алюминиевая или деревянная рама формата А4 стоит 2030 долл. Самонатягивающиеся — около 200 долл.

3) Устройства для экспонирования сетки (экспонирующие камеры). Они представляют собой копировальную раму (прозрачную поверхность, на которую кладется сетка с нанесенным на нее эмульсионным слоем) и источник излучения (УФ-, дуговые или металлогалогеновые лампы). От вида источника — его мощности и спектрального состава излучения — зависит качество получаемой формы. Некоторые камеры оборудованы вакуумным прижимающим устройством, что позволяет плотно и равномерно прижать сетку к пленке и получить качественную форму. Экспонирующая камера формата 900Ё1300 см стоит около 2000 долл.

4) Краски. Особенностью красок для шелкографии является их плотность, непрозрачность. Они производятся как в триадном комплекте (от 15 до 50 долл. за кг), так и в виде готовых цветных (от 12 долл.). Существуют краски «металлик» (около 50 долл.), фосфоресцирующие, флуоресцентные (50–80 долл.), объемные — вспухающие при высокой температуре, меняющие цвет в зависимости от интенсивности освещения.

5) Ракельное полотно. Ракель используется для продавливания краски через сетку. Это упругая «линейка» из полиуретана, закрепленная ракеледержателем. От качества ракельного полотна зависит качество полученного отпечатка. Ракели различаются твердостью и профилем. Цены приводятся за сантиметр их длины. Один сантиметр ракельного полотна прямоугольного профиля высотой 50 мм и толщиной 9 мм стоит около 30 центов.

6) Дополнительная химия. В процессе производства также понадобятся:

  • клей для сеток (15);
  • растворители (15);
  • обезжириватели и шерохователи, предназначенные для подготовки структуры сетки к нанесению фотоэмульсии (10);
  • сама фотоэмульсия (25);
  • ретушь (12);
  • аэрозольный клей для удержания изделия на рабочем столе;
  • отслаиватели фотоэмульсии и очистители сетки для ее регенерации (15).

В скобках приведены примерные цены в долларах за литр или килограмм.

Особенности допечатной подготовки и печати

При печати по светлым тканям (а таковыми считаются только белый и серый текстиль!) особенных трудностей при цветовоспроизведении не возникает. Другое дело — темные ткани. При печати по ним можно сначала нанести белую подложку, по которой затем печатать обычными триадными красками (CMYK). Второй вариант — наносить сначала самые светлые краски, а затем все более темные. Тогда нижние светлые слои краски будут служить фоном для темных. При этом существует огромное количество особенностей допечатной подготовки. Например, цветоделение производится не на обычные 4 цвета CMYK, а на другие (в каждом случае разные) цвета. Самостоятельно познать все детали удается лишь на практике. Существуют и специальные программы обучения этому мастерству, стоящие немалых денег (2000–5000 долл.).

Плюсы трафаретной печати:

  • низкая себестоимость экземпляров при больших тиражах;
  • износостойкость полученных изделий;
  • высокая скорость печати;

Минусы трафаретной печати:

  • сложная допечатная подготовка;
  • дороговизна оборудования цеха;
  • сложности при печати по темным поверхностям.

Заключение

Итак, весь материал честно пройден, цены учтены, технологии понятны. Остается лишь одно, но самое сложное: проблема выбора. Что лучше? Глаза разбегаются… Давайте сравним все описанные методы. Практически «пожизненной» гарантией обладают вырезные пленки и картинки, нанесенные трафаретным способом. Значительно менее устойчивы все виды термотранс- феров. При больших тиражах выгоднее шелкография, при малых и единичных — термоперенос (стоимость одного изделия при тираже два и сто экземпляров одинакова). «Экономическая» граница между областями весьма условна, но можно твердо сказать, что начиная с 50 экземпляров печатать выгоднее трафаретом, а ниже — трансфером.

Автор выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке статьи, сотрудникам компаний Nissa StencArt, «Тампотрафарет», «Копитан», «Полариус». Отдельное спасибо С. Воронину, Сергею Сафронову («Тампотрафарет»), Андрею Васильеву (Nissa StencArt), Дмитрию Стуку («Копитан»), а также лаборанту кафедры специальных видов печати МГУП Александру Николаеву.


Шелкография — весьма древний способ печати

Так, по-видимому, печатали еще в древнем Китае, задолго до нашей эры, в эпоху расцвета производства первосортного натурального шелка, и в Финикии, причем именно по ткани. Печатная форма (в данном случае сетка) изготовлялась из шелковых волокон, откуда и происходит дошедшее до нас название. В Японии в ХII–XIV вв. н. э. шелкография переживает бурный расцвет, широко применяясь для украшения доспехов и лощадей. Интересно, что сетка изготовлялась из человеческих волос. Из Китая, по-видимому, метод позаимствован индийцами, которые, в свою очередь, позже передали его англичанам, когда последние завоевали Индию. В XVI–XVIII вв. метод распространился по Европе, особенно во Франции и Англии, где в 1907 г. был запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань, названный Silk Screen Printing (англ. — печать шелковым ситом). В середине ХХ в. шелкография чрезвычайно бурно развивалась в Америке, в основном используясь для изготовления сувенирной и рекламной продукции (зачастую и на текстиле — футболках, бейсболках и т. п.). В этой области она активно применяется и до сих пор.


Термоподъем (puff)

Этот «спецэффект» заключается в получении объемной, выступающей с поверхности материала печати. Для чего используются специальные вспенивающиеся краски (стоят около 30 долл. за литр), или же на свежеотпечатанный оттиск с еще невысохшей краской наносится специальный термографический пластиковый порошок, который под воздействием тепла начинает плавиться и образовывать пену. Существуют прозрачные, цветные, блестящие, радужные порошки. Их цена — от 45 до 90 долл. за килограмм.

Повышенная температура создается в специальных термографических машинах (напоминают туннельные сушилки). Дополнительно термографы бывают оборудованы приспособлениями для нанесения порошка и его выравнивания. Такая машина стоит около 3900 долл. Впрочем, можно обойтись и обычным феном.

Термоподъем хорошо подходит для нанесения на ткань надписей и логотипов. Буквы получаются объемными, мягкими, приятными на ощупь.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?

Типография, которая поверила в свои возможности

Большие пространства и много книг — это первое, что бросается в глаза при посещении Дома культуры «ГЭС-2». Самой привлекательной и интересной литературой для меня стала серия детских книг, выпущенная в рамках издательской программы V–A–C. Это известные классические сказки, оформленные современными художниками. В серии вышли книги Х. К. Андерсена, Оскара Уайльда, Льюиса Кэрролла и Виктора Драгунского.

Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

drupa в поисках себя

Индустриальные выставки — и drupa не исключение — проекты коммерческие. Их процветание или упадок связаны с тем, насколько успешно они решают задачи своих клиентов — экспонентов и посетителей. И в последние годы мы можем видеть здесь глубокие изменения.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38