Сделать карьеру в полиграфической отрасли непросто, но вполне возможно, тем более что спрос на многие специальности пока превышает предложение. Базовое профобразование, закреплённое на производстве, — залог успеха молодого специалиста.
Сезон вступительных экзаменов — самое время поговорить о профессиональном образовании. Внимание к полиграфическому образованию неслучайно: прогрессивная отрасль, где уровень зарплат выше среднего, развивается (появляются новые типографии, издательские дома, дизайн-студии) и создаёт дополнительные рабочие места, на которые, зачастую, сложно подобрать сотрудников: не все «корифеи» способны работать на современном оборудовании, а молодёжи обычно не хватает опыта… Да, полиграфия страдает без профессионалов, но так ли уж необходимо специальное высшее (среднее профессиональное) образование сотрудникам, обслуживающим производственный процесс? Является ли документ о специальном образовании своеобразной лицензией на карьеру?
Ученье — свет?
Мы провели мини-опрос среди отраслевых компаний. Вывод прост: образование, безусловно, необходимо, и диплом полиграфического вуза или колледжа — несомненный плюс в глазах работодателя. Очевидно, что теоретическая база потенциального сотрудника, пусть даже едва оперившегося, в силу свежести полученных знаний (что очень важно) может быть надёжней, чем у специалистов с многолетним стажем. Но основным критерием при приёме на работу в полиграфии всегда был и остаётся опыт работы, без которого теория попросту неэффективна. Никто не доверит дорогостоящее оборудование вчерашнему выпускнику, знакомому с машинами лишь понаслышке: чтобы из стен университета действительно вышел специалист-инженер, студент ещё во время учёбы должен на практике узнать если не все, то хотя бы основные специфические производственные процессы. Не последнюю роль играет и оборудование, на котором проходила практика, — технологии развиваются, процессы совершенствуются, некоторые отмирают. Кому сейчас нужен наборщик высокой печати?
Отраслевые учебные заведения стараются составлять учебный план так, чтобы ребята познакомились с игроками рынка и прошли стажировку на предприятиях ещё до завершения образования. Там, где относительно стабильное финансирование и тесное сотрудничество с отраслью уже налажено (Московский государственный университет печати, Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Фёдорова и др.), как правило, есть собственный парк современного оборудования, на котором студенты получают первый опыт работы. Но, как водится, образование образованию рознь: наличие диплома не гарантирует знаний…
А что думают по этому поводу представители российских полиграфических компаний?
Отраслевые компании поддерживают МГУП — многие аудитории университета оснащены современным оборудованием, которое производители предоставляют безвозмездно. Только учитесь! |
Татьяна Усачёва, начальник отдела по подбору кадров полиграфического комплекса «Пушкинская площадь», считает, что опыт работы, наложенный на мощную теоретическую базу, плюс стремление к профессиональному росту — идеальное сочетание для соискателя должности. Руководителям высшего и среднего звена, занятым на производстве, хотя бы среднеспециальное образование действительно необходимо. Парк оборудования в «Пушкинской площади» — новый, современный и дорогой, поэтому знание производственных процессов обязательно. Доверить машину новичку — по меньшей мере, опрометчиво. «Мы охотно сотрудничаем с образовательными полиграфическими учреждениями, даём студентам возможность учиться на предприятии: у некоторых технологов защита диплома в МГУП только летом, но они уже приобрели некий опыт за время учёбы и сейчас являются хорошими специалистами и полноправными сотрудниками нашей типографии», — рассказывает Татьяна.
Виктория Ясенская, генеральный директор «Проф-Медиа Принт», сообщила, что активная работа молодой типографии началась лишь в феврале текущего года. Штат уже был полностью укомплектован (на что ушёл почти год), все сотрудники - с опытом работы: сложно запустить успешное производство с недостаточно квалифицированным персоналом.
«Как мне показалось, на рынке ощущается нехватка печатников, электронщиков (проблемы часто возникают именно с электроникой) и, в меньшей степени, механиков, - делится опытом Ясенская. - Студентов-практикантов у нас пока нет, но надеемся, как только прочно встанем на ноги, наладить контакты с МГУП и колледжами: за специалистами не придётся далеко ходить. Думаю, что диплом полиграфиста необходим не только начальникам цехов, смен и т. д., но и сотрудникам отдела маркетинга. Ведь они должны хорошо знать рынок полиграфических услуг и считаться с требованиями и мнением заказчика».
Вузы
Высшие учебные заведения, где готовят специалистов для полиграфической отрасли, можно пересчитать по пальцам. Профильные технические факультеты есть в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ), Южно-Российском техническом университете (Новочеркасск) и в ближнем зарубежье: Национальном техническом университете Украины (Киев), Украинской академии печати (Львов), Ташкентском институте текстильной и лёгкой промышленности.
Преподаватели и студенты кафедры коммуникативного дизайна МГХПУ им. Строганова разрабатывают оригинальные полиграфические изделия: открытки, календари, годовые отчёты, рекламные буклеты. Пример сотрудничества вуза с заказчиками — совместные проекты студентов с компанией «Берег», которая проводит конкурсы среди учащихся и живо интересуется дипломными работами молодых дизайнеров. На фото — творения пятикурсников для конкурса открыток на дизайнерской бумаге от «Берег» |
С гуманитарными специальностями, ориентированными на препресс (дизайн, макетирование, вёрстку), подготовку материалов для газет и журналов, несколько проще. Не перечисляя все вузы с аналогичными специальностями, назовём лишь пару громких имён — МГУ (журфак), МГХПУ им. Строганова (факультет коммуникативного дизайна).
А вот узкоспециализированных полиграфических вузов, где каждая специальность связана с печатными процессами (допечатной подготовкой, редакционно-издательским делом, технологией печатных и послепечатных процессов и т. п.), в России всего два: в Москве и Санкт-Петербурге. Основным отраслевым по праву считается МГУП, за ним следует Северо-Западный институт печати Санкт-петербургского государственного университета технологии и дизайна.
Московский государственный университет печати
МГУП образован в 1930 г. на базе московского и ленинградского Высших художественно-технических институтов (ВХУТЕИН); изначально назывался «Московский полиграфический институт». В 1993 г. был переименован в Московскую государственную академию печати, современное название утвердилось в 1997 г.
Во МГУП студенты и сотрудники библиотек избавлены от нудного поиска книг по картотеке. Электронный каталог экономит массу времени и занимает минимум места |
Преподавательский состав — около 400 человек, 38 кафедр, 5 факультетов (см. табл. 1). В 2004 г. проводится набор по 15-ти специальностям (их количество увеличивается в соответствии с требованиями рынка — в юбилейном 2000 г. имелось 29 кафедр и 11 специальностей). Абитуриентов-2003 ожидали две новые специальности — «Информационные системы и технологии» и «Автоматизация технологических процессов и производств (полиграфия)» с квалификацией инженера. В этом году к ним прибавились ещё три — «Управление качеством», «Материаловедение и технология новых материалов» и «Информационные технологии в медиа-индустрии».
По словам Татьяны Печёнкиной, начальника учебно-методического управления МГУП, в полной мере судить об эффективности новых специальностей пока рано: ещё нет ни одного выпуска, а первые два образовательных курса практически схожи во всех технических специальностях вуза (преподаются дисциплины гуманитарно-экономические и, естественно, технические, без которых невозможно изучение специальных предметов). Несмотря на новизну, специальности пользовались у абитуриентов не меньшей популярностью, чем все остальные; средний конкурс по университету составил 10 человек на место.
В МГУП воспользовались ещё и тем, что обучение на первых двух курсах мало отличается не только между группами одного вуза, но и между вузами одного направления. Три года назад была организована работа представительства МГУП в Рыбинске (Ярославская обл.), ведь там расположен крупный отраслевой колледж — Рыбинский полиграфический колледж (РПК), из выпускников которого и работников завода «Полиграфмаш» сформировалась группа студентов, обучающихся по заочной форме. Два курса ребята учились в Рыбинске, где с ними работали преподаватели Рыбинской государственной авиационной технологической академии, а продолжили дальнейшее обучение уже в МГУП.
Татьяна уверяет, что у рыбинских «новобранцев» (как и у остальных иногородних студентов и абитуриентов) проблем с жильём нет — у МГУП два общежития. Одно (новое квартирного типа улучшенной планировки) построено в 1993 г., второе старше, но должным образом отремонтировано и находится рядом с основными корпусами университета. Во что же выльется студентам удовольствие занимать апартаменты в общежитиях МГУП?
«Ежемесячная плата за проживание — около 5% от государственной стипендии, — рассказывает Печёнкина, — а её размер — 400-600 руб. в месяц в зависимости от успеваемости. Вот и считайте». Кстати, троечникам она не полагается (учись, студент, усердно!), а особенно деятельной молодёжи дают стипендии и гранты предприятия отрасли, с которыми МГУП уже много лет поддерживает тесные контакты.
Мал золотник, да дорог
Не секрет, что полиграфические компании охотно берут на практику и работу выпускников МГУП. Поэтому производители стараются поддерживать потенциальных сотрудников.
В конце апреля компания Heidelberg и типография «Линия График» вручили студентам гранты за оригинальные дипломные проекты и курсовые работы. «Пронто-принт» выплачивает ежемесячные бонусы приглянувшимся студентам. Действительно, сотрудничество университета с фирмами и предприятиями отрасли — во многом залог успеха и вуза, и выпускников, и самих предприятий-партнёров. Производственники присматриваются к студентам с первых лет обучения.
«Мы только приветствуем, когда преподаватели приводят ребят на экскурсию к нам в типографию — оценить масштаб реального производства, — рассказывает главный технолог «Линия График» Дмитрий Череповский. — Одни студенты (как правило, технологического факультета) проходят практику в нашем производственном отделе, другие — стажировку. Третьи, не без помощи наших специалистов, прорабатывают дипломы и курсовые работы. Если ребята толковые (что выясняется достаточно быстро), почему бы не взять их в штат после защиты?»
Возвращаясь к сотрудничеству университета с отраслевыми фирмами, отметим, что трудоустройство — далеко не единственная форма взаимодействия: представители компаний DuPont, Heidelberg, Xerox, ЗАО Издательство «ОЛМА-ПРЕСС» и др. проводят во МГУП семинары и факультативные курсы, основываясь на опыте своих предприятий. Программа курса, организованного Xerox, включает уроки цифровой печати, составление бизнес-плана, изучение рынка и принципов работы компании, её историю. Heidelberg обучает работе на своей современной технике. Чеховский полиграфический комбинат, наоборот, отправляет своих молодых специалистов получать высшее образование в стенах МГУП по специально разработанной программе, предусматривая проведение практических занятий непосредственно на комбинате.
В распоряжении МГУП находится безвозмездно предоставляемое современное полиграфическое оборудование ведущих мировых производителей (Heidelberg, КВА, Xerox, DuPont, Gallus, GretagMacbeth и др.), общей стоимостью 8 млн долл. При университете действуют производственные структуры полиграфического профиля — «Пронто-Принт», Академический печатный дом, компания «Альфа-дизайн» и др.
Учебный процесс включает и активный обмен опытом подготовки специалистов с зарубежными вузами, особенно тесные контакты установлены с Германией — Техническим университетом (Дармштадт), Бергским университетом (Вупперталь), Высшей школой печати (Штутгарт) и др.
Налажены контакты с именитыми вузами и организациями США (Рочестерский технологический институт), Англии, Китая, Южной Кореи и др.
На недавней выставке Drupa-2004 не обошлось без московских студентов. Силами МГУП и Высшей школы техники, экономики и культуры (Лейпциг) была организована поездка 13 человек в Германию. Ребята не только познакомились с выставкой современного оборудования, но и прослушали лекции ведущих преподавателей.
Северо-Западный институт печати Санкт-петербургского государственного университета технологии и дизайна
Размах СЗИП (ранее филиала МГУП) меньше, что не умаляет его значения: полиграфическое образование здесь достаточно высокого уровня. Обособленное структурное подразделение СПГУТД готовит и повышает квалификацию специалистов для полиграфии, издательского дела и книжной торговли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.
Обучение проводится кафедрами трёх факультетов: полиграфических технологий и оборудования (технического), издательского дела, рекламы и книжной торговли (гуманитарного) и дополнительных видов образования (довузовские подготовительные курсы и послевузовская подготовка/переподготовка — повышение квалификации, дополнительное профобразование). Филиалы кафедр расположены на ведущих отраслевых предприятиях Санкт-Петербурга (автоматизированного полиграфического оборудования — АО «ЛенПолиграфМаш», технологии полиграфического производства — ГОИ им. Вавилова, гуманитарных и социально-экономических дисциплин — БАН РФ).
Среднее профессиональное образование
Полиграфические средне-профессиональные учебные заведения можно разделить на две категории. Первая — колледжи, со сложившимися отраслевыми связями (поддержка МГУП, взаимодействие с полиграфическими компаниями), серьёзным конкурсным отбором, различными формами обучения: Московский издательско-полиграфический колледж им. Ив. Фёдорова, ГОУ СПО «Московский колледж книжного бизнеса и информационных технологий», Рыбинский полиграфический колледж, ГОУ профессиональный полиграфический лицей ? 314.
Для второй группы характерен стабильный, в общем, интерес со стороны учащихся, но конкурсной основы, как таковой, нет. В зависимости от специальности здесь принимаются либо все желающие, либо отбираются более способные. 11-классников набирают не на все специальности, а кое-где работают только с выпускниками 9-х классов (Профучилище ? 25). Профучилище ? 144 для обучения специальности «брошюровщик» принимает выпускников коррекционных школ. Дело в том, что ориентированы училища на начальное профобразование и с этим уровнем справляются, несмотря на острую нехватку мастеров. Поскольку речь о продолжении образования заходит редко, выпускники сразу стремятся найти работу, и, надо отметить, большинство трудоустраивается.
Контакты с предприятиями отрасли (правда, в разной степени) налажены во всех учебных заведениях. Такие типографии и издательства, как ФГУПП «Детская книга», ГУП «ППП «Типография «Наука»» АИЦ «Наука» РАН, ОАО ПФ «Красный Пролетарий», ГУП ИПК «Московская правда», ОАО «Молодая гвардия» и др., сотрудничают с профучилищами и колледжами: они не только принимают выпускников на работу, но предоставляют необходимые для обучения материалы и оборудование.
Интересно, что государство планирует в июне этого года объединить отраслевые средне-профессиональные учебные заведения в единый полиграфический колледж, причём администрация училищ не знает, что ожидать от нововведения: вполне вероятно, улучшится финансирование, но также очевидно, что в определённой степени потеряется самостоятельность. Единственное, что пока точно известно, — условия приёма в 2004 г. остаются прежними: для каждого учебного заведения индивидуальными.
Отрасли нужны профессиональные кадры
Полиграфическое образование в России имеет две составляющие: МГУП (ведущий вуз России по подготовке специалистов в области полиграфии, издательского дела и книговедения) и профессиональные училища и лицеи, существующие, главным образом, за счёт энтузиазма преподавателей. Предсказать эффект, который произведёт государственное вмешательство (объединение полиграфических средне-профессиональных учебных заведений), сложно.
Развитие системы профобразования — залог эффективного рынка труда. Только тогда работодатели смогут подбирать действительно стоящие кадры печатников, брошюровщиков, переплётчиков и т. п., а не просто искать баланс между опытом и молодостью. Пока же наиболее востребованных специалистов не хватает, и типографии продолжают переманивать их друг у друга.
История полиграфического факультета ОмГТУ
Он появился на второй год Великой Отечественной войны под названием «Омский машиностроительный институт», готовил инженерные кадры для машиностроительных заводов Сибири и ни в коей мере не ориентировался на полиграфическую отрасль. Только в начале 60-х, наряду с другими актуальными на тот момент специальностями (электроснабжение промпредприятий, холодильные машины и установки, криогенная техника и др.), начали готовить инженеров по специальности «полиграфические машины и технология полиграфического производства». Сегодня в ОмГТУ семь факультетов, один из них полиграфический.
История СЗИП
Местоположение СЗИП неразрывно связано с историей полиграфии в Санкт-Петербурге. Ещё в начале ХХ в. в переулке Джамбула (до 1952 г. — Лештуков переулок, где по сей день находится университет) обосновались несколько петербургских издательств и полиграфпредприятий. С 1830 г. здание, в котором располагалась самая крупная тогда типография — Яблонского, многократно перестраивалось и меняло владельцев: после революции здесь разместилось ленинградское отделение издательства «Молодая гвардия», а в 1946-1947 гг. после капремонта — цеха типографии им. Володарского. Позднее, в связи с появлением в Ленинграде крупного полиграфического производства, небольшие типографии закрыли, и в 1966 г. здание получило новое назначение — учебно-консультационный пункт Московского полиграфического института. В середине 70-х, после перепланировки внутренних помещений, дом был окончательно приспособлен под учебные цели, а учебно-консультационный пункт преобразован в филиал МПИ.