101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

УЧИТЬСЯ никогда не поздно

  • 14 июня 2004 г.
  • 4859
Бурный рост рекламно-полиграфической и издательской отраслей в последний десяток лет привёл к значительному дефициту специалистов с базовым образованием. В рекламные агентства и типографии пришли люди из самых разных областей — от гуманитариев до физиков и математиков. Метод проб и ошибок (для многих — основной путь профессионального роста) становится слишком дорогим удовольствием.

Технический прогресс и рыночная конкуренция заставляют предприятия постоянно думать об обновлении парка оборудования. А оно всё усложняется, тогда как проблема его эффективного использования приобретает финансовый оттенок. Причём знание особенностей техники полезно не только операторам и печатникам, но и руководителям среднего звена, и маркетологам, людям, продвигающим услуги предприятия, работающим с клиентами. Руководители начинают понимать, что даже современное дорогостоящее оборудование не гарантирует успех — на первое место выходят квалификация персонала, грамотная организация и умение выделиться в существующей рыночной ситуации. У многих на слуху примеры, когда после установки современной 4-5-секционной машины типографии продолжали печатать полноцветные работы в два прогона (так привычнее и проще для печатников) или, заплатив немалую сумму за дополнительное оборудование, даже не подозревали, как оно может сделать привычную продукцию выгоднее и привлекательнее.

Решений несколько, в т. ч. дополнительное образование. Во всём мире система курсов повышения квалификации (КПК) для операторов, технологов и руководителей среднего и высшего звена поставлена на широкую ногу. Этим занимаются вузы, например, Рочестерский технологический институт, профессиональные ассоциации (такие как GATF, PIA, NAPL и NPES в США) и, конечно же, компании-производители оборудования. В России, на наш взгляд, рынок дополнительного образования находится в зачаточном состоянии: старая система курсов повышения квалификации частично развалилась из-за тяжёлого положения вузов, новая, коммерческая, только начинает формироваться, но спрос определённо растёт и пока далёк от насыщения. Для примера, в Германии различным полиграфическим специальностям ежегодно обучаются 22 тыс. человек, в России — только 8.

В свою очередь, российские вузы уже сегодня понимают, что спрос на первичное высшее образование неминуемо снижается, и ищут другие источники доходов, среди которых не последнее место занимает дополнительное платное образование.

Осознав необходимость переподготовки персонала, компания становится перед выбором образовательного учреждения и должна принять во внимание: продолжительность и глубину изучения предмета; наличие теоретической и практической части и доступность оборудования той или иной марки; требования к начальному уровню слушателей, в т. ч. владение иностранными языками; возможность подготовки индивидуальных программ; и, конечно же, цену.

Наибольшее разнообразие среди курсов по допечатной подготовке: вёрстке и графическому дизайну. Благо, для их открытия, на первый взгляд, нужны лишь компьютеры и соответствующее ПО. А преподавателем может считать себя всякий, знакомый с азами QuarkXPress и Photoshop. Однако за десятилетнюю историю выделилась группа лидеров, среди которых Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Баумана. Он предлагает курсы по настольным издательским системам и графическим пакетам продолжительностью 1-2 месяца; по окончании выдаются свидетельства. Привлекательно, что «Специалист» помогает выпускникам в трудоустройстве, поддерживая базу резюме на сайте www.specialist.ru и сотрудничая с кадровыми агентствами. Ведь в карьере начинающего верстальщика или дизайнера многое зависит от практических навыков, которые приобретаются только на рабочем месте.

Курсы повышения квалификации Московского издательско-полиграфического колледжа им. Ивана Фёдорова существуют не так давно, но имеют устойчивый спрос среди региональных типографий. Колледж предлагает переподготовку руководителей и техперсонала для допечатного, печатного и послепечатного производств.

Среди множества курсов и школ выделяется Британская высшая школа дизайна — совместный проект Международного института рекламы (Россия) и Университета Херфордшира (Великобритания). Британия — величайший авторитет в мире дизайна, формирующего существенную часть её валового национального продукта. БВШД имеет специальные программы для профессионалов, желающих довести образование до европейских стандартов. Обучение сопровождается реальными заказами, среди преподавателей и кураторов — известные деятели российского рынка дизайна и рекламы. Для слушателей регулярно проводятся семинары c участием зарубежных специалистов, а лучшие студенты имеют возможность продолжить образование в самом Херфордшире.

Центр дополнительного образования (ЦДО) Московского государственного университета печати имеет множество программ обучения и практикует индивидуальный подбор, с учётом потребностей конкретного предприятия. О деятельности ЦДО рассказала его директор Наталья Уварова. За 2003 г. число слушателей превысило 1000 человек.

В зависимости от курса в группах 3-12 человек, по желанию заказчика проводятся индивидуальные занятия. Благодаря преподавательскому коллективу и лабораториям университета, ЦДО предлагает слушателям практически любые учебные программы, исходя из целей подготовки и начального уровня слушателей. При необходимости к преподаванию привлекают и специалистов из предприятий отрасли. Уварова обратила внимание на отсутствие привязки программ к оборудованию какой-либо марки, хотя при желании практические занятия можно проходить в любой доступной лаборатории МГУП. Основной контингент ЦДО — технологи и руководители среднего звена, есть программы для операторов печатного и послепечатного оборудования, специалистов допечатной подготовки. Елена Лаврова, заместитель начальника ПТО ИПК «Дальпресс» (Владивосток), окончила курсы повышения квалификации ЦДО по технологии офсетной печати. Она рассказала, что решение пройти переподготовку было принято после приобретения новой печатной машины Heidelberg. Печатники прошли обучение в рамках инсталляции и запуска оборудования, но вскоре выяснилось — для эффективного использования машины переподготовку должны пройти и технологи. В выборе курсов сомнений не возникло, ведь МГУП — альма-матер большинства полиграфистов, начавших карьеру до 90-х годов. Упор сделали на теоретическую часть. Технологов, обучавшихся в этой группе, интересовали новые возможности офсетной печати и особенности современных высокоавтоматизированных машин.

Отдельная статья — курсы по безопасности производства и охране труда, неизменно популярные среди руководителей типографий.

Повышенный спрос у региональных типографий на выездные семинары, в частности, при внедрении новых технологий (например, переживающей всплеск популярности высокой печати). Главное преимущество тренировок «на местах» — экономия времени и затрат на проезд и проживание слушателей.

Важная часть деятельности ЦДО — анкетирование предприятий отрасли и выяснение актуальных тем для тренингов и семинаров. Многие программы формируются именно на основе интерактивного обсуждения.

Учимся у Запада

Западные образовательные структуры в последние годы проявляют интерес к российскому рынку. Один из проектов — Print Media Academy (PMA) — Академия печатных технологий, основанная в 2000 г. в честь 150-летия корпорации Heidelberg в Германии. Сегодня филиалы академии действуют уже в восьми странах, среди которых Китай, Австралия, США, Бразилия, Япония и Египет, где они занимаются организацией конференций, семинаров и симпозиумов по менеджменту и стратегическим проблемам в полиграфической отрасли. Ежегодные летние и зимние сессии собирают топ-менеджмент, владельцев и управляющих типографий со всего мира для обмена опытом и получения информации от специалистов компании Heidelberg, независимых экспертов и лекторов известных бизнес-школ. Слушателям предлагаются 1-2-дневные начальные курсы по полиграфическим технологиям и 4-5-дневные программы повышения квалификации по продуктам Heidelberg. Информацию о расписании и стоимости курсов можно узнать на www.print-media-academy.com или в офисе компании «Гейдельберг СНГ».

Одновременно филиал академии, учредителями которого стали компания «Гейдельберг СНГ» и МГУП, открылся и в Москве. Сейчас «Принт Медиа Академия Москва» предлагает программы подготовки печатников: 3-недельный базовый курс «с нуля» (40 часов теории, 90 практики) и 2-недельный курс повышения квалификации для опытных печатников (40 и 60 часов, соответственно). Практические занятия проходят на базе типографии «Линия График» под руководством преподавателей Полиграфического лицея ? 314. Хотя обучение и привязано к оборудованию Heidelberg, в программы входят темы, относящиеся к общей теории и практике офсетной печати. Чаще к услугам академии прибегают предприятия, купившие оборудование Heidelberg, но это не определяющий фактор. Курсы недёшевы, но и качество преподавания на высоте: группы по 2-3 человека, каждый к окончанию собирает портфолио из выполненных на практических занятиях работ, проходит выпускные испытания и получает сертификат академии. За 4 года московским отделением проведено около 120 курсов, через них прошли более 300 человек. Как заметила Екатерина Микушина, менеджер проекта «Принт Медиа Академия Москва», деятельность академии в России нельзя назвать коммерческой, основная цель — повышение образовательного уровня специалистов, помощь типографиям во внедрении современного оборудования и новых технологий.

Группа специалистов типографии «Готэк-Принт» с преподавателями курса Еленой Владимировной Дубининой и Михаилом Васильевичем Сухопаром

Во время подготовки статьи в московском филиале ПМА проходила обучение группа специалистов типографии «Готэк-Принт» (Железногорск), специализирующейся на производстве упаковки. На предприятии идёт инсталляция новой печатной машины Speedmaster CD102. По словам технолога Андрея Трошина, вопрос о целесообразности дополнительной подготовки не стоял: Heidelberg — новая для «Готэк» марка, а цена оборудования на несколько порядков превосходит стоимость курсов. Существенным аргументом стало и имя «Линия График» — признанного авторитета полиграфического рынка, в чьих стенах и проходило обучение. Получившие сертификаты три печатника и технолог железногорской типографии теперь полностью готовы принять и эксплуатировать машину. Слушатели сошлись во мнении, что, несмотря на немалый опыт (все они имеют стаж работы печатниками на аналогичном оборудовании), стандартного инструктажа во время запуска явно не хватило бы для понимания всех особенностей машины, её сильных и слабых сторон.

В отзывах о курсах полиграфисты «Готэк» отметили гибкость программы: теоретический курс корректировался по ходу обучения с учётом знаний и пожеланий учеников, а также вопросов возникающих входе ежедневных практических занятий.

Елена Дубинина, читающая теоретический курс слушателям ПMA, — преподаватель с многолетним стажем и полиграфист по призванию. Только такому человеку под силу соответствовать запросам слушателей, имеющих приличный опыт самостоятельной работы на самом современном оборудовании. Она отметила, что курсы ПMA эффективны благодаря небольшим группам, в которых царит доверительная атмосфера и индивидуальный подход, а также отличной технической базе — практические навыки слушатели получают в цехах «Линия График», участвуя в печати реальных заказов, что, хотя и ограничивает свободу действий, но даёт настоящий «полевой» закал. Для тех, кто только знакомится с офсетными машинами, в лаборатории установлены GTO 52 и GTO 46, полностью предоставленные для обучения.

Знания из-за океана

«Центр американских полиграфических технологий» (ATPC), открывшийся в России весной 2003 г., видит задачу популяризации американских технологий широко, не оставляя без внимания образовательные мероприятия, в которых сотрудничает с МГУП. В мае 2004 г. в Москве и Санкт-Петербурге прошли семинары с участием преподавателя Рочестерского технологического института профессора Франчески Фрей («Цифровое управление процессами в полиграфическом производстве») и Дэвида Фланагана, президента Массачусетского препресс-центра «Кембридж препресс сервис» («Современные технологии допечатных процессов в США»). Как рассказала специалист по маркетингу ATPC Елена Фролова, это пробный шар, в ближайшем будущем семинары с участием авторитетных специалистов из США должны стать регулярными. Сотрудничество с МГУП мыслится масштабным: подготовив российских преподавателей в Рочестерском институте, планируется запустить обучение студентов по программам Рочестерского университета с выдачей двойного диплома и стажировкой в США. Работа предстоит немалая, но, поскольку стоимость образования в Москве на порядок ниже, чем в США, ожидается интерес как со стороны студентов, получающих первое высшее образование, так и от специалистов, нуждающихся в переподготовке.

В Соединённых Штатах основную роль в дополнительном образовании играют отраслевые ассоциации и фонды, финансируемые производителями оборудования и крупными типографиями. Они занимаются маркетинговыми и технологическими исследованиями, устраивают семинары, конференции и тренинги, создают учебно-демонстрационные центры. Наличие лабораторий с современным оборудованием позволяет им проводить углублённую подготовку технологов и операторов всех печатных процессов, продвигая новейшие разработки в цеха действующих типографий. А университеты делают упор на отраслевые бизнес-технологии, теоретические аспекты и подготовку управленческих кадров, уделяя особое внимание различным конференциям и круглым столам, в т. ч. в режиме on-line. Интернет-образование занимает за рубежом не последнее место в структуре КПК. Один из крупнейших обучающих интернет-проектов отрасли создан китайским подразделением NPES (www.npes.com.cn). Осенью 2004 г. ожидается запуск проекта «Квалификационный экзамен полиграфиста», подготавливаемого филиалом «Принт Медиа Академия Москва».

Воспитание клиента — дело рук...

По мнению Фроловой, самая эффективная форма обмена опытом и получения новых знаний профессионалами — рассчитанные на несколько дней отраслевые семинары, где специалисты выслушивают доклады экспертов и обмениваются опытом. Хороший пример — петербургская «Принт-Академия» на базе типографии «Любавич». Её девиз — «Выпуск профессионалов эксклюзивными тиражами!». 12-летний опыт специализирующейся на рекламной продукции типографии показал, что незнание нюансов полиграфии менеджерами рекламных агентств усложняет взаимодействие заказчиков, посредников и исполнителей.

Так родилась идея «Академии». Первый семинар и экскурсия в типографию прошли весной 2001 г., теперь семинары, мастер-классы и круглые столы по проблемам рекламного и полиграфического бизнеса стали регулярными. За 3 года мероприятия посетило более 600 человек, технологические семинары — более 250, круглые столы для руководителей — более 200, семинары для дизайнеров — более 100.

В США популярно дополнительное обучение техперсонала (операторов, печатников) в форме 5-8-дневных тренингов на производственной базе ведущих полиграфических предприятий или в лабораториях отраслевых ассоциаций. Для обмена опытом собираются профессионалы и новички со всей Северной Америки. Это позволяет не отрывать слушателей от производства на продолжительное время. Такая система удобна и для России, учитывая удалённость регионов от центра.

А вопрос эффективности производственных мощностей и качества продукции стоит перед любым предприятием, считает Фролова.

Учебников много не бывает

Важный аспект деятельности образовательных учреждений — издание учебных и справочных пособий. В Москве этим активно занимается МГУП, а совместно с ним «Принт Медиа Академия Москва» и «Центр американских полиграфических технологий». Гордостью «ПМА Москва» и МГУП стал совместный проект — русское издание «Энциклопедии по печатным средствам информации», написанной под руководством профессора Гельмута Киппхана и по праву называемой «библией полиграфии». Регулярно выходят учебники и методические пособия по различным полиграфическим технологиям. Не отстаёт и «Центр» — за первый год деятельности в Москве выпущено несколько учебников и пособий, к началу учебного года планируется ещё шесть. О новинках можно узнать на сайтах www.acpc.biz и www.mgup.ru.

Иметь или не иметь?

Решение получить дополнительные знания и навыки возникает само или вызывается серьёзными обстоятельствами быстро меняющейся жизни. В любом случае, вложение сил и средств в обучение, повышение профессионального уровня — одна из самых выгодных инвестиций. Руководители разных уровней не устают повторять, что успех предприятия — не только и не столько современное оборудование, а коллектив, квалифицированные специалисты, которых ещё не скоро полностью заменят умные машины.

Автор благодарит за помощь в подготовке статьи руководителей и сотрудников ATPC, МИПК им. Ивана Фёдорова, «Принт Медиа Академия Москва», ЦДО МГУП.


Демографическая ситуация в России такова, что уже в 2008 г. мест в российских вузах хватит на всех выпускников средних школ. Об этом поведал на заседании коллегии Минобразования РФ министр образования Владимир Филиппов. По его данным, через четыре года из 11-х классов средних школ выйдут всего 800 тыс. выпускников. Для сравнения: в текущем году в российские вузы на все формы обучения подали заявление более 2 млн человек.


Приказом Министра финансов РФ от 15 марта 2000 г. ? 26н затраты на подготовку и переподготовку кадров предприятиям разрешается включать в себестоимость продукции (работ, услуг) и расходовать на эти цели до 4% фонда оплаты труда работников.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
С иголочки: всё о брендировании текстиля

Брендированный текстиль — это эффективный маркетинговый инструмент и отличный способ повысить лояльность клиентов и команды. Одежда — это беспроигрышный корпоративный подарок, поскольку люди хотят комфорта, удобства и при этом оставаться стильными и сопричастными общему делу. Но текстиль должен быть качественным и соответствовать ожиданиям целевой аудитории, чтобы обеспечить максимальную эффективность. Рассказываем о том, что делает мерч по-настоящему узнаваемым и индивидуальным, — о персонализации.

Бумага и картон в России: кто и что делает в 2024 году

В октябре 2022 года Евросоюз запретил импорт древесной массы и бумаги из РФ, поэтому отечественным ЦБК пришлось переключиться на поставки своей продукции в первую очередь российским предприятиям, а также перенаправить экспортные потоки на азиатские рынки, рынки Латинской Америки и Северной Африки. Как обстоят дела в сфере производства бумаги и картона — читайте прямо сейчас.

Брендирование мерча: всё, что нужно знать в 2024 году

Нанесение изображения на сувенирную продукцию (мерч) помогает в формировании индивидуального, хорошо узнаваемого, продающего образа компании. Технологии не стоят на месте, и в последнее время на рынке появилось множество новинок в области персонализации. Мы побеседовали с участниками рынка промопродукции и выяснили, какие виды нанесения с «вау-эффектом» они могут предложить клиентам.

Прометей Пролеткульта

К концу тридцатых годов прошлого века советская экономика развернулась во всю свою мощь, вырвавшись на второе место в мире по валовой продукции машиностроения, по выработке электроэнергии, алюминия, чугуна, по добыче ключевых природных ископаемых, а по темпам среднегодового роста экономики СССР поставил непревзойдённый никем до сих пор рекорд в 13,8%. А в апреле 1939 года после быстротечного судебного процесса был расстрелян Алексей Гастев — один из создателей советского экономического чуда. В жернова «чистки» попал основатель НОТ (научной организации труда) и самый передовой в области производительности труда идеолог эпохи.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 44