12 секретов эффективной эксплуатации
Вот уже несколько лет системы СТР — одна из самых горячих тем для полиграфистов. И если раньше она обсуждалась в российских кругах чисто теоретически, то сегодня уже накоплен некоторый опыт общения с новой техникой. С целью выведать секреты удачной установки и эффективной работы с системами прямого вывода форм Publish обратился к опытным пользователям и поставщикам СТР для офсета.
Сегодня систему СТР можно приобрести примерно по той же цене, что и несколько лет назад фотовыводное устройство. Позади стадия знакомства с техникой, когда первые покупатели неизбежно становились бета-тестерами ещё не опробованных устройств, а сервис-инженеры поставщиков учились управляться с ними в ходе установки у первых клиентов. Отечественная полиграфия активно подтягивается к западному уровню: пока в России установлено около 150-180 устройств, а сообщения о новых поступают с регулярностью поездов в метро в час пик. Отзывы, в основном, самые положительные. Начинать работу в промышленных масштабах обычно удаётся уже через несколько дней после установки. Особенно быстро получается у тех, кто имел опыт работы с фотонабором.
«Ничего сложного в СТР нет», — так говорят многие пользователи. Но оказывается, что для успеха нужно продумать нюансы. Ведь качество форм и нормальные условия работы СТР зависят не только от грамотных сотрудников и хорошо организованного контроля качества. Имеют значение мелочи: материал стен и пола, качество воды и даже то, на какую сторону выходят окна!
Для начинающих пользователей и собирающихся переходить на современную организацию формных процессов — 12 секретов успеха работы с СТР.
1 Следите за температурой
Александр Смородин и Арсен Узбеков, препресс-бюро типографии «Алмаз-Пресс» |
Комплекс СТР, как и оборудование для изготовления фотоформ, выделяет много тепла, поэтому температура воздуха должна поддерживаться на постоянном уровне, указанном в спецификации устройства. Нужна система кондиционирования! Для одних пар «CTP—пластина» допустимый диапазон 17–30 °С (и тогда кондиционирование — не проблема), а для других — 20–22 °С. Обычно хватает одного кондиционера, а если в комнате большие окна, выходящие на солнечную сторону, или помещение объёмное (например, за счёт высоких потолков)? С подобным вопросом столкнулась типография «Алмаз-Пресс» при выборе помещения для СТР. «Наши производственные площади созданы на основе недостроенного промышленного здания с очень высокими потолками, — объясняет Алексей Тонкопий, начальник допечатного отдела типографии. — Сейчас у нас навесные потолки, но при расчёте объёма комнаты и мощности системы кондиционирования есть тонкость: нужно учитывать и пространство за навесным потолком, ведь оно не полностью изолировано».
2 Помните о вибрации
Важный момент — отсутствие вибрации, пагубной для прецизионной техники. Тут нужно подумать, что будет происходить по соседству. Желательно, чтобы в расположенных прямо за стеной цехах не было скоростных печатных машин, резального или фальцевального оборудования.
3 Не дайте пыли испортить формы
Сергей Усачёв, «Полстар» |
Алексей Зацаринный, препресс-инженер типографии «Омега-Принт», считает, что при работе с современным оборудованием нужно досконально соблюдать рекомендации производителя: «Важность требования к абсолютной чистоте в помещении мы поняли, когда столкнулись с действием пыли и частиц грязи. Ведь всё это приносится на обуви с улицы! Стоит даже мельчайшей пылинке попасть между пластиной и барабаном, поверхность немного изогнётся, и копировальный слой будет не в фокусе лазера. Следствие — тёмные пятна на форме». Особенно неприятны проблемы с пылью, если аппарат работает в линию с проявкой. Их замечаешь, только когда из проявочного процессора появится первая форма, а ведь в это время в пути ещё две формы… «Хорошо, если выбран СТР, предусматривающий динамическую автофокусировку, — объясняет Михаил Кувшинов, технический директор «Нисса». — Да, немного дороже, но и тираж из-за тёмных пятен не загубишь. Некоторые системы имеют встроенный пылесос и гарантируют защиту от пробоев при попадании пылинки в лазерный луч».
Если же система так не оснащена, придётся позаботиться о защите помещения от пыли, как и в случае с ФНА. Лучше выложить пол плиткой, а стены покрыть специальным антипыльным лаком. Кафельный пол исключит накопление статического электричест-
ва — лучшего друга пыли. Помещение должно быть почти стерильным: следите, чтобы оно не стало «проходным двором» — чем меньше людей в комнате с СТР, тем лучше. «Должный уход, рекомендуемый сервисным центром, — и проблем будет намного меньше», — подводит итог Дмитрий Хорошавин, технический директор самарской типографии News-Print.
4 Обратите внимание на воду
Совет от Сергея Усачёва, руководителя отдела предпечатной подготовки типографии «Полстар»: «Обязательно проверьте качество воды в производственном помещении! Через некоторое время после начала работы с СТР в Химках мы заметили, что качество изготовленных форм стало ухудшаться. После долгих попыток выяснить, в чём же дело, сервисные инженеры сказали: слишком жёсткая вода! О том, что такое возможно и нужно проверять воду, мы тогда не знали». Проблемы из-за воды низкого качества возникают в проявочном процессоре, когда горячая форма охлаждается потоком холодной воды. Разумеется, все соли тотчас же осаждаются на форме! Не помогают даже фильтры. В «Полстар» нашли выход: поскольку вода в процессоре используется в замкнутом цикле, мягкую воду привозят в типографию извне и меняют раз в несколько недель.
5 Воспитывайте клиентов
Мечта любой типографии — послушный и внимательный клиент, по первому требованию подстраивающийся под изменения в технологическом процессе и чётко исполняющий рекомендации по подготовке материалов. В жизни таких, к сожалению, явное меньшинство.
Конечно, при введении СТР плюсов для заказчика обычно больше: отодвинутый срок сдачи макетов, высокое качество. Но практически у каждой типографии, перешедшей на СТР, остаётся от 5 до половины (!) заказчиков, упорно не желающих отказываться от привычных плёнок. В основном, причины экономические: клиент считает, что традиционная технология дешевле, или в издательстве свой фотовывод… Чтобы не терять таких клиентов, типографии приходится идти на уступки, сохраняя в рабочем состоянии ФНА и прочее «старое» оборудование. А значит, и прежних сотрудников. Где же обещанная экономия на зарплате? Где чёткий единообразный технологический процесс? Сильные стороны СТР — повышение качества, экономия средств на персонале и площади, скорость — используются не полностью.
Возможно, здесь лучше проявить твёрдость. «Со следующей недели мы принимаем макеты только в электронном виде. Требования к файлам приведены ниже» — такие слова нужно написать в рассылке клиентам. Специалисты считают, что, если и уйдёт 5% клиентов, потеря возместится экономией на оплате труда и чёткой, единообразной организацией производства.
Проблема на следующем этапе — как научить клиентов подавать в печать файлы, подготовленные в соответствии с требованиями RIP. «Проблема наших редакций — неграмотная вёрстка, верстальщики-самоучки, текучка кадров, — считает Иван Чеповский из челябинской типографии «Паритет». — Чтобы приучить верстальщиков и технических специалистов редакций грамотно готовить макеты и присылать их в нужном виде, мы проводили для них обучающие семинары».
6 Продумайте запасной вариант
Вторая причина, по которой многие типографии не расстаются с фотонабором даже после покупки СТР, — желание иметь резерв (а вдруг что случится?). «Заказчику не объяснишь, что его заказ не будет готов в срок, так как в СТР сломалась одна гаечка», — комментирует Усачёв. Если не можете позволить себе второе СТР, от ФНА «про запас» никуда не деться. Идеальным же вариантом, если позволяют мощности и средства, специалисты считают два СТР, работающих параллельно.
7 Позаботьтесь о кадрах
Грамотные работники — половина успеха препресс-участка. Как всегда, они в дефиците, ведь хитрости работы с СТР и контроллером не входят в университетскую программу!
«Сложностей с кадрами для работы на СТР две, — считает Михаил Шпилькин, руководитель отдела допечатного оборудования и материалов компании «Терем», — где найти подходящих работников и что делать с оставшимся не у дел старым персоналом». Самое человечное и простое на первый взгляд решение — научить имеющихся сотрудников работать с новой техникой. Неплохо… если бывшие монтажисты умеют обращаться с компьютером. Ведь, как ни странно, главное для оператора СТР — даже не глубокое понимание допечатных и технических процессов, а компьютерная грамотность. В некоторых типографиях, перешедших на СТР и оставивших работать на нём монтажисток, до сих пор вспоминают: поначалу нужно было объяснять им, как пользоваться мышью, открывать папки и отправлять файл печататься на принтер. «Обучить работе с СТР оператора фотовывода — реально, но переучивать монтажисток — тупиковый вариант», — считает Николай Сапошников, технический специалист «Гейдельберг».
Специалисты считают: если типография владеет двумя СТР, со старым персоналом нужно прощаться. Если же резервный вариант в виде фотовывода и копировальной рамы до сих пор живёт на предприятии, то придётся оставить работников и переучивать их для работы на СТР. И учесть это в расчётах экономической эффективности. Обучение лучше начать заблаговременно, ещё до покупки аппарата: помогут образовательные семинары, курсы от поставщика.
8 Обязательно выводите спусковой макет
Виктор Миронов, «Триада» |
Казалось бы, введение СТР должно стать радостным событием и для клиентов типографии. Больше не нужно возиться с плёнками, высылать их в типографию с курьером… Высылай файл и спи спокойно! Но порой у заказчиков возникают вопросы в связи с проверкой форм и регулированием случаев брака. Оно и понятно: если раньше всегда можно было посмотреть на фотоформу и окончательно убедиться, всё ли на месте, не «слетели» ли шрифты, в каком разрешении выведены картинки, то теперь ошибки будут видны только на форме.
Чтобы избежать неприятностей, нужно организовать систему проверки файлов, как автоматическую, так и ручную. Для «автоматики» есть множество специальных программных модулей: от preflight (проверка PDF-файла) до raster preview (проверка отрастрированного файла).
Но и этого бывает мало. Необходимость в выводе готового файла на плоттер или другое цветопробное устройство остаётся. Документ обязательно надо показывать заказчику, и он должен быть им подписан. «Подписание распечатки или письменное согласование отрастрированного файла — обязательный этап вывода форм, — объясняет Тонкопий. — Если заказчик не подписал макет, все ошибки на его совести».
Легче живётся препресс-инженеру, который не принимает «открытую» вёрстку. Во многих типографиях есть правило принимать файлы исключительно в форматах PostScript или PDF. Тогда сразу ясно, кто ответственен за ошибки в макете — заказчик или исполнитель.
«Если заказчик по каким-либо причинам не может проконтролировать правильность макета, это делает менеджер, курирующий заказ», — рассказывает Роман Погуляев, типография «Синержи». Ещё один вариант — дополнительная штатная единица для проверки файлов: в типографии «Триада ЛТД», например, все файлы контролирует специальный технический редактор. В любом случае, файл должен быть тщательно проверен, ведь допечатный участок — последний перед «большими деньгами». Если неправильно выведенная форма ушла в печать, размеры денежной ответственности перевесят выгоду от скорости вывода форм и экономии рабочей силы. А сколько нервов будет потрачено при общении с недовольным заказчиком!
Логично сразу купить плоттер или любое другое выводное устройство, работающее с растрированными файлами.
9 Не экономьте на измерительном оборудовании
Качество нужно поддерживать на высоте, иначе приобретение СТР становится бессмысленным. «Не скупитесь на хорошее измерительное оборудование, — советует Максим Чумаченко, начальник препресс-отдела «Немецкой фабрики печати». — Иначе теряется весь смысл СТР. Если не следить за качеством постоянно, оно будет «гулять» в чудовищных пределах».
Следующая заповедь — инструментальный контроль качества. Измерительные приборы позволят выявить проблему, которая станет очевидной лишь при печати, ведь даже при самом тщательном уходе за техникой остаётся вероятность что-то пропустить. Пример из практики от Владимира Ковалёва, руководителя отдела допечатного оборудования и технологий «Легион»: «Как-то мы решили промерить формы, выведенные у одного из клиентов — очень серьёзно относящейся к качеству типографии, в которой тщательно следят за состоянием техники, чистотой, аккуратно следуют всем инструкциям… Каково же было наше удивление, когда неравномерность полей по площади пластины составила целых 5%! Причину выяснили не сразу: оказалось, что с одной стороны было плохо протёрто зеркало развёртки. Такие «мелочи» можно выявить только при помощи контрольного оборудования».
Максим Чумаченко, «Немецкая фабрика печати» |
Нельзя забывать, что приборы, привычные со времён работы с плёнками, непригодны для проверки качества печатных форм. Классические денситометры измеряют степень отражения света (или оптическую плотность), которую затем пересчитывают в площадь растровой точки. И если плёнку можно измерить точно (ведь диапазон оптических плотностей здесь составляет не менее 4), то на печатной форме DD очень мал, т. е. тёмные и светлые участки слабо отличаются. Отсюда — неточность измерений. «С неточностями показаний приборов мы столкнулись при использовании обычного денситометра, входящего в комплект поставки СТР, — вспоминает Усачёв. — Отклонения в измерении одного элемента достигали 5 DЕ! Пришлось покупать новый прибор, предназначенный для измерения печатных форм». Такие приборы, условно называемые дотметрами (измерителями точки), работают по иному принципу: фотографируют точку и непосредственно определяют её относительную площадь.
10 Оцените сервисную службу поставщика
Успех любого проекта, связанного с вводом нового оборудования, основан на «трёх китах»: само оборудование, расходные материалы и сервис. Если с технологией, производителем и моделью всё более-менее понятно, то расходные материалы и сервис — отдельная история. Квалификация сервисных инженеров, стоимость выезда, оперативность поставки запчастей — от этого зависит, надолго ли встанет ваше производство, если возникнут проблемы с СТР. Совет от Зацаринного: «Самым дотошным образом оцените технический персонал поставщика оборудования. Это люди, от которых зависит нормальная работа вашего СТР. Познакомьтесь с ними, постарайтесь выведать всё об их знаниях».
Актуальный вопрос для региональных типографий — сколько времени потребуется на выезд сервисного инженера? Стоит внимательно отнестись и к списку ресурсных и за- меняемых частей аппарата. Бывают случаи, когда о том, что та или иная часть аппарата имеет ограниченный ресурс работы, не упоминается ни в одном документе, выясняется же эта «мелочь» лишь после того, как начинает страдать качество форм. Узнайте, сколько будет стоить замена той или иной запчасти. «Неприятная неожиданность, если оказывается, что небольшая железочка стоит уйму денег», — говорит Зацаринный.
11 Продумайте схему поставки пластин
Следующий «кит» — расходники. Многие пользователи СТР отмечают, что спектр материалов, с которыми удаётся достичь действительно высокого качества, узок. Здесь играет роль, конечно, и молодость технологии, и разнообразие её вариантов. «Особенность российского рынка формных пластин в том, что очень тяжёло охватить все типы и форматы материала, ведь в России целый «зоопарк» печатных машин с бесконечным множеством форматов!» — объясняет Шпилькин.
Считайте сами: 5 вариантов технологии СТР, помноженные на количество форматов… Западные производители формных материалов пока не в состоянии полностью обеспечить Россию пластинами всех необходимых размеров «по требованию». Российские поставщики сбиваются с ног, организуя поставки нужного количества нужных пластин, совершенствуя складскую логистику и уговаривая типографии заранее планировать потребности. Если не хотите столкнуться с пустым складом под Новый год, когда заказы сыплются со всех сторон, а европейские поставщики уходят на рождественские каникулы, — планируйте и заказывайте заранее! Неудивительно, что зачастую выбор пластин для конкретной типографии невелик. Но и здесь можно выбрать продукт наилучшего качества: «Почувствовать вкус настоящих высоких линиатур удалось только на пластинах, рекомендованных для нашего СТР», — рассказывает Зацаринный. Попытки использовать более доступный по цене формный материал, конечно, имеют право на существование. Но порой для достижения необходимой экспозиции приходится идти на уступки рекомендованной технологии: повышать интенсивность свечения лазера (что снижает срок его жизни), замедлять прохождение пластины сквозь проявитель или повышать его температуру (а значит, быстрее выйдут из строя внутренние части машины). Если руки не связаны контрактом с поставщиком оборудования, можно позволить себе выбрать те пластины, которые покажут наилучшие результаты в ходе тестирования. К сожалению, такие огрехи, как неравномерный по толщине копировальный слой, царапины и даже дырки, встречаются и у современных, как правило, «бюджетных» материалов.
12 Создайте дружную команду
Как и любые изменения, введение системы прямого вывода форм вызывает противодействие «снизу». Все проблемы, возникающие при печати, так удобно скинуть на «эту новую технологию»! Поможет систематический и объективный разбор полётов: на какой стадии возник брак, по чьей вине, как его предотвратить в будущем?
«Управленческий секрет успешности проекта — люди,— считает Шпилькин. — Если есть ответственный за внедрение СТР человек сверху и энтузиаст с горящими глазами на уровне исполнителя, то всё получится». Именно за счёт сплочённой команды и всеобщего энтузиазма СТР, как правило, эффективнее используются в небольших и средних типографиях.
( Cлово поставщикам
Владимир Ковалёв, «Легион» |
Наш опыт показывает, что зачастую типографии, приобретающие СТР, оказываются в проигрыше, экономя на, как им кажется, несущественных вещах. Например, не устанавливают фильтры для воды к проявочному процессору, не обеспечивают требований к температуре, влажности и пылезащищённости, не проводят регулярное техобслуживание. Эти распространённые явления и ухудшают качество вывода пластин. Обязательно нужно и измерительное оборудование. В целом же, установить и использовать СТР совсем не сложно, особенно если система пришла на смену фотонабору. Конечно, случаются и такие казусы, когда заказанное оборудование не пролезает в двери здания, но это уже мелочи, справиться с которыми не так сложно. — Владимир Ковалёв, руководитель отдела допечатного оборудования («Легион»)
( Cлово поставщикам
Михаил Шпилькин, «Терем» |
Сейчас на рынке формных материалов для СТР странная ситуация: спрос превышает предложение, а дешеветь пластины не будут из-за повышения цены на основное сырьё — алюминий. Чтобы даже в таких условиях обеспечить своё предприятие пластинами и химией нужного качества и в нужные сроки, важно не забывать об условиях хранения и транспортировки. На нашем складе мы поддерживаем оптимальные условия для каждого типа пластин, но уже по дороге в типографию могут начаться проблемы. С определёнными марками термальных пластин всё может быть в порядке: «Не засвечиваются, хоть по Каракумам перевози», — уверяет Михаил Кувшинов. Но есть и чувствительные варианты: всего лишь 6 часов в пути при 30 °С — и все они аккуратно и равномерно засвечены. Фотополимерные пластины, напротив, чувствительны к минусовым температурам, а у нас есть клиенты и в таких городах, где температура -45 °С — отнюдь не редкость… Предусмотрительные клиенты готовят пластины летом или осенью — чтобы не пришлось переплачивать за тёплый вагон при транспортировке. — Михаил Шпилькин, руководитель отдела допечатного оборудования и материалов («Терем»)
( Cлово поставщикам
Типичная ошибка переходящих на СТР после работы с ФНА — неучтённое при построении профиля растискивание. Раньше профиль в RIP строился так, чтобы относительные площади растровых точек на плёнке соответствовали тому, что имеется в файле. Дальше происходило копирование, при котором точки обычно несколько уменьшаются, и печать, характеризуемая растискиванием. Таким образом, растискивание частично компенсировалось «недотискиванием» на стадии копирования. Если же мы теперь будем выводить формы напрямую и забудем о том, что растискивание ничем не компенсируется, то при печати получим не тот результат, который хотели. Не забывайте об этом и учитывайте растискивание в профиле RIP! Этот эффект абсолютно не связан с конкретным выбором технологии и марки CТP. Вопрос исключительно в том, где ставить точный процент: на плёнке или на пластине.
Хочется упомянуть старую и очевидную истину, которую заказчики не всегда осознают либо недооценивают. При переходе на CТP предприятие должно обязательно обзавестись программой спуска полос. Такой модуль должен либо входить в состав покупаемого ПО для автоматизации рабочего потока, либо приобретаться дополнительно. Как научить персонал этой технологией пользоваться — отдельный вопрос. Учить этому работников, ранее занимавшихся ручным монтажом, бывает сложно. — Константин Кучеренко, инженер («ВИП-Системы»)
Ещё недавно проблемы с наличием пластин, действительно, были. Если найти подходящие пластины для термальной технологии было совсем несложно, то для «фиолетовой» — уже проблематично. Сейчас ситуация улучшается, поставщики учатся на своих ошибках. Мы заранее отслеживаем потребность в материалах, опрашивая клиентов, чтобы держать на складе нужное количество пластин. — Николай Сапошников, технический специалист («Гейдельберг СНГ»)
( Cлово поставщикам
Как пишут на могильных камнях, не все йогурты одинаково полезны… У разных устройств и пластин разные особенности; если оборудование и расходные выбраны удачно, для нормальной многолетней работы CTP не нужен ни энтузиаст с горящими глазами, ни хирургическая чистота, ни термостат, ни калибровка чаще раза в квартал. Хотя можно найти и очень неудачную комбинацию. Тогда придётся доплачивать при монтаже или, что ещё хуже, эксплуатации. Что касается постоянного контроля качества — верно, для некоторых комбинаций «СТР—пластина» нужно постоянно следить за точкой. А у других пользователей измерительный прибор покрывается пылью, так как растровая точка стабильно держится в пределах точности измерений.
К вопросу о монтажистках: есть масса примеров, когда именно монтажистки уверенно справляются с новой техникой, если только вы не выбрали суперсложное, не соответствующее потребностям типографии устройство и ПО.
А проблема с неучтённым растискиванием кроется даже не в СТР, а в пластинах. Фотополимерные — очень нелинейны, без компенсации работать невозможно. Термальные и серебряные куда более линейны, хотя калибровка не помешает. Страшнее не сам факт нелинейности, а её нестабильность. Если при изменении температуры на пару градусов цвет уходит, включите в смету кондиционер-термостат». — Михаил Кувшинов, технический директор («Нисса»)
Мы поставляем СТР для флексографии 8 лет (имеем более 60-ти инсталляций!) и знаем: использование СТР упрощается. Несколько лет назад установка и введение в эксплуатацию были весьма трудоёмки, а сегодня аппараты — как наши, так и конкурентов — хорошо контролируемы, и бояться просто нечего. Одна из проблем — это, конечно, грамотные работники. Но, на мой взгляд, в России даже легче найти хорошо образованных сотрудников, чем в Европе, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь у нас много специалистов с замечательным техническим образованием, которое досталось нам в наследство ещё с советских времён. А больше, чем просто хороший «технарь», для управления СТР и не требуется — современная полиграфическая техника достаточно автоматизирована». — Александр Ласкин, замдиректора («Альфа»)
Нина Друзьева, «ЯМ Интернешнл» |
Об СТР сейчас пишут много. Но техника и технология СТР — категория нефилософская. Это оборудование, которое надо установить и запустить с применением подходящих расходных материалов. Будучи поставщиками оборудования, материалов и для термального, и для фотополимерного процесса, мы не привязаны только к одной технологии, можем сравнивать и предлагать оптимальное решение для конкретной типографии. Ярко выраженная тенденция последнего времени — интерес к «фиолетовым» фотополимерным пластинам, новые версии которых по свойствам приближены к термальным: «твёрдая» точка, линейность воспроизведения растра, минимальное растискивание; при этом сохраняются механическая и химическая стойкость, присущие фотополимеру. Гарантированная стабильность параметров плюс низкая себестоимость изготовления формы и высокая чувствительность материалов, обеспечивающая заявленную производительность оборудования, — в наше время немаловажный фактор.
Естественно, как и любая новая техника, СТР требует навыка, опыта и знаний, которые обязательно придут со временем. Особенно если грамотно поставлены обучение персонала типографии со стороны сервисной службы и технологическая поддержка от технологов поставщика. Большой опыт позволяет нашим технологам оценить на месте и принять во внимание все факторы, влияющие на изготовление формы: качество воды, особенности освещения, климат в регионе, специфику используемых бумаг, квалификацию персонала — словом, то, что делает каждый запуск оборудования «штучным». Типографиям, только присматривающимся к СТР, не стоит вслепую воспринимать со страниц журнала советы, как обойтись с персоналом или какие условия ставить заказчикам, поскольку в каждом случае всё индивидуально. Имеет смысл разделять типографии на те, у которых уже был фотовывод, и те, что изготавливали формы на стороне. Для последних приобретение СТР — значительный шаг вперёд: свои формы, высокое качество. Для первых выгода не столь очевидна, если учесть сохранение на балансе предыдущего оборудования. Их аргумент — либо повышение качества, либо экономия средств на персонал и площади, и, конечно, скорость.
Что касается контроля файлов перед печатью: проверять и исправлять надо не на стадии изготовления форм в типографии. Нужно заранее иметь цифровое описание печатного процесса, в т. ч. и изготовление форм, и передать шаблон заказчикам в издательстве, чтобы те уже готовили «правильные» задания. Типография от этого только выиграет, хотя и столкнётся с нежеланием издательства что-либо менять. На этот счёт у типографий должны быть веские аргументы: качество, сроки, цены. — Нина Друзьева, продукт-менеджер («ЯМ Интернешнл»)