Повысить продуктивность и прибыль помогут чёткие производственные стандарты.
Многие директора типографий предпочитают не задаваться производственными вопросами по принципу «Не трогай то, что работает». Между тем, техпроцесс на предприятиях не отлажен, и вмешиваться в него можно и нужно, поскольку для конкурентоспособности и прибыльности необходимы принципиально иные результаты. Мало просто выдавать качественный продукт, вовремя доставляя его заказчику. Помимо эффективности, есть ещё и прибыль, которая, собственно говоря, и является целью.
Не секрет, что сплошь и рядом у директоров весьма смутное представление о производственных стандартах и ещё более туманное — о том, насколько им соответствует их типография. Можно списать это упущение на жёсткий график — заканчиваешь один заказ, переходишь к следующему… Но игнорирование результатов печатного цеха — серьёзная помеха работе всей компании.
Как это делают лидеры
Успешные предприятия объединяет одна черта: их директора установили чёткие производственные стандарты и столь же чёткие требования к их соблюдению. Руководство в курсе всех событий, не ограничиваясь интересом к срокам выполнения заказов. Те, кто хочет вывести производство на максимальный уровень прибыльности, должны:
- установить чёткие стандарты производства;
- тщательно контролировать объёмы работ;
- обеспечить обратную связь и выявлять проблемные зоны;
- постоянно сокращать материальные и временные затраты;
- избавляться от помех эффективной работе;
- не забывать о деталях, от которых зависит прибыль!
Высокий производственный уровень начинается с высоких стандартов и их контроля. Первый шаг — план с соответствующими требованиями к эффективности, значительно выше, чем у конкурентов. А подчинённые должны понимать, что это не желательный образ мыслей, а требование.
Эффективные директора упрощают техпроцесс, ускоряя сроки выполнения заказов. За счёт стандартизации обычные срочные работы уже не требуют особого внимания. Никаких компромиссов по срокам и качеству! Результаты сравниваются с планом, после чего принимаются нужные меры. При этом все сотрудники в курсе показателей и готовы их улучшать.
А что у вас? Знаете, что реально делается на предприятии? Сколько фактически нужно на настройку 6-красочного заказа? Сколько листов в час выдаёт самая большая машина? Знаете, кто лучший печатник, а кто — худший? Чем объясняется разница? Безнадёжны ли худшие или всё можно исправить?
Ответить на эти вопросы поможет любая АСУП. Берёте ли вы за основу собственные ежедневные/еженедельные запросы (см. «Показатели по дням, неделям, месяцам») или пользуетесь стандартными системными отчётами, но главное — действуйте.
Внимание, опасность!
Как правило, в типографиях зацикливаются на калькуляционных ведомостях, анализируя отдельные работы. Незначительные вариации от заказа к заказу целиком нормальны и приемлемы — важны средние показатели. Сравнение производственных и/или оценочных стандартов для больших объёмов заказов с фактическими средними показателями предприятия даст реальную картину происходящего, сгладив неизбежные крайности.
Существенная постоянная разница между фактическим и отведённым на работу временем — сигнал, что процессы в типографии вышли из-под контроля. Это означает проблемы с планированием: либо типография не успевает, либо операторы составляют расписание с запасом, страхуясь от неизбежных простоев, ибо всё отнимает лишнее время.
Успешные директора не склонны к самообману и следят, чтобы действительный результат чётко соответствовал принятым стандартам. Не нужно их занижать — настаивайте на повышении производительности.
Определите, в чём причина несовпадения фактических показателей и стандартов — низкая производительность, нереальные стандарты или то и другое? В любом случае, добивайтесь соответствия запланированных и полученных результатов.
Команды бывают разными
Разные люди выполняют одну и ту же работу с разными результатами и скоростью. Не забывайте об этом, ведь здесь кроются большие возможности для наращивания производительности. Неопытный сотрудник всегда сделает меньше, чем ветеран. Присматривайтесь к отличиям и поймёте, кто нуждается в дополнительном обучении. Постоянная оценка гарантирует новичкам необходимую помощь и соответствующий возможностям участок по окончании обучения.
Лучшие директора знают, что значительные отклонения в результатах свидетельствуют об одном из трёх моментов:
- отсутствии стандартов;
- импровизации на производстве;
- проблемах с обучением или способностями.
Лидер прибыльности не потерпит существенных отклонений в показателях разных смен. Необходимо чётко донести до персонала не только суть стандартов, но и общий план по наращиванию производительности, регулярно отслеживать прогресс и оценивать результаты каждого.
Необходимо тесное сотрудничество с начальником производства. Потенциалом совершенствования часто пренебрегают в повседневной суматохе, поэтому подходить к планированию нужно тщательно и скрупулёзно, не отвлекаясь на сиюминутные задачи.
Как добиться нужного результата
На предприятии с грамотным управлением царит спокойное приподнятое настроение. Каждый знает, чего от него ждут, располагает необходимым оборудованием и не встречает помех. Никто не повышает голос — всё идёт по плану. Если руководство понимает суть стандартов и ограничения реальных производственных условий, не будет ни страха, ни угроз — в них нет необходимости. На смену приходит нацеленность на высокий результат, на постоянную оптимизацию техпроцесса и показателей.
Генеральные директора редко проводят много времени в типографиях, и я на этом отнюдь не настаиваю. Просто не забывайте, насколько важно получать от предприятия максимальную отдачу. Возможностей для совершенствования хватает везде, и ваша компания вряд ли исключение.
Показатели по дням, неделям, месяцамИнформация не ограничивается финансами. Ключевые данные о происходящем в компании можно получить только на производстве. Именно от них зависит результат. Безусловно, в конечном итоге всё это выливается в финансовую отчётность, но производственная информация выявляет причины, лежащие в основе показателей.
Ниже приведены 10 «магических чисел», которые можно скомпоновать в небольшие «горячие» списки понятных и простых для сбора данных. В большинстве компаний они уже есть, просто затерялись среди электронной почты, файлов Excel и старых подшивок.
Ежедневные показатели
Определитесь, насколько довольны вчерашними результатами. О тенденции можно говорить минимум через неделю, но просматривать данные нужно ежедневно.
- Денежный эквивалент коммерческих предложений. Если на большую часть заказов предоставляются коммерческие предложения, они станут предварительным сигналом колебания объёмов продаж.
- Денежный эквивалент полученных заказов. Сроки выполнения работ сокращаются, поэтому заказы у типографии могут закончиться быстро. Отслеживание потока входящих заказов поможет спрогнозировать продажи на последующие несколько недель.
- Денежный эквивалент трудозатрат на выполняемые заказы. Самый важный индикатор «занятости» типографии, поскольку преобразует все отработанные часы в ожидаемый денежный эквивалент.
- Имеющиеся к получению средства по кредитному лимиту плюс задолженности заказчиков. Доход компаний, актив которых полностью составляют заёмные средства, складывается из рассчитанного по формуле кредитного лимита и оплаченных клиентами счетов. Предприятию необходимо постоянно контролировать эти показатели и планируемые объёмы.
- Денежный эквивалент отгрузок и счетов. Отгруженные клиенту заказы после выставления и оплаты счетов превращаются в объёмы продаж. Удивительно, насколько медленно компании порой выставляют счета, ухудшая ситуацию с продажами по месяцам, усложняя процесс кредитования и поступление средств.
Еженедельные показатели
Эти вопросы требуют больше времени для сбора информации и требуют внимательнейшего анализа при изменениях в показателях.
- Процент оплачиваемого времени на основных затратных участках. Поможет быстро проверить, сколько трудозатрат приходится на оплачиваемую работу. Заметьте, что при недостаточной загрузке проценты могут ввести в заблуждение: смена всегда найдёт способ растянуть свои объёмы на всё имеющееся время. Практика показывает, что в большинстве случаев постоянный поток заказов повышает производительность минимум на 20% за смену. Вот почему рекомендуется отслеживать ещё и эффективность: двухчасовая настройка там, где был запланирован всего час, дохода не принесёт.
- Прогнозируемый объём продаж в месяц. Очень часто реальные перспективы по продажам начинают оценивать в последнюю неделю месяца. Почему? Потому что отсутствует весомая база для прогнозов и не практикуется своевременная их корректировка. Скорее всего, в компании вообще не склонны полагаться на оценку перспектив по продажам.
Ежемесячные показатели
Три пункта крайне важны в анализе результатов и оценке ближайших перспектив.
- Реальные и прогнозировавшиеся затраты на основных участках. Чтобы понять, насколько предприятие соответствует производственным стандартам, начинать нужно отсюда. Вскроются и зоны, для которых стандарты стоит откорректировать. Тест покажет, не кроются ли за низкой скоростью работы дополнительные мощности, и даст понять, насколько эффективно управляется типография.
- Общая добавленная стоимость за месяц. Единственный пункт в списке, проверяемый в конце месяца, — лучший способ оценить прибыль за истекший период на основе выставленных счетов. Он надёжнее объёмов продаж, поскольку колебания цен, крупные партии и изменения в ассортименте искажают ситуацию с продажами, завышая доступные средства на жёстко фиксированные производственные затраты. Чтобы быть в курсе финансовых результатов компании, сравните прибыли за месяц с объёмом добавленной стоимости — получите практически исчерпывающую информацию.
- Прогнозы по продажам на следующий месяц и перспективу. К середине месяца надо проанализировать прогнозы на следующий период. Реальные цифры всегда отличаются (часть заказов переносится или отменяется), но нацеленность на перспективу — верный способ активизировать общение с имеющимися и потенциальными клиентами. Удивительно, насколько оценка потенциала помогает эффективно управлять продажами. За месяц навыки прогнозирования не отточишь, но усилия обернутся реальными дивидендами для компании и менеджеров по продажам.
Об авторах: Боб Розен, президент консалтинговой компании R.H. Rosen Associates, специализирующейся на полиграфии, автор издания The Graphic Arts CEO («Генеральный директор в полиграфии»), включающего книгу и компакт-диск с примерами из практики Розена, работавшего с 500 полиграфическими компаниями, в т. ч. со 160 отраслевыми лидерами. На CD собраны редактируемые формы и финансовые модели, стоимость комплекта 159 долл. (заказ на сайте www.napl.org).
* Журнал «Американский печатник», январь 2006 г. © 2006, American Printer Magazine, Prism Business Media Inc. publication. All Rights Reserved.