Часть 4 (продолжение; начало в Publish ? 10, 2005; ? 1 и 2, 2006)
Стабилизатор натяжения бумажной ленты и устройства равнения бумажной ленты
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Стабилизатор натяжения
для 4-красочной печати с высоким качеством
1. Неверное натяжение
При смене работы заново регулируйте натяжение с учётом массы 1 м? бумаги.
2. Раскачка
Колебания плавающего, компенсирующего валика могут стать причиной разрыва ленты (устраняются сервисным инженером).
3. Скопление грязи на краях валиков
Приводит к образованию складок и, как следствие, к разрыву ленты.
Регулярно очищайте валики — они должны вращаться свободно.
Периодически проверяйте их центрирование и подшипники.
4. Плохо настроенный прижимной валик
Если тянущее усилие неодинаково по ширине бумажной ленты, возникнут колебания ленты.
Проверьте настройки натяжения.
Резиновая поверхность прижимного валика со временем твердеет, приводя к нестабильному натяжению и проскальзыванию. Периодически измеряйте твёрдость поверхности специальным прибором.
Устройство равнения
контролирует положение ленты в боковом положении для многокрасочной печати с высоким качеством
1. Слишком высокое натяжение в машине
В устройстве равнения лента рвётся. Проверьте скорость ленты в стабилизаторе натяжения и секции охлаждения, настройки натяжения в фальцаппарате, прижимные ролики.
2. Слишком резкая реакция (качание)
Устройство равнения должно работать плавно, не допуская чрезмерных колебаний натяжения. Проблему устраняет сервисный инженер.
3. Скопление грязи на краях валиков
Приводит к образованию складок и, как следствие, к разрыву ленты.
Регулярно очищайте валики — они должны вращаться свободно. Периодически проверяйте центрирование валиков и их подшипников.
4. Затор в раме автосклейки
Если бумагопроводящий валик расположен в крайнем положении, неизбежны складки и боковые колебания ленты, что приводит к разрыву ленты в машине. Причины: неверное положение рулона в устройстве склейки, ослабление натяжения на любом тянущем цилиндре бумажной ленты, дефект устройства равнения.
Краска и увлажнение
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Соответствие краски бумаге
Сложности, как правило, возникают при переходе от печати на бумаге высокого качества к дешёвым видам, имеющим неплотную поверхность и/или непрочно сцепленные волокна (например, при переходе с легкомелованной на суперкаландрированную или улучшенную газетную). Применяемые при печати на немелованной бумаге краски с высокой липкостью приводят к выщипыванию, пылению, скоплению краски и бумажной пыли на красочных валиках и, как следствие, к разрывам ленты. Для печати на улучшенной газетной бумаге нужна краска с соответствующей липкостью. Особенно это важно для чёрной краски, обычно находящейся в первой красочной секции, — она первой ложится на бумагу, увлажняя её. (В распоряжении европейских типографий, работающих с разными видами бумаги, имеется единая универсальная краска со стабильными характеристиками и поведением при печати, стабильной эмульсией краска/вода, пониженным налипанием для облегчения смывки офсетного полотна и уменьшенным риском разрыва бумажной ленты.)
2. Избыточная подача краски
Приводит к намотке бумаги на офсетные цилиндры в печатной секции, вызывает проблемы с сушкой и охлаждением ленты.
3. Избыточная подача воды
Может стать причиной разрыва бумажной ленты при запуске машины или намотки её на офсетные цилиндры в печатной секции. Чтобы бумага оставалась прочной на разрыв, сведите увлажнение к минимуму: важны точное соответствие состава увлажняющего раствора и чёткая его дозировка по отношению к краске. Избыточное увлажнение затянет высыхание краски, которая начнёт скапливаться на охлаждающих цилиндрах, повышая риск разрыва ленты (другие побочные эффекты — падение уровня глянца изображения, пузырение бумаги, запах в охлаждающей секции).
4. Слишком высокая липкость краски
Причина нестабильного контакта бумажной ленты с офсетным полотном при печати фоновых участков (плашек). Колебания натяжения ленты влияют на приводку и могут привести к разрыву ленты в первой печатной секции или сразу за ней.
Действия: понизьте липкость краски, увеличьте натяжение бумажной ленты, воспользуйтесь офсетным полотном с т. н. «быстрым отделением».
При остановке машины липкость краски повышается под воздействием тепла (особенно в жаркую погоду) и при испарении растворителя; при повторном запуске бумажная лента наматывается на офсетное полотно. В красках для печати без сушки растворитель стабильнее и не вызывает таких сложностей.
Решить проблему с разрывами ленты при запуске машины из-за липкости краски отчасти помогает растворитель с антиприлипающим эффектом, который в небольшом количестве распыляют на красочные валики и офсетные полотна.
Некоторые газетные типографии наносят чёрную краску последней, чтобы снизить пыление.
5. Слишком высокая вязкость краски
Холодная краска течёт слишком медленно, приводя к недостаточной подаче, пылению, скоплению краски на красочных валиках и частым разрывам ленты.
6. Красочный туман, разбрызгивание, капли на бумажной ленте
Красочный туман (от красочных валиков)
Причины — перегрев валиков из-за высокой скорости печати, чрезмерное ускорение валиков или избыточное давление между ними.
Разбрызгивание
На краях красочных и увлажняющих валиков собирается эмульгированная краска. Скопившись в большом количестве и попав в зону контакта валиков, она разбрызгивается и становится причиной разрыва. Возможен и другой вариант: краска окажется в секции охлаждения, и разрыв из-за скопившейся на валиках краски произойдёт в этой секции. Для печати на немелованной бумаге нужно больше краски и, соответственно, больше воды на печатной форме. Неверно подобранная краска эмульгирует сильнее.
Капли
Из подтекающего красочного ящика краска попадает на бумажную ленту, которая прилипает к офсетному полотну и рвётся. (Иногда разбрызгиваемая краска оседает на станине или защитном ограждении и оттуда попадает на ленту.)
- Липкость краски должна соответствовать виду бумаги.
- Следите за чистотой цапф и краёв валиков.
- При работе с узкой бумажной лентой устанавливайте в резервуарах перегородки, предотвращающие скопление краски на краях валиков.
- Регулярно проверяйте давление между валиками и их центрирование, чтобы избежать перегрева и неравномерной подачи краски.
Оптимальное поведение краски
Исследования показали, что поведение краски в печатной машине определяется комбинацией температуры красочных валиков и красочных ящиков, корыт и валиков увлажняющих аппаратов, офсетных полотен и печатных форм. Все они влияют на перенос краски и эффективность увлажнения, частоту смывки полотен, скорость печати и риск разрыва бумажной ленты.
В оптимальном варианте температуру в процессе печати периодически отслеживает инфракрасное устройство сушки горячего воздуха. Зафиксировав отклонения, оно замеряет все показатели повторно, чтобы выявить источник проблемы. Сотни замеров в машинах рулонной печати с сушкой дали рекомендуемые температурные режимы, обеспечивающие высокую производительность при низком риске разрыва бумажной ленты. Выход за рамки оптимального диапазона температур чреват ухудшением качества печати. Не стоит забывать и о рекомендациях изготовителя печатного оборудования.
Еженедельные процедуры
Для поддержания оптимального состояния резервуаров и корыт с увлажняющим раствором выполняйте следующие рекомендации:
- просушите корыта, системы подачи и резервуары, заполните их горячей водой;
- добавьте средство для очистки системы увлажнения и закачайте раствор в корыта с целью промывки системы циркуляции раствора;
- прогоняйте чистящий раствор до исчезновения крупных частиц - он должен посветлеть;
- очищенную систему просушите, промойте чистой водой, ещё раз просушите, насухо протрите корыта и резервуары;
- перед подачей свежего увлажняющего раствора смените все фильтры;
- очистите увлажняющие валики и хромированные цилиндры и только потом подавайте увлажняющий раствор в корыта;
- десенсибилизируйте поверхность валиков и цилиндров, очистив и протравив их (резиновые валики, хромированные и керамические цилиндры).
Разрывы ленты в печатной секции
ТАБЛИЦА
1. Разрывы ленты при запуске машины
При включении давления печати (натиска) в печатных аппаратах натяжение в последней секции резко возрастает, а в остальной части машины падает, провоцируя разрыв бумажной ленты. В газетных машинах при разгоне необходимо преодолеть инерцию лентонаправляющих валиков; высокая стартовая скорость машины увеличивает пиковое натяжение, повышая риск разрыва.
- Сведите к минимуму увлажнение, чтобы не подвергать лишней нагрузке бумагу при запуске и избежать разрывов. (Увлажняющий раствор подаётся в минимальном количестве, достаточном для очистки пробельных элементов печатной формы. При необходимости дайте в процессе запуска дополнительное время на очистку пробельных элементов и очищайте их на рабочей скорости.)
- Решить проблему с разрывами при запуске из-за липкости краски отчасти поможет растворитель с антиприлипающим эффектом, распыляемый в небольшом количестве на красочные валики и офсетные полотна.
- Перед запуском проверьте, чтобы пазы цилиндров были сухими, иначе вода или растворитель попадут из них на бумажную ленту и подмочат её.
- Чрезмерное гуммирование печатных форм приведёт к намотке бумажной ленты при запуске машины.
- Перед запуском оборудования всегда проверяйте, как выровнена бумажная лента. Проверните рулон, убрав провисающую петлю бумаги, дабы избежать намотки ленты на офсетный цилиндр.
- Всегда запускайте машину в соответствии с инструкциями, иначе лента порвётся в первой печатной секции или сразу за ней.
2. Остановка машины
При отключении давления печати (натиска) в печатных секциях бумага мгновенно высыхает и теряет эластичность, повышается риск разрыва бумажной ленты. Натяжение ленты тормозят бумагонаправляющие (холостые) валики, дополнительно увеличивая нагрузку на бумагу. При аварийной остановке современной машины лента рваться не должна (даже при отключении энергоснабжения и подачи воздуха), поскольку переключение с «сырого» натяжение на «сухое» контролируется автоматически. На старом оборудовании разница в натяжении не компенсируется, вероятность разрыва выше.
При отключении давления печати (натиска) в печатных секциях в случае аварийной остановки происходит быстрый переход с «сырого» натяжения на «сухое», приводящий к разрыву бумажной ленты. (Диаграмма IFRA: отчёт 1.18, с. 14, рис. 11) |
Безопасная остановка
Запускается соответствующей кнопкой или регистрируется специальными датчиками при разрыве ленты, бумажном заторе; машина останавливается через 11-12 с.
Экстренная остановка
Запускается красной кнопкой с жёлтой окантовкой. Старые машины останавливаются за 6-7 с, новые одноприводные — за 11–12 с. В любом случае основной выключатель на распределительном щите переводится в выключенное положение после полной остановки оборудования.
За исключением аварийных ситуаций пользуйтесь только стандартной или безопасной остановкой.
3. Разрыв «из солидарности»
Встречается преимущественно на многоленточных машинах: после разрыва одной ленты рвутся и остальные. Возможная причина — смена сырого натяжения на сухое после аварийной остановки, но чаще остатки бумаги задевают, попадают или наматываются на другие ленты. Разрыв «из солидарности» часто указывает на слишком высокое натяжение в одной из печатных секций: важно выявить проблемный участок и откорректировать настройку.
4. На ленту попадает вода, краска или посторонние предметы (см. разделы по разрывам при запуске и краске)
- Установите поддоны, предупреждающие попадание краски на бумажную ленту.
- Накройте поддоны с водой, чтобы на ленту не падали капли конденсата.
- Не оставляйте на машине инструменты и другие предметы - они могут упасть на бумажную ленту.
5. Неверное давление в печатных аппаратах
Это причина отклонений в натяжении бумажной ленты: при слишком низком давлении она колеблется и может разорваться.
Ориентируйтесь на рекомендованные изготовителем параметры.
6. Неправильно подобранное качение цилиндров (в машинах без контактных колец)
Неверная или чрезмерная деформация офсетного полотна.
Ориентируйтесь на параметры, рекомендованные изготовителем машины.
Для равномерной проводки бумажной ленты деформация офсетного полотна должна быть одинаковой во всех печатных секциях. Лентопротяжные свойства офсетных полотен могут изменяться, поэтому их обязательно тестируют.
Система смывки офсетных полотен
Основная цель при смывке — сохранить качество печати и сократить время простоя. Дополнительная задача — предотвратить скапливание краски, бумажных волокон и пыли, увеличивающее липкость и повышающее риск разрыва бумажной ленты (и повреждения полотна из-за избыточного давления). Процедура смывки зависит от вида бумаги и особенностей типографии: при печати на немелованной бумаге волокна скапливаются в первой секции, требующей дополнительных объёмов воды при смывке. Для мелованной бумаги — в секциях с голубой и пурпурной красками, отличающихся самой высокой липкостью.
Насыщенный смывочный раствор ослабляет бумажную ленту и повышает риск разрыва.
При смывке (с использованием тканевых и щёточных систем) давление печати (натиск) в печатных секциях отключают, чтобы вода меньше ослабляла бумагу. Растворитель не влияет на адгезию в месте склейки (риск брака склейки), а время смывки сокращается, поскольку бумага не впитывает растворитель. Способ безопаснее: перед сушкой в бумаге не окажется лишнего растворителя.
Если полотно смывают слишком редко, бумажная лента рвётся из-за повышенной липкости. На полотнах скапливается слишком много пыли и краски, и смывка не справляется с загрязнениями. Результат — липкая поверхность, приклеиваясь к которой бумажная лента разрывается.
Смывайте офсетное полотно при каждой склейке — отходы от склейки и смывки сократятся наполовину.
8. Бумагонаправляющие и регистровые валики
Могут создавать складки, приводящие к разрыву бумажной ленты.
Регулярно очищайте валики — они должны вращаться свободно. Периодически проверяйте их центрирование, работу подшипников.
9. Машина не отцентрирована или не установлена горизонтально
При постоянных разрывах ленты из-за образующихся складок проверьте установку машины по уровню на всей её длине; при необходимости выровняйте.
Научный редактор перевода — В. Н. Румянцев
* В части пособия «Предотвращение и диагностика разрывов полотна» (Roll to Web Converting) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG).
© 1998 & 2002. Все права защищены.
Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics, MacDermid Printing Solutions, MAN Roland, MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.
Специальные символы, которыми в пособии выделяются важнейшие моменты:
Ь - диаметр
> - больше
< - меньше
м/с - метров в секунду
м/мин - метров в минуту
PSA (Pressure Sensitive Adhesive) - двусторонние самоклеящиеся ленты для склейки
Склейка движущихся лент и неподвижных лент:
При описании общих моментов для двух технологий используются термины "сращивание" или "склейка" лент. Если речь идёт о конкретном устройстве, употребляется полное название: "устройство склейки движущихся лент" или "устройство склейки неподвижных лент".
Рекомендуется | |
Не рекомендуется | |
Негативные последствия: лишние затраты (отходы, время и т. д.) | |
Безопасность |
Рекомендуемые температурные режимы для печати с сушкой
Ёмкости с увлажняющим раствором | 12-16 °C |
Красочные валики | 26-34 °C |
Печатные формы | 28-35 °C |
Офсетные полотна | 28-35 °C |
Растирочные цилиндры с водяным охлаждением
26 °C±12% рекомендуемая температура поверхности цилиндров
>30 °C повышенная липкость краски из-за ускоренного испарения растворителя, риск образования красочного тумана и разбрызгивания краски
<26 °C (79 °F) повышенная вязкость краски и недостаточный краскоперенос; при повышенной влажности риск эмульгирования
Корыто с увлажняющим раствором
12–16 °C для достижения оптимальных показателей установите пониженную температуру в рециркуляционном резервуаре
>16 °C повышенная температура увеличивает испарение и способствует растискиванию точки
<12 °C при низкой температуре сокращается перенос краски на печатную форму
Офсетные полотна
- Избыточная деформация увеличивает натяжение бумажной ленты (причина разрыва).
- Сильно деформированное полотно (или утерявшее компрессионные свойства на машинах без контактных колец) может разорвать место склейки в первой печатной секции.
- Недостаточно деформированное полотно быстро восстанавливается, увеличивая риск разрыва бумажной ленты.
- Неверный монтаж изображений на печатной форме создаст очаги повышенного натяжения на бумажной ленте.
- Повреждённое офсетное полотно сразу не заменяется.
- Проверяйте соответствие краски типу офсетного полотна.
- Все полотна в печатной машине должны быть одного типа и изготовителя.
- Заменяйте полотно по окончании срока эксплуатации (газетная печать 8-12 млн отт., коммерческая 5-15 млн).
- Если остальные полотна в хорошем состоянии и давление в печатном аппарате невысокое, допустимо заменять только повреждённое полотно.
- После затора бумаги в секции газетной машины двойной ширины заменяются оба полотна по ширине машины.
- При повреждении полотна в нижнем аппарате газетной машины башенного типа заменяются полотна во всей печатной секции.
Типографии, печатающие на неплотной бумаге изображения с плотным красочным покрытием, отмечают, что разрывы из-за липкости сокращаются при смывке секций в обратном порядке (от жёлтой к чёрной).