101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Как быстрее одобрить цвет и удержать его в тираже *

  • 12 марта 2010 г.
  • 6107

Утверждение тиража в типографии

Задачи заказчика

Перед началом печати

  • Заранее оговорить все сложные для воспроизведения графические элементы и, ориентируясь на цветопробу, обсудить их с типографией.

В печатном цехе

  • Прийти на утверждение цвета хорошо отдохнувшим — усталость влияет на восприятие цветов. Не начинать работу сразу — дать глазам отдохнуть после яркого солнечного света (45 мин).
  • Убедиться, что цветопробы выведены из тех же файлов, что и печатные формы, — иначе в сопоставлении особого смысла нет.
  • Расположившись, не мешать печатникам. Воздержаться от комментариев, пока печатный лист не подан на утверждение.
  • Типография — ваш союзник в борьбе за оптимальный результат при выбранных расходных материалах.

При сравнении цветопробы с оттиском

  • Проверить наличие всех графических элементов (в типографиях с системами CTP вопрос не столь актуален).
  • Проверить отсутствие в свободных от изображения зонах листа двоения, тенения, грязи.
  • Оценить впечатление от оттиска: отведя лист на расстояние вытянутой руки, посмотрите на него 10 с, потом отведите взгляд. Все ли детали и цвета выглядят естественно?
  • На основании общего впечатления определить нуждающиеся в корректировке зоны и осмотреть их тщательнее.
  • Чётко и оперативно описать нужный результат после внесения корректировок (не упоминая способов достижения).
  • Технологические ограничения делают некоторые изменения невозможными. Совместно с типографией придите к компромиссу и упростите задачу, расставив приоритеты.
  • Руководствуйтесь оговорёнными при размещении заказа параметрами качества.
  • Точность приводки в половину растровой ячейки вполне приемлема в тенях. Для жёлтого допуски без ущерба для визуального восприятия повышаются до двух ячеек. Главное — оценка невооружённым глазом. Требования к приводке для контуров, границ, шрифтов вывороткой и составных оттенков значительно выше по сравнению с фотоизображениями.
  • Не гонитесь за плотностью красочной плёнки — восприятие цветовых сигналов человеческим глазом подчиняется геометрической прогрессии: для увеличения визуальной насыщенности на 5% потребуется на 25% больше краски, что может превышать ограничения для данного вида бумаги.
  • При денситометрических замерах плотность красочной плашки (SID) и параметры растискивания (TVI) оговариваются заранее.
  • Если результат устраивает, в тираж подписываются два печатных листа (один остаётся у заказчика, второй — у печатников).
  • При печати неизбежны отклонения по плотности плашек, но они не должны превышать оговоренных допусков.

Проверка сфальцованных тетрадей

  • Отнимающие массу времени и средств проблемы с послепечатной обработкой предотвратимы.
  • Осмотрите подрезанное изделие сразу по выходу на «качественную фальцовку». Убедитесь, что изображения на полосах расположены верно.
  • Осмотрите экземпляр из обвязанной стопы на предмет морщин (в зависимости от системы приёмки печатной машины).

Рулонная печать с сушкой

Приоритеты при приладке и печати

1. Баланс цвета/серого. Правильная работа с серой шкалой — залог успешного контроля цвета и его стабильности. Отслеживайте баланс серого в средних тонах, и оперативный выход на общий цветовой баланс гарантирован.

2. Растискивание. Варьируется в пределах 15–35%, в зависимости от линиатуры растра, техпроцесса, бумаги, густоты/потока краски (подробнее о влияющих на растискивание переменных см. в следующем номере).

  • Замеряйте в средних тонах на 50% точках, где растискивание наиболее критично и заметно.
  • Стабильность и баланс растискивания важнее абсолютных значений.
  • Для сбалансированного серого величина растискивания триадных красок не должна отличаться больше, чем на ±4% с традиционными методиками или ±2% при рекомендованных инструментах и методиках (в т. ч. контроль баланса серого).

3. Отслеживание плотности красочной плашки. Замеряйте и контролируйте толщину красочной плёнки.

  • Сбалансированные значения триадных красок важнее абсолютных чисел. Регулярные замеры денситометром величины SID на контрольной плашке цветовой шкалы предотвратят утолщение красочной плёнки при печати (для более стабильного соответствия подписанному в печать листу).

Устройства контроля качества

Оптимальная печать невозможна без эффективного использования устройств контроля качества, а ведь многие полиграфисты либо вообще их игнорируют, либо работают неверно. Проблемы с ручными замерами решают автоматические системы контроля цвета с обратной связью.

Стандартная серая контрольная плашка со шкалами для измерения плотности красочной плашки в коммерческой печати, размещаемая на обрезаемых участках. Источник: System Brunner

Фиксирование характеристик (баланс серого, растискивание, толщина красочной плёнки, контрастность оттиска, высокие цвета, треппинг) — залог реального контроля печатного процесса и результатов, оптимальных для выбранных расходных материалов. Без замеров не обойтись при приладке и контроле готовой продукции, хотя могут потребоваться финальные настройки вручную. Придерживайтесь перечисленных ниже основных правил.

Отдельные параметры замерять бессмысленно — их анализируют в совокупности.

Инструменты контроля качества требуют систематичного применения, калибровки и техобслуживания.

В допечатной подготовке учитываются вид бумаги, плотность красочной плашки, растискивание и контрастность; на все формы добавляются цветовые шкалы и плашки. Идеальные цветопробы совместимы с технологией печати и поверхностью запечатываемого материала.

Контроль и управление цветом с обратной связью

Системы контроля и управления цветом с обратной связью (closed-loop colour systems, CCS) — завершающий этап стандартизации, управления цветом и печати по цифрам. Автоматизируется большая часть шагов по утверждению цвета, вдвое повышается скорость на приладке, на треть сокращается количество шагов по наращиванию скорости по сравнению с традиционными системами. Подобные системы исключают характерные для ручных замеров проблемы и субъективные оценки, дают значительные экономические преимущества. В рулонной печати с сушкой контроль и управление цветом с обратной связью появился с конца 1990-х и сейчас широко применяется. Системы для газетной печати доступны с 2003 г.

На мониторе встроенной CCS отображаются настройки красочных зон. Вверху— плотность красочного слоя и растискивание, внизу— 6-угольники с общим цветовым балансом. Источник: Quad/Tech & System Brunner

Преимущества систем CCS по сравнению с традиционной приладкой

  • Повышение скорости на приладке вдвое, сокращение отходов на 30–60%.
  • Одновременная настройка двух сторон полотна (вместо последовательной).
  • Улучшенная работа оборудования при холодном пуске.
  • Автоматический выход на эталонную плотность (вместо замеров ручными денситометрами).
  • Выход на цвет ускорен на 25–40% и не зависит от опыта оператора.
  • Объективная приладка цвета втрое быстрее (по сравнению с субъективной визуальной настройкой).
  • Более высокое качество предварительных оттисков.
  • Оперативный выход на высокие скорости печати, повышение средней скорости.
  • Более стабильный цвет при изменении скорости печати.
  • Предотвращение избыточного краскопереноса (затраты), сокращение эмульгирования и времени очистки.
  • Смывки офсетных полотен вдвое реже.
  • Чистые кромки бумаги.
  • Отчёты по тиражу для анализа тенденций и предотвращения жалоб со стороны клиентов.

CCS, укомплектованная функцией цветового баланса, снимает необходимость в регулировке красочных зон с учётом пожеланий заказчика. Чтобы добавить красного, зелёного или повысить контрастность, достаточно применить параметры к выбранной зоне или поверхности с новой 3-красочной эталонной точкой. Источник: Source Quad/Tech

Пользователи сообщают о высоком уровне стабильности изображений между страницами, печатными машинами и сменами. У операторов больше времени на настройку фальцаппарата и рубки — и цвет утверждается быстрее, и проблем с очисткой меньше. В выигрыше и заказчик: оперативное утверждение цвета, гарантированная стабильность на протяжении тиража, отчёты статистического управления. Системы высокоэкономичны и окупаются меньше чем за год, благодаря сокращению бумажных отходов, ускоренной приладке, увеличению средней скорости, сокращению расхода краски и сложностей с техобслуживанием.

Печать металлизированными красками

Металлизированные краски повышают привлекательность полиграфической продукции, но технически очень требовательны. Качественный результат невозможен без оптимизации бумаги, допечатной подготовки, красок, настроек машины, подготовки валиков и химии. Корректно подбирайте липкость: для качественной печати самое важное — вязкость и глянец.

Металлизированные краски

Металлизированные офсетные краски похожи на обычную пигментированную триаду — разница лишь в размере и структуре пигментов. Золотые (бронзовые) краски делают из бронзового порошка: жидкую смесь меди и цинка распыляют, а потом перемалывают на частицы нужного размера (обычно 2–3 мкм, что в 100 раз больше жёлтого и красного пигментов).

Серебряные краски изготавливают из алюминиевых пигментов по схожей технологии перемола. Недавно появился новый вариант — полученные вакуумным способом металлизированные пигменты с более тонкими и гладкими металлическими хлопьями, глянец которых выше по сравнению с молотыми.

Рекомендации

  • Чтобы снизить риск отмарывания и истирания, печатать металлизированными красками лучше внутри, а не снаружи тетрадей.
  • Обжигайте печатные формы, чтобы предотвратить появление пятен.
  • Для оптимальных результатов работайте с новыми офсетными полотнами.
  • В первый раз используя металлизированные краски, поместите их в первую печатную секцию (если позволяет конструкция машины). При появлении пятен на печатных формах, увеличьте подачу увлажняющего раствора. Если не поможет, переведите металлизированные краски в последнюю секцию.
  • 60% жёлтый растр под металлизированной золотой краской снижает толщину красочной плёнки (металлизированные краски находятся в последней секции).
  • При работе с IPA-составом поддерживайте содержание спирта на уровне 8–10%.
  • Температура воды в системе циркуляции увлажняющего раствора не должна превышать 14 ºC.
  • Не завышайте уровень краски в красочном корыте и регулярно её добавляйте.
  • При запуске машины сначала настраивайте триаду, потом добавляйте «металлик».
  • Температуру в печатной машине поддерживайте на самом низком уровне.
  • Уменьшить эмульгирование поможет отключение промежуточного увлажняющего валика.
  • Если на протяжении тиража pH в системе циркуляции увлажняющего раствора колеблется, попробуйте частично осушить резервуар. При необходимости слейте раствор после печати, поменяйте фильтры и наполните резервуар вновь — следующий тираж будет защищён от грязи.
  • Поддерживайте самый высокий уровень pH (>5) во избежание коррозии металлизированных пигментов.

Цветовые веера печатаются шелкотрафаретом — на рулонной машине такой оптической плотности не добиться, поэтому офсетные оттиски не могут быть такими насыщенными и тёмными. Чтобы избежать вопросов с утверждением цвета, выводите специальную лабораторную цветопробу с типичными для рулонной печати с сушкой плотностями.

Газетная печать без сушки

Серая шкала IFRA Greybalance на базе стандарта ISO 12647-3.  IFRA ValuesУтверждение цвета в газетной печати проходит практически по тому же сценарию, что и в рулонной с сушкой, но заказчик, как правило, в типографии не присутствует, а цветопробы выводить не принято (ситуация меняется по мере того, как газетные типографии печатают всё больше коммерческих заказов с сушкой и без). Основное отличие — в понятии «тиражная копия»: к тиражу часто добавляют экземпляры, отпечатанные до оптимизации качества. Допустимые отклонения от «итогового утверждённого качества» существенно варьируются в зависимости от типографии — это вопрос и экономический, и технический.

Машины с опцией предварительной настройки красочных зон выходят на тиражное качество после 800 оборотов цилиндра; чтобы уменьшить цифру, потребуются серь-
ёзные инвестиции в техобслуживание, обучение и контроль. В полностью ручных системах запись усреднённых параметров и их регулировка с учётом практики — единственно возможный системный подход для сокращения отходов при запуске машины.

Главное при пуске оборудования — баланс краска/вода и приводка. Затем на глаз регулируют общий цветовой баланс и плотность, ориентируясь на 3-красочную серую шкалу. Задача — нейтральные серые тона без цветных оттенков с быстрым выходом на тиражные копии. Визуальной оценки отличий между оттисками вполне достаточно, поскольку цвет в газетной печати относительно стабилен (условия освещения и просмотра должны быть соответствующими).

Серые контрольные поля

В периодические издания поступает реклама из разных источников, и важно, чтобы баланс серого оставался в пределах отраслевых стандартов. Серое поле тестовой формы (IFRA, SNAP, GATF, NAA, System Brunner) печатается с постоянной толщиной красочной плёнки. Ключ к успеху — соответствие работы всех печатных секций утверждённым стандартам, а для этого необходимы регулярные измерения. Только в этом случае можно вывести допечатные профили растискивания и регулировать триадные тона для корректных серых и цветных оттенков. Состояние печатного оборудования меняется: следите, чтобы профили точно отображали ситуацию, иначе они ненадёжны и бесполезны, а цвет вызывает нарекания.

Оптимальная конфигурация серой шкалы — 3-цветный полукруг с использованием значений серого из отпечатанной тетради (если такой возможности нет, берутся рекомендованные параметры ISO 12647-3). К нему примыкает второй полукруг из чёрного растра, при верной настройке дающий аналогичную плотность. Плотность чёрной плашки подстраивается на глаз, а плотность триадных красок регулируется так, чтобы 3-красочный фрагмент оказался нейтрально серым, по плотности приближенным к монохромному оттенку. Цветовой баланс останется приемлемым даже при отклонениях общих значений плотности (цветовой дисбаланс бросается в глаза больше, чем некорректная плотность). После оперативного выхода на тиражное качество вносятся итоговые корректировки по плотности.

GCR (удаление серого компонента). По данным специальных отчётов Ifra 2.16 и 3.20 «Цветовые отклонения и колебания в газетной печати» (Colour variations & deviations in newspaper printing), полутона чёрной краски в 3 раза менее чувствительны к цветовым отклонениям по сравнению с составными 3-красочными оттенками. Именно поэтому рекомендуется применение методики GCR — техника вычитания из-под чёрного (UCR) для газетного производства не подходит.

Денситометрические замеры серых шкал

Газетные типографии всё активнее применяют денситометры для повышения стандартов многокрасочной печати и её стабильности. Как правило, замеры проводят после поступления «тиражных копий» в издательскую зону.

Контрольные серые поля в газетах не должны быть слишком маленькими для удобства замеров. Не обязательно делать их непрерывными— дизайнер размещает поля на своё усмотрение по ширине полосы, делая частью макета

Для газетных типографий измерение отдельных цветов денситометром, как правило, непрактично. Рекомендуемая альтернатива — контроль 3-красочного серого поля в средних тонах (с использованием всех трёх фильтров). Все показатели должны быть одинаковыми, в противном случае оперативно вносят коррективы. Многие предпочитают поля с 25% элементами — они чувствительнее к визуальным отклонениям и дают надёжные денситометрические показания.

Добавляя в газету серое поле, учитывайте следующие моменты:

  • регулярно проверяйте устройство вывода форм денситометром для гарантии точности воспроизведения полутоновых растров;
  • для надёжности показаний ширина серого поля должна соответствовать окну денситометра на отражение или просвет (примерно 6 мм);
  • ежедневно проверяйте калибровку денситометра;
  • спецификации плотности красочного слоя для серого поля должны соответствовать предельным отклонениям печатной машины по плотности.

При условии правильного применения серая шкала — мощный инструмент для качественного и стабильного воспроизведения цвета. При приладке ориентируйтесь на перечисленные ниже шаги.

  • Добившись приводки, визуально выровняйте баланс серого поля по ширине страницы (стандартная процедура).
  • Измерьте серое поле денситометром на отражение. Всегда снимайте показания в одной точке в одинаковом положении печатной формы (внизу или вверху), чтобы минимизировать влияние внешних факторов.
  • Откорректируйте показатели оптической плотности. Изменения вносите от тёмных цветов к светлым — компоненты голубой и пурпурной красок влияют на жёлтую составляющую серого поля. (Если первым отрегулировать жёлтый, после работы с остальными цветами его придётся перенастраивать.)
  • Через несколько минут ещё раз снимите показания оптической плотности в той же точке, при необходимости откорректируйте настройки.

Продолжение следует...


* В части пособия «Техническое обслуживание на производстве как источник снижения затрат и продления срока службы оборудования» (Productivity maintenance to run leaner, longer & faster) собраны эффективные приёмы работы и организации труда для типографий рулонной офсетной печати. Опубликовано Web Offset Champion Group (WOCG). © 1998 & 2002. Все права защищены.

Группа WOCG сформирована в 1998 г. для пропаганды эффективного опыта работы в индустрии рулонной офсетной печати, позволяющего повысить производительность, качество, безопасность труда и добиться настоящих «чемпионских» результатов. WOCG — совместный проект международных компаний, сотрудничающих с ведущими специалистами отрасли, типографиями и ассоциациями по всему миру. Члены группы являются ведущими поставщиками технологии, материалов и оборудования для всех этапов технологического процесса — допечатного, печатного и послепечатного: Aylesford Newsprint, Kodak Polychrome Graphics (ныне – Kodak), MacDermid Printing Solutions, MAN Roland (ныне – manroland), MEGTEC Systems, Muller Martini, Nitto-Permacel, QuadTech, SCA и Sun Chemical.


Стандартная последовательность наложения красок в рулонной печати с сушкой — KCMY. Чёрная краска обеспечивает хорошую плотность плашек и шрифтов (от крупных до самых мелких) на широком спектре материалов. Это единственный цвет, наносимый на сухую бумагу, причём липкость поддерживается низкая, чтобы минимизировать пыление и выщипывание. Липкость остальных красок варьируется от высокой до низкой в последовательности CMY

Газетные типографии всего мира ориентируются на пересматривающийся сейчас стандарт ISO 12647-3 (американский эквивалент — SNAP). Важный шаг к международному стандарту стимулируют рекламодатели, заинтересованные в единых полиграфических стандартах вместо региональных и корпоративных спецификаций

Наложение красок (треппинг) влияет на баланс серого, поскольку от его последовательности зависит цветовой охват: оптимальный результат дают комбинации CMYK и KCMY. Практически все триадные наборы для многокрасочной печати без сушки поставляются с идентичной липкостью. Проблемы с печатью составных и RGB-оттенков могут проистекать от треппинга, избыточного эмульгирования воды или увлажнения. Базовые цвета на печати выходят блёклыми, что приводит к увеличенной толщине красочной плёнки.

На машинах планетарного типа последовательность наложения триадных красок часто отличается с разных сторон, что и определяет качество треппинга. Результат нанесения пурпурной краски поверх жёлтой совершенно не тот, что при печати жёлтой по пурпурной — красный цвет абсолютно другой. Следовательно, плашки из двух и более компонентов не должны разноситься на полосах с разной последовательностью наложения красок. В машинах журнальной печати (резина к резине) обе стороны почти всегда запечатываются одновременно, с одинаковой последовательностью нанесения красок.


Ключевые параметры контроля в типографии

Контроль и управление цветом с обратной связью

Газетная печать без сушки

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Кто бережёт производство

Перед руководителем предприятия всегда стоит задача — сделать производство эффективным, результативным и прибыльным. Но, к великому сожалению, блестящего отдела продаж и тёплых дружеских взаимоотношений с клиентами для этого недостаточно. В производственном бизнесе очень важно то, как используются производственные ресурсы, именно в этом направлении кроется потенциал эффективности, который можно раскрыть и увеличить.

Что нас ждёт?

Эффективность типографии должна быть выше, чем эффективность маркетплейса или службы доставки, иначе возникнет ситуация — «рыночек порешал» (уже решает), и дефицит сотрудников будет становиться катастрофичным. Из этого можно делать много выводов, один из них — надо что-то менять.

«Мурзилка»: 100 лет в печати

Журнал «Мурзилка» издаётся с 16 мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста.

Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.

Автоматизация:ожидания vs реальность

С каждым днём всё меньше руководителей предприятий выступают за сохранение привычных, но устаревших технологий в производстве. Приверженцы консервативных взглядов имеют ложные убеждения о том, что автоматизация процесса управления предприятием — это затратное мероприятие, которое не сможет принести очевидной выгоды для компании. Надо ли говорить, насколько глубоко они заблуждаются?



Новый номер

Тема номера: Мир ламинаторов. Послепечать на конвейере. УФ-принтер на «троих». DTF-комплекс Yinstar. Художественное конструирование в СССР. Реальная роботизация полиграфии. Книги как военная добыча. Обзор этикеток с испанских полок. Свежий взгляд на QAZPAK.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
Широкий УФ
25%
25 %
Сувенирный УФ
27%
27 %
ДТФ (текстиль)
20%
20 %
УФ ДТФ
20%
20 %
Латекс
7%
7 %
Экосольвент
12%
12 %
На водных чернилах
7%
7 %
Сублимацию
8%
8 %
Для прямой печати по ткани
10%
10 %
ДТГ («футболочный»)
3%
3 %
Проголосовало: 59