101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Моя офсетная любовь

  • Марсель Шарифуллин
  • 1 декабря 2014 г.
  • 5457
Опубликованное в Publish № 11 (стр. 72) интервью директора «Терра Системы» Стефана Валуйского не могло оставить меня равнодушным. Так уж получилось, что почти вся моя полиграфическая карьера была тесно связана с брендом Ryobi. Во многом благодаря ему мне удалось вырасти от наладчика до директора типографии. Поэтому не могу удержаться от того, чтобы не высказать своё отношение к популярному японскому бренду. Давайте вместе вспомним шествие Ryobi по России.
 

Опубликованное в Publish № 11 (стр. 72) интервью директора «Терра Системы» Стефана Валуйского не могло оставить меня равнодушным. Так уж получилось, что почти вся моя полиграфическая карьера была тесно связана с брендом Ryobi. Во многом благодаря ему мне удалось вырасти от наладчика до директора типографии. Поэтому не могу удержаться от того, чтобы не высказать своё отношение к популярному японскому бренду. Давайте вместе вспомним шествие Ryobi по России.

1994–97 гг., Global Edge: знакомство с Ryobi 33-й серии

Моё знакомство с полиграфией произошло почти по голливудскому сценарию в 1994 г. Меня, начинающего аспиранта МГТУ им. Баумана, неожиданно пригласили в российско-американское СП Global Edge Inc. (GE) и предложили срочно ехать на стажировку в США. Оказывается, из-за неспособности инженеров GE пройти тесты, «горел» полумиллионный (в долларах) контракт на поставку типографского оборудования. Он обязывал иметь в Москве сертифицированного специалиста по обслуживанию формного процессора Scanitek (одного из предшественников СТР-устройств). Ввиду отсутствия перспектив найти работу по профессии в космической отрасли, я согласился и уже через три дня, получив экспресс-способом загранпаспорт и визу, оказался в американском городе Рочестер на заводе компании ABDick-ITEK.

Помню, что во время экскурсий по цехам мне очень приглянулись непонятные бело-оранжевые станочки, отверточной сборкой которых занимались рабочие. Видимо, это была судьба. Позже выяснилось, что «станочки» — это японские офсетные печатные машины Ryobi, выпускаемые американцами под собственной торговой маркой ITEK. С подробной таблицей соответствия машин (с учётом отличий в комплектации) марок ABDick, ITEK и Ryobi дотошные технари могут ознакомиться здесь: http://www.tipograf.ru/information.htm. ABDick производятся на одном заводе Ryobi в Японии. Основное внешнее отличие — в цвете кожухов. Машины с маркой Ryobi красят в серый и синий цвета. Машины с маркой ITEK — в бежевый и оранжевый цвета. Машины ABDick в 1999–2000 гг. — в матово-чёрный цвет, а сейчас — в светло-серый и тёмно-серый.

После возвращения в Россию с сертификатом я был принят на работу в GE наладчиком и принялся колесить по всей стране с сумкой инструментов, инсталлируя и ремонтируя разнообразное полиграфическое оборудование. И чем больше я знакомился с разными моделями малоформатного печатного оборудования, тем больше уважал сразу полюбившуюся мне японскую марку — за её надёжность, удобство обслуживания, эксплуатационно-технические характеристики машин.

Сейчас мы видим, что чутье тогда меня не обмануло. Более раскрученные конкуренты — Multigraphics, Toko, ABDick, Hamada и др. давно почили в бозе, а Ryobi серий 32 и 33 до сих пор пользуются спросом и скоро будут отмечать 30-летие своего серийного выпуска.

Середина 90-х годов было удивительным временем. Происходила смена эпох в российской полиграфии, ломка стереотипов (в прямом и переносном значении) и массовый переход типографий на офсетную технологию печати. Исчезли госзаказы на миллионные тиражи. Из-за неспособности оперативно работать со ставшими востребованными рынком малыми и средними тиражами становились нерентабельными и разорялись большие полиграфкомбинаты, оснащённые машинами высокой и глубокой печати. Их долю на рынке постепенно заполняли растущие как грибы небольшие частные типографии и салоны оперативной печати, в большинстве своем вооружённые (из-за недостатка средств) малоформатным офсетом. Руководили этими новыми предприятиями коммерсанты, плохо или совсем не знакомые с полиграфической наукой и не знавшие об естественных ограничениях существующих тогда технологий. Возможно, поэтому у них получалось буквально творить чудеса на своих крошечных станочках и развиваться взрывными темпами.

Помню, как с помощью форм, изготовленных на самодельной копировальной раме (со стеклом, прижатым чушками к поролону, и софитом в качестве УФ-лампы), без измерительных приборов, подсовывая на ходу прокладочные листы в приёмную стопу или прыская туда противоотмарочным порошком вручную из клизмы, им удавалось оперативно печатать полноцветную продукцию, реализуемую на рынке с десятикратной прибылью. В одном месте, встроив доморощенную УФ-сушку в приёмный тракт Ryobi 3300 СR и сделав вырезы на офсетном полотне, создали комплекс для выборочного УФ-лакирования. Конечно, такой станок прожил недолго, но успел окупить все вложения и привлечь большое количество заказчиков на «элитную печать». Обучая других полиграфическим премудростям, мы постепенно обучались сами и росли в профессиональном плане. Удобные для эксплуатации и предсказуемые машинки с портретной подачей бумаги А3, с датчиками прохождения бумаги и бесчехловым увлажнением позволяли за 2–3 дня превратить в печатника даже чабана и успешно конкурировали по оперативности и качеству печати с «ПОЛами», «Доминантами» и «Ромайорами». Тем более, что заказчикам-коммерсантам требовались малые тиражи. Существенную роль в тогдашнем развитии полиграфической отрасли сыграли многочисленные демократические выборы, для которых требовались цветные листовки со сроком сдачи «вчера», и развитие частных предприятий, которым требовалась реклама и представительская продукция небольшими тиражами.

1997–2002 гг., «СофтЮнион», «Апостроф»: профессиональные Ryobi 52-й серии

В 1997 г., после переориентации GE на поставку деревообрабатывающего оборудования, я вслед за Олегом Карпенко и Дмитрием Ширеновым (соответственно, продавцом и сервисником «от Бога») перешёл в компанию «СофтЮнион» (СЮ), где нами был организован небольшой полиграфический отдел. Буквально за год он удвоил товарооборот всей компании. Надо ли говорить, что основным локомотивом продаж явилось печатное оборудование Ryobi, но теперь уже в оригинальном японском исполнении. Справедливости ради отмечу огромный вклад в успех СЮ вице-президента по маркетингу Михаила Нестеренко и сервисного инженера Сергея Маликова, волею судеб вновь вернувшихся к любимому бренду уже как руководители ГК «Терра Принт».

В конце 90-х хаотически развивающийся рынок начал «устаканиваться», а спрос — смещаться в пользу более профессионального оборудования. Корпорация Ryobi выпустила оригинальную 4-красочную офсетную машину с портретной ориентацией бумаги 3304 Н, установившую новые рекорды оперативности и рентабельности малых тиражей. Хитом же продаж в России стали многокрасочные тяжёлые печатные машины формата 52×36 см с каскадной подачей листов, вакуумным столом подачи, качающимся форгрейфером, насыщенные электронными датчиками и сервоприводами узлов. В этом сегменте Ryobi была представлена 52-й серией и «дышала в спину» немецкому лидеру Heidelberg, производящему подобные машины серий GTO и SM-52. Также в этом классе были представлены машины от Roland (Praktica 00), Hamada, Hashimoto, Shinohara и Sakurai. Оригинальная компоновка с цилиндрами двойного диаметра, обилие автоматических систем и надёжность позволяли машинам Ryobi 52 рентабельно работать как с малыми, так и с большими тиражами. Например, на 5-красочных Ryobi 525 НХ в Казани успешно печаталась этикетка миллионными тиражами для пивзавода «Красный Восток». Электроника и надёжная конструкция позволяла этим машинам стабильно работать на скоростях 13 000 листов в час, а приладки занимала считанные минуты. В качестве опций машины комплектовались ИК- и УФ-сушками, механизмами переворота листов, автоматической сменой форм, смывки валиков и полотен, выносными пультами со спектрофотометрами и другими атрибутами серьёзного профессионального оборудования.

Динамично развивающийся СЮ «споткнулся» об финансовый кризис и ушёл с рынка в конце 1998 г. После чего моя профессиональная карьера была продолжена в небольшой семейной фирме «Апостроф», где постепенно сложился прекрасный коллектив специалистов-энтузиастов. В их числе хочу отметить Ирину Иоаннесян, Фёдора Смирнова, Максима Гагарина, Михаила Нестеренко, Станислава Симинского, Виталия Сидорова, Александра Вашугина, Алексея Манцева, Михаила Залесковского, Юрия Кацевмана, Юлию Прудентову, Валерия Валуйского и других, которых не называю только из-за ограниченности места. Благодаря такому сочетанию «звёзд», пожалуй, именно «Апостроф» тогда стал самой быстрорастущей полиграфической компанией России, ежегодно увеличивающей свои обороты на порядок и осваивающей всё новые направления. Мы одновременно развивали поставки традиционного полиграфического, флексографского и упаковочного оборудования, рулонных газетных машин, китайской типографской техники, расходных материалов, развивали филиальную сеть и т. п. В области офсетной техники поначалу ставка была сделана на печатные машины Ryobi со вторичного рынка, что оказалось удачной идеей для трудного посткризисного времени, но затем, учитывая спрос, «Апостроф» начал поставлять и новые машины Ryobi в жёсткой конкуренции с компаниями «Принтхаус», «Вариант» и «Аквалон».

В «Апострофе» я постепенно переключился с инженерной работы на маркетинг, став своеобразным техническим директором компании. Огромный спрос на информацию о новых полиграфических технологиях от рынка и необходимость обучения сотрудников подвигли меня в тот период заняться эпистолярным жанром, коему, как видите, я не изменяю до сих пор. С 1997 г. мои статьи, среди которых есть немало посвящённых Ryobi, регулярно печатаются в различных отраслевых журналах. В качестве примера привожу лишь некоторые из них: «Цифровая печать: панацея или фетиш?», «Новейшая история оперативной печати», «Как малый офсет вырос, окреп и дал бой большому», «НХХ — новое сочетание в малом офсете», «Ryobi 3304 НА — традиционный офсет для цифровых типографий», «Положительная частица НЕ от Ryobi», «Почему полиграфисты покупают новые машины?», «Новый игрок в формате А2» и др. Особенно запомнилась работа над каталогом печатного оборудования Ryobi, созданного на кураже всего за неделю перед выставкой «ПолиграфИнтер-2002» (ищите его здесь: www.marsel.ru/Ryobi_catalog/). Таких подвигов мне не удавалось совершить ни до, ни после этого.

2002–2007 гг., «Апостроф-принт», «Вариант», ECS Group: Ryobi среднего формата

В результате вышеупомянутой конкурентной борьбы между российскими поставщиками Ryobi компания «Апостроф» была подвергнута недружественному поглощению и, после объединения с «Принхаус-оборудование» в 2002 г., была преобразована в холдинг «Апостроф-принт» (АП), став монопольным поставщиком оборудования Ryobi в России. Не знаю, насколько выиграли от этого российские типографии, но рынок, безусловно, стал цивилизованнее. К сожалению, менеджмент холдинга не смог сохранить дух и задор, а также темпы развития «Апострофа».

Автор  в демозале Ryobi

Моя сфера деятельности сконцентрировалась на продукт-маркетинге основных полиграфических брендов АП, в числе которых, конечно, главным был Ryobi. Впервые мне удалось посетить заводы японской корпорации и увидеть передовые типографии, оснащённые техникой Ryobi. Я был просто поражён степенью автоматизации, культурой и организованностью производства японцев (см. об этом статью «Путешествие в Японию» на моем личном сайте). Особенно понравился сверхсовременный завод, построенный корпорацией Ryobi Limited на месте срезанной горы в пригороде Хиросимы в 1999 г., сертифицированный по стандартам ISO 9001 и 14001 и оснащённый по последнему слову техники (с роботами, автоматическими станками и системами хранения полуфабрикатов). Впечатлили также дисциплина производства, экологичность, традиционное японское трудолюбие и рационализаторство персонала. В типографиях удивили скученность, большое количество оборудования и очень высокий темп производства. На листочках-нарядах, лежавших на пультах управления каждой печатной машины, редко было указано менее 30 заказов на смену.

Конечно, нам захотелось перенести передовой японский опыт в российские типографии, если не в насыщенности современной техникой (что не позволяли финансы владельцев и кредитная система России), то хотя бы в технологическом и организационном плане. Благодаря руководителю продаж АП Юрию Кожухову и прогрессивным директорам Сергею и Владимиру Земляных, эта идея воплотилась в жизнь в московской типографии «Вива-Стар». Автоматизированное оборудование Ryobi, способное печатать со скоростями до 15 000 листов в час и уже с десятого листа выходить на тиражные оттиски (по совмещению и цветопередаче), грамотная организация производственных процессов, разработка и внедрение оригинальной АСУП Print-expert (с талантливым разработчиком Сергеем Пеновым) позволили превзойти японские результаты и поднять производительность Ryobi 755 до 60 приладок в смену. Подробнее об успехах типографии читайте в моих статьях «Вива… Стар!» и «Идеальная типография».

В рассматриваемой пятилетке (2002–2007 гг.) рынок преодолел основные последствия кризиса и возобновил свой устойчивый рост. Увеличение объёмов печати требовало нового оборудования, а наибольшей популярностью начали пользоваться машины среднего формата. Отвечая на запросы рынка, Ryobi сконцентрировала свои усилия на производстве новых многокрасочных машин второго формата (см. статью «Новый игрок в формате В2»). Конечно, полуформатные машины производились японцами и ранее, например 1-2-3-красочные машины 66-й серии или созданная совместно с немцами КВА SPO 2K (кстати, рекордсмен скоростной печати), но только с машинами 68-й и 75-й серий Ryobi вышла в высшую лигу полиграфического машиностроения. Новые разработки Ryobi принесли в средний формат оперативность и высокое качество печати её легендарных малоформатных машин и подстегнули автоматизацию оборудования и других производителей. Завершая тему оборудования в этом разделе, хочу также упомянуть о цифровой DI-машине Ryobi 3404DI с автоматическим экспонированием вещественных печатных форм и офсетной печатью в едином корпусе. АП поставил пару таких машин, и мне довелось убедиться в их высокорентабельной работе с тиражами от 100 до пары тысяч экз.

По предложению руководства холдинга в 2003 г. был организован «Ryobi клуб», объединивший российских пользователей популярного японского печатного оборудования, руководство которым было возложено на меня. В рамках этого проекта мы провели много мероприятий, участвовали в нескольких выставках отдельным стендом, выпустили 6 номеров клубной газеты «Время Ryobi» и т. п. К сожалению, после моего увольнения из АП клуб свернул свою деятельность.

В 2005 г. после ухода из АП из-за разногласий с руководством я начал работать в компании «Вариант», которая к тому моменту была в очень тяжёлой ситуации. К счастью, нам удалось менее чем за год реанимировать полиграфическое направление и вновь сделать «Вариант-офсет» конкурентоспособным на полиграфическом рынке. Просто для статистики отмечу, что основным печатным брендом для нас стали б/у Ryobi и новые их клоны ABDick, коих мы продали порядка полусотни за год. Серьёзную помощь в продвижении нам оказала фирма-побратим «Варио-сервис» под руководством моего старого друга Дмитрия Ширенова. Вернувшийся в число основных участников рынка «Вариант» стал очередной мишенью для разрастающегося тогда полиграфического монстра и вошел в состав холдинга ECS, включавшего в начале 2007 г. компании DPI, «Апостроф», «Принтхаус», «Ориентал-принт», «Вариант», «Варио-сервис» и «Центр ХГС». Выполнив свои обязательства перед руководством «Варианта» и проработав в составе объединённого холдинга ещё год (по результатам которого, кстати, новые акционеры полностью окупили свои вложения на поглощение), я в середине 2007 г. окончательно покинул сферу поставок полиграфического оборудования.

2007–2012 гг., типографии МГУ и НИУ «ВШЭ»: заключение

Перейдя в реальный сектор экономики и столкнувшись с огромным количеством проблем (финансовых, кадровых, технических, организационных и т. п.) в процессе развитии с нуля типографии МГУ им М. В. Ломоносова, я уже не мог, как прежде, уделять много внимания любимому японскому бренду. Тем не менее, эта тема для меня не была забыта. Во-первых, на вспомогательных ролях в типографии МГУ присутствовало несколько печатных машин Ryobi (3302 Н, 512 К и 512 Н), которые использовались для печати спецпродукции: конвертов, самоклеющихся и самокопирующихся бланков, а также для пробной печати и малотиражной продукции. Нам удавалось органично совмещать цифровую печать (на базе ЦПМ Konica Minolta), малоформатную офсетную (Ryobi) и промышленную (Roland 204E и 305, Dominant 725P) и перераспределять заказы между разными участками типографии в зависимости от тиражей, сроков сдачи и видов продукции. Во-вторых, я не прекращал консультировать полиграфистов по вопросам эксплуатации малоформатного оборудования, даже организовал отдельную конференцию Ryobi на интернет-портале Print-forum. В-третьих, помогал российским типографиям в выборе оборудования Ryobi на вторичном рынке Европы и совместно с Дмитрием Сахаровым создал специальный проект для этого — «Евроофсет».

Мой вынужденный уход из типографии МГУ им М. В. Ломоносова в начале 2010 г. и судебное преследование с 2012 г. по заказу моего преемника Игоря Попова печально известны в отрасли. Вот уже 1000 дней (скорбный юбилей отмечался 20 октября 2014 г.), как я нахожусь в заключении и не могу приносить пользу обществу. В любом случае мой срок когда-нибудь закончится, и я, возможно, вернусь в полиграфию и почти наверняка снова встречусь с техникой Ryobi. По крайней мере, стратегический план развития типографии НИУ «Высшая школа экономики», которой я руководил полтора года перед арестом, не отменён совсем, а только заморожен из-за моего отсутствия.

Мне нравится своей монументальной конструкцией и выдающими техническими параметрами (скоростью печати, форматом и плотностью запечатываемых материалов и др.) новая цифровая печатная машина Ryobi 760DP, прототип которой был показан на выставке Drupa-2012. Ждём начала серийного производства этих ЦПМ. Также меня впечатлила технология LED-UV, впервые применённая в листовых машинах корпорации Ryobi Limited. Мне довелось лично увидеть работу машин, оснащённых светодиодными УФ-сушками во время своего последнего посещения Японии в 2011 г. в составе делегации от «НИССА Центрум», тогдашнего дистрибьютора Ryobi в России. Уверен, что эта технология способна перевернуть полиграфический мир (максимально сблизить офсетную и цифровую печать), если разработчикам удастся снизить стоимость оборудования и специальных печатных красок.

Сейчас, после объединения с печатным подразделением Mitsubishi Heavy Industrial и оптимизации продуктовой линейки, будущее вновь образованной корпорации Ryobi MHI выглядит вполне радужно. Несмотря на антироссийские санкции и трудные экономические времена, отечественная полиграфия не должна остановиться в своём развитии. По крайней мере, провозглашаемая программа импортозамещения может сократить количество печатной продукции, печатаемой для российских заказчиков за границей, и оказаться полезной для отечественных типографий. А новый активный российский дистрибьютор «Терра Системы» во главе со Стефаном Валуйским, начинавшим свою профессиональную карьеру в старом «Апострофе», способен вывести мой любимый японский бренд в лидеры по числу продаж.

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Как все, но с белым и лаком

УФ-принтеры уже давно перестали быть экзотикой в стиле «дорого-богато», а производители создают всё новые модели, которые уже в базе имеют хороший уровень оснащения и возможностей для производства печатной продукции.

Yinstar 8074 — звезда UV DTF

На прошедшей в октябре выставке «Реклама 2024» ГК «Сиб СП» представила UV DTF-принтер Yinstar 8074

UVSTAR CND-220-G6

На выставке «Реклама» сразу несколько компаний продемонстрировали УФ-принтеры для круговой печати полноцветных изображений на изделиях цилиндрической и конической формы. «Технопринт» провела дебютный показ в России одного из таких устройств — УФ-принтера UVSTAR CND-220-G6, оснащённого печатающими головками Ricoh. Данная модель выпускается в Китае, но поставляется в РФ под собственной торговой маркой вышеупомянутой российской компании, которая осуществляет не только продажи, но и сервисное обслуживание, а также поставку расходных материалов.

Что поможет до пожара

Всем известная крылатая фраза оптимистично утверждает, что рукописи не горят. Но, увы, бумага — один из самых пожароопасных материалов, а полиграфическое производство, где применяются горючие расходные материалы и легковоспламеняющиеся краски, представляет собой зону повышенного риска пожароопасности. Как с этим жить — читайте прямо сейчас.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 50