101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Web-to-print: способы реализации

  • Марсель Шарифуллин
  • 23 июля 2015 г.
  • 9948
Практических вопросах внедрения технологии w2p.
 

В первой части статьи (http://www.publish.ru/articles/201505_20013411; Publish № 5, 2015) было приведено общее понятие о технологии w2p, перечислены её достоинства и недостатки по сравнению с традиционной организацией полиграфического бизнеса. Теперь поговорим о практических вопросах внедрения.

Два основных способа реализации w2p

Для начала классифицируем существующие решения w2p. По местоположению и правам собственности на программное обеспечение (ПО), все технологии w2p можно разделить на две большие группы:

1) Собственные решения w2p полиграфических предприятий. В этом случае программный код w2p находится в собственности типографий и располагается на арендуемом ими хостинге и серверах. Как правило, такие w2p-решения являются составной частью крупных программных проектов предприятия, включающих в свой состав АСУП (автоматизированные системы управления предприятием), CRM (программу управления клиентской базой) и другие инструменты по контролю и управлению всеми рабочими, кадровыми, финансовыми, управленческими, складскими, транспортно-логистическими и другими процессами на предприятии. Обязательной составной частью таких проектов являются и CMS-системы администрирования интернет-сайта предприятия со всеми необходимыми атрибутами: привлекательным дизайном, интернет-магазином, онлайн-редактором заказов, маркетинговыми элементами, системой сбора статистики, интерактивным интерфейсом для посетителей и службы поддержки.

Такой способ внедрения w2p видится более естественным для типографий, хотя он сопряжён с большим риском, затратами денежных средств и времени руководителей полиграфических предприятий на его внедрение. В техническом плане собственное ПО может быть либо уникальным и специально разработанным для данного предприятия с помощью своих или привлечённых программистов, либо построенным на базе покупных w2p-программ с настроенными под индивидуальные потребности типографии инструментами и шаблонами. В любом случае, сложностью здесь является поиск специалистов, хорошо владеющих не только программированием, но и знающих тонкости полиграфических технологий, а также делопроизводство и правила функционирования производственных бизнес-предприятий.

2) W2p на базе решений сторонних ИТ-фирм, предоставляющих ПО в аренду по принципу Software as a Service (SaaS). В данном случае именно ИТ-фирмы являются собственниками ПО w2p. Они прогоняют весь поток полиграфических заказов через свои серверы и предоставляют инструмент взаимодействия между типографиями-клиентами и их конечными заказчиками, обеспечивая их макетами, техническими заданиями и другой исходной информацией, а с другой — обратную связь предприятий-изготовителей печатной продукции с клиентами для уточнения параметров их заказов и доставки готовой продукции адресатам.

Обычно вендоры ПО предоставляют своим клиентам интеграцию с платёжными системами, в которых у типографий есть свои аккаунты. Деньги от заказчика напрямую поступают типографии, а те ежемесячно перечисляются ИТ-фирме фиксированные арендные платежи и оговоренный процент за выполненные заказы.

Принцип SaaS в полиграфии начал воплощаться в жизнь не так давно — по мере совершенствования облачных интернет-технологий. Здесь все ноу-хау w2p остаются в собственности разработчиков, специализированных ИТ-фирм, а современные методы интернет-программирования позволяют скрывать подобные посреднические схемы. Для этого отдельные w2p-страницы или фреймы (части веб-страниц) от ИТ-фирм могут встраиваться в оригинальные сайты типографий-исполнителей заказов и выглядеть как естественные их составляющие. Или весь сайт типографии (т. е. совокупность дизайна, контента, шаблонов полиграфии, логики работы) может быть целиком разработкой ИТ-фирмы по техническому заданию типографии. ИТ-фирма также предоставляет платформу интернет-магазина, на которой это всё будет работать, облачное серверное пространство, хостинг, администрирование и сервисную веб-поддержку, а также маркетинговое продвижение и рекламу сайта.

Арендуемый w2p-проект может быть независимым и законченным решением или интегрироваться с уже существующими у типографий АСУП, ERP и MIS-системами с помощью XLM-протоколов (через механизм публичного API). Отметим сложность правильной стыковки этих систем, чтобы не было рассинхронизации ПО или «бутылочного горлышка», тормозящего работу всей типографии. В России пока нет таких успешных решений.

Сравнение этих способов

SaaS имеет следующие преимущества перед собственным w2p-решением типографий:

На порядки меньшая стоимость разработки, отсутствие необходимости «изобретать велосипед» и содержать собственный штат профессиональных программистов, веб-дизайнеров и других высокооплачиваемых w2p-специалистов в каждой типографии.

Значительно меньший срок создания и внедрения w2p-проекта. Если собственное решение обычно воплощается в жизнь типографиями в течение долгих лет, то внедрение решения SaaS может занимать считанные недели или месяцы.

Сопутствующие дополнительные услуги по хостингу, веб-дизайну, администрированию, маркетинговому продвижению интернет-сайта на более высоком профессиональном уровне, чем это может себе позволить средняя типография. Экономия за счёт получения сборного комплекса услуг «в одном флаконе».

Автоматическое постоянное обновление и совершенствование ПО, резервирование, защита данных и другая квалифицированная техническая поддержка без дополнительных финансовых затрат от типографии.

Возможность оплаты за оказанные услуги SaaS пропорционально объёму принятых и обработанных типографией заказов, т. е. доходов, полученных с помощью технологий w2p. Меньший риск разориться при неудачном старте проекта.

Думается, что последний довод особенно важен для начинающих или небольших w2p-типографий.

Поэтому развитые w2p-типографии по возможности выбирают комбинированную систему оплаты за аренду w2p ПО с большей фиксированной ежемесячной ставкой и меньшим процентом с выполненных заказов.

Главным же достоинством собственных w2p-решений перед SaaS для типографий, кроме низкой себестоимости выполнения заказов, является полная защищённость своего бизнеса, гибкость в принятии решений и развития функционала проекта, специфичного для данной конкретной типографии, и перспективы его успешного развития. Дело, конечно, не в том, что заказы, клиентская информация или денежные средства могут не дойти с сайта до типографии. Такой сценарий маловероятен, так как ведёт к большим репутационным потерям ИТ-фирмы. Чтобы не было конфликта интересов и опасений клиентов о сохранности своих баз данных, дальновидные вендоры ПО обычно не создают собственный печатный бизнес. Просто типография с собственным w2p-решением может быстрее развиваться, не боясь конкуренции.

Автоматическое улучшение ПО для всех клиентов, с одной стороны являясь достоинством SaaS, с другой обесценивает усилия инициативных типографий, совершенствующих свои w2p-проекты. Их идеи и ноу-хау достаются, в том числе, и их прямым конкурентам.

Вообще любой бизнес надёжнее, когда он зависит от собственного менеджмента предприятия, а не сторонних партнёров с монопольными правами на его ключевые части. Клиенты SaaS в страшном сне могут представить будущее своего бизнеса при банкротстве или потере интереса ИТ-фирмы к этому проекту.

Существующие примеры реализации w2p

Число доступных для полиграфических предприятий решений w2p уже исчисляется сотнями наименований и продолжает расти. Список всех разработчиков невозможно перечислить из-за растущего их количества и закрытости информации от преуспевающих типографий. Желающие смогут найти необходимую информацию в интернете (автор в силу известных причин не имеет такой возможности). Среди наиболее известных w2p-решений — разработки Accura, Agfa, Avanti, Fujifilm, EFI, EonCode, HP, Konica Minolta, Kodak, PageFlex, Pressero, Sistrade, Xerox и многие другие.

Не комментируя качество, отметим лишь немалую стоимость такого ПО. Минимальный ценник проверенных зарубежных w2p-проектов стартует от 30 тыс. евро. Также существуют интересные решения, позволяющие собирать w2p-заказы от посетителей социальных сетей, например, программа Store Facebook Connect от XMPie.

Полноценных «самописных» решений w2p, подобных Vistaprint.com, в России пока очень мало: 24ргint.ru, cafeprint.com, fastprint.info, netprint.ru, onlineprint.ru, printclick.ru, zazzl.com. В то же время существует множество типографий, реализовавших у себя технологии w2p частично. Например, замечательные онлайн-калькуляторы полиграфических заказов от типографий «Палладин» или «Формула цвета», которыми пользуются не только их клиенты, но и менеджеры конкурирующих типографий.

В качестве примера приёма заказов через интернет без дизайнеров и менеджеров можно привести тульскую типографию «Борус», самостоятельно написавшую себе w2p-модуль и открывшую сайт www.borus-print.ru с точками выполнения заказов в Москве, Туле и Орле. Любой посетитель сайта может прямо в своем браузере сверстать себе визитную карточку, печать, штамп и другую продукцию, оплатить заказ онлайн с помощью платёжных систем, а через некоторое время получить заказанное курьером или по почте у себя дома. За небольшой период времени с момента открытия услугами сайта воспользовались уже 2700 заказчиков, и поток таких прогрессивных клиентов растёт с каждым месяцем. Директор «Борус» Михаил Тенцер, имевший опыт работы со сторонними проектами и сервисом SaaS, уверен, что наиболее надёжным может быть только w2p-решение, написанное собственными программистами предприятия. W2p-сайт позволил этой типографии запустить проект по недорогой сборной печати цветных листовок и флаеров А4 на полноформатной офсетной машине. Сейчас у них стабильно собирается по два сборных спуска формата А1 в неделю.

С другой стороны, успешность подхода SaaS можно проиллюстрировать проектом томской фирмы PixlPark, создавшей прекрасный облачный w2p-сервис и охватившей с его помощью более ста типографий и фотосалонов России и ближнего зарубежья. Pixlpark содержит следующие основные модули: управление сайтом и интернет-магазином, онлайн-редактор для полиграфической и фотопродукции, настройки уведомлений через email и sms, доставки и формы оплаты заказов (наличными при получении, с личного счёта клиента, банковским переводом, квитанцией Сбербанка и др.), развитую систему управления пользователями CRM (ведение клиентской базы, истории заказов, индивидуально настраиваемого уровня доступа к сайту) и заказами (создание и редактирование заказов непосредственно на сайте, формирование сопроводительных документов в PDF, HTML, EXCEL), маркетинговые инструменты (поддержка Google Analytics и «Яндекс.Вебмастер», сервиса рассылок, SEO-оптимизация сайта, хранение дизайнов в личных кабинетах клиентов для повторных заказов, партнёрские и бонусные программы).

Со слов директора Pixlpark Виктора Вахитова, с помощью их сервиса любая типография может легко создать собственный сайт и начать продавать через него фотопечать, интерьерную печать, фотокниги, фотокалендари и другую популярную полиграфическую продукцию и сувениры. Типовые расценки на решение PixlPark составляют порядка 50 тыс. руб. в качестве стартового платежа и помесячной комбинированной оплаты, составленной из 3–12 тыс. руб. фиксированной части и 2–5% от суммы пройденных через систему заказов, в зависимости от выбранного заказчиком тарифа.

Дерзайте!

Завершим статью тем же, чем и начали её в прошлой колонке. Кризисный период хорош тем, что заставляет владельцев типографий серьёзно задуматься об их бизнесе, корректировать тактические и стратегические планы развития предприятий.

Вторжение интернета в традиционные сферы бизнеса, такие как торговля книгами, электроникой, продуктами и другими мелкими товарами, бронирование авиабилетов, туров и гостиниц, общеизвестно. Крупнейшие интернет-магазины уже становятся серьёзной угрозой для традиционного ритейла и демонстрируют просто бешенные темпы роста. В Европе и США, например, доля онлайн-торговли уже составляет более 7% от всех продаж и возрастёт до 10% к 2017 г. В России же доля торговли через интернет достигла 645 млрд руб. в прошлом году. Эти цифры демонстрируют огромный потенциал отечественного рынка электронной торговли в самых разных её ипостасях.

Проблемы издательств, в последние годы устойчиво теряющих своих подписчиков и тиражи своих изданий, не обсуждает только ленивый. Думаю, что традиционная полиграфия также может вскоре оказаться под мощным прессом веб-технологий. Вопрос только во времени, когда это случится: через пару, десяток или несколько десятков лет. Не исключена также вероятность вторжения на российский рынок сервиса Vistaprint.com, последовательно покорившего немецкий, голландский, австрийский, итальянский, испанский и др. рынки, или других крупных западных w2p-компаний. Поэтому отечественным типографиям, думающим о w2p, уже сейчас надо выводить клиентов в свой онлайн — пока это не сделал западный конкурент. Сторонникам традиционных типографских традиций заметим, что в последние 3-4 года лидерами онлайн-ритейла становятся, как ни странно, крупнейшие офлайн торговые сети. Так что для любой типографии путь в w2p не заказан.

В то же время к покорению онлайн-вершин надо подходить с холодным рассудком. W2p — не панацея и сама по себе не решит всех проблем типографий. Надо понимать, что это лишь средство автоматизации и ещё один канал для привлечения клиентов и выхода на рынок В2С. Без должной подготовки персонала, изменения маркетинговой политики и организации производства технология w2p не способна принести успех. От пионеров потребуется полностью изменить подходы к своему бизнесу, серьёзно заняться продвижением сайта типографии, таргетированием рекламной компании, расширением номенклатуры предлагаемой онлайн-продукции и увеличением среднего чека заказов, повышением конверсии посетителей сайта и другими вопросами, казалось бы далекими от полиграфии. Без этого, например, прибыль на изготовлении стандартных наборов визитных карточек может не покрыть даже стоимости клика заказчика, не говоря уже о других издержках проекта. В данный момент минусы w2p-технологии, подробно перечисленные в первой части статьи, и грандиозность задачи отпугивают полиграфических инноваторов. Но все проблемы решаемы по мере неизбежного изменения менталитета потенциальных заказчиков.

Призываю прогрессивных руководителей полиграфических предприятий отвлечься от текущих проблем и задуматься о перспективе. Если начинающим w2p-типографиям непосильны полноценные «самописные» решения, то можно попробовать стартовать с сервиса SaaS или внедрения некоторых отдельных элементов w2p-технологий, перечисленных в первой части статьи. Аппетит придёт во время еды!

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38