101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

«Космическая» этикетка: сделаем будущее настоящим

  • Елена Бондаренко
  • 2 февраля 2017 г.
  • 5527
Бизнес по изготовлению вплавляемых этикеток – как полёт в космос: затратно, хлопотно, нужна серьёзная подготовка, но открываются невероятные перспективы. Такой вывод я сделала, посетив 24 ноября 2016 г. совместную конференцию ГК «Дубль В» и «Гейдельберг СНГ» «In-mould технологии. Взгляд в будущее», организованную на арт-площадке Paper.

Бизнес по изготовлению вплавляемых этикеток – как полёт в космос: затратно, хлопотно, нужна серьёзная подготовка, но открываются невероятные перспективы. Такой вывод я сделала, посетив 24 ноября 2016 г. совместную конференцию ГК «Дубль В» и «Гейдельберг СНГ» «In-mould технологии. Взгляд в будущее», организованную на арт-площадке Paper.

Андрей Слободчиков: «У Heidelberg есть специальные листовые машины для печати вплавляемых этикеток с огромным количеством уникальных технических решений»

«Крупные российские изготовители пластиковой упаковки работают с отечественными поставщиками вплавляемой этикетки на заказах, не превышающих 500 тыс. экз., и охотно полностью перешли бы на поставки с внутреннего рынка. Но как только тираж превысил полмиллиона, импортная этикетка становится дешевле, и заказ уплывает за рубеж», — рассказал собравшимся Тимофей Семёнов, менеджер по закупкам компании «Мир Упаковки» — заказчика вплавляемой этикетки, создав тем самым у представителей офсетных и флексографских типографий мотивацию серьёзно взглянуть на этот рынок.

Ежегодный прирост рынка — 5%

По результатам исследований, имеющихся в открытом доступе, в 2014 г. суммарное производство всей этикетки в мире оценивалось в 32,7 млрд долл., а по прогнозу на 2019 г. — превысит 41,5 млрд долл., то есть растёт со скоростью 4,9% в год. Россия потребляет примерно 3,2 м2 этикетки на душу населения в год, а Западная Европа — 12 м2. В денежном выражении российский рынок всех видов этикетки составляет 650–700 млн долл., т. е. примерно 2% мирового рынка.

В денежном выражении самый крупный сегмент — самоклеящаяся этикетка с долей 46%. За ней следует традиционная — 25% и термоусадочная — 23%. Вплавляемая этикетка остаётся самым молодым и пока ещё нишевым сегментом рынка с долей около 2%. Тимофей отметил, что в последние годы заметно уменьшается доля традиционной сухой этикетки в пользу самоклеящейся и термоусадочной, вплавляемая тоже демонстрирует неплохие темпы роста в некоторых потребительских категориях, но они пока недостаточны для масштабного изменения расстановки сил между этикеточными сегментами.

По его словам, за последние 5 лет объём заказов вплавляемой этикетки в компании «Мир Упаковки» вырос в 4 раза и достиг 183 млн этикеток в год. Падение спроса в 2015 г. было с лихвой компенсировано в 2016 г.: из-за санкций выросло российское производство пищевых продуктов и вместе с ним — потребление вплавляемой этикетки. Сейчас крупнейшим поставщиком вплавляемой этикетки для компании «Мир Упаковки» является мировой лидер этого рынка — типография Verstraete (Бельгия). Её доля — около 80% от всех закупаемых «Миром Упаковки» этикеток. Порядка 1,5% занимает Korsini (Турция), а остальные 18,5% приходятся на трёх российских производителей: «ОКИЛ-САТО», «Полипринт» и «Искру». «Мы хотим полностью перейти на российские вплавляемые этикетки, но нас останавливают два ключевых показателя — качество и цена», — сказал Тимофей. Он отметил, что 80% всех претензий по качеству приходятся на отклонение по цвету и легко решаются скидками, перекладываемыми на поставщика этикетки. Оставшиеся 20% — точность вырубки и стапелирования, статический заряд этикетки — неустранимы и влекут за собой самые тяжёлые последствия: потери сырья и дорогостоящих человеко-часов, простои оборудования и потери времени на переборку готовой продукции. Все они также ложатся на поставщиков вплавляемой этикетки, поэтому единственная возможность работать прибыльно на этом рынке — выпускать продукцию стабильно высокого качества. А для этого нужны правильные оборудование и материалы. Для компании «Мир Упаковки» эталоном качества являются БОПП-плёнки Treofan, так как именно они обеспечивают стабильность при производстве и вплавлении этикетки.

Выбираем материал

Артём Баласанов: «Treofan — признанный мировой лидер в производстве БОПП-плёнок для изготовления вплавляемой этикетки литьём под давлением»

Руководитель направления IML ГК «Дубль В» Артём Баласанов рассказал о различных видах БОПП-плёнок производства Treofan (Германия) для изготовления вплавляемой этикетки литьём под давлением. Она бывает трёх видов: вспененная с эффектом апельсиновой корки (чаще всего используется в пищевой упаковке), гладкая толщиной 57 и 70 мкм (для упаковки бытовых и промышленных изделий) и прозрачная, которую можно использовать в любой упаковке.

При получении плёнки в типографии поставщик рекомендует проверить материал на скручиваемость с помощью Х-теста. Если плёнка скручивается больше 1 мм вверх и 3 мм вниз, печатать на ней бесполезно — всё уйдёт в брак.

Определяемся со способом печати

При печати вплавляемой этикетки преимуществом листовых машин является их формат. Узкорулонное флексографское оборудование на больших тиражах проигрывает по стоимости готовой этикетки. Но при этом в рулонах такой тонкий и сложный материал запечатать гораздо легче, чем в листах. Для этого подойдёт практически любая рулонная флексографская машина из модельного ряда Gallus. Руководитель центра узкорулонного оборудования «Гейдельберг-СНГ» Ашот Акопов отметил, что самой популярной для печати вплавляемой этикетки в своём классе является Gallus ECS 340, Gallus EMS 430 — универсальное решение, «тяжёлый танк» этой линейки; Gallus RCS 430 R2 — наивысший уровень производительности и качества, а Labelmaster 440 и цифровая Labelfire — новинки, в которых реализованы новейшие разработки Gallus и Heidelberg с применением технологии струйной печати Fujifilm.

Руководитель отдела продуктменеджмента и маркетинга «Гейдельберг-СНГ» Андрей Слободчиков рассказал, что у Heidelberg есть специальные листовые машины для печати вплавляемых этикеток с огромным количеством уникальных технических решений для подачи материала, нанесения очень большого с точки зрения офсета количества лака (до 5 мг на оттиск в мокром и 2,7–3,2 мг на оттиск в сухом остатке), быстрой сушки этого лака и приёмки, позволяющих стабильно работать на плёнках Treofan со скоростью до 14 тыс. отт./ч. Среди инноваций — специальные плавающие валики системы натяжения с пробковым покрытием и специальный вал, а также система снятия электростатического разряда с четырьмя планками вместо стандартных двух, специальными ионизирующими раздувами и карбоновыми щётками.

Стабильность процесса обеспечивает пакет для печати на тонких плёнках и пластиках, включающий в себя специальные ионизирующие раздувы на самонакладе и усиленные устройства для борьбы со статикой на приёмке, специальные присоски, щётки, щупы, подпружиненные грейферы, систему специального раздува на лакировальной секции и многое другое. Чтобы лак не засыхал в камерах, используется спрей-обдув, распыляющий водный раствор. Длинная приёмка оснащается сушками DryStar, состоящими из трёх модулей: сушки ИК и горячим воздухом с круглыми соплами, сушки горячим воздухом с круглыми соплами и модуля обдува окружающим воздухом с круглыми соплами. Всё это позволяет очень точно контролировать высушивание лака и удаление отработанного воздуха и влаги из зоны приёмки.

Вплавляемые этикетки удобны для производителей пищевых продуктов — заказчики получают готовую упаковку, избавляясь от необходимости установки и обслуживания этикетировочных линий

«Во вплавляемой этикетке лак не только выполняет защитную функцию, но и служит барьером от высокой температуры, поэтому подбор лака и его качественное нанесение очень важны, — объяснил Артём Баласанов. — Если лак нанесён неравномерно, особенно на вспененной плёнке, через 10–15 циклов вплавления плёнка начинает накапливаться в литьевой форме, так как лак не выполняет свою функцию защиты плёнки от высокой температуры вплавления (порядка +250 °C). Если лак плохо высушен, этикетка начинает высыхать в литьевой форме». Артём объяснил, что примерно 70% этикеток покрываются водным лаком, так как он менее восприимчив к изменениям окружающей среды, например, к влажности, к тому же он может напрямую контактировать с пищей. УФ-лак намного сильнее впитывает влагу и намного дольше её отдаёт. Решение от ГК «Дубль В» — водный лак Links A474–40, протестированный совместно со специалистами Treofan.

Вплавляемая этикетка может быть декорирована фольгой, и этот способ становится всё более популярным. Такая этикетка привлекает внимание покупателя и создаёт добавленную стоимость продукта, переводя его в категорию «премиум». Фольга от Leonhard Kurz — оптимальное решение, особенно в сочетании с возможностями технологии Distorun по нанесению голограмм способом холодного тиснения. Однако надо помнить, что фольга не должна занимать больше 40% оттиска, и желательно, чтобы рисунок состоял из тонких линий и элементов, иначе этикетка не удержится в литьевой форме.

Высечь и не испортить

Высекать вплавляемые этикетки на обычных прессах тоже нельзя — погрешность плюс 1,5 мм, простительная обычным этикеткам, в данном случае приведёт к тому, что этикетка будет складываться в литьевой форме. «Можно применить высечку с противодавлением, как на машине Polar DCC-11, — пояснил Андрей Слободчиков. — Но в этом случае мы ограничены максимальным форматом этикетки — 17×25 см». Heidelberg предлагает альтернативу — листовую ротационную высекальную машину Speedmaster XL 106-DD с высекальной формой вместо штампа, вакуумными барабанами и дисками для удержания листа с надсечёнными этикетками, динамическими тормозами листа.

Для высечки вплавляемых этикеток из рулона разработана линия Prati Alhena IML (Италия) с максимальной шириной рулона 530 мм, также поставляемая в Россию «Гейдельберг-СНГ». Самое интересное в ней — система укладки готовых этикеток в пачки, представляющая собой приёмный стол с возможностью установки штифтов по форме высеченной этикетки в соответствии с количеством ручьёв. Когда набирается заданное количество этикеток, приёмный стол отъезжает в сторону и заменяется вспомогательным. Ашот Акопов привёл расчёты, согласно которым эта машина уменьшает общее время выполнения заказа примерно в 2,5 раза.

Проверка качества

Перед отправкой продукции заказчику нужно снова провести тест на скручиваемость. Артём Баласанов предупредил, что плёнка — материал очень тонкий, очень капризный и очень любит статику. «Основная причина скручивания готовых этикеток — низкая относительная влажность в помещении, которая способствует набору этикеткой статики, — сказал он. — Если при соблюдении влажностного режима у производителя пластиковой тары этикетки распрямляются, то проблем с вплавлением не будет. Если же этикетка скручивается из-за пересыхания лака или переполимеризации УФ-краски, исправить брак не получится». То же касается «перетянутости» материала в печатной или в бобинорезальной машине.

Кто рискнёт?

Производство вплавляемой этикетки — процесс, требующий внимательного отношения к качеству и тщательного соблюдения технологии на всех этапах. И в России уже есть предприятия, которые организовали современное российское производство вплавляемых этикеток, не уступающее мировым лидерам. Многие типографии серьёзно рассматривают возможность развития в данном направлении. Да, это потребует очень больших вложений, и никто не гарантирует быстрой окупаемости, но предоставит преимущество хотя бы из-за выигрыша в сроках, ради которого изготовители пластиковой тары «закроют глаза» на небольшие погрешности качества. В этом случае цену можно будет установить на уровне зарубежных поставщиков. Заманчиво?

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Брошюровщик Ausjetech MFB: вариантов отделки много

Автоматический брошюровщик Ausjetech MFB представляет из себя модульное решение для изготовления буклетов в составе автоматического податчика листов с двумя лотками DCF33, проволокошвейного модуля SF33 и триммера для обрезки передней кромки T33, интегрированных в единую линию. Машина нацелена на сегмент средних и крупных типографий.

Найти и освоить: как устроена исследовательская лаборатория

Владислав Левицкий, более 20 лет проработавший в качестве руководителя исследовательской лаборатории «Танзор» (ныне он — консультант компании по научно-техническому развитию производства), поделился своими мыслями о том, как лаборатория может помочь продажам, какие тренды в материалах сейчас набирают силу, какие узкие места присутствуют и в каком направлении можно расти и развиваться.

VIPColor VP660: настольный, этикеточный, удобный

Одной из наиболее востребованных моделей в поставляемой линейке устройств VIPColor является этикеточный струйный принтер VP660, который помогает оптимизировать рабочие процессы при изготовлении этикеток, устраняет потребность в складских запасах и сокращает количество отходов.

Цифровые перспективы России

Я работаю в компании, занимающейся цифровизацией бизнесов и внедрением ПО, но я не ставлю своей задачей убедить владельца типографии полностью перейти на цифровую печать. Моя работа начинается с попытки понять, чего хочет добиться потенциальный клиент и какой объём финансовых средств он готов инвестировать в это. Важное значение имеет именно психологическая готовность собственника типографии к внедрению инноваций.

Sprinter TC-F2132

Отличный выбор для производителей наружной рекламы, элементов выставочного оформления, постеров, афиш, POS-материалов, упаковки, а также для компаний, занимающихся витражной графикой.



Новый номер

Тема номера: С иголочки: всё о брендировании текстиля. RICOH Pro C7500. Скоростной УФ-принтер Artis CX-360G Gen 51. Текстильлегпром 2024. Кто побеждает в борьбе: DTG или DTF? День рождение будущего. Agfa Anapurna Ciervo H3200 + Спецпроект Publish Junior



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 38