|
Анна Федосеева, генеральный директор типографии «К-Пресс» (Мытищи):
Итоги этого года, по сравнению с прошлым, конечно же, хуже: заказов в осенний сезон (сентябрь-ноябрь) стало существенно меньше. Загрузка наших мощностей в эти месяцы была около 50% (в том году — 80%). Из-за пандемии больше не заказывают туристические каталоги, которые мы часто делали раньше, отменены медицинские форумы, для которых также печатали много полиграфической продукции, существенно сократились тиражи для «Аэрофлота» и «Сибирских авиалиний». Но зато увеличилось количество других заказов: этикетки для продуктов, брошюры от медиков о терапии пациентов с COVID-19, коробки для масок/перчаток. В итоге сейчас, в декабре, мы работаем в полную силу: загрузка достигла 90%, что очень радует. Например, в этом месяце пришёл большой государственный заказ для переписи населения, которая должна быть в апреле 2021 г., — делаем его параллельно с кучей календарей и пакетов. И хотя перепись ожидается только в апреле, сдать этот тираж нужно до конца года.
Несмотря на уменьшение количества заказов, производство в этом году не сокращали, всё работает в штатном режиме. Более того: в октябре купили новый резак Polar 115, так как предвидели, что резки в сезон будет очень много и одна машина уже не справится.
Из приятного — в декабре закрыли лизинг за печатную машину CD 74–5 P+L–C, причём на год раньше положенного срока.
А в начале 2021 г. планируем купить новый мощный тигель формата А1, избавившись от старого (формата А2). В результате у нас будет два тигеля формата А1, что удобно, так как сейчас многие работы долго стоят в очереди на тигель первого формата.
На январь 2021 г. у нас уже сейчас есть 30% загрузки, так что 3 января производство выйдет их делать, потому что 11 января часть тиражей уже нужно сдавать.
|
Эдуард Мошкарин, генеральный директор типографии «А-Гриф» (Иваново):
Итоги уходящего года в целом оставляют желать лучшего.
Второй квартал, прошедший в режиме локдауна, и шок, связанный с пандемией, оставили серьёзный след не только на финансовых показателях, но и на общем эмоциональном фоне как клиентов, так и сотрудников нашего предприятия. А резкое падение курса рубля в течение года сказалось на повышении стоимости закупки расходных материалов. Как ни странно, за последние 30 лет у нас в стране так и не было построено никаких серьёзных производств для полиграфии, которые выпускали бы бумагу, пластины, химию и т. п. Правда, уже доступна российская бумага, но той, что появилась, явно недостаточно для нашего огромного рынка — как по ассортименту, так и по качеству. Был у нас и отрицательный опыт при использовании бумаги российского производства. Приходится работать на импортных расходных материалах, что приводит к уменьшению маржинальности и увеличению текущей оборотки за счёт прибыли прошлого периода (месяца).
Сокращений по персоналу избежать не удалось: мы потеряли около десятой части от общего количества сотрудников. Но сокращать производство в этом году нам не пришлось, а по итогам последнего квартала общая финансовая картина выровнялась. Возможно, сыграл свою роль отложенный спрос второго квартала.
Новой техники в этом году не вводили. Посмотрим, как будут развиваться события в 2021 г. Если получится реализовать задуманные планы, будем развивать направление послепечатных операций и приобретать соответствующие станки и производственные линии.
Перспектива у типографии есть, наблюдаем и растущие рынки. Наша задача — правильно выбрать направление развития и партнёров: как поставщиков, так и ключевых клиентов.
|
Иван Гудим, директор репроцентров «Выражайтесь печатно» и «Позитив» (Москва):
В любой кризис ускоряются общие тенденции изменений в отрасли. В частности, ослабляется информационная роль офсетной полиграфии. К счастью, пока ещё держится сектор упаковки. Но, с другой стороны, падение курса рубля и покупательской способности населения приводит к общему уменьшению потребления полиграфической продукции, включая упаковку.
Что касается репроцентров, то отмечу: низкая маржинальность полиграфического производства приводит к оптимизации персонала типографий и передаче части функций на подряд, в том числе и вывода форм. Особенно это относится к тем производствам, которые были оборудованы системами вывода с фотополимерными и серебросодержащими пластинами. Они ужасно дороги, поэтому за последние шесть лет большинство пользователей, у которых были такие системы вывода, от них отказались, теперь исчезают последние.
Да и в целом для поддержания своего формного участка типографии нужно содержать персонал, платить за ремонт оборудования, участок также требует места для размещения. И хорошо бы иметь технолога, что сейчас в типографиях бывает редко. Так что сложившаяся ситуация заставляет полиграфистов чаще прибегать к услугам репроцентров, но из-за падения прибылей в целом минусов в текущем положении дел значительно больше, чем плюсов, в том числе и для репроцентров.
|
Дмитрий Степанов, принимающий решения в группе компаний FINEARTPRINT (Москва):
Главный успех этого года — то, что компания выжила. Нам не пришлось сокращать производство, и, более того, производство даже пополнилось новым оборудованием. Мы приобрели широкоформатный УФ-плоттер Fujifilm Acuity EY, ЦПМ Konica Minolta AccurioPress C6100, автоматическую машину для изготовления крышек твёрдого переплёта, картонорезальную машину, полуавтомат для нанесения скотча, конвейер для сборки кашированных коробок. Установили в марте цифровую отделочную машину MGI JETvarnish 3DS.
В скором будущем ожидаем поставки новых единиц оборудования: к нам едут автомат по фрезеровке и установке магнитов.
Так как оборудования прибавилось, пришлось даже увеличить количество персонала.
В будущее смотрим позитивно и считаем, что оно зависит только от нас самих.
|
Марсель Шарифуллин, директор типографии НИУ ВШЭ (Москва):
К сожалению, ситуация с карантинными мероприятиями и переход на дистанционное обучение негативно повлияли на загрузку нашей типографии: оборот составил всего 60% от прошлогоднего уровня. Правда, при этом нам всё же удалось остаться самоокупаемыми. Насколько мне известно, подавляющее большинство вузовских типографий являются экономически убыточными, поэтому некоторые из них уже закрываются.
|
Андрей Маури, председатель правления группы компаний «Маури» (Киров):
Основной итог прошедшего года — мы продержались. Конечно, пандемия внесла коррективы в текущую работу. Однако, благодаря тому, что мы уже много лет назад продвинулись во внедрении HACCP1, многие требования санитарной безопасности, которые теперь широко внедряются из-за коронавируса, давно стали для нас привычным делом. В качестве дополнительных мер мы развели участки и смены по времени, увеличили время между сменами для санитарной обработки помещений и оборудования. Адаптироваться к ограничениям помогло и ответственное отношение сотрудников компании к сложившейся эпидемиологической обстановке. Первый заболевший у нас появился только в августе. Главное — мы не допустили остановки работы линий, завязанных на изготовлении упаковки для серийной, регулярно выпускаемой продукции, в первую очередь — продуктов питания.
Надо сказать, что к кризисам мы адаптировались с 2014 г., когда в одночасье потеряли 70% оборота, когда за сырьё платили с отсрочкой в валюте по курсу, а продукцию отгружали также с отсрочкой, но в рублях…
Наши убытки измерялись восьмизначными цифрами. Оставалось смотреть на новое блестящее оборудование… И искать выход. Именно то время дало возможность по-другому взглянуть и на многие процессы, и на многих людей, оценить партнёров. Тогда две трети нашей продукции покупали глобальные мировые компании, в мае 2014 г. мы удачно отработали на выставке упаковки в Дюссельдорфе. Казалось, что впереди — молочные реки и кисельные берега, а вместо этого — санкции, из-за которых некоторые партнёры прекратили сотрудничество с нами. Одним словом, не было бы 2014 г., тяжелей бы было в 2020 г.
Что касается выпускаемой продукции. Продолжилось падение премиальной упаковки, в первую очередь — в алкогольном и сувенирном сегменте. Упали тиражи, мало интересных проектов. Естественно, рухнул рынок бумажных тарелок и креманок. Зато подросло количество изделий для продуктов на вынос, в том числе бумажных стаканчиков и бумажных крышек, упаковки для продуктов питания в средней и низкой ценовой группе. Мы запустили производство одноразовых масок, стаканов с плоским краем для СВЧ-печей.
О финансовых результатах года говорить пока сложно: полёт продолжается.
Вопрос кадров в нашей отрасли всегда был одним из самых проблемных, особенно в регионах. Важны и квалификация, и человеческие качества сотрудников. И в этот раз, как всегда, приходилось работать с людьми. С участков, где были провалы с загрузкой, мы перебрасывали сотрудников на другие участки. Если, в силу сложившихся обстоятельства, совсем не было возможности загрузить сотрудников работой, то помогали им финансово. Основная задача — сохранить людей и их веру в завтрашний день.
Что касается будущего, все кризисы когда-нибудь заканчиваются. И, как сказал великий философ Сенека, «после дождя обязательно будет солнце».
1 Hazard Analysis and Critical Control Points — концепция, позволяющая систематизировать идентификацию, оценку и управление опасными факторами, которые существенно влияют на безопасность продукции.