Хотя некоторые типографии обновляли парк оборудования и осваивали новые технологии даже в разгар коронакризиса, в целом обстановка не способствует смелым и, главное, детальным планам на ближайшую перспективу. Понятно, что останавливаться в развитии ни в коем случае нельзя, но что именно будет пользоваться спросом и когда именно — писано, как говорится, вилами на воде. И если кому-то из компаний-поставщиков удастся заключить на выставке серьёзные сделки — это будет серьёзное достижение её коллектива.
Председатель Клуба директоров цифровых типографий Санкт-Петербурга Александр Иванов выставки в этом году посещать собирается, но, как и большинство коллег, — для знакомства с новинками полиграфии «в общем и целом». Что же касается их приобретения, то, по его мнению, это можно сделать и без выставок. Также выставка всегда была поводом встретиться и пообщаться с поставщиками и коллегами, а в этом году мы сможем увидеть и узнать, кто выжил, а кто сменил профиль деятельности.
Игорь Вышегородцев, директор типографии «Цветофор» (Москва):
Выставки, конечно, интересуют полиграфистов — поэтому мы на них и ходим! Выставка — это место, где можно ознакомиться с тенденциями развития отрасли, новыми технологическими решениями, новыми материалами и, конечно же, пообщаться с коллегами. А ещё выставка — это площадка для переговоров с потенциальными клиентами и поставщиками. А ещё на выставках, как правило, можно договориться о существенных скидках на оборудование и материалы.
Иван Гудим, директор репроцентров «Выражайтесь Печатно», «PRINTDESIGN», «Форма 24», «Позитив» (Москва):
Думаю, одним из важных мотивов посещения выставок «после» будет эффект годового «затворничества». Всем интересно, что производители готовили к несостоявшейся drupa. Конечно, если это уже можно назвать «после», а не «во время».
Директор по развитию типографии «Вишнёвый пирог» (Москва) Евгений Тимощенко на выставках просматривает весь спектр оборудования и материалов, но не в целях немедленного приобретения, а для знакомства и на перспективу.
Директор типографии «Рубикон» (Воронеж) Игорь Крыль:
В этом году на выставку, конечно же, собираюсь, но пока без конкретных планов по выбору того или иного оборудования. Хотим приглядеться к новшествам и подпитаться идеями на будущее. На выставки ездить стоит, чтобы оборудование рассматривать и щупать лично: продавцам верить можно не во всём. Ну и общение с коллегами из других регионов зачастую приятно и полезно.
Сергей Морозов, руководитель типографии MB Print (Москва) рассказал, что на этот раз никаких определённых планов при посещении выставки не имеет. Но оговорился, что может быть всякое: именно на выставке первый раз появилась идея о приобретении послепечатного оборудования Schmedt. И хотя сразу его не купили, но работа с менеджером поставщика привела, в конце концов, к заключению контракта и установке целого комплекта машин для изготовления твёрдого переплёта (см. Захаржевский Ю. Специализация на качестве: от печати до переплёта // Publish № 3, 2021).
Анна Федосеева, генеральный директор типографии «К-Пресс» (Мытищи):
На российские полиграфические выставки пока не собираюсь, разве что позовёт лично кто-то из поставщиков с каким-то интересным предложением. Считаю, что смотреть на наших выставках практически нечего — особенно после посещения китайских выставок.