101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

К вопросу о полиграфических кадрах

  • Павел Яковлев
  • January 14, 2024
  • 964
Последнее время при общении с коллегами можно часто услышать, что существует кадровый дефицит в полиграфической отрасли. Наверное, к сожалению, с этим можно согласиться: тенденция имеет место быть. И очевидно, что данную проблему надо решать.

Каждое предприятие решает задачу обеспечения кадрами по-своему, кто-то приглашая готовых специалистов, кто-то выращивает сам свои кадры. У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Готовые специалисты стоят дорого, да и объективно их становится всё меньше. Свои выращенные кадры с определённой степенью вероятности, выучившись и получив опыт и квалификацию, могут уйти к конкурентам или смежникам. Здесь также встаёт вопрос про то, кто, как и в какое время их должен обучать и как проверить эффективность такого обучения. К условно готовому и недорогому решению можно отнести студентов — выпускников профильных учебных заведений, но здесь тоже достаточно много вопросов.

О качестве подготовки профессиональных кадров тоже звучит немало негативных отзывов. И объективных причин этому много: и оторванность системы образования от реальности, и сухая теория на пальцах из-за отсутствия современной материальной базы, и нежелание плотно сотрудничать с образовательными организациями самих предприятий. Хотя справедливости ради замечу, что в Санкт-Петербурге есть ряд предприятий, которые готовы помогать с написанием диплома выпускникам, давая тему диплома, актуальную для своего производства, и обеспечивая информационную и экспериментальную поддержку. Также студенты очень востребованы в полиграфический сезон на ручные операции, но, к сожалению, дальше простых операций студентов не ставят, а ведь можно было бы их назначать в помощь в различные подразделения, например, главного технолога, ОТК, мастера цеха и т. д. Это позволило бы студентам взглянуть шире на процессы полиграфического производства.

В этой статье я бы хотел поделиться своим опытом как преподавателя среднего профессионального образовательного учреждения, а также курсов повышения квалификации для предприятий и учебных центров.

Начну с себя

К вопросу о полиграфических кадрах

В отрасли я с 15 лет, начинал с разнорабочего, размотчика и резчика бумаги. Со временем выучился на печатника офсетной печати, работал на «Ромайоре», за 17 лет работы в отрасли удалось поработать на одно- и многокрасочных печатных машинах как малого, так и полного формата разных фирм производителей — оборудования. Есть опыт работы печатником флексографской печати.

Без отрыва от производства поступил в Северо-Западный институт печати, который закончил по программам бакалавриата и магистратуры по специальности «полиграфическое и упаковочное производство». Мне было интересно находить ответы в теории на вопросы, возникавшие в ходе моей профессиональной деятельности. Стоит отметить, что происходило это благодаря педагогам профильных дисциплин и моей внутренней мотивации. Это в свою очередь стимулировало меня продолжать самообразовываться и после обучения в институте.

Обучение в институте позволило подкрепить практический опыт теоретическими знаниями. И здесь хочется привести известную цитату, подтверждённую самой жизнью: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа».

Полученное образование позволило последние пять лет занимать должность инженера типографии и преподавателя дисциплин профессионального цикла по специальности «полиграфическое производство». Также параллельно я занимаюсь калибровкой и профилированием цветовоспроизводящих устройств. Образование и практический опыт в печати, опыт в настройке системы управления цветом, опыт инженера типографии позволяют широко смотреть на проблемы и практику полиграфического производства и транслировать его при преподавании.

Имея некоторый опыт преподавания, могу предположить, что профессиональное образование, основанное только на теоретических знаниях, давно перестало соответствовать запросам современного рынка труда и на рынке труда существует потребность в мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы молодых специалистах.

Следовательно, рассматривать качество профессионального образования нужно не только как сумму теоретических знаний в профессиональной области, но и как определённый уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования, при этом акцентируя важность непрерывного образования на протяжении всей жизни.

Как учат

К вопросу о полиграфических кадрах

Наверное, именно подход к обучению специалистов профессиональной сферы, где теория не подтверждается практикой, носит скорее формальный характер. На данный момент я вижу, что работодатели решают свои кадровые проблемы, не обращаясь к профильным учебным заведениям.

К счастью, за последние несколько лет в сфере обучения полиграфическим специальностям ситуация начинает меняться. На данный момент в современной системе среднего профессионального образования широко применяются конкурсы профессионального мастерства, в том числе конкурсы по стандартам WorldSkills Russia и пришедшее на замену им чемпионатное движение «Профессионалы». Целью таких профессиональных конкурсов является демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.

По опыту подготовки студентов к таким конкурсам профессионального мастерства и личного участия в них в качестве участника и эксперта могу сказать, что они являются хорошим стимулом и мотивацией к личному и профессиональному росту как тренерско-педагогического состава, так и для студентов, участвующих в конкурсах.

Есть хорошее выражение «Docendo discimus» (Обучая учись). В процессе подготовки студентов к конкурсам к педагогу предъявляются высокие требования как в профессиональном плане, так и в педагогическом. Это в свою очередь побуждает педагога к самообразованию и совершенствованию своих навыков. Появляются вопросы, на которые педагог сам должен найти ответы, чтобы транслировать их при преподавании. Помимо профессиональных компетенций, здесь ещё очень важны взаимоотношения с обучаемыми и системный подход к обучению. Например, наличие критериев отбора студентов, их мотивирование и программа подготовки, что требует от педагога-наставника знаний в области методики преподавания и психологии.

Возвращаясь к моему опыту подготовки студентов для участия в конкурсах профессионального мастерства, скажу, что в процессе подготовки студентов передо мной стоит задача отбора и мотивации студентов, а также углубление их практических и теоретических знаний, чтобы они могли быть конкурентоспособными не только во время конкурсов, но и на рынке труда.

На практике

К вопросу о полиграфических кадрах

Ввиду того что отбор студентов происходит на первом курсе обучения, уровень теоретической подготовки по специальности ещё не очень высок, заинтересованность студента в выбранной специальности и его способности по приобретению навыков, требуемых для работы по профилю, достаточно неопределённы. Поэтому, в рамках подготовки к конкурсам, от преподавателя требуется дать студентам квинтэссенцию теории и показать, как это применяется на практике.

Рассмотрим на примере, как это происходит. Среди заданий конкурса есть настройка печатной машины и печать тиража. Печатная машина является сложной системой с большим количеством элементов, которые необходимо настроить, прежде чем отпечатать тираж. Как обозначалось выше, уровень теоретической подготовки по специальности у студентов, отобранных для подготовки к конкурсам, ещё не очень высок, и объективно существует проблема непонимания процессов, происходящих в той же печатной машине. Ввиду многих факторов нет возможности в короткие сроки подготовки изменить эту ситуацию и вложить в студентов весь необходимый уровень теоретических знаний для понимания студентом процессов, происходящих в печатной машине. Поэтому в рамках подготовки студентов к выполнению конкурсных заданий целесообразно разделять «крупные» задания на более маленькие, освоение которых шаг за шагом позволит, собрав их воедино, настроить и запустить на печать печатную машину. Так, например, на печатной машине грубо можно выделить такие устройства, как самонаклад, стол равнения бумаги, печатную секцию, приёмно-выводное устройство и т. д.

В процессе подготовки при попытке сразу охватить все эти узлы можно легко перегрузить обучаемого объёмом информации по функциям этих узлов, нюансам их настройки и возможным проблемам и их устранению, что в лучшем случае приведёт к низкой эффективности обучения или вообще к отсутствию желания продолжать обучение. Таким образом в своей работе я разбиваю «крупные» задания на мелкие, перед знакомством с новым заданием происходит небольшой теоретический инструктаж по изучаемому узлу, далее на личном примере показывается правильная работа с рассматриваемым устройством, с последующей отработкой навыков настройки узла самими студентами. Следует добавить, что необходимым условием для подготовки студентов также является материально-техническая база и наличие расходных материалов. К сожалению, обучать, используя только презентации и видеоролики, прикладным вещам проблематично.

В индустрии

С обучением, а точнее, повышением квалификации действующих сотрудников типографии ситуация несколько иная. Я с коллегой провожу курсы повышения квалификации как по приглашению учебных центров, куда направляют на обучение своих сотрудников типографии или куда они записываются самостоятельно, так и выездные по приглашению самих типографий. Основными моими темами семинаров являются вопросы, связанные с цветом: его восприятие и описание, синтез, измерение, формулы цветового различия, визуальная оценка, эталоны цвета, система управления цветовоспроизведением и профилирование различных устройств. В работе мне помогает наглядная презентация, наличие своих спектрофотометров, образцы и личные примеры ситуаций. Коллега берёт на себя вопросы, связанные с флексографией и проблемами, возникающими при печати. Также мы оба хорошо владеем вопросами офсетной печати.

Если говорить про курсы повышения квалификации, где группа, как правило, состоит из взрослых специалистов разных сегментов полиграфии, которые понимают своё место в полиграфии, следует сказать, что они более мотивированные, имеющие производственный опыт, и выступать перед такой аудиторией всегда непросто. Это заставляет держать себя в тонусе, ведь в отличие от студентов они, как правило, имеют своё мнение и опыт по рассматриваемым вопросам. Их не надо учить работать, чаще всего им не хватает системных знаний об основах полиграфии и ответов на вопросы «почему так?». С ними интересно работать так, как практически всегда это диалог, а не монолог.

Особенно запомнился опыт выступления перед группой из десяти человек, где все были производственниками и у восьмерых из которых было высшее полиграфическое образование. В своих лекциях я даю как теорию, так и практические примеры, и когда я рассказывал про вопросы, связанные с цветом, я сказал, что понимаю, что вопрос сложный, но он интересный и нужный в полиграфии, на что аудитория оживилась и кто-то из участников сказал, что помнят, что в институте им, естественно, про эти вещи говорили, правда, тогда это было действительно сложно и непонятно, а теперь им стало намного понятнее. То ли я спикер хороший, то ли, что более вероятно, понять некоторые вещи возможно, лишь имея практический опыт.

Был у меня опыт, когда типография заказывала обучение для конкретного подразделения, где люди имели разный опыт в занимаемой должности, но примерно одинаково низкий уровень теоретической подготовки. С такой аудиторией тоже было интересно работать, в плане практических кейсов, естественно, они могут дать фору, но когда даёшь им систематизированную теорию и у них получается делать самостоятельные заключения и выводы о причинах той или иной ситуации или как нужно делать правильно, это дорогого стоит.

Такие предметные курсы, наверное, не менее полезны, чем обычное профессиональное обучение специальности в профильных учебных заведениях, так как обучаемые более мотивированы, имеют опыт и вопросы, а запрашиваемая тема семинара как раз призвана удовлетворить запрос в определённой области знаний, не распыляясь на общий курс полиграфии. Одна из известных цитат говорит: «Образование — это ответы на вопросы».

Оптимальная утопия

Говоря о подходах к решению кадрового вопроса, отбирая студентов профильных заведений или обучая их, хочется отметить, что на данный момент практически нет связи отрасли и образования. Знания преподавателей начинают устаревать, если не вести диалога с отраслью, а отрасль чаще всего закрыта для диалогов, все слишком заняты текущими проблемами, чтобы обращать внимание на такое понятие, как кадровый резерв, а ведь он формируется не сиюминутно и требует усилий двух сторон — как системы образования, так и самих предприятий. К тому же полиграфия очень многогранна, и невозможно выпускать специалистов, которые после выпуска, словно «универсальные солдаты», с лёгкостью начнут работать в офсетной, цифровой или флексографской типографиях.

Сложно представить такой учебный комбинат, который бы сочетал в себе все способы печати и виды выпускаемой полиграфической продукции. Поэтому, на мой взгляд, оптимальное, но утопичное решение данной проблемы — это первоначальное обучение основам полиграфии в рамках общего курса и дальнейший переход на специализацию по видам печати. Но, повторюсь, такой учебный комбинат мне сложно представить, поэтому более реальным выглядит обучение студентов азам полиграфии и общему пониманию отрасли в рамках среднего профессионального образования, чтобы выпускник мог ориентироваться в полиграфии и выбирать свой дальнейший путь в этой стезе, а также, оказавшись в том или ином сегменте полиграфии, иметь представление о полиграфических технологиях вокруг, а не быть узким специалистом одного направления.

В заключение следует сказать, что без должной мотивации, внутренней или внешней, хотя бы у одного из участников процесса обучения, преподавателя или обучаемого, никакая техническая база и методология обучения не позволят достичь высоких результатов.

Об авторе: Павел Яковлев, инженер типографии СПб ГБПОУ «АУГСГиП», преподаватель-специалист в области калибровки и профилирования цветовоспроизводящих устройств.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Print Park 2024: полиграфический форум среди монтажников-высотников

14 мая 2024 года в Петербурге прошёл IX полиграфический форум Print Park. Для нашего города это крупнейшее отраслевое мероприятие, на котором собираются не только местные полиграфисты, но и приезжают специалисты из других регионов. В этом году Print Park проходил, как обычно, на площадке музейно-исторического комплекса «Россия — моя история», но вот антураж был, мягко говоря, необычным. Весь день в главном холле на первом этаже, где в прошлом году размещались стенды полиграфических компаний, с грохотом шла установка каких-то огромных металлических конструкций для следующего мероприятия, поэтому нас не покидало ощущение стройки.

Алексей Пономарёв: «Мы не боимся проявлять инициативу!»

Об отрасли самоклеящихся материалов, её проблемах и ближайшем будущем рассказывает генеральный директор компании «Босла»

Цифровой бизнес в узком рулоне

Цифровая печать в узком рулоне — что это: долговременный тренд или недолгая история без особых последствий? Можно ли уже «залетать в тему» или нужно ещё осмотреться и подумать? Читайте об этом прямо сейчас.

Ввоз — дело тонкое

Сложно ли импортировать оборудование из-за границы? Насколько легко (нет) организовать международную перевозку? Сколько дней идёт груз из Китая и почему столько? Разбираемся в вопросах вместе с директором по логистике и ВЭД компании «Вест ол» Ириной Шведчиковой.

Тише едешь — дальше будешь

Давным-давно в далёкой-далёкой галактике была одна маленькая неавтоматизированная типография…



Новый номер

Тема номера: Кто есть на ROSUPACK/PRINTECH 2024. GO!DIGITAL UF-600X PLUS. «Берег» в китайском стиле. Типография «Санрайз». Режущие плоттеры. PRINT PARK 2024: LUSTER для полиграфистов. 9 вопросов об офсетной резине. Из скрапбукинга – в «сувенирку».



Каковы для вас итоги объединённой выставки Printech и RosUpack в этом году? (Можно выбрать несколько вариантов)
    Проголосовало: 37