Как можно повысить производительность труда в полиграфии? Предлагаю посмотреть на вопрос с низкого горизонта и вспомнить анекдот про прапорщика, который задавал вопрос рядовым о том, что главное в танке (что странно — этим оказались не кучность стрельбы и не ходовые качества машины).
Предположу, как человек сторонний и далекий от полиграфического производства, что повышение производительности труда производится, точно также, как и в любом другом производстве: обучением и материальным стимулированием работников, внедрением новых программных и аппаратных технологий. Но вопрос в другом — для чего повышать эту самую производительность? Или, уж если совсем близко к теме — для кого?
У каждого бизнеса есть хозяин, и именно он является выгодоприобретателем при повышении производительности. Увеличение производительности будет приносить прибыль владельцу, но не работнику — об этом, улыбаясь, говорит и Минэкономразвития (посмотрите их слайды по нематериальному стимулированию). Проблема только в том, что затраты на улучшение производительности никем не обсуждаются, не включаются ни в какие бюджеты и рассматриваются только лишь как дополнительное финансовое обременение. После непродолжительных раздумий этим вопросом предлагается обременить тех, кто должен ставить трудовые рекорды — обучение и внедрение технологий не оплачивать, выходить для этого в нерабочие дни: авось, экономия образуется.
Зачастую во многих бизнесах и на многих предприятиях отсутствует как класс амортизационный фонд: для чего? Нужно просто бережнее относиться к технике и она прослужит вечно. Нужно просто подгонять человека и он будет работать быстрее.
Нужно просто быстрее печатать — и на выходе мы получим больше единиц печатной продукции, да? Но нет. В большинстве случаев у кого-то из особо хамоватых (что с них взять — трудяги) работников начинается стремительное выделение здравого смысла, коим он делится с руководством, не боясь порицания, и всё возвращается к обычному рабочему темпу (до новой волны в точке 5 предпринимательского зуда).
Многие сегодня мнят себя бизнес-визионерами, главными по стране, щедро раздавая советы и не обращая внимания на то, что они все еще стоят на этапе первоначального накопления капитала. Все хотят быть стейкхолдерами, менеджерами, представителями высшего звена, но никто не хочет думать о мелочах: горячей воде на производстве для мытья техники и рук, достаточности освещения рабочих мест и снижения избыточного внимания к собраниям, отнимающим драгоценный временной ресурс у тех, кто никак не хочет работать быстрее и качественнее в обмен на картонную медаль.
Повторюсь: для чего и для кого увеличивать выработку? Давайте сначала решим этот вопрос, прежде чем опять бездумно начнем заливать деньгами зарубежных (запамятовал, напомните мне пять-шесть производителей софта и печатных машин из России) программно-аппаратных производителей.