Как мы, заказчики, выбираем себе типографию? Ее величество Цена! С ее обсуждения начинается любой мало-мальски серьезный разговор. Разумеется, перед тем, как попросить посчитать заказ, всегда уточняется, есть ли у типографии технические возможности его выполнить. Например, Publish заранее сузил для себя круг типографий, в которых мы могли бы печататься. Мы считаем, что, при тираже 10 тыс. экземпляров и более, ролевая печать должна обходиться объективно дешевле листовой (с точки зрения себестоимости). В этом случае, для уважающего себя заказчика, технический потенциал типографии во многом определяет конкурентную цену на ее услуги. Увы, чтобы посчитать российские типографии, располагающие ролевыми офсетными машинами с газовой сушкой, пока еще хватает пальцев на одной руке.
Итак, нас заинтересовали хорошей ценой, показали образцы продукции. Как правило, демонстрируют самые удачные экземпляры работ, которые есть у любой типографии. Никто не станет хвастаться своими провалами и не расскажет о внутренних технологических сложностях. Рано или поздно мы узнаем о них сами. Обидно, что узнаем на собственном опыте. Возможностей сплоховать у типографии бесконечно много: от банальной неприводки красок (а при ролевой печати это происходит нередко) и «ухода» цветов на особенно важных полосах, до совершенно неожиданных, типа «забыли, что в журнале должна была быть вклейка», или «с биговкой были проблемы, поэтому мы ее не сделали» (все вышеупомянутое — суровая правда жизни).
Почему так получается? Наверняка исполнитель приведет массу оправданий своей халатности. На самом деле, причины ошибок чаще всего укладываются в одну всеохватывающую категорию — «нарушение технических условий производства».
Нужны примеры? Пожалуйста. Загляните на стр. 54 этого номера. Там опубликована статья Максима Синяка «Следим за влажностью и температурой». Речь идет о специальных приборах, контролирующих эти показатели в печатном цеху. Казалось бы, такие мелочи, но автор описывает реальные жизненные ситуации, возникающие при нарушении технических условий акклиматизации и хранения бумаги. Избежать проблем просто: достаточно соблюдать закон, коим являются технические условия. Да, это дорого, поскольку связано с затратами на приобретение измерительного и другогo оборудования, обучение персонала (порой работники просто не знают, как правильно выполнять те или иные операции). «К чему впустую транжирить деньги? Проживем как-нибудь…». Мне кажется, именно так рассуждают многие (к счастью, не все) владельцы типографий, надеясь на извечный российский «авось».
А может, взглянуть с другой точки зрения? Что происходит после того, как заказчик обнаружил брак? Начинается разбор полетов, выясняется степень ответственности сторон. Чаще – «крайней» оказывается типография. Причем даже в тех случаях, когда источник проблем – в нарушении допечатных процессов или в некачественных материалах (бумага, краска и т. д.). Хотя последствий и этих бед можно избежать за счет правильной организации входного контроля.
Дальнейших сценариев развития событий много, но при большинстве исходов исполнитель теряет деньги. Иногда большие. А иногда — заказчика, который был готов к долговременным отношениям. Можно ли посчитать эти потери? Вполне, только вместе с прямыми потерями следует учесть подорванную репутацию типографии.
Кто-то смотрит на такие вещи спокойно — «потеряли этого клиента, найдем еще», — открывая для одной и той же типографии все новые и новые вывески. Другие ведут себя иначе: работают на перспективу, кропотливо отлаживая технологические процессы и дорожа каждым клиентом.
Так вот: нам, заказчикам, важны долговременные отношения, и мы хотим иметь гарантию качественного выполнения заказа. Некоторые даже готовы за это немного доплатить.