Посмотрим в глаза суровой правде: офсет нынче не в моде. Особенно листовой… Окинем взглядом ландшафт полиграфического рынка и технологий печати, по живости и разнообразию не уступающий богатству флоры и фауны джунглей Амазонки. Претендентов на кусочек от сладкого офсетного пирога — хоть отбавляй, и у каждого — свои уловки и хитрости. Поэтому и рост объёма продукции намного ниже, чем у конкурентов. У офсета — единицы процентов в год, у цифровых способов — десятки.
На рынок оперативной и рекламной полиграфии наступает легион цифровых видов печати. Это ч/б и цветная электрография на основе твёрдого тонера и жидких красок, здесь превалируют листовые лазерные и светодиодные устройства в форматах до А3+ и рулонные с шириной печати до 50 см. А ещё в наличии обильное поголовье ризографов, которые, благодаря дешевизне печати и простоте обслуживания, оттянули на себя немалый объём заказов на малотиражную продукцию с относительно невысокими требованиями к качеству (учебные пособия, бланки, документация и т. п.). Пока не сказали своего слова такие молодые технологии, как элкография, магнитография и др.
Продолжающий динамично развиваться сектор наружной рекламы, интерьерного оформления и, в некоторой степени, POS-материалов неумолимо пожирается широкоформатными рулонными и листовыми струйными устройствами с шириной печати до 5 м. Последний писк — планшетные модели с УФ-чернилами, способные запечатать практически любой материал, толщиной до нескольких сантиметров и шириной до нескольких метров. Неплохой темп в освоении упаковочной (к которой мы традиционно относим и этикетку) ниши набрала флексография. В её активе — отличная производительность, широкий диапазон гибких запечатываемых материалов и качество, вплотную приблизившееся к офсетному.
Да и темпы развития самой офсетной технологии, кажущейся старушкой на фоне более молодых и активных цифровых соперников, на первый взгляд, не впечатляют. Перелистайте новости в Publish: свежие модели офсетных машин — редкость, их объявляют единицы в год, и то, в основном, улучшенные модификации ранее выпускавшихся версий. Зато цифровые устройства появляются, как грибы после дождя.
Так что же, ответ на отнюдь нериторический вопрос в названии статьи: «Офсет нам не нужен!» Правильно? Предвидя бурные протесты многочисленных читателей, не мыслящих жизни без офсетной печати, тороплюсь их успокоить: куда ж мы без него…
Для начала — о долях рынка по способам печати.
Не смотря на всё многообразие технологий, офсетом (листовым и рулонным) в мире печатают, по разным данным, от 60 до 80% всей полиграфической продукции. Поэтому даже несколько процентов роста в год означают совсем другие абсолютные числа, чем те, что приходятся на долю цифровых альтернатив. Офсет остаётся и будет оставаться в обозримом будущем основной технологией печати.
Далее: превалирующий способ является эталоном качества печати. Именно этого качества заказчики ожидают (и далеко не всегда получают) от других технологий. У офсетной как базовой есть и другое преимущество — на неё в первую очередь ориентируются разработчики программных средств для допечатной подготовки (это касается алгоритмов цветоделения, цветовых библиотек и др.) и специалисты по «допечатке». Поэтому кадровые вопросы в компаниях, занимающихся флексографией или цифровой печатью, решить намного сложнее.
Хорошая офсетная машина служит годами, её ресурс рассчитан на десятки миллионов оттисков, и даже через несколько лет рыночная стоимость составляет весьма значительную сумму. Чего не скажешь о цифровых машинах, которые быстро устаревают не только физически, но и морально — новые, более производительные аппараты появляются слишком часто. Расходные материалы для офсета — самые массовые продукты на полиграфическом рынке, поэтому недороги, а их ассортимент необычайно широк (как и запечатываемых материалов). Никакому производителю офсетных машин не придёт в голову настоятельно рекомендовать заказчику использовать краски или формы только одной марки.
Но и на этом достоинства офсетной технологии не исчерпываются. Перечислять их можно долго, а вывод прост: всё-таки офсет нам нужен. Даже если кому-то кажется, что он не в моде…