Распространённая в кругу преферансистов присказка «не обманывай себя» частенько звучит, когда заказавший игру, подсознательно чувствуя слабину своих карт и большую вероятность неблагоприятного расклада, кладёт первую взятку, не закрывая снос, а крест-накрест поверх него. Создаётся иллюзия хорошего начала сразу с двух взяток, а по окончанию игры страстно желающему «обмануться» может даже показаться, что всё в порядке: заказ сыгран, заработаны очки в «пулю». Разница чаще всего принципиальна — от полной виктории (плюс в «пуле», соседи по столу скучно зевают и довольствуются стандартными вистами) до заметного проигрыша (плюс в «горе» — плохо, да и вистов на вас до обидного много). Короче, от прибыли до убытка — дистанция в одну взятку. Чем она дороже, тем больше награда победителю или штраф за проигрыш. От шампанского с икрой до милостыни в метро — один неверный шаг…
Но если игру рассматривать как модель реальных жизненных ситуаций, картина вырисовывается гораздо интереснее. Для примера возьмём предмет, исторически близкий и знакомый — полиграфию, а точнее — полиграфию оперативную, в самом модном её проявлении — как бизнес, основанный исключительно на устройствах цифровой печати. Всего пару-тройку лет назад новые копировальные салоны, оснащённые «цифрой», не испытывали особой конкуренции, с лёгкостью отбирая самые срочные и микротиражи у офсетных типографий и считая обычной прибыль в сотни процентов. Многие владельцы не могли удержаться от соблазна формировать цены на услуги, ориентируясь исключительно на чужие прайсы. Учитывая, что даже не добрав пару «взяток», салон всё равно оказывался в прибыли (запас-то велик), такой подход был вполне оправдан. Зачем утруждать себя тщательными подсчётами и анализом структуры заказов и оправданности цен на них, если результат всё равно будет положительным, и все заработают?
Но в последнее время ситуация меняется в неблагоприятную сторону. Похоже, в этом сыграли роль насыщенность рынка цифровой печатной техникой, развитие системы кредитования и лизинга, появление доступных и скоростных систем, а также не самая разумная ценовая политика некоторых игроков, стремящихся расширить клиентскую базу за счёт откровенного демпинга. Как следствие — за прошлый год средний уровень московских цен на услуги цифровой печати, перекрывающей значительную часть рынка оперативной полиграфии, упал более чем в два раза. Теперь составление прайс-листов на основе цен конкурентов для многих компаний может оказаться (или уже оказалось) гибельным. Многократного запаса больше нет, с этим придётся смириться — и научиться рассчитывать себестоимость продукции. Чем точнее, тем лучше. Даже если вы сознательно допускаете, что некоторые заказы выполняются в убыток (например, печать для постоянного и крупного клиента отдельной «мелочёвки», составляющей незначительную часть на фоне общего объёма денежных отношений с ним), совсем не мешает точно знать размеры потерь.
Причём в этом компаниям, оперирующим исключительно «цифрой», все карты в руки: штат сотрудников и фонд зарплаты обычно невелики и обозримы, печатное и послепечатное оборудование считанное-пересчитанное, сервисный контракт с поставщиком расходников может предусматривать покопийную оплату — вы совершенно точно знаете себестоимость каждого листа по тонеру и ресурсу машины, отговорки типа «а эта краска и 100 кг бумаги ушли на приладку» не проходят — не та технология. Интересно, что даже при отсутствии контракта с покопийной оплатой, можно точно оценить расходы на тонер с учётом процента заполнения листа — об этом мы подробно напишем в следующем номере. Сложнее всего с повременным учётом трудовых затрат на выполнение заказа — например, доля «чистых» расходов на печать при изготовлении визитки скорее всего меньше, чем суммарная стоимость времени на приём заказа менеджером по работе с клиентом и зарплаты специалиста, занимающегося послепечатной обработкой (визитки нужно порезать, отсортировать, упаковать и выдать). Но это вещь необходимая — возможно, результаты подсчётов откроют вам глаза и изменят отношение к некоторым заказам. Ценность этой информации можно смело приравнять к знанию прикупа в преферансе. Так что, не обманывайте себя, господа — считайте!
P. S. Наверняка, есть люди, которые уже занимались подобными вещами. Если вы готовы поделиться опытом — пишите publish@publish.ru.