Трудно найти директора типографии, ни разу в жизни не отдававшего заказ или его часть «на сторону». Как и типографию, не выполнявшую заказы для коллег-полиграфистов. Поэтому термин «кооперация», подразумевающий сотрудничество сходных по профилю и оперирующих на одном рынке компаний, нам хорошо знаком и близок.
Хотя кооперация в полиграфии очень распространена, она имеет не только преимущества. Да, её неоспоримое достоинство — практически неограниченное расширение возможностей типографии в кратчайшие сроки и без дополнительных затрат. В самом деле, при правильном подборе партнёров-исполнителей компания превращается в эдакую скатерть-самобранку, готовую исполнить любую прихоть клиента. Естественно, это способствует расширению круга заказчиков, особенно в оперативной и рекламной полиграфии, где особо ценится комплексное обслуживание. Экстремальный вариант такого подхода порождает «виртуальные типографии», вообще не располагающие собственным производством. Более умеренный и самый распространённый случай — сотрудничество «непересекающихся» по технологиям и нишам фирм (офсет и шелкография, малоформатная листовая и рулонная печать, печать и отделка).
Помимо расширения ассортимента услуг, кооперация помогает и при нехватке мощностей в периоды пиковых нагрузок. Помню случай, когда большая журнальная типография в ожидании пуска новых машин несколько месяцев распределяла текущие заказы по компаниям-конкурентам…
Опыт сотрудничества с субподрядчиками играет позитивную роль и в развитии типографии. Разобравшись в тонкостях незнакомой технологии и сформировав собственный круг заказчиков, можно без особого риска открыть новое направление бизнеса. Не обойтись без помощи коллег и начинающей компании, ещё не построившей законченный техпроцесс: начать работать можно на том, что уже есть, выполняя недостающие операции по субподряду.
Взаимоотношения в рамках кооперации редко строятся «на один раз». Обе стороны обычно заинтересованы в продолжении совместной работы, договариваясь о значительных скидках, которые типографии не всегда готовы предоставить конечному заказчику.
Интересна модель построения полиграфического бизнеса, целиком ориентированного на «кооперационные» заказы. Принт-менеджеры такой фирмы будут избавлены от общения с заказчиками, бесконечных (и малоэффективных) обзвонов и смогут уделять больше внимания технологическим аспектам. Впрочем, нам реально работающие компании подобного типа неизвестны.
Что касается минусов, то самый очевидный и неприятный — за работу субподрядчику приходится платить. То есть делиться деньгами, которые клиенты платят вам. Недостаток скорее психологический — ведь без кооперации от части заказов пришлось бы просто отказаться. А вот увеличение (или даже срывы) сроков выполнения заказов с участием партнёров — объективная реальность. Более того: полную ответственность за качество перед клиентом несёте вы, а контролировать отданные на сторону операции (за редким исключение) уже не можете. Как признался директор одной из московских типографий, демонстрируя «свежезагубленный» субподрядчиком продукт, по его наблюдениям, вероятность брака в «кооперативных» тиражах заметно выше, чем в обычных.
Свою лепту вносит специфика полиграфического производства. Поскольку большинство заказов уникальны, нет никакой гарантии, что даже самый проверенный субподрядчик вдруг не споткнётся — но отвечать перед заказчиком всё равно вам. Да и вряд ли захочет исполнитель отдельной операции компенсировать затраты на весь испорченный тираж — речь может идти лишь о части суммы потерь.
Безусловный минус — организационные сложности. Скоординировать выполнение сложной работы в нескольких фирмах, выдать клиенту предварительную и окончательную калькуляции, проследить за ходом процесса — это по плечу только очень квалифицированному принт-менеджеру. А ещё нужно обеспечить приемлемую по рыночным меркам цену продукта (не забывайте о дополнительных транспортных расходах) и прибыль для всех участников проекта.
Передавая часть заказа «на сторону», вы также подвергаете риску будущее отношений с клиентом. Во-первых, далеко не всех устраивает такая практика — людям может казаться, что их обманывают. Во-вторых, не каждый субподрядчик удержится от того, чтобы не попытаться переманить к себе интересного заказчика.
Изложенными выше соображениями все плюсы и минусы кооперации не исчерпываются. Тем не менее, игра стоит свеч. А искать золотую середину — в какой степени участвовать в игре и в каком качестве — каждому руководителю придётся самостоятельно.