101 СПОСОБ  ЗАРАБОТАТЬ   НА ПЕЧАТИ

Золотая середина

  • Игорь Терентьев
  • 4 февраля 2005 г.
  • 4156

Терентьев Игорь Трудно найти директора типографии, ни разу в жизни не отдававшего заказ или его часть «на сторону». Как и типографию, не выполнявшую заказы для коллег-полиграфистов. Поэтому термин «кооперация», подразумевающий сотрудничество сходных по профилю и оперирующих на одном рынке компаний, нам хорошо знаком и близок.

Хотя кооперация в полиграфии очень распространена, она имеет не только преимущества. Да, её неоспоримое достоинство — практически неограниченное расширение возможностей типографии в кратчайшие сроки и без дополнительных затрат. В самом деле, при правильном подборе партнёров-исполнителей компания превращается в эдакую скатерть-самобранку, готовую исполнить любую прихоть клиента. Естественно, это способствует расширению круга заказчиков, особенно в оперативной и рекламной полиграфии, где особо ценится комплексное обслуживание. Экстремальный вариант такого подхода порождает «виртуальные типографии», вообще не располагающие собственным производством. Более умеренный и самый распространённый случай — сотрудничество «непересекающихся» по технологиям и нишам фирм (офсет и шелкография, малоформатная листовая и рулонная печать, печать и отделка).

Помимо расширения ассортимента услуг, кооперация помогает и при нехватке мощностей в периоды пиковых нагрузок. Помню случай, когда большая журнальная типография в ожидании пуска новых машин несколько месяцев распределяла текущие заказы по компаниям-конкурентам…

Опыт сотрудничества с субподрядчиками играет позитивную роль и в развитии типографии. Разобравшись в тонкостях незнакомой технологии и сформировав собственный круг заказчиков, можно без особого риска открыть новое направление бизнеса. Не обойтись без помощи коллег и начинающей компании, ещё не построившей законченный техпроцесс: начать работать можно на том, что уже есть, выполняя недостающие операции по субподряду.

Взаимоотношения в рамках кооперации редко строятся «на один раз». Обе стороны обычно заинтересованы в продолжении совместной работы, договариваясь о значительных скидках, которые типографии не всегда готовы предоставить конечному заказчику.

Интересна модель построения полиграфического бизнеса, целиком ориентированного на «кооперационные» заказы. Принт-менеджеры такой фирмы будут избавлены от общения с заказчиками, бесконечных (и малоэффективных) обзвонов и смогут уделять больше внимания технологическим аспектам. Впрочем, нам реально работающие компании подобного типа неизвестны.

Что касается минусов, то самый очевидный и неприятный — за работу субподрядчику приходится платить. То есть делиться деньгами, которые клиенты платят вам. Недостаток скорее психологический — ведь без кооперации от части заказов пришлось бы просто отказаться. А вот увеличение (или даже срывы) сроков выполнения заказов с участием партнёров — объективная реальность. Более того: полную ответственность за качество перед клиентом несёте вы, а контролировать отданные на сторону операции (за редким исключение) уже не можете. Как признался директор одной из московских типографий, демонстрируя «свежезагубленный» субподрядчиком продукт, по его наблюдениям, вероятность брака в «кооперативных» тиражах заметно выше, чем в обычных.

Свою лепту вносит специфика полиграфического производства. Поскольку большинство заказов уникальны, нет никакой гарантии, что даже самый проверенный субподрядчик вдруг не споткнётся — но отвечать перед заказчиком всё равно вам. Да и вряд ли захочет исполнитель отдельной операции компенсировать затраты на весь испорченный тираж — речь может идти лишь о части суммы потерь.

Безусловный минус — организационные сложности. Скоординировать выполнение сложной работы в нескольких фирмах, выдать клиенту предварительную и окончательную калькуляции, проследить за ходом процесса — это по плечу только очень квалифицированному принт-менеджеру. А ещё нужно обеспечить приемлемую по рыночным меркам цену продукта (не забывайте о дополнительных транспортных расходах) и прибыль для всех участников проекта.

Передавая часть заказа «на сторону», вы также подвергаете риску будущее отношений с клиентом. Во-первых, далеко не всех устраивает такая практика — людям может казаться, что их обманывают. Во-вторых, не каждый субподрядчик удержится от того, чтобы не попытаться переманить к себе интересного заказчика.

Изложенными выше соображениями все плюсы и минусы кооперации не исчерпываются. Тем не менее, игра стоит свеч. А искать золотую середину — в какой степени участвовать в игре и в каком качестве — каждому руководителю придётся самостоятельно.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
Дела семейные

Publish стремится к экспансии: рост и развитие — это неизбежность любого проекта, который не планируется к закрытию. Зафиксировать состояние невозможно, «стабильность» — это просто другое имя деградации.

Мотивация биороботов

Мы подготовили несколько материалов на тему производительности труда. В процессе мы общались с директорами типографий и специалистами, работающими в отрасли, и получили очень разные ответы на заданные вопросы.

Выставок много — Publish один

В этом номере вы найдёте материалы о трёх выставках, которые входят в круг интересов журнала (и отрасли, для которой мы работаем). И все три выставки прошли в июне, но мы пишем про них только сейчас. Почему?

Вкусно?

В любой ситуации мы всегда должны понимать: будет лучше или хуже, это же — диалектика. В заказах на полиграфию мы сейчас наблюдаем два разнонаправленных тренда: получше и подешевле. Очевидно, структура спроса меняется. Но что это значит?

Сочи — город контрастов

В минувшем апреле прошло сразу два отраслевых мероприятия, на которых Publish выступает медиапартнёром.



Новый номер

Тема номера: Бумага и картон в России. Детали: Ausje tech MFB. VIPColor VP660. Обзоры: LIYU Platinum Q-Cut. Sprinter TC -F2132. Отметка «1000» пройдена. «Реклама-2024». Цифровые перспективы России. Варианты будущего для этикеточных типографий.



Какой следующий принтер вы купите себе на производство?
    Проголосовало: 43