Классическое высказывание о главных российских бедах справедливо и в контексте рынка цифровой печати (по крайней мере, наполовину). А чтобы получить исчерпывающее определение всех главных бед цифровой печати, достаточно перефразировать его с учётом особенностей предметной области. Получается, «дураки и демпинг».
Обычное дело: как соберутся владельцы или руководители цифровых печатных салонов, так разговор неминуемо заходит о ценах на печать. Уж очень тема больная, а падают они не первый год — стабильно и катастрофически (как считают некоторые) ползут вниз. Увы, обсуждать проблему можно сколько угодно, но где взять действенные рецепты её решения?
Говорят: прежде чем лечить болезнь, нужно поставить верный диагноз. Почему падают цены на рынке цифровой печати? Принято считать, что во всех бедах виноваты глупые и недальновидные владельцы только что открывающихся салонов: стремясь привлечь клиента любыми средствами, они устраивают «праздничную распродажу» услуг цифровой печати по бросовым ценам. Последствия больно бьют не только по самим организаторам мероприятия (попробуй-ка вернуться к нормальным ценам, обеспечивающим приемлемую прибыль, и не растерять заказчиков), но и по всему рынку — слухи об «отличной» сделке в новом салоне распространяются, как круги на воде. Ими разят наповал несговорчивых, не стесняясь, «прогибают» давних партнёров и т. д. Звериный оскал капитализма, в общем…
Но есть и объективные причины устойчивого падения цен. Дело в технологиях: рынок офсетного оборудования относительно устоялся (стоимость машин определённых форматов, красочности и классов, а также расходных материалов к ним не меняется годами), иное дело — цифровая техника. Интенсивно развивается она всего несколько лет, а поколения цифровых устройств печати меняются чуть ли не ежегодно. Неудивительно, что себестоимость отпечатка на годовалой машине оказывается существенно выше, чем на только что купленном за гораздо меньшие деньги и более производительном аппарате нового поколения. А ведь составляющей себестоимости в цене конечного продукта никто не отменял…
Другой объективный фактор — «пересортица». И снова аналогия с офсетом: если разница в качестве полноцветной печати офсетных типографий существенна, то отпечатки с цифровых машин разных поколений и классов отличаются, как небо и земля. А в прайсах стоит только цена за цветной лист А4… Понятно, почему владельцы серьёзных ЦПМ нет-нет да и срываются «посоревноваться» с теми, кто строит бизнес на основе цветного лазерного принтера формата А4. То ли ещё будет, когда на рынке появятся предложения по печати листовой продукции на промышленных струйных системах…
Увы, не лучшим образом сказывается и фактор цены вхождения в бизнес: в цифровой печати она на порядок (а то и на два) ниже, чем начальная сумма для организации печатного производства на основе традиционных технологий. Поэтому у кредито- и лизингодателей велик соблазн разложить деньги во много маленьких корзин, не особо вдаваясь в содержание бизнес-планов и заложив в проценты повышенный риск, а ответственность поставщиков недорогих систем цифровой печати вообще минимальна: нагружать их обязанностью обратного выкупа не оправдавшего себя аппарата (пусть даже проработавшего всего несколько месяцев) никто не собирается — неликвид.
Удивляться пертурбациям на рынке цифровой печати не приходится; они естественны — так и должно быть в период формирования и созревания рынка. Бороться с демпингом организационными мерами (создавать ради этого ассоциации, надеяться, что поможет поставщик, и т. п.) бессмысленно — не забыли о беде № 2?! Уверен — всё расставит по местам время (увеличится период между сменами поколений ЦПМ, появятся крупные сети печатных салонов с едиными ценами). Во всяком случае, на рынке офсетной печати проблема демпинга не так остра.