В наше время, когда самые горячие новости — это, увы, катастрофы, осталось совсем немного людей, не знающих, что такое «чёрный ящик». Защищённые бортовые накопители (ЗБР) постоянно фиксируют параметры полёта воздушных судов. За счёт прочнейшей конструкции они сохраняют бесценные данные о последних минутах полёта даже при самой ужасной аварии и помогают в расследовании её причин. На самом деле устройства совсем не чёрные — их красят в оранжевый цвет, чтобы легче искать среди обломков после крушения. Вероятно, так ЗБР называют в силу автономности и принципа работы — данные из разных источников стекаются в одну точку и как бы пропадают в пустоте. Что там с ними происходит, как они записываются — никого до поры до времени не интересует. Аналогия очевидна — ведь ещё до изобретения в середине прошлого века системы регистрации параметров полёта, сердцем которой является ЗБР, существовало общепринятое определение «чёрного ящика». Это объект, который на входе получает некую информацию, обрабатывает её по неизвестному алгоритму и на выходе выдаёт новую. Если надо автоматизировать некую операцию, дабы каждый раз не вникать в тонкости её реализации, «чёрный ящик» очень кстати.
Но какое отношение загадочный предмет имеет к нашей теме — управлению цветом? Самое прямое. Похоже, в последние годы производители оборудования и типографии всё больше осознают необходимость превращения печатных машин в «чёрные ящики». Современная идеология управления цветом в том, чтобы построить точную модель печатного процесса и обеспечить на входе печатной машины требуемые данные. Если поведение машин отвечает ожиданиям, на выходе получится нужный цвет. Любые нарушения в процессе печати (в т. ч. из-за ошибок или недостаточной скорости реакции оператора) сведут на нет все усилия, предпринятые на допечатной стадии.
Логика проста: стабильно работающая машина — стабильный цвет на оттисках. Он может быть неверным (если допущены ошибки в препрессе), но всегда одинаковым. Отсюда следует: идеальное печатающее устройство должно быть «чёрным ящиком». Не случайно большинство DI-машин, продвигаемых на рынок под лозунгом «лучшие решения для начинающих офсетный бизнес» (читай — для неопытных), стандартно или опционально оснащаются автоматизированными системами обратной связи, обеспечивающими стабильность работы и заданных параметров без вмешательства оператора. Буквально в последние пару лет такие системы, сначала основанные на денситометрическом, а позже — спектрометрическом контроле, стали активно внедряться в листовом и рулонном офсете. Цель очевидна — минимизировать влияние человеческого фактора на стабильность печати.
Помимо контроля количества переносимой краски, автоматике стали доверять и приводку. В современных рулонных машинах ведущих производителей системы автоприводки уже норма. Предлагаются и замкнутые циклы управления цветом для модернизации установленных машин — устройства считывания контрольных меток на оттисках и автоматической корректировки подачи краски. Примеры успешного внедрения есть даже в крупных российских журнальных типографиях, где давно осознали настоящую цену стабильности печатного процесса.
Ещё одна проблема, затрудняющая эффективное превращение печатной машины в «чёрный ящик», — инерционность офсетного процесса. Развитые красочные аппараты слишком долго реагируют на управляющие воздействия. Одно из решений — короткие красочные аппараты без настройки красочных зон (такую машину на IPEX покажет Heidelberg). Конечно, первоначальная цель их создания — ускорить переход с тиража на тираж, но повышенная скорость реакции облегчает превращение машин в «чёрные ящики» с малой инерционностью.
В авиации «чёрные ящики» — важнейшие компоненты систем обеспечения безопасности полётов. Да и в автомобильной отрасли в последние годы идут серьёзные работы по внедрению аналогов ЗБР. А чем полиграфия хуже? Разве стабильный цвет — не гарантия безопасности инвестиций?!