Папанек В. Дизайн для реального мира. — М.: Издатель Д. Аронов, 2010. — 416 с.
Книга делится на две основные части: как обстоит дело и как всё могло бы быть. Состояние дизайна описывается на начало 1980-х годов. Но тут сложно говорить об устаревании: не искажённая временем честная оценка дизайна тридцатилетней давности помогает понять причины многих проблем современного. Сейчас можно проверить справедливость прогнозов автора, сделать собственные выводы, обратить внимание на задачи, до сих пор не решённые. Сейчас мы живём в мире, спроектированном людьми, начинавшими свой профессиональный путь именно в то время. Акцент на американскую реальность не лишает сведения актуальности ввиду идеализирования нами тамошних моделей многих сфер жизни, взглядов и принципов.
В книге содержится масса экологической, социальной, медицинской, экономической статистики губительного воздействия безответственного дизайна на природу, общество и культуру. Примерами удачного и неудачного дизайна для развитых и развивающихся стран иллюстрируется необходимость социальной и экологической ответственности дизайнера, необходимость самостоятельно выявлять проблемы и потребности различных групп людей.
Дизайн — это деятельность на стыке многих дисциплин, требующая широкой горизонтальной специализации, универсальности, способности всеобъемлюще воспринимать процесс проектирования. Вместе с обозначением проблем дизайна предлагаются методы их решения, проверенные автором в профессиональной и преподавательской деятельности, в творческих и студенческих группах.
Баммес Г. Образ человека. Учебное пособие и практическое руководство по пластической анатомии. — СПб: Дитон, 2011. — 507 с.
Доказательством элементарного мастерства художника неизменно является рисование фигуры человека. Это первая публикация знаменитого пособия по пластической анатомии на русском языке. С 1964 г. оно выдержало десять изданий на языке оригинала. За это время вносились уточнения, текст сокращался, переписывался и дополнялся по мере усовершенствования автором методов изучения и переосмысления преподавания, множились иллюстрации.
В книге содержится история пластической анатомии, созданной самими художниками, начиная с эпохи Возрождения. Основное внимание уделяется пропорциям фигуры, статическому и динамическому положению, движению и выразительности тела, пластике его частей. Расположение учебного материала подчинено определённой логике, которая помогает сформировать пересечение и взаимовлияние научного и художественного взглядов в мышлении художника.
Богатейший иллюстративный материал: репродукции художников-анатомов, в т. ч. да Винчи, Микеланджело, Везалия, схемы и рисунки (человека, экорше, отдельных костей, групп суставов и мышц), ученические работы, серии фотографий обнажённой натуры, выполненные специально для пособия. Руководство энциклопедического уровня предлагает наглядные инструкции по изучению строения фигуры и одновременно учит проницательно вглядываться в людей.
Книга создана для художников-мастеров, преподавателей и студентов. К работе над русским изданием были привлечены высококвалифицированные специалисты: детский кардиолог, врач высшей категории Ю. К. Багровцев и консультант по анатомии и переводу с немецкого языка на русский А. И. Басов.
Фриман М. Дао цифровой фотографии. — М.: Добрая книга, 2011. — 192 с.
Дао в философии обозначает не только «путь человека», но и «принцип творения»; при такой трактовке термина название книги достаточно точно определяет её цель и содержание. Принципами создания цифровой фотографии являются: пространство (в данном случае — рамка кадра), композиция, геометрические элементы, свет и цвет, замысел и сам процесс творения. То есть фотографу — по сути, с утверждения этой мысли и начинается книга, — кроме освоения возможностей своей техники, следует изучить принципы, актуальные для всех изобразительных искусств. Но здесь они подаются не «в общем», а в привязке именно к фотографированию, в т. ч. к специфическим возможностям «цифры». Описание любой технической стороны работы с камерой даётся исключительно для освоения средств и способов реализации идеи при съёмке, достижения цели.
Книга наполнена размышлениями о фотографии как таковой, процессе её создания, суждениями великих фотографов о своих работах, обращениями к истории. А кроме того — ёмко и ясно изложенными правилами, описанием особенностей разных способов съёмки, анализом восприятия изображений, историями построения, поиска наилучшего кадра объектов и сцен, взятыми автором из собственного опыта. Сочетание философского и практического взглядов на создание фотографии, акценты на значимых психологических моментах и обильное иллюстрирование позволяют легко воспринять насыщенный материал и сохранить в памяти многое к моменту, когда книга в руках сменится на фотоаппарат. — Ю. Бережная