«Я с самого детства любила рисовать и шить. Окончила художественную школу, а шить научилась сама. После школы поступила в Дагестанский технический университет на специальность инженер-технолог швейного производства. Но, когда мы выпустились, оказалось, что технологи никому больше не нужны. В 90-е годы швейные производства закрывались по всей стране. Тогда я открыла собственное ателье индивидуального пошива.
Каринэ Рамазанова, дизайнер |
Уже в то время мне нравилось работать с этническими мотивами. Например, мы шили сценические костюмы для дагестанского национального хора, обращаясь и к традиционному дагестанскому костюму, и к европейской классике. Параллельно я участвовала в различных конкурсах. В 2007–2008 годах я приняла участие в конкурсе «Кавказский стиль». Тогда начал расти интерес к моему творчеству. Но по семейным обстоятельствам мне пришлось поставить всю эту деятельность на длительную паузу.»
Каринэ, расскажите о себе. Как Вы стали дизайнером?
В 2019 году родился проект «Лезги Сумах». Это мои авторские принты на основе ковровых узоров, которые используются на платках, в одежде, аксессуарах. Точкой отсчета этого проекта стал показ моего коврового платья «Лезги Сумах» на петербургской неделе моды Neva Fashion Week. Тогда эта идея выстрелила и начала набирать популярность. Потом была Московская неделя моды в 2020 году, а в 2021-м я взяла гран-при как лучший дизайнер на ростовской неделе моды Don Fashion Week. Там я показывала коллекцию платков с моими авторскими принтами «Возвращение к истокам». В 2021-22 годах у меня были две персональные выставки в Дербентском музее и в Доме национальностей в Москве. Ещё о моих фартуках рассказывала Жанна Бадоева в программе «Лучше всех». А платье «Лезги Сумах», с которого начался весь проект, выставлялось на ВДНХ с января по апрель в рамках выставки «Культурный код».
Платье «Лезги Сумах» на ВДНХ |
Как Вы создаёте свои коллекции?
Свои принты я делаю в основном по мотивам дагестанских ковровых узоров, но не только. Меня очень вдохновил древнейший в мире Пазырыкский ковёр, найденный в Горном Алтае и сейчас хранящийся в Эрмитаже. На его основе я сделала принт для своего платка «Пазырыкский ковёр». Было очень приятно увидеть ролик, где экскурсовод Эрмитажа рассказывала об экспонате в моём платке. В 2021 году у Эрмитажа был проект «Кавказские эфиры»: они ездили по Северному Кавказу и брали интервью у художников и других интересных людей. Я горжусь, что в том числе они приехали и ко мне в мастерскую.
Моё творчество не ограничивается только этническими мотивами, но эта тема мне очень близка. В наше сложное время многие устали от глобализации, хочется найти свои корни и подпитаться от этого. Не знаю, как долго это будет продолжаться, но мне это нравится. Я внедряю традиционные принты в нашу современную жизнь: перерабатываю, переосмысливаю, добавляю этнику в современный стиль.
А технически как Вы создаёте принты?
Совершенно по-разному. Вначале, конечно, эскиз, потом он переводится в «цифру» в программах Photoshop или Procreate. Обычно эскиз я рисую вручную на бумаге. Но могу использовать разные техники. Делаю склейки из того, что мне нравится. Например, у меня есть платок «Ностальжи», который сделан на основе французских журналов мод 1870-х годов. Я фотографировала эскизы оттуда и собирала их в принты.
Плюс у нас сильные традиции ковроткачества, в каждом доме есть национальные ковры, поэтому идей для вдохновения неисчерпаемое множество. Я потому и назвала свой проект «Лезги Сумах», так как хотела популяризировать лезгинское ковроткачество. У нас в доме тоже есть своя реликвия — семейный ковёр, который ткала моя свекровь на рождение первой дочери. Его узоры я тоже использовала в своих коллекциях.
Открытие производственной фирмы логически вытекало из занятия дизайном принтов. Её открыла моя дочь Асият Рамазанова. Конечно, я там не единственный клиент. |
Как Вы пришли к созданию «Сумах-Принт»?
Это цифровое швейно-печатное производство с широким спектром заказчиков: дизайнеры одежды, интерьерные дизайнеры, организации с корпоративным мерчем, рестораторы, музеи. Например, мы сотрудничаем с Музеем Махачкалы. Один из последних проектов — печать работы художника Сергея Потеряева «Махачкала в звуках». Сергей ездит по разным городам, фотографирует их и подбирает музыку. В итоге получается многометровая инсталляция с фотографиями, искажёнными звуковыми волнами.
Компания работает не так давно, нам нет ещё и года, поэтому портфель заказов только формируется. Многие дизайнеры знают меня и приходят печатать свои принты к нам. Есть корпоративные заказчики, которым нужна униформа с DTF-печатью, это мы тоже делаем. Моя дочь и сама дизайнер, разрабатывает макеты для клиентов, кто-то приходит с уже готовым дизайном.
Наши клиенты не только из Дагестана. Чтобы о нас узнавали, мы участвуем в выставках типа «Тюбетейки» или WANDI Bazar. У нас есть сайт-магазин. Ведём свой телеграм-канал. Ещё я веду свой личный канал как дизайнер.
Расскажите о вашем производстве: какое оборудование, сколько человек в штате?
Печатного оборудования у нас пока немного. Сублимационный принтер GongZheng Apsaras G4-H, принтер для прямой пигментной печати GongZheng Apsaras G4-P и каландровый термопресс TitanJet RTX34-1800A. Эти три машины поставлял краснодарский филиал «Смарт-Т». Они же занимались установкой, запуском и обучением персонала.
Также у нас установлен комплекс DTF-Z, который чаще всего используется для печати на футболках. Штат сотрудников у нас пока невелик: всего шесть человек — два печатника, две швеи, менеджер-организатор-дизайнер в одном лице моей дочери и я. В планах увеличить штат швей, чтобы не перегружать людей и сохранить высокое качество наших изделий.
Как обстоят дела с ТО, расходниками, поисками материалов?
С ТО все отлажено. Сервисники «Смарт-Т» всегда на связи, консультируют нас по любым вопросам. Если проблема серьёзная и мы не справляемся своими силами, то пишем заявку, и сервисные инженеры приезжают к нам на производство из Краснодара. Буквально недавно была такая проблема с полошением при печати. Сначала пытались решить проблему заочно, но в итоге сервис-инженеры приехали в Махачкалу и сами всё исправили.
По DTF наши печатники общаются на форуме, там пользователи помогают друг другу, отвечают на вопросы.
Ткани для печати в основном берём у того же «Смарта» — у них есть всё необходимое. Но я экспериментирую, езжу на выставки типа «Интерткань», ищу, тестирую на нашем оборудовании. Так что поставщики очень разные и совсем необязательно специализируются на тканях под печать. Так, ткань «Армани премиум», которая идет на платки, не позиционируется как ткань под цифровую печать, но мы провели тесты, и эксперимент оказался удачным. Для прямой печати берём бязь, поплины и вафельное полотно Ивановского ХБК.
Расходники для печати закупаем у «Смарт-Т». Это проверенный поставщик, отвечающий за качество, и мы не рискуем брать что-то незнакомое.