Типографии пропустили технологический рывок, который произошел в конце восьмидесятых - начале девяностых годов в области допечатных процессов.
Этот номер Publish в некотором роде юбилейный. К десятому журналу мы шли полтора года, дошли и выражаем свою искреннюю и глубокую благодарность всем, кто поддерживал нас на этом пути. Авторам, которые время от времени радовали редакцию хорошими материалами. Рекламодателям, которые оплачивают все то, что называется журналом Publish (надеюсь, в благодарность за этот широкий жест вы у них что-нибудь купите). Наконец, читателям, чье благосклонное и подчас незаслуженное внимание является единственным оправданием наших усилий. И хватит об этом.
Тема, которую мы постарались раскрыть в этом номере, - типография и то, что в ней происходит. Для многих, может быть, для большинства людей, связанных с цифровым издательством, процесс подготовки публикации заканчивается выводом пленок. О том, что происходит с пленками за дверьми типографии, они, безусловно, имеют представление, но, возможно, самое общее. При этом вся технология допечатной обработки изданий строится, исходя из соображения, что хорошо подготовленные материалы будут напечатаны хорошо, а плохо подготовленные - плохо.
В жизни все не совсем так, вернее совсем не так. Насколько нам удалось разобраться в этом вопросе при подготовке номера, типография имеет не меньше возможностей исправить или, наоборот, "запороть" публикацию, чем те, кто занимался допечатной подготовкой. Ведь еще совсем недавно, каких-нибудь десять лет назад практически все, что сегодня называется "препресс" было прерогативой типографий. Но о своих возможностях в этой области печатники распространяться не любят и, даже напротив, не прочь напустить по этому поводу тумана. Отчасти это связано с тем, что чем меньше заказчик понимает процесс - тем проще вести с ним дело.
Проблема может быть еще и в том, что печатники и допечатники в нашей стране имеют совершенно разные корни или, как говорят англичане, "background". Различия в образовании и культурном контексте достаточно велики для того, чтобы обе группы профессионалов относились друг к другу, мягко говоря, с подозрением. Но деваться друг от друга некуда, мы работаем вместе, и этот лед надо топить.
Где-то в конце восьмидесятых - начале девяностых годов в области допечатных процессов произошел значительный рывок, связанный с переходом на цифровые технологии. Типографии этот рывок прозевали, потеряв на этом заметную часть своего бизнеса, которая перешла к различным препресс-бюро и сервисцентрам. Но за прошедшие десять лет у руководства типографий было время подумать, и крупные типографии стали строить собственные современные центры допечатной подготовки. С другой стороны, препресс-бюро (и в этом я совершенно согласен с Евгением Бутманом, интервью с которым можно прочесть в рубрике "Последняя страница") стали выполнять функции типографий. Современная цифровая техника: принтеры, копиры и дубликаторы, - зачастую позволяет печатать малые тиражи (наиболее распространенный в последнее время тип заказов) быстрее и дешевле, чем при печати офсетом. Конкуренция обостряется, а иделогических противников, как известно, нужно знать в лицо. Может быть в это вам поможет юбилейный номер журнала Publish.